Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 15:56, реферат
В целом сложившаяся к настоящему времени законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере обращения с отходами в ФРГ, представляет собой широкий перечень директив, законов, постановлений и норм, принятых на уровне ЕС, федеральном и региональном уровнях. При этом немецкие законы в сфере менеджмента отходов не только полностью соответствуют общеевропейскому законодательству, но и в отдельных случаях с учетом передового опыта Германии – существенно развивают и дополняют его.
Германский
опыт использования
вторичных ресурсов
Федеративная
Республика Германия является мировым
лидером по объемам переработки отходов
и использования их в качестве вторсырья.
В настоящее время, согласно данным Федерального
министерства по делам
окружающей среды, охраны природы и безопасности
ядерных реакторов (http://www.bmu.de), германская индустрия
обращения с отходами представляет собой
сферу с годовым оборотом свыше 50 млрд.
евро. В отрасли заняты свыше 240 тыс. человек.
О ее значимости, роли и перспективах свидетельствует
и тот факт, что во многих высших учебных
заведениях ФРГ утилизация отходов выделена
в качестве специальности с присвоением
по итогам обучения профессиональной
квалификации.
I. Общая характеристика германской системы обращения с отходами: история становление, особенности функционирования, перспективы развития
В целом сложившаяся к настоящему времени законодательная база, регулирующая правоотношения в сфере обращения с отходами в ФРГ, представляет собой широкий перечень директив, законов, постановлений и норм, принятых на уровне ЕС, федеральном и региональном уровнях. При этом немецкие законы в сфере менеджмента отходов не только полностью соответствуют общеевропейскому законодательству, но и в отдельных случаях с учетом передового опыта Германии – существенно развивают и дополняют его.
В основу современного германского законодательства по отходам положена четкая последовательность приоритетов, согласно которой первоочередное значение при обращении с мусором имеет материальное использование. Лишь после исчерпания этой возможности следует стремиться к энергетическому использованию, а захоронение на упорядоченных полигонах является самым последним способом надежного устранения отходов.
Для формулирования данных приоритетов ФРГ пришлось пройти значительный исторический и законотворческий путь.
История системного обращения с отходами в Германии начинается с 1972 года, когда был принят первый Закон о ликвидации отходов. К тому времени общее количество мусорных свалок, существовавших практически в каждом населенном пункте ФРГ, составляло порядка 50 тыс.
В начале 1980-х гг. охрана окружающей среды и переработка отходов были объявлены задачами германского государства.
Одним из ключевых правовых документов ФРГ, предопределивших развитие индустрии обращения с отходами на многие годы вперед, стало Техническое руководство по обращению с коммунальными отходами, принятое 1 марта 1993 г. В нем нашли четкую формулировку требования в отношении создания и эксплуатации мусорных полигонов (место создания, типовая конструкция, критерии депонирования отдельных видов отходов, изоляция отходов и т.д.). Одновременно Техническое руководство определило 12-летний переходный период, предусматривавший постепенный переход от депонирования необработанных отходов к складированию исключительно подвергнутого переработке мусора. В течение этого времени была проведена основательная реформа коммунальных служб, увеличены мощности мусороперерабатывающих предприятий.
27
сентября 1994 г. в рамках дальнейшего
совершенствования работы в области обращения
с отходами был принят Закон
о содействии циклическому обращению
отходов и обеспечении их экологически
безвредного хранения. В июле 2007 г. в него
были внесены изменения.
В рамках реализации данного нормативного правового акта германское правительство ставило две основные цели:
Закон
также закрепил базовые обязанности
производителей отходов, связанные
с тремя принципиальными
В качестве важнейшего элемента закона следует также рассматривать введение такого понятия как расширенная ответственность производителя, которая включает как обязательные положения, так и добровольные обязательства.
Ответственность за исполнение закона была возложена на правительства федеральных земель и местные органы власти.
Переход от утилизации отходов к рециклингу оказал воздействие на всю отрасль переработки отходов1.
1 июня 2005 г. было принято новое Техническое руководство по обращению с коммунальными отходами, которое кардинально изменило правила игры в области переработки и утилизации отходов. В соответствии с этим документом все коммунальные отходы, не пригодные для дальнейшего использования, перед депонированием должны подвергаться механико-биологической переработке либо сжигаться на мусоросжигательных заводах. Наряду с запретом на депонирование непереработанных отходов Техническое руководство значительно ужесточило требования к функционированию мусорных полигонов.
Руководствуясь объективными моментами, имеющими приоритетное значение с точки зрения восполнения ресурсов и соблюдения экологического баланса, а также имеющимися возможностями, в Германии/ЕС были созданы четкие правовые рамки, регламентирующие порядок сбора отдельных видов отходов. В данный список, согласно информации Федерального ведомства по защите окружающей среды (www.umweltbundesamt.de), попали следующие потоки отходов:
Сбор отработанных батарей и аккумуляторов осуществляется в рамках ответственности производителей за свою продукцию. Организацией сбора и рециклинга данных отходов занимаются объединения изготовителей батарей и аккумуляторов, например, «Gemeinsames Rücknahmesystem Batterien» (GRS), www.grs-batterien.de, «Bosch Recyclingzentrum für Akkus», www.bosch-pt.de. В 2006 году около 160 тыс. приемных пунктов в учреждениях торговли, ремесла, промышленности и фирм по обработке отходов было оснащено контейнерами и транспортными емкостями GRS.
Раздельный сбор стекла осуществляется по цветам: зеленый, смешанный, белый. Для каждого из цветов предоставляется отдельный сборный вид контейнера. Раздельный сбор дает следующее процентное соотношение 50:40:10 – белое/зеленое/смешанное соответственно. В германском городе Фельтене находится крупнейшая в Европе промышленная установка для обработки и сортировки использованного стекла. Расходы на сбор стелобоя и его предоставление для рециклинга в стекольной промышленности составляют в Германии 50-100 евро за тонну. Стекольная промышленность при этом извлекает двойную пользу из рециклинга стекла – за счет замены первичного сырья и за счет уменьшения удельного расхода энергии при плавлении стеклобоя.
Различают четыре наиболее важных сорта макулатуры, разделение по которым происходит на сортировочных пунктах: смешанная макулатура, макулатура торговых предприятий, регенерируемая макулатура, газеты. Расходы на сбор макулатуры и ее предоставление для рециклинга составляют в ЕС 60-150 евро за тонну.
Раздельный сбор биологических отходов (специальный контейнер) осуществляется для получения компоста для последующего применения в сельском хозяйстве. При этом компост должен отвечать требованиям качества и безопасности для окружающей среды2.
В
Германии установлен обязательный обратный
прием изготовителем
Имеющиеся в сточных водах в значительном количестве вещества, содержащие азот, калий, фосфор, кальций и др. элементы, являются ценными удобрениями. Характерным примером эффективного технологическая решения утилизации остатка сточных вод является технология, примененная компанией «Remondis Aqua»3 на сыроварне «Humana Milchindustrie GmbH» в г.Альтентрептов: отработанная вода с большим содержанием органического балласта подвергается обработке, в результате которой большинство вредный веществ превращается в биогаз, который в свою очередь передается на ТЭЦ для производства электроэнергии. Выделяемая при этом тепловая энергия используется как технологическое тепло. Параллельно непосредственно из потока сточных вод, благодаря применению специальной технологии (REPHOS), извлекается и рекуперируется фосфор (в последующем используется для производства удобрений). Очищенная вода в свою очередь пригодна для повторного использования.
Сбор и переработка использованной упаковки осуществляется в рамках так называемой дуальной системы. Ее автором является компания «Der Grüne Punkt – Duales System Deutschland GmbH» (www.gruener-punkt.de) использующая всемирно известный товарный знак «Der Grüne Punkt» (Зеленая точка). В настоящее время компания «Der Grüne Punkt – Duales System Deutschland GmbH» не является монополистом на рынке. С 2003 года в этой сфере работают такие предприятия как «Landbell AG», «ISD Interseroh AG», «VfW GmbH», «Zentek GmbH», «Redual GmbH», «BellandDual GmbH», «Veolia Umweltservice Dual GmbHund Eko-Punkt». Для маркировки упаковок, утилизацию и переработку которых они берут на себя, ими используются как «Зеленая точка», так и собственные маркировочные знаки. Лицензионный сбор, взимаемый с производителей товаров в упаковке и торговцев за участие в системе утилизации, вычисляется на основании данных о фактически введенных в оборот количествах упаковочного материала, исходя из материала и веса упаковки, скорректированного на стоимость соответствующего вторсырья.
Благодаря широкому применению мобильных установок по обработке и утилизации строительного мусора и отходов сноса зданий, утилизации в Германии в настоящее время подвергается свыше 90 процентов отходов данного вида.
Система приема базируется на обязательстве торговцев принимать обратно старые автомобили. Автовладельцы, в свою очередь, обязаны сдавать старые автомобили зарегистрированной фирме по утилизации, документально доказать утилизацию или продажу. Предприятия, специализирующиеся на услугах рециклинга старых автомобилей (свыше 1 тыс. компаний), объединены в специализированные ассоциации, например, «EUCAR Recycling GmbH», www.eucar.de, «ARGE Altauto, Verbund deutscher Autoverwerter», www.arge-altauto.de.
В связи с возможным содержанием ртути люминесцентные и другие разрядные лампы считаются опасными отходами, требующими специальной обработки и контролируемого обезвреживания. Более того, с 1 сентября 2010 г. запрещено обращение в торговых сетях Германии ламп накаливания мощностью выше 60 Ватт.
В Германии действуют установки для отдельной обработки и уничтожения больничных отходов. Примером является предприятие в г.Аугсбурге, www.ava-augsburg.de. К сбору, транспортировке и утилизации/уничтожению больничных отходов предъявляются повышенные требования по безопасности и гигиене, которые, в частности, учитывают особую опасность части этих отходов. При этом в центре внимания находятся последовательное обеспечение сортировки отходов, в частности, раздельный сбор одноразовых шприцев, раздельный сбор отходов цитостатических препаратов, выделение инфекционных отходов из прочих отходов, безопасное хранение и транспортировка отходов, а также соответствующая утилизация/уничтожение.
Годовой объем образуемых отходов в виде старых ковров в ФРГ составляет около 400 тыс. тонн. В зависимости от вида изготовления рабочий слой ковров может состоять из химических волокон (полиамид, полипропилен, полиэтилен, полиэтилентерефталат или полиакрилонитрил), из растительных волокон (хлопок, сизаль, джут или койр) или волокон животного происхождения (шерсть и шелк), или же из смесей указанных волокон. Изношенные ковры, представляющие отходы в виде крупных кусков, собираются по линии крупногабаритных отходов или целенаправленно ликвидируются фирмами, на которых эти отходы образуются. Вывоз на свалку исключается. Как правило, применяется термическая утилизация.
Информация о работе Германский опыт использования вторичных ресурсов