Экологическая политика государства в рыночной экономике и механизм ее реализации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 21:37, реферат

Краткое описание

Страны не сразу пришли к пониманию необходимости коренной перестройки в отношениях человека и природы. Не сразу были выработаны и эффективные методы стимулирования природоохранной деятельности. Цель данной работы состоит в том, чтобы показать, как развитые страны мира искали пути решения экологической проблемы. Рассмотрим на примере Японии как вводились в действие различные программы по предотвращению вредного влияния на окружающую среду в процессе общественного воспроизводства и по стимулированию восстановительной деятельности.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОХРАНА окружающей сРЕДЫ В СТРАНАХ
С высокоразвитой рыночной ЭКОНОМИКОЙ
1. ПЕРЕМЕНА ОТНОШЕНИЯ К ПРОБЛЕМАМ ЭКОЛОГИИ
2. ПЕРЕХОД К гибкой экологической ПОЛИТИКЕ
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ
4. ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА.
ГЛАВА
2. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Проблемы экологии в россии
1 . I . Острота проблем
1.2. Региональная экологическая политика
1.3 . Роль предпринимательской деятельности
2. ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2. 1. Бюджетное финансирование
2.2. Внебюджетные фонды
2.3. Собственные средства предприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

ЭколПолит.DOC

— 139.50 Кб (Скачать)

В качестве  полуадминистративных,  полуэкономических  мер воздействия государства на предприятия-загрязнители в практику охраны окружающей среды в Японии была введена такая мера,  как система экологических платежей. Платежи взыскивались в качестве дополнительных налогов с. потребителей ресурсов или предприятий-загрязнителей  на  покрытие  расходов по административным природоохранительным программам.

После принятия японским правительством в 1973 г.  решения о выплате компенсаций населению,  проживающему в районах с высокой  степенью загрязнения воздуха (41 район),  по стране был установлен налог на основные источники выбросов серы - промышленные предприятия и автомобильный транспорт для покрытия ком-пе?нсационных выплат населению и других статей расходов здравоохранительной программы.

Проведение природоохранных  мер в уголках дикой природы и национальных парках сопровождалось получением  платежей  с  ее посетителей в размерах сумм,  компенсирующих основные затраты. Для этом применялись такие меры,  как выплаты компенсаций владельцам участков в национальных парках за неиспользование их в хозяйственных целях.

Распространение получила практика покупки местными природоохранными организациями и местными органами власти отдельных участков дикой природы,  где планировалось сооружение того или иного хозяйственного проекта.  В 1983 г.  на покупку городских участков  под  у с т р о й с т в о  зеленых  зон было истрачено 1 трлн. йен. В связи с реализацией программы "возрождения городов" был повышен налог на покупку сельскохозяйственных земель в окрестностях городов под  жилищное  и  промышленное  строительство. Здесь уместно вспомнить, что в 60-е годы в Японии вводился налог,  ускоряющий продажу сельскохозяйственных земель под  промышленное строительство.

поставив задачу догнать развитые страны по обеспеченности территории современными инфраструктурными сооружениями, Япония в конце 70-х годов приступила к реализации дорогостоящих программ водоочистки.  За 1979 - 2000 гг. предполагалось истратить 40-160 трлн.  иен на строительство  водоочистных  систем.  Для покрытия  инвестиций частично использовались платежи с населения,  которые составили около 1,6% от общей стоимости  работ. Система платежей с потребителей данного вида услуг действовала только в 1933 г.  в 349 городах.  Кроме  того  местные  органы власти  получали на эту программу платежи с предприятий черной металлургии и энергетики в виде налога на загрязнение в размере 20,4 млрд.  йен. К названному типу платежей тесно примыкают надбавки к налогам  на  виды  деятельности  или  виды  товаров, представляющих повышенную опасность для окружающей среды.

В государственном регулировании охраны  окружающей  среды Японии  государственные стимулирующие субсидии и льготы играют н а м н о г о большую роль, чем к о с в е н н о е налогообложение.

Общая структура  расходов на охрану окружающей среды Японии представлена в таблице 2 (см. приложение).

Для предприятий, устанавливающих экологичное оборудование и современные очистные сооружения,  основными прямыми  формами льгот  служат сниженные ставки налогов с центральных и местных бюджетов,  а также предоставление прав на ускорение  амортизации.  Доля  такой помощи государства составляет в Японии около 2,6% от капитальных вложений в охрану среды, что в целом ниже, чем  в  большинстве  других  развитых  капиталистических: стран (Норвегия - 14%,  ФРГ - 9,  Швеция - 5,  США -4,5%). Однако в Японии  очень  сильно развита косвенная поддержка государством мероприятий по охране окружающей среды, в частности, через целевые низкопроцентные займы, а также через снижение нормативов по загрязняющим  веществам.  Так,  ранее  упомянутое  снижение стандартов     н а  о к и с л ы  а з о т а 19 7 8 г .  п р и н е с л о  м е т а л л у р г и ч е с к и м , химическим и автомобильным компаниям Японии 388 млрд. иен прибыли.  С учетом косвенной поддержки общие объемы государственной помощи фирмам в охрану  природы  достигают,  по  некоторым оценкам, 30% капиталовложений в охрану Среды.

 

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГРАММИРОВАНИЕ

 

Oбобщающей формой  регулирования  мероприятий  по  охране среды, опирающейся на все перечисленные выше формы, служит го-сударственное программирование.  В Японии действуют региональные экологические программы для 25%  территории страны. Характерно,  что по многим из них цели и размеры субсидий определя-ются  в центральных органах.  Только в начале 80-х годов стоимость наиболее крупной из таких программ (для Токио,  Осака  и других основных агломераций) составляла 8,5 млрд. йен. В районы приоритетного контроля,  утвержденные правительством, попадает  основная часть кредитов промышленным компаниям и муниципалитетам .

В 30-х - начале 90-х гг. экологическое планирование и уп-равпение все больше смещалось от Центра к территориальному управлению. Финансирование программ также в значительной степени перешло в компетенцию  местного  государственного  управления. Впрочем,  это  общая  тенденция для всех направлений государственного планирования и регулирования большинства капиталисти-ч е с к и х  с т р а н  80-х годов.

Экологические программы  создаются  во  всех   населенных пунктах,  даже  небольших.  Главным содержанием таких программ являются комплексы мер совершенствования контроля за  соблюдением  нормативов  охраны  среды  и  детализация нормативов для местных условий. Кроме того, программы содержат перечни наиболее  актуальных  экологических целей,  учитывающих перспективы социально-зкономического развития территории.  Так, по прогнозам, к 2000 г. в Токийской экономической зоне загрязнение воздуха может возрасти на 40-60%,  и поэтому уже сейчас создается комплексная  программа противодействия данному негативному яв-л е н и ю .

Экологические аспекты  занимают существенное место в территориальном планировании.  Проблемы урбанизации, транспортной и н ф р а с т р у к т у р ы  и,  самое главное,  размещения производительных сил неотделимы в настоящее время от экологии территории.  Поэтому  почти  каждая  территориальная программа включает в себя элементы прогнозирования развития с учетом особенностей рельефа,  ветрового режима, состояния вод в качестве ограничителей для расширения производства и нового жилищного  строительства. Уже  более  20  лет Япония осуществляет целевые мероприятия по разгрузке основных агломераций.

В региональных программах развития все большую роль играют оценки экологической продуктивности.  Такие оценки разрабатываются Министерством сельского и лесного хозяйства.  В целом по Японии:  леса производят экологические услуги на  сумму  24 трлн. иен, а аграрные экосистемы - 12,1 трлн. иен. Их традиционная продукция составляет соответственно  10,2  трлн.  и  1,6 трлн. иен в год.

В е д е т с я  р а з р а б о т к а  м о д е л е й  э к о л о г о - э к о н о м и ч е с к о г о  р а з в и -тия регионов. К концу 30-х годов такие модели уже были созданы для районов Внутреннего моря и Токийской зоны.

Центральное планирование  развития  страны  включает гло-бальные вопросы экологиии : во-первых,воздействие экологических факторов  на  экономический  рост  и  структуру  экономики  и, во-вторых, участие в международном экологическом сотрудничестве.  Известно, что экологическая ситуация может воздействовать на экономику двояко - сдерживая и стимулируя  ее  развитие.  В планировании учитываются последствия, например, повышения конкурентоспособности японской продукции на мировом рынке вследствие повышения ее экологичности. Этот фактор уже сыграл в 80-е гг.  позитивную роль в расширении экспорта Японией автомобилей и в конечном счете в улучшении общих экономических показателей развития страны.

Экологические инвестиции  стимулируют  совокупный  спрос, что также ведет к ускорению темпов роста и, что немаловажно, к росту занятости.  Этот неокейнсианский постулат широко поддерживается в правительственных кругах Японии последние два десятилетия. Практическим следствием этой поддержки стало постоянное наращивание государственных расходов на охрану  окружающей среды и стимулирование аналогичных частных инвестиций и расходов.  Примерно 5% этих вложений в 80-е гг. ушло на охрану вод, 20 - на охрану воздуха и 11% - на переработку отходов.

 

4„ ИЗМЕНЕНИЕ СТРУКТУРЫ НАРОДНОГО хозяйства

 

Структурное воздействие охраны окружающей среды многосторонне.  Прямое ее влияние на экономику проявляет себя б формировании  экологического  с е к т о р а Японии.  В него вошли компании по производству очистного и контрольно-измерительного оборудо-ва.ния, фирмы мониторинга, консультативные фирмы, фирмы по про— ведению экологической экспертизы, подрядные компании по строительству природоохранных объектов, озеленению.

Формирование основного  парка очистного оборудования происходило в Японии в течение 70-х гг. А к 1.986 г. здесь уже бы--по  сосредоточено  1600 установок по очистке выбросов от серы, что составляет 80%  мирового парка,  и более 360 установок  по очистке выбросов от азота (90% мирового парка).

Производство природоохранного оборудования в Японии отличается стабильностью (см. приложение, табл. 3).

К концу  80-х годов затраты на природоохранное оборудование в стране составляли 600 млрд.  иен, на производство приборов - 20 млрд, на деятельность по мониторингу - 50 млрд. иен.

К 1995 г. ожидается дальнейшее увеличение рынка очистного оборудования в Японии.  Рынок оборудования по контролю зa поступлением фреонов в окружающую среду составит,  по оценкам,  1 трлн. иен, оборудования по контролю загрязнения воздуха (в том числе по предотвращению потепления климата) — 0,3 трлн.,  оборудования  по  предотвращению  загрязнения вод (в том числе по охране морской среды) - 1 трлн.,  оборудования по обезвреживанию  отходов (в том числе токсичных) - 0,5 трлн,  оборудования по контролю загрязнения асбестом - 1 трлн., по контролю элект-р о м а г н и т н о г о  и з л у ч е н и я - О ,5 трлн. иен.

Даже если прогноз считать завышенным, нужно признать, что в Японии к концу столетия сформируется рынок: глобальных эколо-г и ч е с к и х услуг.

Экологические факторы  стимулируют снижение доли ресурсо -потребляющих отраслей (более чем в  2  раза  за  последние  15 лет);  снижение  энергоёмкости  (в  Японии самый низкий в мире уровень энергоемкости единицы  валового  национального продукта), а  также  снижение потребления воды в производстве (в 2,5 раза за 15 лет).

Изменение структуры  народного  хозяйства  сказывается на улучшении экологической с и т у а ц и и  в  с т р а н е .  Т а к ,  по  оценкам, имевшее  место  сокращение  в 2 раза в Японии выбросов окислов серы в 1975 - 1980 гг. только на 1/3 было обусловлено увеличе-нием  использования очистного оборудования,  остальное явилось результатом изменения отраслевой структуры и структуры потреб-л е н и я  топлива , а   т а к ж е  з к о н о м и е й  э н е р г и и .

Аналогичная оценка в области охраны вод  показывает,  что за  счет  структурных  факторов  достигнуто сокращение сбросов п р а к т и ч е с к и  н а п о л о в и н у .

Именно поэтому в 30--е годы произошла переориентация государственной э к о л о г и ч е с к о й  политик Японии на экологически чистые, ресурсоэкономные производства. В этой связи можно констатировать, что практически все меры планирования и  регулирова-н и я Я п о н и и , в о з д е й с т в у ю щ и е  н а  с т р у к т у р н ы е изменения, стали иг — рать роль дополнительного регулирования в рамках общей  экологической политики государства.

Решение собственных экологических  проблем  в  стране  зa счет выноса грязных производств зa пределы страны получило широкое распространение в 70-е годы.  Однако,  естественно,  что его  использование скоро вызвало обострение противоречий в отношениях Японии со странами,  которые принимали у  себя  такое производство.  Большинство  этих  стран  потребовало от Японии компенсации за нанесенный ею экологический ущерб.  Такой  компенсацией  стала экономическая помощь развивающимся странам на создание собственных очистных сооружений и осуществление  прочих  мер по охране окружающей среды. Японские субсидии на эти цепи возросли за 1979 - 1988 гг.  с 80 млн до 15,1 млрд иен на безвозмездной основе, а на компенсационной основе - с 8,4 млрд до 57,1 млрд иен.  Число проектов Японии  по  водоснабжению  и обезвреживанию  отходов в развивающихся странах возросло соответственно в первом случае с 2 до 21, во втором - с 1 до 10.

Правительство Японии  пришло к пониманию того факта,  что национальные экологические проблемы прямо зависят от состояния глобальных экологических проблем.  Поэтому помощь другим странам в решении проблем окружающей среды вполне может рассматриваться  как важная дополнительная мера охраны окружающей среды в собственной стране.

Помимо финансовой помощи большое значение в международном сотрудничестве имеет опыт и технологии охраны окружающей  среды. Они также становятся важным объектом планирования экологического сотрудничества Японии с зарубежными странами.

Сама Япония ежегодно сокращает свой  вклад  в  глобальное загрязнение.  Так,  если  в 1930 г.  она занимала второе место среди развитых стран по объему  поступлений  загрязняющих  веществ  в атмосферу,  то в 1988 г.  ей удалось передвинуться на седьмое место.

Практически решена задача снижения до нормативного уровня окислов серы и соединений азота. Для предотвращения глобального потепления климата Японией планируется в  самые  кратчайшие сроки значительную часть энергетики перевести на АЭС,  численность которых к 2000 г.  увеличится дополнительно еще  на  100 станций.

Опыт Японии наглядно свидетельствует о том,  что решающий фактор кардинального снижения загрязнения окружающей среды образуется сменой производственных технологий. Общественные движения "зеленых",  борьба с загрязнителями среды,  доминирующая часть государственного регулирования в конечном счете выступает дополнительным  стимулом скорейшей экологизации производственных процессов.  Понимание этого чрезвычайно важно как  для новой российской государственной экологической политики, так и российских экологических  общественных  организаций.

Информация о работе Экологическая политика государства в рыночной экономике и механизм ее реализации