Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:27, лекция
Охрана природной среды, окружающей человека – это комплекс международных, государственных и региональных административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий по обеспечению физических, химических и биологических параметров функционирования природных систем в пределах, необходимых с точки зрения здоровья и благосостояния человека.
ПДК устанавливается для каждого из наиболее опасных веществ в отдельности в воздухе, воде, почве и действует на территории всей страны, этот норматив обоснован клиническими и санитарно-гигиеническими исследованиями. В последнее время при определении ПДК учитывается не только степень влияния загрязнителей на здоровье человека, но и воздействие этих загрязнителей в целом на природные сообщества.
Для санитарной
оценки атмосферного воздуха используют
максимально разовые и
Под предельно допустимой концентрацией вредного вещества в почве понимают такую максимальную концентрацию, которая не может вызвать прямого или косвенного влияния на среду, нарушить самоочищающую способность почвы и оказать отрицательное воздействие на здоровье человека.
Для водной среды
ПДК загрязняющих веществ означает
такую концентрацию этих веществ
в воде, выше которой она становится
непригодной для одного или нескольких
видов водопользования. ПДК загрязняющих
веществ устанавливаются
При проектировании новых
и оценке воздействия на здоровье
населения и окружающую среду
функционирующих предприятий
ПДВ (ПДС) – предельно допустимые выбросы (сбросы) вредных веществ в атмосферный воздух, водоёмы, почвы, физические воздействия на окружающую среду, устанавливаемые по каждому стационарному или передвижному источнику загрязнения или иного вредного воздействия за единицу времени в целях предупреждения загрязнения окружающей природной среды, охраны здоровья человека и его жизни, растительного и животного мира, материальных ценностей.
Нормативы санитарных и защитных зон устанавливают с целью охраны водоемов, источников водоснабжения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, населенных пунктов и других территорий от загрязнений и других вредных воздействий.
Для улучшения гидрологического режима, благоустройства рек, озер, водохранилищ, их прибрежных территорий создается водоохранная зона, в рамках которой устанавливается специальный режим охраны от загрязнения, истощения, засорения, заиления вод. Ее длина зависит от протяженности русла реки и ее ширина колеблется от 100 до 500 м.
В условиях прогрессирующего загрязнения в основу экологической политики закладывается концепция экологического риска.
Экологический риск – это оценка на всех уровнях – от точечного до глобального – вероятность появления негативных изменений в окружающей среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Под экологическим риском понимают также вероятностную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определенное время.
В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» вред окружающей среде – негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
4. Экономический механизм охраны окружающей
природной среды
В соответствии с «Законом об охране окружающей среды» (2002) экономический механизм охраны окружающей природной среды имеет своими задачами:
1) планирование и финансирование
природоохранительных
2) установление лимитов
на размещение отходов,
3) установление нормативов
платы и размеров платежей
за выбросы и сбросы загрязняющих
веществ, размещение отходов и
другие виды вредного
4) предоставление налоговых,
кредитных и иных льгот при
внедрении малоотходных и
ресурсосберегающих технологий
и нетрадиционных видов
Государственная программа
«Экологическая безопасность России»
главной целью имеет научное
обеспечение решения
Результаты исследований, полученные в рамках основных государственных и отраслевых программ, используются при подготовке законов по охране окружающей среды.
В Белгородской области реализуется
экологическая программа «
Разработка перспективных
планов представляет собой экологический
прогноз. Цель прогноза – обеспечить
органы планирования и управления объективной
информацией о возможных
При плановой экономике система финансирования представляла централизованное распределение материально-технических и финансовых ресурсов. Основным источником финансирования природоохранных мероприятий был государственный бюджет. Кроме него, средства на природоохранную деятельность выделялись из фондов министерств и собственных средств предприятий.
Вступлением в рынок и
разрушением прежней системы
финансирования были утрачены прежние
источники доходов на природоохранные
нужды. В бюджетах последних лет
расходы на природоохранную деятельность
были практически сведены к нулю.
Предприятия также не могли финансировать
природоохранные мероприятия
В Законе «Об охране окружающей
природной среды» (1991) указывается,
что на этапе перехода к рыночным
отношениям финансирование экологических
программ и мероприятий по охране
окружающий природной среды и
рациональному
1) федерального бюджета РФ, бюджетов субъектов Федерации;
2) средств предприятий, учреждений и организаций;
3) федерального, республиканского,
краевых, областных, местных
4) фондов экологического страхования;
5) кредитов банков;
6) добровольных взносов
населения, иностранных
Источники финансирования можно разделить на три группы: бюджетные, внебюджетные и собственные. В настоящее время финансирование затрат на восстановление и охрану природной среды осуществляется в основном за счет внебюджетных средств и в первую очередь за счет собственных средств природопользователей.
Платность природных ресурсов – важнейший элемент нового механизма финансирования, ориентированного на рыночные реформы. К числу других существенных экономических стимулов следует отнести экологическое страхование. Источником финансирования природоохранной деятельности являются также региональные и местные бюджеты и в меньшей мере средства федерального бюджета.
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей среды» (2002) плата за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ производится в следующем порядке:
– за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, лимиты размещения отходов;
– за превышение предельно допустимых выбросов, сбросов загрязняющих веществ, уровней вредного воздействия, лимитов размещения отходов.
Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов осуществляются за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение их – за счет прибыли.
Внесение платы за загрязнение
не освобождает
В случае убыточности предприятия-
Главным источником финансирования природоохранных мероприятий в последние годы были экологические фонды.
Федеральный экологический фонд – внебюджетная государственная организация, образованная Правительством Российской Федерации. Руководство Федеральным экологическим фондом осуществлялось правлением и исполнительной дирекцией. Основной задачей фонда являлось финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формировались за счет отчислений республиканских, краевых и областных экологических фондов в размере 10 %, собственной коммерческой, инвестиционной, банковской, страховой, издательской и иной деятельности, не запрещенной законодательством, отчислений из республиканского бюджета, а также средств, получаемых от проведения денежно-вещевых лотерей, аукционов и иных благотворительных акций.
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование – документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса (земель, вод, недр и др.), а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.
Лицензия на комплексное природопользование выдается органами Минприроды России сроком на один год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты окружающей среды, но и как один из способов регулирования природопользования.
Принципы неистощимости
природных ресурсов и охраны природной
среды могут быть соблюдены лишь
при комплексном
Договор предусматривает условия
и порядок использования
Составной частью экономического механизма охраны окружающей среды является также лимитирование природопользования.
Лимиты на природопользование – предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-производителей на определенный срок.
Устанавливают лимиты потребления
вод промышленного
За сверхлимитное потребление
природных ресурсов предусматривается дополнительн
С целью приоритетного решения экологических вопросов в условиях перехода к рынку необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.
Материальное (экономическое) стимулирование – обеспечение выгодности для природопользователей природоохранной деятельности. Материальное стимулирование предполагает применение не только мер поощрения, но и наказания.
Меры материального поощрения:
Информация о работе Хозяйственный механизм природопользования. Правовая защита природной среды