Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:57, реферат
В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильными транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением воздуха, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. Таким образом, автомобиль становится конкурентом человека за жизненное пространство.
Введение 3
1 Влияние автотранспорта на экологию 4
1.1 Загрязнение воздуха отработавшими газами автомобилей 5
1.2 Энергетическое загрязнение 7
1.3 Электромагнитные излучения 9
1.4 Автокатострофы 10
2 Проблемы экологии автомобильного транспорта России 11
3 Пути решения проблемы 17
3.1 Мероприятия по защите от автомобильного шума. 17
3.2 Сокращение и ограничение автомобилей в городе 18
3.3 Автостоянки и гаражи 19
3.4 Борьба с гололёдом на дорогах. 19
3.5 Альтернативные виды топлива. 20
4 Заключение 22
библиографический список 23
Таблица № 1. Нормы токсичности
выхлопа автомобилей для
Наименования стандартов |
Год введения |
Содержание в выхлопе, г/квт*ч | |||
NOx |
CO |
Cх Hу |
Твердые частицы | ||
Евро – 0 |
1988 |
14,4 |
11,2 |
2,5 |
|
Евро – 1 |
1993 |
8,0 |
4,5 |
1,1 |
0,36 |
Евро – 2 |
1996 |
7,0 |
4,0 |
1,1 |
0,15 |
Евро – 3 |
1999 |
5,0 |
2,0 |
0,6 |
0,10 |
Евро – 4 |
2005 |
3,5 |
1,5 |
- |
0,02 |
Евро – 5 |
2008 |
2,0 |
1,5 |
- |
0,02 |
Проблема перевода автотранспорта
на природный газ представляет собой
решение комплекса сложных
Наиболее ощутимые результаты
по экологизации дорожного транспорта
и применению газовых моторных топлив
достигнуты в г. Москве. Московская
Программа газификации
Для реализации принятой Программы созданы Рабочая группа при Правительстве Москвы и «Фонд экологизации транспорта Мосэкотранс». «Фонд экологизации транспорта Мосэкотранс» осуществляет финансирование мероприятий по улучшению экологической обстановки в городе и контроль за целевым использованием средств, выделяемых на их реализацию. В настоящее время проделана огромная организационная работа, к участию в Программе привлечено более 100 предприятий и коммерческих структур, среди которых ОАО «НК Лукойл», ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС», ОАО «НК Роснефть», КБ «Автобанк», КБ «Русский Банк Развития», Тюменская нефтяная компания и др.
Серьезность намерений Правительства
Москвы сделать окружающий городской
воздух чище и заставить водителей
автотранспортных средств выполнять
требования «Евро-2» подтверждается
и созданием экологической
И хотя можно спорить о правовой обоснованности такой милиции, однако это реальный шаг к цивилизованному обществу. Цивилизация это не только демократия, горячая вода и свет, но и право каждого человека дышать свежим, а главное, чистым воздухом в месте, где он живет. Чистый воздух не купишь в магазине, его надо просто не пачкать.
Следует отметить, что проблемы газификации автомобильного транспорта с успехом могут быть решены не только в Москве, но и на местном уровне в любом регионе России. Именно местные власти могут широко использовать предоставленные им законодательством налоговые и тарифные стимулы для расширения использования газомоторного топлива на транспорте. Положительные примеры такого подхода в Российской Федерации уже имеются. В Республике Татарстан, Алтайском крае, Белгородской, Брянской, Воронежской, Оренбургской, Самарской и ряде других областей утверждены региональные программы для реализации этих вопросов. Завершается подготовка программ в Вологодской, Костромской, Ленинградской, Саратовской и Тамбовской областях. В Кабардино-Балкарской Республике, Владимирской, Липецкой, Пензенской областях задачи по газификации автотранспортных средств определены правительственными постановлениями. Томской областной Думой принят закон «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива».
Газификация автотранспорта – это не только решение экологических проблем, но и экономия бюджетных средств (моторное топливо из природного газа стоит наполовину дешевле нефтяного). Так, на московском автокомбинате №41 несколько лет назад полностью перешли на газ. На сегодняшний день автопарк комбината насчитывает 150 автомобилей, работающих на сжатом природном газе. Эксплуатация этих газомоторных автомобилей позволяет в месяц экономить на топливе свыше 300 тыс. руб. Исследования выполненные компанией «Ленавтогаз» показывают, что предприятия, которые перевели свой автопарк на природный газ, уже через год ощутили конкретный экономический эффект. В таблице №2 приведены данные экономической выгоды конвертации автомобильного транспорта на газовое моторное топливо.
Таким образом, массовый перевод
отечественных автомобилей на природный
газ является наиболее рациональным,
ресурсообеспеченным и
Таблица №2
Параметры |
Бензин |
Дизтопливо |
Природный |
СУГ |
Объем двигателя, литров |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Выброс вредных веществ, г/км |
2,4 |
2,7 |
1,3 |
1,8 |
Расход топлива на100 км пробега (при расчете 10л – 100%) |
100% |
90% |
110% |
115-120% |
Стоимость топлива, руб/л |
9,2 |
7,1 |
3,6 |
4,3 |
Итоговая стоимость топлива |
92 |
63,9 |
39,6 |
49,4 |
Экономическая выгода по отношению к бензину на 100 кмпробега, руб. |
0,0 |
28,1 |
52,4 |
42,6 |
Снижение городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счёт уменьшения шумности транспортных средств.
К градостроительным
мероприятиям по защите населения от
шума относятся: увеличение расстояния
между источником шума и защищаемым
объектом; применение акустически непрозрачных
экранов (откосов, стен и зданий-экранов),
специальных шумозащитных полос
озеленения; использование различных
приёмов планировки, рационального
размещения микрорайонов. Кроме того,
градостроительными мероприятиями
являются рациональная застройка магистральных
улиц, максимальное озеленение территории
микрорайонов и разделительных полос,
использование рельефа
Существенный защитный эффект достигается в том случае, если жилая застройка размещена на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей и зоны разрыва озеленены. При замкнутом типе застройки защищёнными оказываются только внутриквартальные пространства, а внешние фасады домов попадают в неблагоприятные условия, поэтому подобная застройка автомагистралей нежелательна. Наиболее целесообразна свободная застройка, защищённая от стороны улицы зелёными насаждениями и экранирующими зданиями временного пребывания людей (магазины, столовые, рестораны, ателье и т.п.). Расположение магистрали в выемке также снижает шум на близрасположенной территории.
Магистральные улицы в городах составляют примерно 20-30% общей протяженности всех улиц и проездов. На них сосредотачивается до 60-80% всего автомобильного движения, то есть магистрали в среднем загружены примерно в 10-15 раз больше, чем остальные улицы и проезды.
Создание в городе сети магистралей скоростного движения позволяет существенно увеличить скорости общественного транспорта и легковых автомобилей, повысить её пропускную способность, сократить число дорожно-транспортных происшествий, изолировать жилые районы и общественные центры от концентрированных потоков транспортных средств. Но магистраль скоростного движения – дорогостоящее сооружение. Строительство её может быть эффективно только на направлениях, обеспечивающих мощные и устойчивые транспортные потоки с относительно большой в пределах города дальностью поездок, при которой ощутим выигрыш от увеличения скорости движения. Поэтому такие магистрали строят лишь в крупных городах с полицентрической структурой и растянутой территорией.
При строительстве
и реконструкции городов
Для снижения вредного влияния автомобильного транспорта требуется вынос из городской черты грузовых транзитных потоков. Требование это зафиксировано в действующих строительных нормах и правилах, но практически соблюдается редко.
«Город без автомобиля» мыслится как сочетание широких транспортных магистралей, где предоставляется простор для автомобильного движения, с микрорайонами, куда въезд транспорта запрещён или предельно ограничен и где люди ходят только пешком.
Эффективным мероприятием по снижению вредного влияния автомобильного транспорта на горожан является организация пешеходных зон с полным запретом въезда транспортных средств на жилые улицы. Менее эффективное, но более реальное мероприятие – это введение системы пропусков, дающих право на въезд в пешеходную зону только специальным автомобилям, владельцы которых живут в конкретной зоне жилой застройки. При этом должен быть полностью исключён сквозной проезд автотранспорта через жилой квартал.
В наших городах подавляющая часть автомобилей размещается во дворах жилых домов, иногда на зелёных газонах и площадках отдыха. Это обстоятельство, прежде всего, ухудшает условия проживания населения. Автомобили оставляют также на проезжей части улиц. А это затрудняет городское движение, становится одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Подобные «стоянки» занимают огромные площади городской территории, портят внешний облик городов.
Размеры земельных участков, отводимых под площадки для стоянки и хранения автомобилей и других транспортных средств, принимают (на одно место): для легковых автомобилей – 25 м2, мотоциклов с коляской – 8, без коляски – 3, для велосипедов – 0,9 м2 (в указанные размеры не входит площадь земельных участков для устройства подъездов и зелёных насаждений).
Прогрессивной
тенденцией в решении проблемы хранения
индивидуального автотранспорта является
сооружение многоэтажных кооперативных
гаражей и гаражей-гостиниц. Если
при одноярусном способе
Говоря о
подземных гаражах, нельзя не сказать
о подземных пешеходных переходах.
Как известно, автомобили «газуют»,
в основном, у светофоров, работая
на холостом ходу. Создание подземных
переходов позволяет разгрузить
многие перекрестки, где задерживается
автотранспорт. Разветвлённая сеть
подземных тоннелей для пешеходов
под улицами и площадями
Химический способ удаления снега и льда с дорожных покрытий при помощи хлористых соединений оказывает вредное воздействие на зелёные насаждения, как в результате прямого контакта, так и через почву. Прямой контакт возможен при удалении засоленного снега на обочины и разделительную полосу, где расположены насаждения. Он приводит к непосредственному разрушению ткани растений. Засоление почв, происходящее в результате просачивания рассола в зоны расположения посадок, ухудшает структуру почвы, что в итоге вызывает гибель деревьев и кустарников. Вероятность гибели деревьев существенно снижается, если они посажены не ближе 9 м от кромки проезжей части. Повреждение растительности меньше на плодородных почвах, особенно на почвах, богатых фосфатами.