Формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:59, контрольная работа

Краткое описание

Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Файлы: 1 файл

моя контрольная по зкологии.docx

— 35.98 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Проблема экологического воспитания является в настоящее  время актуальной. До определенного  времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек  стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в  экологическом воспитании начальный  этап дошкольного обучения, когда  они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной  средой.

Любовь к природе можно  воспитать лишь на основе знаний, о  растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также  навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного  отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме  того, у детей всех возрастных групп  необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание  узнать о ней как можно больше.

Знания о сезонных изменениях в природе. В дошкольном возрасте доступны следующие знания об изменениях в природе: каждый сезон имеет  свою продолжительность дня и  ночи, определенный характер погоды, температуру  воздуха, типичные осадки; особенности  явлений неживой природы определяют состояние растительного мира и  образ жизни животных в данный сезон.

Систематизация знаний о  сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно  развивать у детей умение наблюдать  за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым  несложным способам охраны природы.

 

 

Понятия "знания", "представления".

Понятие "знание" многозначно  и имеет несколько определений. Оно определяется то как часть  сознания, то как нечто общее в  отражении предметного разнообразия, то как способ упорядочения действительности, то как некоторый продукт и  результат познания, то как способ воспроизведения в сознании познаваемого объекта. 
          В новой "Российской педагогической энциклопедии" (1993 г.) "знания" определяются следующим образом: "проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков"[4,332].           

Элементарные знания, обусловленные  биологическими закономерностями, свойственны  и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. Знания являются органическим единством чувственного и рационального. На основе знаний вырабатываются умения и навыки [6,25].            

Во всех этих определениях говорится, главным образом, о научных  знаниях. Но кроме научных есть житейские  знания, знания личностные, которые  известны только одному человеку. Л.М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия "знание", приводит его определение более  общего характера: "Знание - это результат  нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме  эта деятельность совершалась: чувственно или нечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь" .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание представлений  и методика формирования  представлений о сезонных изменениях в природе.

Формирование представлений  о закономерных круглогодичных изменениях природы осуществляется посредством недельной методики ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в  следующем: одну неделю каждого месяца (вторую или третью) во всех группах детского сада планируется: ежедневное наблюдение за погодой; рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли в середине недели; поиск животных, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада, и наблюдения за ними (в конце недели); дневная работа с календарем. Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся по одной неделе циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.

Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности  и другие характеристики (солнце яркое  или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: дождя появляются лужи, асфальт становится мокрым, темным, блестящим, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, белье на веревке; солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д.[5,158]

Наблюдения за погодой  включают три параметра: состояние неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода. Небо может быть голубым, чистым, на нем может ярко светить солнце; оно может быть белым или серым, облачным, темным, с грозовой тучей. Могут идти дождь или снег, может сверкнуть молния, появиться радуга. Ветер (перемещение воздуха в пространстве) невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, летит пыль, мусор и др.).

Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, незнакомым еще с этим прибором, ее лучше определить по собственной  одежде, которую всегда подбирают  по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчетливых температурных  градаций, которым соответствуют  определенная одежда и словесное  обозначение. Например, жарко — на детях сарафаны, легкие платья, трусики  и майки; тепло — на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках  пиджачки, ветровки; холодно — дети гуляют в демисезонной одежде (куртки, легкие комбинезоны, пальто); очень  холодно (мороз) — они в зимней одежде (шубы, пуховики, теплые пальто, комбинезоны, меховые шапки). Такая  градация доступна дошкольникам потому, что они постоянно проживают  ее — сами одеваются на прогулку и раздеваются, возвращаясь в  помещение.

    Таким образом,  наблюдение за погодой включает  три компонента (небо, ветер, степень  тепла или холода), по которым  определяется общее ее состояние:  облачная, дождливая или ясная,  солнечная, ветреная или тихая,  жаркая, теплая, холодная или морозная.

     Ежедневные  наблюдения погоды по всем  составным компонентам должны  быть организованы живо, разнообразно, чтобы 
активность детей день ото дня не снижалась, а напротив, возрастала. Этому может способствовать постоянное изменение приемов, 
с помощью которых осуществляется наблюдение.[5,159]

       В середине  недели к наблюдениям погоды  присоединяется рассматривание растений и  покрова земли, их сезонного состояния. Воспитатель выбирает одно постоянное листопадное дерево и рассматривает его тщательно, предлагает выделить такие моменты: есть на нем листья или нет, много их или мало, где их больше — на дереве или под ним, какого цвета листья на дереве, а какого под ним. В заключение осмотра сам делает вывод: «Сейчас осень, октябрь – самый разгар сезона. В это время наша береза выглядит так: вся в ярко-желтых листьях, их на дереве немного, другие опали, лежат на земле. Осенью всегда так бывает».

Воспитатель бегло осматривает  с детьми и другие деревья, кустарники, их сезонное состояние. Отмечает красоту  пейзажа, предлагает полюбоваться им. Подробное рассматривание одного дерева важно потому, что оно из месяца в месяц изображается в календаре  природы — по рисункам дети смогут одновременно увидеть все последовательные изменения в состоянии растений в разные сезоны.

В эту же неделю воспитатель  обращает внимание детей на покров земли — он всегда имеет сезонный облик. Осенью уменьшается количество цветущих растений, травы, она вянет  и жухнет, земля оголяется, покрывается  опадающими листьями, от воды появляется слякоть. Зимой земля однообразна  — покрыта снегом, в некоторых местах льдом. Меняется лишь толщина снежного покрова, поэтому ее в эту неделю надо замерять снегомером — специальной палкой в 1,5 м длиной с условными делениями. Детям интересно мерить глубину снега на участке, возле забора, где наметает ветер, на дорожке и в сугробе. Главный замер, который будет представлен в календаре природы, делается в таких местах газона, где не ходят люди, где его не счищают. Все зимние месяцы отличаются друг от друга фактически лишь толщиной снега: в декабре его, как правило, немного, а в феврале очень много. Весной покров земли иной — сначала стаивает снег и лед, появляются проталины, затем постепенно оживает растительность, появляются первоцветы, зелень. Цветы весной, а потом летом растут последовательно — каждый в свое время, поэтому покров земли ежемесячно имеет свои особенности. Все это нужно изобразить в календаре природы, показать особенности данного месяца и сезона.[5,160]

В конце недели (четверг, пятница) воспитатель организует наблюдения за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомыми, птицами, лягушками, ящерицами. Особенно интересны насекомые, поведение которых имеет ярко выраженный сезонный характер: порхают бабочки, летают мухи, шмели, комары, когда тепло, и, наоборот, исчезают в холодный осенний и зимний период. В начале осени в теплые часы они еще активны, и их можно увидеть, а при похолодании их можно обнаружить лишь в местах затаивания. Там, где много птиц, осенью и весной можно заметить смену их состава, что также является ярким признаком того или другого сезона. Животных, которых дети сумели заметить, необходимо изобразить в календаре природы.

Таким образом, одна неделя каждого месяца разнообразных наблюдений за погодой, растениями и животными позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создают яркие картины очевидных изменений в природе.[5,161]

 

 

 

 

Особенности знаний детей о сезонных изменениях в  природе по программам.

"Программа воспитания  и обучения" под ред. М.Васильевой.

"Детство"В.И.Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина.

"Юный эколог" под  ред. С.Николаевой.

2 младшая группа

1.Формировать у детей  интерес к явлениям природы.

2.Продолжать учить детей  определять состояние погоды (холодно,  тепло, жарко, идет дождь, дует  ветер), знакомить с некоторыми  характерными особенностями времен  года (опадают листья, выпал снег, побежали ручьи, распустились  цветы и т.п.).

3.Воспитывать бережное  отношение к природе, обращать  внимание на ее красоту.[2,76]

1.Обогащать представления детей о объектах неживой природы. Осуществление 
этой задачи тесно связано с развитием сенсорных способностей, а также с освоением простейших форм наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;

2. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.[1,48]

1.Постепенное в течении  учебного года и от возраста  к возрасту наращивание объема  материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями.

2.Пероочередное использование  природного окружения, непосредственного составляющего жизненное пространство

детей: систематическое изучение объектов природы, которые можно  наглядно продемонстрировать.

3.Постепенное познавательное  продвижение детей: от единичных  сенсорных впечатлений, от объектов  и явлений природы - к многообразию  этих впечатлений, конкретным, полноценным представлениям.

Средняя группа

1.Расширять представления  детей о многообразии природных  явлений. Помогать устанавливать  простейшие связи между ними (похолодало - исчезли бабочки, жуки). Закреплять  представления о сезонных изменениях  в природе.

2.Продолжать воспитывать  любовь к 

природе и бережное отношение  к ней.[2,104]

Эстетически воспринимать природу, любоваться, восхищаться ее красотой.

[1,120]

4.Широкое использование  в работе с детьми разных  видов деятельности: систематическое  включение их в сенсорное обследование  объектов и явлений природы,  проведение опытов, различные виды  изодеятельности на основе впечатлений  о природе.

5.Подача познавательного  материала и организация деятельности  с помощью приемов, вызывающих  у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства.  с использованием сказок, сказочных  персонажей, различных кукол и  игрушек, всех видов игр.[3,32-33]

Старшая группа

1.Наблюдать с детьми  явления природы. Помогать устанавливать  причинно-следственные связи между  природными явлениями. Углублять  и конкретизировать представления  об условиях жизни растений и животных; о том, что человек часть природы. Учить вести себя так, чтобы не навредить природе.

2.Обобщать и систематизировать  представления о временах года  и частях суток.

3.Развивать экологическое  мышление в процессе проведения  элементарных опытов.

4.Формировать эстетическое  отношение к окружающему миру. Поощрять стремление детей отражать  свои впечатления в рисовании,  лепке и аппликации; делиться  впечатлениями об окружающем  мире, полученными из различных  источников (просмотр телепередач,  экскурсии. путешествия и т.д.)[2,137-138]

1.Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе.

2.Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения.

3.Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентации в поведении и деятельности.[1,197]

 

Подготовительная группа

1.Расширять представления  детей о различных природных  объектах (воздух, вода, почва), о жизни  на земле, в земле, в воде  и воздухе.

2.Объяснять экологические  зависимости, осознание которых  способствует развитию современного  экологического мышления.

3.Способствовать осмыслению  разных аспектов взаимодействия  человека с природой.

4.Систематизировать и  углублять представления детей  о сезонных изменениях в природе.

5.Развивать экологическое  мышление и творческое воображение  в процессе опытнической и  исследовательской деятельности  детей.

6.Формировать эстетическое  отношение к окружающей действительности. Закреплять желание отражать  впечатления, полученные в процессе  общения с природой, в рисовании,  лепке и аппликации.[2,175-176]

   

Информация о работе Формирования представлений о сезонных изменениях в природе у детей дошкольного возраста