Хозяйственный механизм природопользования. Правовая защита природной среды

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:27, лекция

Краткое описание

Охрана природной среды, окружающей человека – это комплекс международных, государственных и региональных административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий по обеспечению физических, химических и биологических параметров функционирования природных систем в пределах, необходимых с точки зрения здоровья и благосостояния человека.

Файлы: 1 файл

Ekologia_lektsia.docx

— 34.42 Кб (Скачать)

ПДК устанавливается  для каждого из наиболее опасных  веществ в отдельности в воздухе,  воде,  почве и действует на территории всей страны, этот норматив обоснован клиническими и санитарно-гигиеническими исследованиями. В последнее время при определении ПДК учитывается не только степень влияния загрязнителей на здоровье человека, но и воздействие этих загрязнителей в целом на природные сообщества.

Для санитарной оценки атмосферного воздуха используют максимально разовые и среднесуточные ПДК. Максимально разовая ПДК устанавливается для предупреждения рефлекторных реакций у человека (ощущение запаха, изменение биоэлектрической активности головного мозга,  световой чувствительности глаз и т.д.), а среднесуточная – с целью предупреждения их общетоксичного, канцерогенного, мутагенного и другого влияния. Максимально разовая ПДК определяется в процессе наблюдений над людьми, которые кратковременно (30 минут) вдыхают воздух с малыми концентрациями изучаемого вещества. Чтобы установить среднесуточные  ПДК атмосферных загрязнений, проводят токсический эксперимент на животных.

Под предельно  допустимой концентрацией вредного вещества в почве понимают такую  максимальную концентрацию, которая  не может вызвать прямого или  косвенного влияния на среду, нарушить самоочищающую способность почвы и оказать отрицательное воздействие на здоровье человека.

Для водной среды  ПДК загрязняющих веществ означает такую концентрацию этих веществ  в воде, выше которой она становится непригодной для одного или нескольких видов водопользования. ПДК загрязняющих веществ устанавливаются отдельно для питьевых вод и рыбохозяйственных водоемов.

При проектировании новых  и оценке воздействия на здоровье населения и окружающую среду  функционирующих предприятий установлены  на основе ПДК ограничения на поступление  вредных веществ в окружающую среду – нормативы ПДВ, ПДС.

ПДВ (ПДС) – предельно  допустимые выбросы (сбросы) вредных  веществ в атмосферный воздух, водоёмы,  почвы, физические воздействия  на окружающую среду, устанавливаемые  по каждому стационарному или  передвижному источнику загрязнения  или иного вредного воздействия  за единицу времени в целях  предупреждения загрязнения окружающей природной среды, охраны здоровья  человека и его жизни, растительного и животного мира, материальных ценностей.

Нормативы санитарных и  защитных зон устанавливают с целью охраны водоемов, источников водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнений и других вредных воздействий.

Для улучшения гидрологического режима, благоустройства рек, озер, водохранилищ, их прибрежных территорий создается  водоохранная зона, в рамках которой устанавливается специальный режим охраны от загрязнения, истощения, засорения, заиления вод. Ее длина зависит от протяженности русла реки и ее ширина колеблется от 100 до 500 м.

В условиях прогрессирующего загрязнения в основу экологической  политики закладывается концепция  экологического риска.

Экологический риск – это оценка на всех уровнях – от точечного до глобального – вероятность появления негативных изменений в окружающей среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Под экологическим риском понимают также вероятностную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное время.

В соответствии с Законом  «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

 

4. Экономический механизм охраны окружающей

природной среды

 

В соответствии с «Законом об охране окружающей  среды» (2002) экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими  задачами:

1) планирование и финансирование  природоохранительных мероприятий;

2) установление лимитов  на размещение отходов, объемов  выбросов и сбросов загрязняющих  веществ;

3) установление нормативов  платы и размеров платежей  за  выбросы и сбросы загрязняющих  веществ, размещение отходов и  другие виды вредного воздействия;

4) предоставление  налоговых,  кредитных и иных льгот при  внедрении  малоотходных и  ресурсосберегающих технологий  и нетрадиционных видов энергии,  осуществление других эффективных  мер по охране окружающей среды;

  1. возмещение  вреда, причиненного окружающей  среде и здоровью человека.

Государственная программа  «Экологическая безопасность России»  главной целью имеет научное  обеспечение решения экологических  проблем в условиях перехода к рыночной экономике. Программа включает следующие направления:

  • стратегические проблемы обеспечения экологической безопасности;
  • экологический мониторинг и информационное обеспечение экологической безопасности;
  • медико-санитарное гигиеническое обеспечение человека;
  • региональные экологические проблемы;
  • проблемы экологической безопасности промышленности, транспорта и сельского хозяйства;
  • использование и воспроизводство природных ресурсов, сохранение биологического разнообразия;
  • экологическое воспитание и образование.

Результаты исследований, полученные в рамках основных государственных  и отраслевых программ, используются при подготовке законов по охране окружающей среды.

В Белгородской области реализуется  экологическая программа «Зеленая столица», целью которой является озеленение территории, ландшафтное  обустройство.

Разработка перспективных  планов представляет собой экологический  прогноз. Цель прогноза – обеспечить органы планирования и управления объективной  информацией о возможных изменениях природно-ресурсного потенциала территории и путях оптимизации природопользования.

При плановой экономике система финансирования представляла централизованное распределение материально-технических и финансовых ресурсов. Основным источником финансирования природоохранных мероприятий был государственный бюджет. Кроме него, средства на природоохранную деятельность выделялись из фондов министерств и собственных средств предприятий.

Вступлением в рынок и  разрушением прежней системы  финансирования были утрачены прежние  источники доходов на природоохранные  нужды. В бюджетах последних лет  расходы на природоохранную деятельность были практически сведены к нулю. Предприятия также не могли финансировать  природоохранные мероприятия только за счет собственных средств.

В Законе «Об охране окружающей природной среды» (1991) указывается, что на этапе перехода к рыночным отношениям финансирование экологических  программ и мероприятий по охране окружающий природной среды и  рациональному природопользованию производится за счет:

1) федерального бюджета  РФ, бюджетов субъектов Федерации;

2) средств предприятий, учреждений и организаций;

3) федерального, республиканского, краевых, областных, местных экологических  фондов;

4) фондов экологического  страхования;

5) кредитов банков;

6) добровольных взносов  населения, иностранных юридических  лиц и граждан, а также других  источников.

Источники финансирования можно  разделить на три группы: бюджетные, внебюджетные и собственные. В настоящее  время финансирование затрат на восстановление и охрану природной среды осуществляется в основном за счет внебюджетных средств  и в первую очередь за счет собственных  средств природопользователей.

Платность природных  ресурсов – важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологическое страхование.  Источником финансирования природоохранной деятельности являются также региональные и местные бюджеты и в меньшей мере средства федерального бюджета.

В соответствии с Законом  РФ «Об охране окружающей среды» (2002) плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ производится в следующем порядке:

– за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов;

– за превышение предельно  допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, уровней вредного воздействия, лимитов размещения отходов.

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов осуществляются за счет себестоимости продукции, а  платежи за превышение их – за счет прибыли.

Внесение платы за загрязнение  не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей природной среды, а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещение вреда, причиненного загрязнением окружающей  природной среды народному хозяйству, здоровью и имуществу граждан.

В случае убыточности предприятия-загрязнителя платежи производятся за счет всех имеющихся у него средств, на которые  может быть обращено взыскание. Территориальные  органы Минприроды России и органы санэпиднадзора вправе приостановить (или прекратить) деятельность предприятий, для которых размер платежей превышает прибыль, оставляемую в их распоряжении.

Главным источником финансирования природоохранных мероприятий в  последние годы были экологические фонды.

Федеральный экологический  фонд – внебюджетная государственная организация,  образованная Правительством Российской Федерации. Руководство Федеральным экологическим фондом осуществлялось правлением и исполнительной дирекцией. Основной задачей фонда являлось финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формировались за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10 %, собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной деятельности, не запрещенной законодательством, отчислений из республиканского бюджета, а также средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.

Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование – документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.

Лицензия на комплексное  природопользование выдается органами Минприроды России сроком на один год, но в ряде случаев право пользования  ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической  безопасности населения. Лицензия имеет  существенное значение не только как  средство защиты окружающей среды, но и как один из способов регулирования  природопользования.

Принципы неистощимости  природных ресурсов и охраны природной  среды могут быть соблюдены лишь при комплексном природопользовании, т.е. в тех случаях, когда использование  одного ресурса  не оказывает  вредного воздействия  на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую  экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.

Договор предусматривает условия  и порядок использования природных  ресурсов, права и обязанности  природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.

Составной частью экономического механизма охраны окружающей среды является также лимитирование природопользования.

Лимиты на природопользование – предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-производителей на определенный срок.

Устанавливают лимиты потребления  вод промышленного использования, нормы отвода земель для автомобильных  дорог, лимиты по отлову животных, расчетную  лесосеку и  т.д.

За сверхлимитное потребление  природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты как система экологических ограничений экономическим путем побуждают природопользователя бережно относиться к природной среде, сокращать отходы, уменьшать выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, переходить к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям. Лимиты, а также лицензии и договоры на комплексное природопользование выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.

С целью приоритетного решения  экологических вопросов в условиях перехода к рынку необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.

Материальное (экономическое) стимулирование – обеспечение выгодности для природопользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания.

Меры материального поощрения:

  • установление налоговых льгот (сумма прибыли, с которой взимается налог, уменьшается на величину, полностью или частично соответствующую природоохранным затратам);
  • освобождение от налогообложения экологических фондов и природоохранного имущества;
  • применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию (овощи с пониженным содержанием нитратов, пестицидов, ядохимикатов и других вредных веществ могут стоить дороже, а значит, их выгоднее  будет продавать и выращивать);
  • применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих охрану окружающей среды (снижение процента за кредит или беспроцентное кредитование).

Информация о работе Хозяйственный механизм природопользования. Правовая защита природной среды