Факторы отрицательного влияния автотранспорта на окружающую среду и человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Природа – целостная система с множеством сбалансированных связей. Нарушение этих связей приводит к изменению установившихся в природе круговоротах веществ и энергии. Современным обществом в производство и потребление вовлекается такое количество вещества и энергии, которое в сотни раз превосходит биологические потребности человека, что и является основной причиной современного экологического кризиса (высокий уровень и быстрое нарастание антропогенной нагрузки на окружающую природную среду).

Оглавление

Введение……………………………………………………………………1
1. Факторы отрицательного влияния автотранспорта на окружающую среду и человека……………………………………………………………3
2. Загрязнение воздуха отработавшими газами автомобиля…………….6
3. Шумовое воздействие……………………………………………………..8
4. Факторы, подтверждающие то, что описываемая проблема действительно представляет экологическую опасность……………….11
4.1. Антропогенные факторы, приводящие к такому изменению экологических условий…………………………………………….11
5. Вибрации…………………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………..15
Список используемой литературы………………………………………

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 46.94 Кб (Скачать)

Содержание

     Введение……………………………………………………………………1

  1. Факторы отрицательного влияния автотранспорта на окружающую среду и человека……………………………………………………………3
  2. Загрязнение воздуха отработавшими газами автомобиля…………….6
  3. Шумовое воздействие……………………………………………………..8
  4. Факторы, подтверждающие то, что описываемая проблема действительно представляет экологическую опасность……………….11
    1. Антропогенные факторы, приводящие к такому изменению экологических условий…………………………………………….11
  5. Вибрации…………………………………………………………………..13

Заключение………………………………………………………………..15

Список используемой литературы………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Природа – целостная система  с множеством сбалансированных связей. Нарушение этих связей приводит к изменению установившихся в природе круговоротах веществ и энергии. Современным обществом в производство и потребление вовлекается такое количество вещества и энергии, которое в сотни раз превосходит биологические потребности человека, что и является основной причиной современного экологического кризиса (высокий уровень и быстрое нарастание антропогенной нагрузки на окружающую природную среду).

Сегодня производственная деятельность человечества связанна с использованием разнообразных природных ресурсов, охватывающих большинство химических элементов. Усиление техногенного воздействия на природную среду породило ряд экологических проблем. Самые острые связаны с состоянием атмосферы, гидросферы и литосферы.

Некоторые «изменения», такие  как загрязнение воздуха или  воды, могут непосредственно влиять на здоровье и жизнедеятельность организма. Другие чреваты косвенными эффектами, например, выбросы углекислого газа сказываются на климате, что в свою очередь отражается на производстве продуктов питания; сдвиги в концентрации биогенов приводят к гибели одних популяций и бурному размножению других. В результате накопления различных загрязнений в атмосфере, в первую очередь фреонов, происходит разрушение озонного слоя, который предохраняет земную поверхность от солнечной радиации. Загрязнения, поступающие в атмосферу, с осадками возвращаются на Землю и попадают в водоемы и почву. Сточными водами

предприятий промышленности и агропромышленного комплекса  загрязняются реки, озера  и моря. Считается, что в водоемы попадает свыше 500 тыс. различных веществ. Тяжелые металлы – свинец, ртуть, цинк, медь, кадмий, попавшие в водоем, активно поглощаются животными и рыбами, которые или сами погибают, или отравляют людей, использующих их в пищу.

В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха  токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильными транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением воздуха, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной  урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. Таким образом, автомобиль становится конкурентом человека за жизненное пространство.

За последние десятилетия  человечество окончательно убедилось, что первым виновником загрязнения атмосферного воздуха – одного из основных источников жизни на нашей Планете, является детище научно-технического прогресса – автомобиль. Автомобиль, поглощая столь необходимый для протекания жизни кислород, вместе с тем интенсивно загрязняет воздушную среду токсичными компонентами, наносящими ощутимый вред всему живому и неживому. Вклад в загрязнение окружающей среды, в основном атмосферы составляет – 60 - 90%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на окружающую среду и человека

 

Ежегодный экологический  ущерб от транспортного комплекса  составляет около 1, 5% валового национального  продукта (ВНП) России. Наибольший вклад  в экологический ущерб (62, 7%) вносит автотранспортный комплекс, вклад железнодорожного транспорта достигает 27, 7%, воздушного – 4, 5%, морского – 3, 6% и речного –1, 5%. Во всех видах негативного воздействия  “лидирует” автомобильный транспорт (шум – 49, 5%, воздействие на климат – 68%, загрязнение атмосферного воздуха  – 71%), за ним следует железнодорожный  транспорт. Один легковой автомобиль поглощает  ежегодно из атмосферы в среднем  больше 4 т кислорода, выбрасывая с  выхлопными газами примерно 800 кг окиси  углерода, около 40 кг окислов азота  и почти 200 кг различных углеводородов. Причинами  загрязнения воздуха от автотранспорта являются:

    • плохое состояние технического обслуживания автомобилей;
    • низкое качество применяемого топлива;
    • наличие свинцовых добавок в бензине;
    • неразвитость системы управления транспортными потоками;
    • низкий процент использования экологически чистых видов транспорта.

Каждый автомобиль выбрасывает  в атмосферу с отработавшими  газами около 200 различных компонентов. В выхлопных газах содержатся углеводороды - несгоревшие или не полностью сгоревшие компоненты топлива, доля которых резко возрастает, если двигатель работает на малых  оборотах или в момент увеличения скорости на старте, т. е. во время заторов  и у красного сигнала светофора. Именно в этот момент, когда нажимают на акселератор, выделяется больше всего  несгоревших частиц: примерно в 10 раз  больше, чем при работе двигателя  в нормальном режиме. К несгоревшим  газам относят и обычную окись углерода, образующуюся в том или ином количестве повсюду, где что-то сжигают. В выхлопных газах двигателя, работающего на нормальном бензине и при нормальном режиме, содержится в среднем 2, 7 % оксида углерода. При снижении скорости эта доля увеличивается до 3, 9 %, а на малом ходу - до 6, 9 %. Оксид углерода, углекислый газ и большинство других газовых выделений двигателей тяжелее воздуха, поэтому все они скапливаются у земли. В выхлопных газах содержатся также альдегиды, обладающие резким запахом и раздражающим действием. К ним относятся акролены и формальдегид; последний обладает особенно сильным действием. В автомобильных выбросах содержатся также оксиды азота. Двуокись азота играет большую роль в образовании продуктов превращения углеводородов в атмосферном воздухе. В выхлопных газах присутствуют неразложившиеся углеводороды топлива. Из-за неполного сгорания топлива в двигателе автомашины часть углеводородов превращается в сажу, содержащую смолистые вещества. Особенно много сажи и смол образуется при технической неисправности мотора и в моменты, когда водитель, форсируя работу двигателя, уменьшает соотношение воздуха и горючего, стремясь получить так называемую "богатую смесь". В этих случаях за машиной тянется видимый хвост дыма, который содержит полициклические углеводороды. В целом при определенном уровне интенсивности выхлопов автомобилей на территории города появляются устойчивые накопления двух типов загрязнений: – аэрозоли автотранспортного происхождения, задерживающиеся в атмосфере на длительный срок, адсорбирующие канцерогенные вещества и попадающие с воздухом в дыхательные пути. - соединения свинца, образующиеся при сгорании этилированного бензина, способны аккумулироваться организмом, попадая в него не только через дыхательные пути, но и через кожу. Эти соединения поражают центральную нервную систему и кроветворные органы. Шумовое воздействие от автотранспорта сравнимо с болевыми воздействиями от шума при работе отбойного молотка и трактора, но к тому же для городского жителя является более чувствительным по суммарному времени влияния. Глобальная автомобилизация кроме загрязнения воздуха преподнесла человечеству ещё одну проблему: куда девать машины, отслужившие свой срок? Из огромного мирового парка автомобилей таких машин ежегодно оказывается несколько миллионов. В Западной Европе в 1995 г. пришлось ликвидировать около 15 млн. автомобилей, в США – порядка 12 млн. В результате, во всем мире ежегодно оказывается до 7 млн. т. неиспользуемых отходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Загрязнение воздуха отработавшими газами автомобиля

Основная причина загрязнения  воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85 «летит на ветер». К тому же камеры сгорания автомобильного двигателя – это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу.

Двигаясь со скоростью 80-90 км/ч в среднем автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300-350 человек. Но дело не только в углекислоте. Годовой выхлоп одного автомобиля – это 800 кг окиси углерода, 40 кг окислов азота и более 200 кг различных углеводородов. В этом наборе весьма коварна окись углерода. Из-за высокой токсичности её допустимая концентрация в атмосферном воздухе не должна превышать 1 мг/м3. Известны случаи трагической гибели людей, запускавших двигатели автомобилей при закрытых воротах гаража. В одноместном гараже смертельная концентрация окиси углерода возникает уже через 2-3 минуты после включения стартера. В холодное время года, остановившись для ночлега на обочине дороги, неопытные водители иногда включают двигатель для обогрева машины. Из-за проникновения окиси углерода в кабину такой ночлег может оказаться последним.

Уровень загазованности магистралей  и примагистральных территорий зависит  от интенсивности движения автомобилей, ширины и рельефа улицы, скорости ветра, доли грузового транспорта и автобусов в общем потоке и других факторов. При интенсивности движения 500 транспортных единиц в час концентрация окиси углерода на открытой территории на расстоянии 30-40 м от автомагистрали снижается в 3 раза и достигает нормы. Затруднено рассеивание выбросов автомобилей на тесных улицах. В итоге практически все жители города испытывают на себе вредное влияние загрязнённого воздуха.

На скорость распространения  загрязнения и концентрацию его  в отдельных зонах города значительно влияют температурные инверсии. В основном, они характерны для севера европейской части России, Сибири, Дальнего Востока и возникают, как правило, при штилевой погоде (75% случаев) или при слабых ветрах (от 1 до 4 м/с). Инверсионный слой выполняет роль экрана, от которого на землю отражается факел вредных веществ, в результате чего их приземные концентрации возрастают в несколько раз.

Из соединений металлов, входящих в состав твёрдых выбросов автомобилей, наиболее изученными являются соединения свинца. Это обусловлено тем, что соединения свинца, поступая в организм человека и теплокровных животных с водой, воздухом и пищей, оказывают на него наиболее вредное действие. До 50% дневного поступления свинца в организм приходится на воздух, в котором значительную долю составляют отработавшие газы автомобилей. Поступления углеводородов в атмосферный воздух происходит не только при работе автомобилей, но и при разливе бензина. По данным американских исследователей в Лос-Анджелесе за сутки испаряется в воздух около 350 тонн бензина. И повинен в этом не столько автомобиль, сколько сам человек. Чуть- чуть пролили при заливке бензина в цистерну, забыли плотно закрыть крышку при перевозке, плеснули на землю при заправке на автозаправочной станции, и в воздух потянулись различные углеводороды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Шумовое воздействие

В условиях сильного городского шума происходит постоянное напряжение слухового  анализатора. Это вызывает увеличение порога слышимости (10 дБ для большинства  людей с нормальным слухом) на 10-25 дБ. Шум в больших городах сокращает продолжительность жизни человека. По данным австрийских исследователей, это сокращение колеблется в пределах 8-12 лет. Чрезмерный шум может стать причиной нервного истощения, психической угнетённости, вегетативного невроза, язвенной болезни, расстройства эндокринной и сердечнососудистой систем. Шум мешает людям работать и отдыхать, снижает производительность труда.

Массовые физиолого-гигиенические  обследования населения, подвергающегося  воздействию транспортного шума в условиях проживания и трудовой деятельности, выявили определённые изменения в состоянии здоровья людей. При этом изменения функционального  состояния центральной нервной  и сердечнососудистой систем, слуховой чувствительности зависели от уровня воздействующей звуковой энергии, от пола и возраста обследованных. Наиболее выраженные изменения выявлены у лиц, испытывающих шумовое воздействие в условиях, как труда, так и быта, по сравнению с лицами, проживающими и работающими в условиях отсутствия шума.

Высокие уровни шума в городской  среде, являющиеся одним из агрессивных  раздражителей центральной нервной  системы, способны вызвать её перенапряжение. Городской шум оказывает неблагоприятное  влияние и на сердечнососудистую систему. Ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, повышенное содержание холестерина в крови встречаются чаще у лиц, проживающих в шумных районах.

Шум в значительной мере нарушает сон. Крайне неблагоприятно действуют  прерывистые, внезапно возникающие  шумы, особенно в вечерние и ночные часы, на только что заснувшего человека. Внезапно возникающий во время сна  шум (например, грохот грузовика) нередко  вызывает сильный испуг, особенно у больных людей и у детей. Шум уменьшает продолжительность и глубину сна. Под влиянием шума уровнем 50 дБ срок засыпания увеличивается на час и более, сон становится поверхностным, после пробуждения люди чувствуют усталость, головную боль, а нередко и сердцебиение.

Отсутствие нормального  отдыха после трудового дня приводит к тому, что естественно развивающееся  в процессе работы утомление не исчезает, а постепенно переходит в хроническое  переутомление, которое способствует развитию ряда заболеваний, таких как  расстройство центральной нервной  системы, гипертоническая болезнь.

Информация о работе Факторы отрицательного влияния автотранспорта на окружающую среду и человека