История взаимодействия общества и природы

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 15:11, курсовая работа

Краткое описание

Главный вывод, который следует из современной экологической и демографической ситуации для материалистического понимания истории, думается, таков: необходимо более последовательно, обстоятельно проводить принцип историзма в анализе взаимоотношения общества и природы. Нельзя сказать, что раньше этим принципом пренебрегали.

Оглавление

Введение. 2
1. Исторические этапы взаимодействия общества и природы 3
1.1.Древний период. Формирование основных типов взаимодействия природы и общества. 3
1.2.Развитие хозяйского, земледельческого, скотоводного взаимодействия. 4
1.3.Освоение природы в феодальном обществе. 7
1.4.Активное промышленное природопользование при капитализме. 8
2.Современные тенденции природопользования. 24
2.1. Анализ современной концепции природопользования. Закономерности взаимодействия общества и природы 25
Заключение. 29
Список использованной литературы. 32

Файлы: 1 файл

реф.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Когда социализм  в нашей стране укрепился, и особенно когда он достиг стадии зрелости, проблема упорядочения отношений между обществом  и природой стала одним из важных направлений государственной политики и общественной деятельности. Только в десятой пятилетке государственные ассигнования на мероприятия по охране окружающей среды составили громадную сумму в II млрд. рублей. Дело, однако, не только в количестве отпускаемых средств, но и в их направленности. Истинная природа социализма проявляется в том, что он не ограничивается обеспечением потребностей сегодняшнего дня, а заботится об осуществлении перспективных социальных целей, о благе не только живущих, но и будущих поколений.

Предвидения основоположников марксизма-ленинизма об установлении гармоничных отношений человека и природы в полной мере наполняются реальным и конкретным содержанием в условиях соединения научно-технической революции с социализмом. Впервые в истории люди, объединенные в общество, могут опереться в процессе своего обмена веществ с природой на соединенную мощь трех социальных факторов:

на социалистическую собственность — объективную основу гармоничных отношений между людьми;

на бурно  развивающуюся науку, служащую интересам всех трудящихся;

на мощную и все усиливающуюся материально-техническую  базу, обеспечивающую в принципе бесконечный рост могущества человека.

Практика социалистического  строительства, реализующая предвидения установления гармоничных отношений с природой, имеет поэтому всемирно-историческое значение.

Что же дает соединение преимуществ социализма с достижениями научно-технической революции для решения современных экологических проблем?

Возникая из недр капитализма, социалистическое общество первоначально базируется на технике, созданной капитализмом, со всеми ее достоинствами и недостатками. Химический завод загрязняет воду и воздух и при капитализме и при социализме. Построенная на реке плотина воздействует на водный режим, на воспроизводство рыбных запасов независимо от социальных условий. Используемые в сельском хозяйстве ядохимикаты имеют одинаковые и положительные и отрицательные результаты всюду, где бы они ни применялись. Короче говоря, технология действует в соответствии с заложенными в ней естественными закономерностями.

Техника и технология, порождаемые научно-технической революцией, первоначально, казалось бы, продолжают тенденции, характерные для предшествующего этапа развития производительных сил, лишь многократно их усиливая. Электростанция, работающая на угле, выбрасывает в атмосферу огромное количество дыма и пыли. Атомная электростанция дает уже гораздо более опасные радиоактивные отходы. Химия полимеров создает вещества, которые природа сама растворить не может, то есть не может без помощи человека справиться с вызываемым ими загрязнением. Применительно к сельскому хозяйству с научно-технической революцией связано производство в огромных масштабах искусственных удобрений и ядохимикатов, внесение которых вызывает ряд вредных последствий не только для природы, но и для человека.

Буржуазное  сознание, опираясь на эти факты и абсолютизируя их, впадает в пессимизм, порождает настроения безысходности. Но, предупреждая человечество о нависших угрозах и даже поднимая тревогу по поводу вредных технологий и препаратов, опасных экспериментов в военной области (атомные испытания и т. д.), прогрессивные ученые всего мира в то же время полностью осознают, что современная техника заключает в себе принципиально новые возможности, что она не только может быть направлена на глобальное уничтожение жизни и условий для нее, но и открывает перспективу кардинального решения экологических проблем в интересах общества. Однако осуществить это на практике можно только в определенных социальных условиях. По мере своего роста именно социализм оказывается в состоянии создать такую производственную систему, которая способна материально-практически реализовать единство общества и природы.

Капитализм, как известно, тоже пытается решать экологические проблемы, опираясь на достижения современной науки и техники. Но, вызвав к жизни и колоссально развив производительные силы, он и сегодня продолжает подчинять их функционирование и развитие эгоистическому частнокапиталистическому интересу — стремлению к прибыли. Борьба за прибыль, жестокая конкуренция с необходимостью порождают ограниченно-потребительское отношение к природе, нежелание считаться с интересами всего общества и самой природы. И дело тут не в злой воле отдельных индивидов, а в самой природе частнособственнического общества, в котором нет и не может быть единства общего и частного интереса.

Преимущество  социализма в этой области человеческой жизнинедеятельности состоит в том, что он ликвидирует антагонизм между частным интересом, определяющим при капитализме развитие производства, использование достижений научно-технической революции, и общественным интересом, общечеловеческой необходимостью сохранять среду обитания людей. В результате социализм создает принципиально новую основу для развития науки, для разработки технических средств и такого использования их в производстве, которое соответствует потребностям утверждения единства общества и природы, сознательного регулирования обмена веществ между ними.

Значение науки  в этих социальных условиях возрастает, ибо только она может разработать прогнозы ближайших и более отдаленных последствий человеческих действий и соответственно обосновать установление запрета на некомпетентное вмешательство в природные процессы, а также найти и наметить пути создания техники, отвечающей не только требованиям экономической эффективности, но и экологическим параметрам и индикаторам.

Вопросы взаимодействия общества и природы носят комплексный характер, и в их решении должны участвовать естественные, технические и общественные науки. И здесь преимущества на стороне социализма, ибо общественная социалистическая собственность и преодоление частных интересов создают благоприятные условия для интеграции наук и комплексного использования результатов их исследований в самых широких масштабах.

Проблема эта  весьма сложна и многообразна, и  здесь, видимо, возможны самые различные  конкретные решения. Но уже в настоящее время ученые, определяя перспективы развития техники, отвечающей экологическим целям, намечают два эффективных пути борьбы с загрязнением среды: создание безотходного производства, а в тех отраслях, где это невозможно, разработка локализованных технических систем, включающих биологические звенья, завершающие процесс утилизации отходов. Предлагаются и различные технические решения проблемы ресурсов, энергетических проблем, проблемы увеличения производства пищи и т.д. Не вдаваясь в подробности, мы обращаем внимание лишь на принципиальную сторону вопроса — на возможность и необходимость в условиях социализма технического развития на качественно новом уровне, отвечающем принципам и нормам нового этапа взаимодействия природы и общества. Речь идет о создании техники, которая, приспосабливая природу к нуждам и потребностям человека, в то же время сохраняет ее как естественную предпосылку человеческого существования. Считаться с этой стороной дела человечество заставляет сама история.

Если брать  общетеоретический аспект данной проблемы, то существо здесь заключается в следующем. История общества есть продолжение истории природы. Возникновение общества означало появление новой, социальной формы движения материи. Эта высшая форма движения опирается на низшие формы и их закономерности, “подчиняет” их себе, включает в себя, но не сводится к ним. В то же время закономерности высшей формы не отменяют закономерностей низших форм. Более того, стабильность низших форм является условием существования высших. В той иерархии материальных систем и форм организации материи, благодаря которым возможно само существование человеческого общества, высшее включает в себя низшее. Но применительно к взаимоотношению природы и общества важное значение имеет факт фундаментальности низшего для высшего, в силу чего нельзя допускать необратимых процессов в биосфере, которые могли бы привести к деградации и дезорганизации естественных основ существования человека и общества.

К таким последствиям могут вести и углубление экологического кризиса и ядерная война. И то и другое исключают социалистические отношения. Поэтому переход к социализму становится все более настоятельной потребностью для общества. В условиях же сосуществования двух систем важнейшее значение приобретает борьба за предотвращение мировой войны, за разрядку международной напряженности, за разоружение и организацию международного сотрудничества в изучении и решении глобальных (экологических, демографических и др.) проблем, поскольку многие из них вообще не могут решаться в региональных рамках. Социализму здесь принадлежит историческая инициатива и в том смысле, что экологические проблемы в этой системе не достигли той степени остроты, как при капитализме, и в том, что он прилагает огромные усилия для охраны природной среды и рационального использования природных ресурсов, и, наконец, в том, что он выступает знаменосцем мира и прогресса на нашей планете.

Социализм берет  на себя историческую миссию формирования нового типа взаимодействия общества с природой, преодоления их прежнего противопоставления друг другу и утверждения их единства. С общесоциологической точки зрения речь, по существу, идет о новой системе регуляции, контроля и управления со стороны общества процессом его обмена веществ с природой. Мы бы назвали это системой экологического управления.

Для регулирования  общественных отношений при социализме формируется система социального управления — организационное выражение и средство сознательного творчества истории. Как дополнение этой системы или ее существенный компонент для регулирования отношений с природой, видимо, будет формироваться система экологического управления. Его особенность состоит в том, что оно функционирует в сфере взаимодействия социально-экономических, технологических и естественных (природных) процессов. Наличие такой сферы управления методологически можно обосновать с позиций системного подхода. Действительно, общество, как и естественные условия на Земле (географическая среда), является системой. Причем географическая среда включает в себя материальные результаты человеческой деятельности и самого человека. То, что иногда выделяют в качестве техносферы, в этом смысле есть часть географической среды. Встречающиеся среди географов возражения против такого подхода несостоятельны, так как речь идет не о чем ином, как лишь о рассмотрении материальной деятельности человека и ее результатов под углом зрения их последствий для окружающей среды. Настоятельная необходимость такой оценки человеческой деятельности и ее результатов ныне не вызывает никаких сомнений.

Думается, однако, что если ставится в качестве практической задача сознательного управления взаимодействием  природы и общества, то необходимо выделение сферы их взаимодействия в качестве особой системы. Видимо, эта сфера и явится всесторонним и конкретным воплощением того, что в свое время В. И. Вернадский назвал ноосферой, где устанавливается в глобальных масштабах разумное гармоничное отношение между обществом и природой.

2.Современные тенденции природопользования.

К сожалению, в  настоящее время в стране намечается опасная тенденция повторения ошибок прошлого. В условиях полного доминирования  в стране экономических приоритетов над экологическими такая ситуация представляется крайне опасной.

Защита природной  среды человека, улучшение качества всей среды человека могут осуществиться  только организованными научно осмысленными действиями. Улучшение среды человека - ее природного и общественного компонентов - должно быть частью осуществления гуманистического идеала, к чему стремится высокоразвитое общество. Но одновременно при реализации качества среды человека нужно исходить из объективных обстоятельств, в которых это происходит, и осознания того, что путем «малых», постепенных и длительных общественных акций могут осуществиться великие идеалы. По сути, улучшение качества среды человека, и природного, и общественного компонентов, должно представлять историческую ориентацию общественного развития в его гуманистическом осмыслении. Отношение человека к его среде (природной и общественной) неотделимо от его отношения к современности и к будущему.

Улучшение качества среды труда представляет одну из важнейших задач общества, основывающегося на отношениях искренности, сотрудничества и человеколюбия, осуществляющего таким образом новое качество среды труда, где не только защищена целостность человека, но и сам человек является субъектом осуществления качественной среды труда и безопасных условий труда как ее значительного компонента.

2.1. Анализ современной концепции  природопользования. Закономерности  взаимодействия общества и природы

Существуют  следующие факторы, формирующие концепцию природопользования в глобальном масштабе:

1. Практическое превращение человечества в геокосмическую силу;

2. Развертывание научно-технической революции;

3. Переход социальных систем на глобальный уровень производства;

4. Обострение общечеловеческих проблем выживания;

5. Формирование глобально-гуманистического мышления.

Любая концепция  носит исторический характер. Общество как продукт и процесс взаимодействия людей является субъектом природопользования. Таким образом, субъект природопользования - это человек, выступающий в качестве двух составных частей. С одной стороны, человек как индивид может пользоваться в природе, чем хочет (например, собирать ягоды, грибы; ловить рыбу; зажечь костер; ехать и др.). С другой стороны, человек как член общества живет по законам общества, поэтому он пользуется природой не так как хочет сам, а совместно в процессе трудовой производственной деятельности создает и потребляет материальные блага, тем самым осуществляет природопользование.

Современная концепция природопользования исходит из того, что природопользование по объективному содержанию - это взаимодействие двух противоположных тенденций: производственной и потребительской.

Сущность  производственной тенденции заключается в выделении определенных природных ресурсов с целью потребления в сфере материального производства для создания необходимых общественных материальных и жизненных благ. При этом, создавая эти блага, человек потребляет естественные источники жизни.

Сущность  потребительской тенденции (непроизводственный фактор) заключается в использовании природных факторов жизни с целью воздействия на человеческий организм для его восстановления и развития жизненных сил (например, посещение домов отдыха, санаториев и др.).

Если рассматривать  природопользование как процесс, обеспечивающий материальную жизнь общества, то это уже прерогатива экономики.

Следовательно, природопользование всегда должно быть эффективным, а соответственно и рациональным, т.е. учитывать социологические законы, т.к. изучается взаимодействие общества и природы.

Информация о работе История взаимодействия общества и природы