Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:27, лекция
Охрана природной среды, окружающей человека – это комплекс международных, государственных и региональных административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий по обеспечению физических, химических и биологических параметров функционирования природных систем в пределах, необходимых с точки зрения здоровья и благосостояния человека.
Лекция. ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ.
ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
1. Охрана окружающей среды
2. Управление в природопользовании
3. Экологическое
нормирование качества
природной среды
4. Экономический механизм охраны окружающей
природной среды
1. Охрана окружающей среды
Охрана природной среды, окружающей человека – это комплекс международных, государственных и региональных административно-хозяйственных, политических и общественных мероприятий по обеспечению физических, химических и биологических параметров функционирования природных систем в пределах, необходимых с точки зрения здоровья и благосостояния человека.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды», охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Охрана окружающей среды состоит из:
– правовой охраны, формулирующей научные экологические принципы в виде юридических законов, обязательных для выполнения;
– материального стимулирования природоохранной деятельности, стремящегося сделать ее экономически выгодной для предприятия;
– инженерной охраны, разрабатывающей
природоохранную и
Природоохранная работа в городе, районе, любом населенном пункте, на предприятиях должна осуществляться по принципу «Мыслить глобально, действовать локально».
В соответствии с законом РФ «Об охране окружающей среды»:
1. Объектами охраны окружающей
среды от загрязнения,
2.
В первоочередном порядке
3. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
Основные принципы охраны окружающей среды отражены в Законе РФ «Об охране окружающей среды» (2002).
Некоторые из этих
важнейших природоохранных
– соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду;
– научно обоснованное сочетание
экологических, экономических и
социальных интересов человека, общества
и государства в целях
– приоритет охраны жизни и здоровья человека, сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
– охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов;
– презумпция экологической
опасности планируемой
– платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
– международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
При проведении мероприятий по охране окружающей среды, рациональному природопользованию необходимо:
– наиболее полное использование природных ресурсов;
– доведение неиспользованных отходов до такого состояния, при котором они могут быть использованы экосистемами;
– исключение вредных выбросов
и сбросов высокотоксичных
– внедрение малоотходных производств, осуществляющих переработку сырья в замкнутых технических системах.
2. Управление в природопользовании
Под управлением понимаются организация и постоянное поддержание взаимосвязей между составляющими частями управляемой системы, направленные на достижение целей, стоящих перед управляющей системой.
В природопользовании можно рассматривать два уровня управления: управление природными системами и управление природопользователями (управление охраной окружающей природной среды и рационализацией использования природных ресурсов). Первый уровень управления должен опираться на изучение и использование естественных законов, в первую очередь экологических, и осуществляться через второй уровень, опирающийся на юридические и экономические, т.е. социальные законы.
Управление природными системами может быть «жестким» и «мягким», а управление природопользователями – командно-административным и экономическим.
Управление
Экологический менеджмент определяют как комплексную разностороннюю деятельность, направленную на эффективную реализацию экологических проектов и программ. Менеджмент, как известно, есть совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством. В этом аспекте экологический менеджмент должен рассматриваться как управление процессами изменения экологического состояния общества, страны, региона посредством экологически безопасного управления промышленными, сельскохозяйственными, военно-промышленными и иными производствами. Система экологического менеджмента входит в число основных предметов международных стандартов ISO 1400, определяющих экологическую политику в системе управления качеством охраны среды.
В связи с ужесточением экологического законодательства в странах рыночной экономики в начале 70-х г. XX века получил развитие новый элемент управления природопользованием – экологический аудит.
Экологический аудит (экоаудит) – это независимая комплексная проверка (ревизия) соответствия деятельности предприятия природоохранным нормам и правилам и оценка эффективности существующей системы управления охраной окружающей среды с подготовкой конкретных природоохранных рекомендаций.
Экоаудит носит комплексный характер, он сочетает в себе административные и экономические признаки, коммерческую (рыночную) направленность и полные информационные материалы об аудируемом объекте. Экоаудит проводится по инициативе самих предприятий (на коммерческой основе) и представляет собой специфическую форму производственного контроля. В состав аудита входит анализ бухучета предприятия по экологическим показателям, прогноз экологических рисков и ущербов, инструментальные измерения различных экологических параметров аудируемого объекта и окружающей среды, разработка конкретных природоохранных рекомендаций и др. Дальнейшее внедрение экоаудита в практику экологического управления будет способствовать продвижению к более эффективной и экологически безопасной экономике.
Неотъемлемым элементом механизма управления является экологическая сертификация, т.е. деятельность по подтверждению соответствия объекта природоохранным требованиям, установленным соответствующими нормативно-правовыми документами. Экологическая сертификация может быть обязательной и добровольной. Правовые основы сертификации в Российской Федерации изложены в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг». В 1997 году Госэкологией России утверждены основные положения Федеральной системы обязательной экологической сертификации (ФСОЭС).
Объектами обязательной экологической сертификации являются новая техника, в том числе и оборонной промышленности, отходы производства и потребления, различные строительные материалы и изделия и т.п.
Экологические сертификаты выдаются на срок до пяти лет.
3. Экологическое нормирование качества окружающей
природной среды
Физическое и духовное состояние человека тесно связано с качеством окружающей природной среды, поэтому в современном природопользовании приоритетное значение получила его оценка.
Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.
Нормирование качества окружающей природной среды – установление пределов, в которых допускается изменение её естественных свойств. Главная цель экологического нормирования – обеспечение взаимоприемлемого сочетания экономических и экологических интересов.
К научным критериям оценки качества окружающей природной среды относятся нормативы, стандарты, нормы.
Нормативы качества окружающей среды – нормативы, которые установлены в соответствии с физическими, химическими, биологическими показателями для оценки состояния окружающей среды и при соблюдении которых обеспечивается благоприятная окружающая среда.
Стандарты качества окружающей природной среды – единые нормативы, предъявляемые государством к деятельности предприятий и граждан в интересах охраны природы, рационального использования природных ресурсов.
Норма – максимально допустимое количество используемого ресурса, необходимого для производства единицы продукции требуемого качества или выбрасываемого в природную окружающую человека среду.
Различаются нормы водоотведения, водопотребления, добычи, выброса, загрязнения, изъятия ресурса, орошения, осушения, промысла, содержания твердых и вредных веществ в вентиляционных выбросах и дымовых газах, стоках и сбросных водах, санитарно-гигиенические.
Предельно допустимые нормативы
представляют собой компромисс между
экологией и экономикой, позволяющий
развивать хозяйство и
Основу экологических
нормативов составляют показатели –
технологический, научно-технический,
медицинский. В основе технологических
показателей нормирования лежит
способность экономики
Медицинские нормативы качества окружающей природной среды подразделяются на группы:
1. Санитарно-гигиенические
нормативы. С их помощью
В эту группу входят предельно
допустимые концентрации вредных веществ,
допустимые уровни радиационного воздействия,
размеры санитарно-защитных зон. К
санитарно-гигиеническим
2. Производственно-хозяйственные нормативы качества. Эта группа нормативов устанавливает требования к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность. В неё входят предельно допустимые сбросы и выбросы, а также технологические, строительные и градостроительные правила, содержащие экологические требования.
Основные экологические нормативы качества и воздействия на окружающую среду:
санитарно-гигиенические:
– предельно допустимая концентрация вредных веществ (ПДК);
– нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий;
– нормативы предельно допустимого уровня радиационного воздействия;
производственно-хозяйственные:
– предельно допустимые выбросы и сбросы вредных веществ;
– предельно допустимое изъятие компонентов природной среды;
– норматив образования отходов производства и потребления;
комплексные показатели:
– предельно допустимая нагрузка на окружающую природную среду;
– санитарные и защитные зоны.
Основой построения показателей качества окружающей природной среды является норматив – предельно допустимая концентрация вредных веществ.
Предельно допустимая концентрация – количество вредного вещества в окружающей среде, при постоянном контакте или воздействии за определенный промежуток времени практически не влияющее на здоровье человека и не вызывающее неблагоприятных последствий у его потомства.
Информация о работе Хозяйственный механизм природопользования. Правовая защита природной среды