Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:29, реферат
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально – экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Введение 3 Стр.
Общие положения и принципы. 4 Стр.
Основы разграничения и согласование управленческих полномочий. 5 Стр.
Общественные экологические интересы и права граждан 6 Стр.
Негативное воздействие и возмещение вреда 7 Стр.
Нормирование 9 Стр.
Заключение и список используемой литературы
Закон не вводит каких-либо видов платежей, он перечисляет лишь виды негативного воздействия на окружающую среду (выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду). Следует различать виды платы и форму платы. Виды дифференцируются применительно к видам негативного воздействия на окружающую среду. Форма же платы отражает ее экономическое содержание, целевое назначение, способ взимания. Закон ушел от ответа на принципиально важный вопрос, имеет ли такая плата налоговый или неналоговый характер, закрепив в самом общем виде, что «формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются федеральными законами». Таким образом, на данный момент ни один федеральный закон так и не определил форму платы за негативное воздействие.
Особо важное место в системе эколого-правовой ответственности занимает имущественная ответственность за причинение вреда окружающей среде, поскольку именно этот вид ответственности выполняет компенсационную функцию, а возмещение экологического вреда является важнейшей задачей экологического законодательства. Ст. 77 «Обязанность полного возмещения вреда окружающей среде». Ст. 78 «Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды» вводит значительное изменение в порядок определения объема компенсации. Если раньше возмещение вреда производилось «в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды», то сейчас изменена приоритетность: «определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды» (ч.1 ст. 78). Кроме поворота приоритетов, является также учет стоимости проектов рекультивационных и иных восстановительных работ, что на практике принимается арбитражными судами.
Обращает на
себя внимание то, что порядок определения
объема компенсации вреда регулируется
двумя нормами, каждая из которых устанавливает
свои приоритеты. Это еще одно нововведение
Закона. Так, согласно ч.З. ст. 77, вред окружающей
среде, причиненный субъектом хозяйственной
и иной деятельности, возмещается в соответствии
с утвержденными в установленном порядке
таксами и методиками исчисления размера
вреда окружающей среде, а при их отсутствии
исходя из фактических затрат на восстановление
нарушенного состояния окружающей среды,
с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды. В то же время, согласно
ч.1 ст. 78 определение размера вреда окружающей
среде, причиненного нарушением законодательства
в области охраны окружающей среды, осуществляется
исходя из фактических затрат на восстановление
нарушенного состояния окружающей среды,
с учетом понесенных убытков, в том числе
упущенной выгоды, а также в соответствии
с проектами восстановительных работ,
при их отсутствии в соответствии с таксами
и методиками исчисления размера вреда
окружающей среде, утвержденными органами
исполнительной власти, осуществляющими
государственное управление в области
охраны окружающей среды Закон не устанавливает
особого порядка аккумулирования взыскиваемых
сумм, равно как не указывает и на целевой
характер их расходования. Теоретически
эти позиции обосновываются в категориях
права собственности, права пользования
и общественных экологических интересов.
В практическом же плане после ликвидации
системы внебюджетных экологических фондов
адресность направления взыскиваемых
сумм должна быть различной, поскольку
загрязнением окружающей среды, порчей
и деградацией природных объектов одновременно
причиняются убытки собственнику ресурсов,
их пользователю, а также всегда ущемляется
общественный интерес. Но в условиях отсутствия
решения этого вопроса в данном Законе
пробел Иски о компенсации вреда окружающей
среде, причиненного нарушением законодательства
в области охраны окружающей среды, могут
быть предъявлены в течение двадцати лет
(ч. 3 ст. 78).
5. Нормирование
В
основе системы нормирования два
вида нормативов: качества окружающей
среды и допустимого воздействия
на окружающую среду. Ст. 19 «Основы нормирования
в области охраны окружающей среды» включает
в понятие нормирования установление,
кроме названных основных видов, «иных
нормативов в области охраны окружающей
среды», а также государственных стандартов
и иных нормативных документов Обращает
на себя внимание ограничительный подход
к определению нормативов качества окружающей
среды, которые устанавливаются согласно
ч.1 ст.21 «для оценки состояния окружающей
среды в целях сохранения естественных
экологических систем, генетического
фонда растений, животных и других организмов».
В числе нормативов допустимого воздействия
Закон вводит нормативы допустимой антропогенной
нагрузки на окружающую среду Практический
интерес представляет также введение
технологических нормативов, которые
рассматриваются в качестве исходных
при установлении нормативов допустимых
выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов
для стационарных, передвижных и иных
источников воздействия на окружающую
среду наряду с нормативами допустимой
антропогенной нагрузки и нормативами
качества окружающей среды (ч.1 ст. 23). Технологические
нормативы устанавливаются для стационарных,
передвижных и иных источников на основе
использования наилучших существующих
технологий с учетом экономических и социальных
факторов (ч.2 ст. 23). ч.З ст. 23 могут устанавливаться
при невозможности соблюдения нормативов
допустимых выбросов и сбросов веществ
и микроорганизмов. Соответствующие разрешения
действуют только в период проведения
мероприятий по охране окружающей среды,
внедрения наилучших существующих технологий
и (или) реализации других природоохранных
проектов с учетом поэтапного достижения
установленных нормативов допустимых
выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Установление лимитов на выбросы и сбросы
допускается только при наличии планов
снижения выбросов и сбросов, согласованных
с органами исполнительной власти, осуществляющими
государственное управление в области
охраны окружающей среды.
Лимиты
- это красноречивая уступка, сделанная
экологическим
В целом,
закрепление полномочий региональных
органов в сфере нормирования
абсолютно оправданно и целесообразно,
но Закон сделал это не вполне последовательно
Заключение
Таким образом,
закон об охране окружающей
среды является
Список использованных источников
1. Дубовик
«Экологическое право в
2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002г
3. Васильева
М.И. Новое в Федеральном
Информация о работе Федеральный закон "Об охране окружающей среды"