Экологическая политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 21:14, реферат

Краткое описание

Процессы экологической деградации приобретают характер глубокого экологического кризиса. Вопрос о сохранении природы превращается в вопрос выживания человечества. Экономический рост , основывающийся на традиционных принципах, становится угрожающе опасным. И если на всех предшествующих этапах общество стремилось максимально преобразовать природу с цепью приспособления к своим потребностям, то теперь оно само вынуждено приспосабливаться, видоизменяя свою жизнедеятельность и, прежде всего, общественное воспроизводство, с учетом необходимости поддержания экологического равновесия, обеспечения экологически устойчивого социально-экономического развития общества. И нет в мире политической системы, которая сама по себе гарантировала бы экологическое благосостояние страны.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………..................3

I. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1.1 Проблемы экологии в России………………………………………...4

1.2. Региональная экологическая политика……………………………...6

1.3 . Роль предпринимательской деятельности………………………….7

II. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Бюджетное финансирование…………………………………………9

2.2. Внебюджетные фонды…………………………………………….…10

2.3. Собственные средства предприятий………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...13

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………......14

Файлы: 1 файл

1.docx

— 35.96 Кб (Скачать)

      Кроме того,  необходимо утвердить систему  штрафов для тех предприятий, которые не выполняют экологических  требований. По данным  контроля  за окружающей средой на нарушителей  установленных правил налагаются сейчас  различные  штрафные  санкции. Однако  в  существующей  форме  они малоэффективны и не всегда стимулируют устранение экологически неблагополучных технологических  процессов.  Предприятиям обычно проще уплатить предусмотренный штраф, чем идти на значительную реконструкцию производства, Сохранению такой ситуации способствует то, что штрафные платежи относятся на себестоимость продукции и  не  влияют на прибыль предприятия.

      Поэтому необходимо изменить систему штрафных санкций  за нарушение экологических  нормативов -  ввести  подвижную  шкалу штрафов - чем дольше во времени  предприятие загрязняет окружающую среду,  тем больше размер штрафа. При увеличении выбросов сверх нормы должна прогрессивно расти и плата. При этом источником выплаты штрафов должна быть прибыль.  Установленную систему платежей целесообразно пересматривать в сторону ужесточения хотя бы pas в два—три года. 

      2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ  МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

      В условиях децентрализации управления природоохранной деятельностью, углубления процесса суверенизации субъектов  Рocсийской Федерации,  перехода  к рыночным отношениям,  дефицита бюджете процесс гарантированной финансовой поддержки природоохранной деятельности на территории страны осложняется.

      Сегодня основными источниками финансирования  мероприятий по охране окружающей природной  среды является республиканский  бюджет России,  бюджеты республик  в составе РФ,  бюджеты автономной области,  автономных округов, областей, краев и местный бюджет, а также Федеральный  и  территориальный  экологические фонды, собственные средства предприятий.

      2.1. Бюджетное финансирование

      Анализ  действующих правовых документов,  в той  или  иной мере отражающим  проблему  финансирования природоохранной  деятельности,  показал,  что в формировании бюджетной системы  РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы.  В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие  налоги,  платежи  и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в  доходной  части  средства согласно законодательным актам РФ предполагается целевым  назначением  использовать  на финансирование природоохранной деятельности. В 1995 г., например, на воспроизводство минерально-сырьевой базы были выделены бюджетные ассигнования в размере 337,5 млрд. руб., на финансирование лесоохранных  и  лесовосстановительных  мероприятий  -71,4  млрд.  руб.;  программ  и  инвестиций эколого-ресурсного комплекса - 42,6 млрд.  руб.,  что  составляет  соответственно 1,8%, 0,38% и 0,22% в общих расходах республиканского бюджета.

      Средства  в  региональный  и  местный  бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и  охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет  нижестоящего  могут  поступать  дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности.  Например, в соответствии с Законом РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу" на реализацию инвестиционных  экологических  программ  может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов.  Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются указанным законодательным актом. За период 1987-1992 гг. доля централизованных капиталовложений из бюджетов всей уровней имеет тенденцию к снижению.  Так, если  в 1987-1988 гг.  они составляли 100%  в общем объеме инвестиции, то с 1989 г. из доля снизилась в целом по территории России до 65,7%, в 1991 г. — до 38,5%. По отдельным субъектам Российской Федерации эта доля колебалась от 13% (в Ивановской области) до 83% (в Пензенской).

      2.2. Внебюджетные фонды

      Другим  источником финансирования природоохранной  деятельности стали внебюджетные целевые фонды, создаваемые для исключения остаточного принципа  выделения  средств  на  выполнение природоохранных мероприятий,  перехода к экономическим методам управления природопользованием и охраной природы.  В настоящее время формируются следующие государственные внебюджетные фонды:

      - воспроизводства минерально-сырьевой  базы;

      - воспроизводства, охраны и защиты  лесов;

      - восстановления и охраны водных  объектов. Новым элементом   современного  экономического  механизма природопользования  являются и внебюджетные экологические   фонды. Последние созданы для финансирования неотложных природоохранных задач,  восстановления потерь  в  окружающей  природной среде, компенсации причиненного вреда и др.  Федеральный, республиканские, краевые, областные и местные  экологические фонды образуют единую систему внебюджетных фондов,  формирующихся за счет средств предприятий-природопользователей  (платежи  за загрязнение окружающей природной среды, штрафы и возмещение по искам за ущерб вследствие нарушения природоохранного законодательства .

      В период,  характеризуемый экономической  нестабильностью, сокращением централизованных  инвестиций из бюджета,  экологические фонды превращаются  в  важный  источник  финансирования природоохранной деятельности.  Анализ формирования и использования средств этих фондов в 1992 г.  показал,  что большинство регионов использует  средства  по  целевому назначению в соответствии с Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" и нормативно-правовыми документами. Однако, нередки и случаи нецелевого использования средств  экологических  фондов.  Так  в упомянутом голу  из средств экологического фонда было израсходовано; в Балахнинском районе Нижегородской области на  строительство дорог,  гаражей, выдачу беспроцентных ссуд коммерческим структурам - 3,5 млн.руб.  (46%  средств фонда); Чукотском АО на  оплату  коммунальных услуг — 1 млн.,  Омской области на строительство мостовых переездов — 1,7  млн. руб.  и  т.д.  Это обусловливает необходимость  четкого контроля со стороны государственных органов власти и территориальных органов Минприро-ды РФ  за поступлением и целевым использованием средств экологических фондов.  Кроме того, следует укрепить механизм управления экологическими  фондами,  придав  им статус юридического лица с обязательным утверждением дирекции  и  правления  фонда (сегодня на правах юридического лица действует лишь 24% территориальных фондов).

      Наблюдается тенденция возрастания доли инвестиций за счет средств экологических фондов.  Объем капиталовложений, используемых на  строительство природоохранных объектов,  составил в 1993 г.  примерно 1,4%  общего объема инвестиций за счет  всех форм собственности, в 1992 г. - 1%. Сокращение объема финансирования природоохранных мероприятий за счет  средств  бюджетов всех уровней повышает роль экологических фондов.  Однако сложное экономическое положение предприятий,  снижающее их  платежеспособность, стремительный рост цен на работы и услуги, значительно опережающий темпы накопления средств в фондах, их девальвация вследствие  длительного промежутка времени между начислением платежей,  их поступлением и использованием,  низкая финансовая дисциплина приводят к малой эффективности использования этих средств. Наибольшая доля капиталовложений на строительство природоохранных  объектов зa счет средств экологических фондов в общем объеме финансирования  природоохранных  мероприятий составила в 1993 г. в Саратовской области 32,5%, Иркутской - 22,6%, Брянской - 16%. 

      2.3. Собственные средства предприятий

      В нынешних условиях значительно возрастает роль предприятии, которые являются основными исполнителями  природоохранных мероприятий в регионе и обладают для этого собственными средствами. Например, по данным территориальных комитетов по охране природы, финансовое обеспечение реализации экологических программ в г.Фокино Брянской области,  в городах Шахты,  Белая Капитва и  Таганрог  Ростовской области полностью осуществляется зa счет собственных средств местных предприятий.

      Доля  средств предприятий и организаций  в общем объеме капиталовложений, направляемых  в  природоохранную  деятельность имеет тенденцию к увеличению. В 1989 г. она составляла 34,3%, а в 1991 г. - 56,3%. Наибольшая их доля наблюдалась в Архангельской области (88%), Самарской (82,5%), Тюменской и Челябинской (79,2%). Для сравнения: в США частный сектор финансирует около половины ассигнований на природоохранные мероприятия.

      Конечно, на  практике спектр привлекаемых средств  из различных каналов разнообразнее.  Источниками ресурсов финансирования  природоохранной деятельности также могут быть различные сочетания средств бюджетов всех уровней , собственные средства предприятий, внебюджетные экологические фонды, кредиты банков, займы в инвалюте, средства населения. Однако действия территориальных  органов в регионах по инвестированию природоохранных мероприятий из различных источников финансирования  не  всегда должным  образом  координируются,  и это ведет к дублированию, распылению материальных,  трудовых и денежных средств. Вот почему должны быть четко разграничены функции, выполняемые соот-ветствующими органами управления при осуществлении  природоохранной деятельности на территории.

      По  данным Госкомстата Российской  Федерации,  в  1993  г. объём капиталовложений  на природоохранные мероприятия  за счет всех источников финансирования составил 592,8 млрд. руб., примерно столько же в 1992 г.  Против 1990 г. эти объёмы сократились на 20%.  На уменьшение объёма этих вложений повлияла дестабилизация бюджетно-финансовой  системы РФ,  неплатежеспособность предприятий,  рост инфляции,  сокращение производства, а также процесс становления и упорядочения деятельности территориальных экологических внебюджетных фондов.

      Тенденцию изменения источников  финансирования  природоохранной  деятельности в  среднем по территории России при  сохранении существующей инвестиционной политики можно охарактеризовать следующим образом. В ближайшие годы не следует ориентироваться на выделение средств из бюджетов всех уровней.  Строить политику инвестирования  природоохранной  деятельности  нужно, используя собственные  средства  предприятий  и   организаций, средства экологических фондов, а также привлекая различных инвесторов . 
 

      Россия  играет ведущую роль в мире для  сохранения глобальных общественных благ и оказывает важнейшие экологические  услуги всем странам, экосистеме планеты. Любые масштабные российские экономические  проекты, как с экологически позитивными, так и негативными последствиями, существенно повлияют на глобальную экологическую обстановку. Поддержание  и устойчивое развитие экосистемных функций России будет одним из гарантов экологического благополучия планеты, долговременной международной  экологической деятельности. 

      Экологическая политика России должна строиться как  отражение её экосистемных функций. Экосистема России вносит самый большой  вклад в планетарную экологическую  стабильность. Территория России составляет 12% от всей площади суши. Она занята высокопродуктивными экосистемами, водно-болотными угодьями (стабилизирующими состояние окружающих почв, лесов, рек), тундровыми, степными и полупустынными ландшафтами. В мире площади естественных экосистем резко сокращаются (в  начале ХХ века разрушено 20%, к концу  – 63%). В России в естественном состоянии (не нарушена хозяйственной деятельностью) сохранена значительная часть территории (60% – 65% площади страны). Эта территория значительно больше сохранившихся  площадей в Бразилии, Канаде, в Австралии  и в США. Более того, глобальная экологическая эффективность данной территории значительно выше аналогичных неосвоенных, но пустынных районов Австралии. Российский лесной массив – крупнейший на планете. Он составляет 22% от лесопокрытой территории планеты и существенно влияет на континентальный круговорот воды в Евразии, источники и стоки углекислого газа и метана на планете, видовое разнообразие, радиационные характеристики поверхности. Для стабилизации [c.45] климата важна роль, которую выполняют водно-болотные угодья умеренного пояса, служащие холодными ловушками углерода, тундры Арктики, содержащие больше связанного углерода, чем тропические леса (что обусловлено более медленным распадом органики, чем в тропиках).

      Природно-ресурсный  потенциал России (13% мировых запасов  нефти, 34% газа, 12% угля, 27% железных руд) принципиален для развития мировой  экономики. И, в то же время, следует  учитывать, что его большая часть  находится на неосвоенных территориях. На территории России 80 лет формируется  система охраняемых природных территорий, включающая все зоны и основные горные массивы. Экосистемы сохраняются в 100 заповедниках, 35 национальных парках, 4000 заказниках федерального и регионального  значения и на других охраняемых территориях. Общая площадь особо охраняемых природных территорий превышает 117 млн. га (5, 5% всей территории страны). Такие  уникальные экосистемы, как “Девственные леса Коми”, “Озеро Байкал”, “Золотые горы Алтая”, “Вулканы Камчатки”, многие редкие виды растений и животных занесены в Список объектов Всемирного Природного Наследия. Из российских заповедников – 22 имеют мировой статус биосферных резерватов, 8 – находятся под  юрисдикцией Конвенции о водно-болотных угодьях, 4 – имеют диплом Совета Европы, 3 – входят в состав международных  трансграничных сетей особо охраняемых территорий. 

Информация о работе Экологическая политика России