Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 19:34, реферат
Краткое описание
Человек существует в определенном пространстве, и основной составляющей этого пространства служит земная поверхность - поверхность литосферы. Литосфера является источником всех минеральных ресурсов, одним из основных объектов антропогенной деятельности. Основную ценность представляет почвенный слой литосферы. Бережное и грамотное обращение с землей на сегодняшний день стало самой актуальной проблемой. В границах литосферы периодически происходили и происходят грозные экологические процессы (сдвиги, сели, обвалы, эрозия), которые имеют огромное значение для формирования экологических ситуаций в определенном регионе планеты, а иногда приводят к глобальным экологическим катастрофам.
Оглавление
Введение……………………………………………………….3 Экологическая сукцессия, понятие и виды……………….…4 Литосфера и ее структура…………………………………… .7 Экологические проблемы загрязнения литосферы………..11 Заключение……………………………………………………14 Список литературы…………………………………………...16
Австралийской плиты Гималаи. Наличие
горных областей во внутренних частях
литосферной плиты говорит о том, что когда-то
здесь проходила граница двух плит, прочно
спаявших друг с другом и превратившихся
в единую, более крупную литосферную плиту.
Таким образом, можно сделать общий вывод:
границы литосферных плит – подвижные
области, к которым приурочены вулканы,
зоны землетрясений, горные области, срединно-океанические
хребты, глубоководные впадины и желоба.
Именно на границе литосферных плит образуются
рудные полезные ископаемые.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
ЛИТОСФЕРЫ
В процессе эволюции человек начал изменять
земную поверхность, но особо крупных
масштабов эти изменения достигли в последние
сорок лет.
Как известно, суша в настоящее
время составляет 1/6 планеты ту
часть планеты, на которой и
обитает человек. Именно поэтому
очень важна охрана литосферы.
Охрана почв от человека является
одной из важнейших задач человека,
так как любые вредные соединения,
находящиеся в почве, рано или
поздно попадают в организм
человека.
Несовершенство сельскохозяйственных
приемов приводит к быстрому истощению
почв, а применение крайне вредных, но
дешевых ядохимикатов для борьбы с вредителями
растений и в целях повышения урожайности
усугубляет эту проблему. Не менее важной
проблемой является экстенсивное использование
пастбищ, превращающее в пустыни огромные
участки земли.
Огромный вред почвам наносит вырубка
лесов. Так, если под влажными тропическими
лесами вследствие эрозии теряется ежегодно
1 кг почвы с гектара, то после вырубки
этот показатель увеличивается в 34 раза.
Наибольшую опасность представляют предприятия
цветной и черной металлургии. Литосфера
загрязняется жидкими и твердыми загрязняющими
веществами и отходами. Атмосферные осадки:
многие химические соединения (газы - оксиды
серы иазота), попадающие в атмосферу в
результате работы предприятии, затем
растворяются в капельках атмосферной
влаги и с осадками попадают в почву. Нарушения
поверхности литосферы начинаются и со
строительства жилища, когда необходимо
выравнивание поверхности и закладка
фундамента. К серьезным изменениям
поверхности литосферы привело и строительство
железных и автомобильных дорог, прокладка
линий электропередач и связи. Адаптационные
механизмы биосферы не могут справиться
с нейтрализацией
увеличивающегося количества вредных
для ее нормального функционирования
веществ, и естественные системы начинают
разрушаться.
Еще один путь нарушения литосферы - геологоразведочные
работы, которые сопровождаются копанием
шурфов, бурение мелких скважин, взрывами
приповерхностных зарядов при проведении
сейсмической разведки и т.п. При региональных
исследованиях заряды достигают 1000 кг
и могут влиять на 100 - метровую толщу породы.
Нарушения поверхности литосферы - далеко
не безобидное явление. Нарушения приводят,
как правило, к активизации опасных стихийных
явлений: оползней, обвалов, просадок грунтов,
создают условия для формирования селей
и снежных лавин, способствует увеличению
поверхностного стока, меняют условия
инфильтрации и движения флюидов в грунтах,
нарушают сообщества почвенно-грунтовых
организмов и микробный " фильтр",
регулирующий потоки газов из недр земли.
Таким образом, мы оставляем будущему
поколению тяжелое наследие. Во всем
мире проводится огромная работа
по охране литосферы, почвы. Основными
принципами охраны литосферы должны
быть следующие.
1. Обязательная рекультивация
надземных и подземных выработок
после завершения добычи минерального,
энергетического и рудного сырья.
2. Реализация мероприятий
по нейтрализации вредного воздействия
захороняемых отходов на литосферу.
3. При проведении
сельскохозяйственной деятельности
реализация мероприятий по недопущению
эрозии и засоления почв.
4. Выполнение оптимальных
архитектурно-планировочных, инженерно-строительных
и инженерно-геологических мероприятий
по минимизации антропогенных
воздействий на застраиваемой
территории.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе я ознакомилась с экологической
сукцессией и пришла к выводу, что большинство
сукцессии, наблюдаемых в настоящее время,
являются сукцессиями антропогенными
т.е. происходящими в результате воздействия
человека на природные экосистемы. Это
выпас скота, рубка лесов, возникновение
очагов возгорания, распашка земель, затопление
почв, опустынивание и т.п. Ни один вид
растений или животных не может процветать
на протяжении всей сукцессии. По мере
роста древостоя состав животного населения
во многом меняется. Появляющиеся хищники
и паразиты в значительной степени контролируют
видовую структуру биоценоза. Поэтому
последовательная и непрерывная смена
видов во времени является характерной
чертой большинства сукцессионных процессов.
Закономерности экологической сукцессии
весьма важны для человечества. Они позволяют
грамотно решать задачи рационального
природопользования.
Так же я попыталась рассмотреть основные
экологические проблемы литосферы
и пришла к выводу, что экологические
проблемы возникли не сами по себе. Это
результат естественного развития цивилизации,
в которой сформулированные ранее правила
поведения людей в их взаимоотношениях
с окружающей природой и внутри человеческого
общества, поддерживавшие устойчивое
существование, пришли в противоречие
с новыми условиями, созданными научно-техническим
прогрессом.
Развитие жизни на Земле определяет деятельность
человека как главный фактор, причем биосфера
может существовать без человека, но человек
не может существовать без биосферы. Сохранить
гармонию человека и природы - основная
задача, которая стоит перед настоящим
поколением. Это требует изменения многих
ранее сложившихся представлений о соизмерении
человеческих ценностях. Необходимо развивать
у каждого человека
«экологического сознания», которое
будет определять выбор вариантов технологий,
строительства предприятий и использования
природных ресурсов. Освоение экологических
знаний способствует бережному отношению
к природе, сохранению ее и меньшему количеству
ответных ударов с ее стороны по человечеству.
1. Административно-Правовой механизм
охраны окружающей среды
Методы административно-правового механизма
управления заключаются в разработке
и издании правовых и административных
актов, регулирующих организацию и управление
в сфере природопользования, права и обязанности
руководящих работников, должностных
лиц и населения страны по экономному
использованию и воспроизводству природных
ресурсов и обеспечению равновесия в природной
среде. Административные акты имеют обязательную
силу и непосредственно воздействуют
на коллективы предприятий, организаций,
отдельных работников и население данного
района.
1.1 Источники экологического права
и государственные органы охраны
окружающей среды
Система природоохранного законодательства
в России имеет четыре уровня: законы и
кодексы; указы и распоряжения Президента
по вопросам экологии и природопользования,
правительственные нормативные акты;
нормативные акты министерств и ведомств;
нормативные решения органов местного
самоуправления. Вершиной этой пирамиды
является Конституция РФ, в которой декларируется
право человека на благоприятную окружающую
среду и компенсация вреда, причиненного
ему загрязнением (ст.42), отражается положения
об охране природы и рациональном использовании
природных ресурсов, которые являются
основой жизни и деятельности народов
РФ.
Конституция устанавливает, что земля
и другие природные ресурсы используются
и охраняются в Российской Федерации как
основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории
(ч.1 ст.9). Это положение может оцениваться
как конституционное закрепление экологической
функции государства и субъектов-природопользователей.
Оно содержит их обязанность обеспечить
охрану окружающей среды и отдельных природных
ресурсов.
Объявляя человека, его права и свободы
высшей ценностью (ст.2), Конституция устанавливает,
что каждый имеет право на благоприятную
окружающую среду, достоверную информацию
о ее состоянии и на возмещение ущерба,
причиненного его здоровью или имуществу
экологическим правонарушением (ст.42).
Одновременно с признанием субъективных
экологических прав Конституция возлагает
на каждого обязанность сохранять природу
и окружающую среду, бережно относиться
к природным богатствам (ст.58).
С учетом федеративного устройства России
Конституция определяет, какие вопросы
в сфере охраны окружающей среды должны
быть решены исключительно на федеральном
уровне и совместно Федерацией и ее субъектами.
В частности, в исключительном ведении
Российской Федерации находятся: установление
основ федеральной политики и федеральные
программы в области экологического развития;
ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;
производство ядовитых веществ и порядок
их использования (ст.71). В основном вопросы
природопользования, охраны окружающей
среды и обеспечения экологической безопасности,
в том числе развитие земельного, водного,
лесного законодательства, законодательства
о недрах и охране окружающей среды, находятся
в совместном ведении РФ и ее субъектов
(ст.72).
1.1.1 Законы и кодексы
Систему экологического законодательства
возглавляет Федеральный Закон РФ "Об
охране окружающей среды" от 10 января
2002г. №7 ФЗ. В этом главном федеральном
законе отражены основные вопросы взаимодействия
человека с природой на территории РФ.
В главах закона четко выражен приоритет
охраны жизни и здоровья человека, обеспечение
благоприятных условий для жизни, труда
и отдыха населения при любой деятельности,
оказывающей воздействие на природу. Объектами
охраны являются естественные экологические
системы, озоновый слой атмосферы, а также
земля, ее недра, поверхностные и подземные
воды, атмосферный воздух, леса и иная
растительность, животный мир, микроорганизмы,
генетический фонд, природные ландшафты.
Особой охране подлежат заповедники, заказники,
национальные природные парки, памятники
природы, редкие растения и животные.
В главах закона устанавливается компетенция
государственных органов в экологической
области, нормируется качество среды и
порядок государственной экспертизы,
устанавливаются требования в области
охраны окружающей среды при осуществлении
хозяйственной деятельности, введена
ответственность за нарушение законодательства.
Действующий ныне Федеральный закон
"Об охране окружающей среды" (2002)
значительно расширяет полномочия государственной
власти субъектов РФ и органов местного
самоуправления в сфере отношений, связанных
с охраной окружающей среды. В частности,
субъектам РФ предоставлено право разрабатывать
и издавать законы и иные нормативные
акты в области охраны окружающей среды
с учетом географических, природных, социально-экономических
и иных особенностей, ограничивать и (или)
запрещать хозяйственную или иную антиэкологическую
деятельность на своих территориях и др.
В систему экологического законодательства
входит ряд других законов, включая:
Закон РСФСР "Об охране атмосферного
воздуха" от 14 июля 1982 г.;
Земельный кодекс РФ от 30 октября 2001 г.;
Федеральный закон "О недрах" от
8 февраля 1995 г.;
Лесной кодекс Российской Федерации
от 29 января 1997 г.;
Федеральный закон "О природных лечебных
ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях
и курортах" от 23 февраля 1995 г.;
Федеральный закон "Об особо охраняемых
природных территориях" от 14 марта 1995
г.;
Федеральный закон "О животном мире"
от 24 апреля 1995 г.;
Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г.;
Федеральный закон "Об экологической
экспертизе" от 23 ноября 1995 г.
Наряду с названными законами важную
роль в охране окружающей среды играют
законы, являющиеся источниками других
отраслей российского законодательства:
Федеральный закон "Об использовании
атомной энергии" от 21 ноября 1995 г.;
Закон РФ "О защите прав потребителей"
(в ред. Федерального закона от 9 января
1996 г);
Закон РФ "О стандартизации" от 10
июня 1993 г.;
Закон РФ "О сертификации продукции
и услуг" от 10 июня 1993 г.;
Закон РФ "О градостроительстве в Российской
Федерации" от 14 июля 1992 г.;
Федеральный закон "О защите населения
и территорий от чрезвычайных ситуаций
природного и техногенного характера"
от 21 декабря 1994 г.;