Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 16:59, контрольная работа
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний, о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков и умений по уходу за растениями и животными. Формированию бережного отношения к природе способствует и ее эстетическое восприятие. Кроме того, у детей всех возрастных групп необходимо воспитывать познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.
Введение.
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной. До определенного времени воздействие человека сглаживалось процессами, происходящими в биосфере, но в настоящее время человек стоит на грани экологического кризиса. Именно поэтому так важен в экологическом воспитании начальный этап дошкольного обучения, когда они получают первые знания о культуре взаимоотношений с природной средой.
Любовь к природе можно
воспитать лишь на основе знаний, о
растениях и животных, условиях их
жизни, основных потребностях, а также
навыков и умений по уходу за растениями
и животными. Формированию бережного
отношения к природе
Знания о сезонных изменениях
в природе. В дошкольном возрасте
доступны следующие знания об изменениях
в природе: каждый сезон имеет
свою продолжительность дня и
ночи, определенный характер погоды, температуру
воздуха, типичные осадки; особенности
явлений неживой природы
Систематизация знаний о сезонах происходит на основе установления временных (что за чем происходит) и причинно-следственных (от чего происходят те или иные явления) связей. Важно развивать у детей умение наблюдать за изменениями природных явлений, воспитывать чувство любви ко всему живому, обучать некоторым несложным способам охраны природы.
Понятия "знания", "представления".
Понятие "знание" многозначно
и имеет несколько определений.
Оно определяется то как часть
сознания, то как нечто общее в
отражении предметного
В новой "Российской педагогической
энциклопедии" (1993 г.) "знания" определяются
следующим образом: "проверенный общественно-исторической
практикой и удостоверенный логикой результат
процесса познания действительности;
адекватное ее отражение в сознании человека
в виде представлений, понятий, суждений,
теорий. Знания фиксируются в форме знаков
естественного и искусственного языков"[4,332].
Элементарные знания, обусловленные биологическими закономерностями, свойственны и животным, у которых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. Знания являются органическим единством чувственного и рационального. На основе знаний вырабатываются умения и навыки [6,25].
Во всех этих определениях говорится, главным образом, о научных знаниях. Но кроме научных есть житейские знания, знания личностные, которые известны только одному человеку. Л.М. Фридман, проанализировав существующие определения понятия "знание", приводит его определение более общего характера: "Знание - это результат нашей познавательной деятельности независимо от того, в какой форме эта деятельность совершалась: чувственно или нечувственно, непосредственно или опосредованно; со слов других, в результате чтения текста, при просмотре кино или телефильма и т.д. Этот результат познания человек выражает в речи, в том числе искусственной, жестовой, мимической и любой другой. Следовательно, всякое знание есть продукт познавательной деятельности, выраженный в знаковой форме. Знание противоположно незнанию, неосведомленности, отсутствию представлений о чем или о ком-нибудь" .
Содержание представлений и методика формирования представлений о сезонных изменениях в природе.
Формирование представлений о закономерных круглогодичных изменениях природы осуществляется посредством недельной методики ознакомления дошкольников с сезонами. Она заключается в следующем: одну неделю каждого месяца (вторую или третью) во всех группах детского сада планируется: ежедневное наблюдение за погодой; рассматривание растительности (деревьев, кустарников) и покрова земли в середине недели; поиск животных, которых можно встретить в данный момент сезона на участке и в округе детского сада, и наблюдения за ними (в конце недели); дневная работа с календарем. Таким образом, основу этой методики составляют ежемесячно повторяющиеся по одной неделе циклы наблюдений за комплексом сезонных явлений природы – явлений растительного, животного мира и неживой природы.
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления (светит солнце, идет дождь или снег, дует ветер и др.), степень их интенсивности и другие характеристики (солнце яркое или тусклое, греет сильно или слабо, дождь мелкий, моросящий или крупный, проливной, ливень, прямой или косой, ветер слабый или сильный, ураган и т.д.). Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их влияние на окружающие предметы: дождя появляются лужи, асфальт становится мокрым, темным, блестящим, листья на деревьях сверкают; ветер качает ветки, белье на веревке; солнце делает все предметы яркими, дает от них тень и т.д.[5,158]
Наблюдения за погодой включают три параметра: состояние неба и осадков, наличие или отсутствие ветра, степень тепла и холода. Небо может быть голубым, чистым, на нем может ярко светить солнце; оно может быть белым или серым, облачным, темным, с грозовой тучей. Могут идти дождь или снег, может сверкнуть молния, появиться радуга. Ветер (перемещение воздуха в пространстве) невидим. Его можно ощутить кожей, почувствовать телом (продувает насквозь), заметить по изменениям других предметов (качаются ветки деревьев, наклоняются в одну сторону, летит пыль, мусор и др.).
Степень тепла и холода определяется градусником, однако дошкольникам, незнакомым еще с этим прибором, ее лучше определить по собственной одежде, которую всегда подбирают по состоянию погоды. Можно выделить несколько отчетливых температурных градаций, которым соответствуют определенная одежда и словесное обозначение. Например, жарко — на детях сарафаны, легкие платья, трусики и майки; тепло — на девочках платья с длинным рукавом, кофточки, на мальчиках пиджачки, ветровки; холодно — дети гуляют в демисезонной одежде (куртки, легкие комбинезоны, пальто); очень холодно (мороз) — они в зимней одежде (шубы, пуховики, теплые пальто, комбинезоны, меховые шапки). Такая градация доступна дошкольникам потому, что они постоянно проживают ее — сами одеваются на прогулку и раздеваются, возвращаясь в помещение.
Таким образом,
наблюдение за погодой
Ежедневные
наблюдения погоды по всем
составным компонентам должны
быть организованы живо, разнообразно,
чтобы
активность детей день ото дня не снижалась,
а напротив, возрастала. Этому может способствовать
постоянное изменение приемов,
с помощью которых осуществляется наблюдение.[5,159]
В середине недели к наблюдениям погоды присоединяется рассматривание растений и покрова земли, их сезонного состояния. Воспитатель выбирает одно постоянное листопадное дерево и рассматривает его тщательно, предлагает выделить такие моменты: есть на нем листья или нет, много их или мало, где их больше — на дереве или под ним, какого цвета листья на дереве, а какого под ним. В заключение осмотра сам делает вывод: «Сейчас осень, октябрь – самый разгар сезона. В это время наша береза выглядит так: вся в ярко-желтых листьях, их на дереве немного, другие опали, лежат на земле. Осенью всегда так бывает».
Воспитатель бегло осматривает с детьми и другие деревья, кустарники, их сезонное состояние. Отмечает красоту пейзажа, предлагает полюбоваться им. Подробное рассматривание одного дерева важно потому, что оно из месяца в месяц изображается в календаре природы — по рисункам дети смогут одновременно увидеть все последовательные изменения в состоянии растений в разные сезоны.
В эту же неделю воспитатель обращает внимание детей на покров земли — он всегда имеет сезонный облик. Осенью уменьшается количество цветущих растений, травы, она вянет и жухнет, земля оголяется, покрывается опадающими листьями, от воды появляется слякоть. Зимой земля однообразна — покрыта снегом, в некоторых местах льдом. Меняется лишь толщина снежного покрова, поэтому ее в эту неделю надо замерять снегомером — специальной палкой в 1,5 м длиной с условными делениями. Детям интересно мерить глубину снега на участке, возле забора, где наметает ветер, на дорожке и в сугробе. Главный замер, который будет представлен в календаре природы, делается в таких местах газона, где не ходят люди, где его не счищают. Все зимние месяцы отличаются друг от друга фактически лишь толщиной снега: в декабре его, как правило, немного, а в феврале очень много. Весной покров земли иной — сначала стаивает снег и лед, появляются проталины, затем постепенно оживает растительность, появляются первоцветы, зелень. Цветы весной, а потом летом растут последовательно — каждый в свое время, поэтому покров земли ежемесячно имеет свои особенности. Все это нужно изобразить в календаре природы, показать особенности данного месяца и сезона.[5,160]
В конце недели (четверг, пятница) воспитатель организует наблюдения за животными участка детского сада и ближайшего природного окружения: насекомыми, птицами, лягушками, ящерицами. Особенно интересны насекомые, поведение которых имеет ярко выраженный сезонный характер: порхают бабочки, летают мухи, шмели, комары, когда тепло, и, наоборот, исчезают в холодный осенний и зимний период. В начале осени в теплые часы они еще активны, и их можно увидеть, а при похолодании их можно обнаружить лишь в местах затаивания. Там, где много птиц, осенью и весной можно заметить смену их состава, что также является ярким признаком того или другого сезона. Животных, которых дети сумели заметить, необходимо изобразить в календаре природы.
Таким образом, одна неделя каждого месяца разнообразных наблюдений за погодой, растениями и животными позволяет сформировать у детей конкретные и отчетливые представления о разных периодах всех сезонов, о закономерности постепенного преобразования природы в течение года, о зависимости состояния растительного и животного мира от факторов неживой природы.
Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы в силу своего ограниченного по времени и компактного осуществления экономит учебное время, а периодичность, регулярная повторяемость ее развивают интерес к наблюдениям у детей и воспитателей, создают яркие картины очевидных изменений в природе.[5,161]
Особенности знаний детей о сезонных изменениях в природе по программам.
"Программа воспитания и обучения" под ред. М.Васильевой. |
"Детство"В.И.Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина. |
"Юный эколог" под ред. С.Николаевой. |
2 младшая группа | ||
1.Формировать у детей интерес к явлениям природы. 2.Продолжать учить детей
определять состояние погоды (холодно,
тепло, жарко, идет дождь, 3.Воспитывать бережное отношение к природе, обращать внимание на ее красоту.[2,76] |
1.Обогащать представления
детей о объектах неживой природы. Осуществление 2. Воспитывать добрые чувства, любопытство, любознательность, эстетическое восприятие, переживания, связанные с красотой природы.[1,48] |
1.Постепенное в течении учебного года и от возраста к возрасту наращивание объема материала: от рассмотрения 1-2 объектов природы, 1-2 способов их взаимосвязи со средой обитания к последовательному увеличению количества объектов и механизмов их морфофункциональной взаимосвязи с внешними условиями. 2.Пероочередное использование природного окружения, непосредственного составляющего жизненное пространство детей: систематическое изучение объектов природы, которые можно наглядно продемонстрировать. 3.Постепенное познавательное
продвижение детей: от |
Средняя группа | ||
1.Расширять представления
детей о многообразии 2.Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.[2,104] |
Эстетически воспринимать природу, любоваться, восхищаться ее красотой. [1,120] |
4.Широкое использование
в работе с детьми разных
видов деятельности: систематическое
включение их в сенсорное 5.Подача познавательного
материала и организация |
Старшая группа | ||
1.Наблюдать с детьми
явления природы. Помогать 2.Обобщать и 3.Развивать экологическое
мышление в процессе 4.Формировать эстетическое
отношение к окружающему миру.
Поощрять стремление детей |
1.Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе. 2.Развивать у детей соответствующие содержанию знаний познавательные и речевые умения. 3.Воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентации в поведении и деятельности.[1,197] |
|
Подготовительная группа | ||
1.Расширять представления детей о различных природных объектах (воздух, вода, почва), о жизни на земле, в земле, в воде и воздухе. 2.Объяснять экологические
зависимости, осознание 3.Способствовать осмыслению
разных аспектов 4.Систематизировать и
углублять представления детей
о сезонных изменениях в 5.Развивать экологическое
мышление и творческое 6.Формировать эстетическое
отношение к окружающей |