Человек и автомобиль.Экологические проблемы,роль автовладельцев и автопроизводителей в их решении

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 18:57, реферат

Краткое описание

В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильными транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством. Загрязнение воздуха оказывает вредное воздействие на человека и окружающую среду. Материальный ущерб, вызываемый загрязнением воздуха, трудно оценить, однако даже по неполным данным он достаточно велик. Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Без автомобиля в настоящее время немыслимо существование человечества. При интенсивной урбанизации и росте мегаполисов автомобильный транспорт стал самым неблагоприятным экологическим фактором в охране здоровья человека и природной среды в городе. Таким образом, автомобиль становится конкурентом человека за жизненное пространство.

Оглавление

Введение 3
1 Влияние автотранспорта на экологию 4
1.1 Загрязнение воздуха отработавшими газами автомобилей 5
1.2 Энергетическое загрязнение 7
1.3 Электромагнитные излучения 9
1.4 Автокатострофы 10
2 Проблемы экологии автомобильного транспорта России 11
3 Пути решения проблемы 17
3.1 Мероприятия по защите от автомобильного шума. 17
3.2 Сокращение и ограничение автомобилей в городе 18
3.3 Автостоянки и гаражи 19
3.4 Борьба с гололёдом на дорогах. 19
3.5 Альтернативные виды топлива. 20
4 Заключение 22
библиографический список 23

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЯdocx.docx

— 96.30 Кб (Скачать)

Таблица № 1. Нормы токсичности  выхлопа автомобилей для развитых европейских стран.

Наименования стандартов

Год

введения

Содержание в выхлопе, г/квт*ч

NOx

CO

Cх Hу

Твердые

частицы

Евро – 0

1988

14,4

11,2

2,5

 

Евро – 1

1993

8,0

4,5

1,1

0,36

Евро – 2

1996

7,0

4,0

1,1

0,15

Евро – 3

1999

5,0

2,0

0,6

0,10

Евро – 4

2005

3,5

1,5

-

0,02

Евро – 5

2008

2,0

1,5

-

0,02


 

 

Проблема перевода автотранспорта на природный газ представляет собой  решение комплекса сложных задач, среди которых наиболее значимыми  являются: серийное производство газобаллонных  автомобилей; создание инфраструктуры (сети) заправочных комплексов; разработка и производство надежного газобаллонного оборудования; создание сервисной сети для переоборудования автотранспортных средств; подготовка кадров; правое и  рекламно-информационное обеспечение  и т.д. В связи с чем, программы  газификации автотранспорта и улучшения  экологической обстановки могут  быть реализованы не только по указу  сверху, но и при поддержке и  непосредственным участие региональных властей .

Наиболее ощутимые результаты по экологизации дорожного транспорта и применению газовых моторных топлив достигнуты в г. Москве. Московская Программа газификации транспорта основана на совместном Постановлении  Правительства Москвы и Правления  РАО «Газпром» от 26.11.96 №943/134 и  Постановлении Правительства Москвы от 5 июня 2001 года №510-ПП «О дополнительных мерах по расширению использования  газа метана в качестве моторного  топлива». Стратегической целью этой Программы является изменение структуры  действующего в Москве автопарка, за счет переводу автобусов городского пассажирского транспорта, муниципального грузового и ведомственного транспорта на природный газ, с тем, чтобы  к 2005 году не менее 40% эксплуатирующейся  муниципальной автотехники  использовало в качестве моторного топлива природный газ и по экологическим характеристикам отвечало нормам выбросов «Евро-2».

Для реализации принятой Программы  созданы Рабочая группа при Правительстве  Москвы и «Фонд экологизации транспорта Мосэкотранс». «Фонд экологизации транспорта Мосэкотранс» осуществляет финансирование мероприятий по улучшению экологической  обстановки в городе и контроль за целевым использованием средств, выделяемых на их реализацию. В настоящее время  проделана огромная организационная  работа, к участию в Программе  привлечено более 100 предприятий и  коммерческих структур, среди которых  ОАО «НК Лукойл», ОАО «Газпром», РАО «ЕЭС», ОАО «НК Роснефть», КБ «Автобанк», КБ «Русский Банк Развития», Тюменская нефтяная компания и др.

Серьезность намерений Правительства  Москвы сделать окружающий городской  воздух чище и заставить водителей  автотранспортных средств выполнять  требования «Евро-2» подтверждается и созданием экологической милиции. Москва пока единственный город в  России, где функционирует «Управление  милиции по предупреждению экологических  правонарушений», созданное на основании  Постановления столичного правительства  №849 «Об Управлении по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды  ГУВД г. Москвы». В функции этой милиции  входит проверка у автомобилей нормы  токсичности отработанных газов  и штрафование водителей за их превышение.     

И хотя можно спорить о  правовой обоснованности такой милиции, однако это реальный шаг к цивилизованному  обществу. Цивилизация это не только демократия, горячая вода и свет, но и право каждого человека дышать свежим, а главное, чистым воздухом в месте, где он живет. Чистый воздух не купишь в магазине, его надо просто не пачкать.

Следует отметить, что проблемы газификации автомобильного транспорта с успехом могут быть решены не только в Москве, но и на местном  уровне в любом регионе России. Именно местные власти могут широко использовать предоставленные им законодательством  налоговые и тарифные стимулы  для расширения использования газомоторного  топлива на транспорте. Положительные примеры такого подхода в Российской Федерации уже имеются. В Республике Татарстан, Алтайском крае, Белгородской, Брянской, Воронежской, Оренбургской, Самарской и ряде других областей утверждены региональные программы для реализации этих вопросов. Завершается подготовка программ в Вологодской, Костромской, Ленинградской, Саратовской и Тамбовской областях. В Кабардино-Балкарской Республике, Владимирской, Липецкой, Пензенской областях задачи по газификации автотранспортных средств определены правительственными постановлениями. Томской областной Думой принят закон «Об использовании природного газа в качестве моторного топлива».

Газификация автотранспорта – это не только решение экологических  проблем, но и экономия бюджетных  средств (моторное топливо из природного газа стоит наполовину дешевле нефтяного). Так, на московском автокомбинате №41 несколько лет назад полностью  перешли на газ. На сегодняшний день автопарк комбината насчитывает 150 автомобилей, работающих на сжатом природном  газе. Эксплуатация этих газомоторных автомобилей позволяет в месяц  экономить на топливе свыше 300 тыс. руб. Исследования выполненные компанией  «Ленавтогаз» показывают, что предприятия, которые перевели свой автопарк на природный газ, уже через год  ощутили конкретный экономический  эффект. В таблице №2 приведены  данные экономической выгоды конвертации  автомобильного транспорта на газовое  моторное топливо.

Таким образом, массовый перевод  отечественных автомобилей на природный  газ является наиболее рациональным, ресурсообеспеченным и экологически приемлемым путем повышения эффективности  и экологизации автомобильного транспорта России. 

Таблица №2

Параметры

Бензин

Дизтопливо

Природный  
газ

СУГ  
(пропан)

Объем двигателя, литров

2,0

2,0

2,0

2,0

Выброс вредных веществ, г/км

2,4

2,7

1,3

1,8

Расход топлива на100 км пробега (при расчете 10л – 100%)

100%

90%

110%

115-120%

Стоимость топлива, руб/л

9,2

7,1

3,6

4,3

Итоговая стоимость топлива при  пробеге 100 км, руб

92

63,9

39,6

49,4

Экономическая выгода по отношению к  бензину на 100 кмпробега, руб.

0,0

28,1

52,4

42,6


 

  1. Пути решения  проблемы

    1. Мероприятия по защите от автомобильного шума.

Снижение  городского шума может быть достигнуто в первую очередь за счёт уменьшения шумности транспортных средств.

К градостроительным  мероприятиям по защите населения от шума относятся: увеличение расстояния между источником шума и защищаемым объектом; применение акустически непрозрачных экранов (откосов, стен и зданий-экранов), специальных шумозащитных полос  озеленения; использование различных  приёмов планировки, рационального  размещения микрорайонов. Кроме того, градостроительными мероприятиями  являются рациональная застройка магистральных  улиц, максимальное озеленение территории микрорайонов и разделительных полос, использование рельефа местности  и др.

Существенный  защитный эффект достигается в том  случае, если жилая застройка размещена  на расстоянии не менее 25-30 м от автомагистралей  и зоны разрыва озеленены. При  замкнутом типе застройки защищёнными  оказываются только внутриквартальные  пространства, а внешние фасады домов  попадают в неблагоприятные условия, поэтому подобная застройка автомагистралей  нежелательна. Наиболее целесообразна  свободная застройка, защищённая от стороны улицы зелёными насаждениями и экранирующими зданиями временного пребывания людей (магазины, столовые, рестораны, ателье и т.п.). Расположение магистрали в выемке также снижает  шум на близрасположенной территории.

    1. Сокращение  и ограничение автомобилей в  городе

Магистральные улицы в городах составляют примерно 20-30% общей протяженности всех улиц и проездов. На них сосредотачивается  до 60-80% всего автомобильного движения, то есть магистрали в среднем загружены  примерно в 10-15 раз больше, чем остальные  улицы и проезды.

Создание  в городе сети магистралей скоростного  движения позволяет существенно  увеличить скорости общественного  транспорта и легковых автомобилей, повысить её пропускную способность, сократить  число дорожно-транспортных происшествий, изолировать жилые районы и общественные центры от концентрированных потоков  транспортных средств. Но магистраль скоростного  движения – дорогостоящее сооружение. Строительство её может быть эффективно только на направлениях, обеспечивающих мощные и устойчивые транспортные потоки с относительно большой в пределах города дальностью поездок, при которой  ощутим выигрыш от увеличения скорости движения. Поэтому такие магистрали строят лишь в крупных городах  с полицентрической структурой и  растянутой территорией.

При строительстве  и реконструкции городов проектировщики стремятся ограничить количество автомобилей, въезжающих в городские центры, разрабатывают  новые системы регулирования  уличного движения, сводящих к минимуму возможность образования транспортных пробок. Это очень важно, потому что, останавливаясь и потом снова  набирая скорость, автомобиль выбрасывает  в воздух в несколько раз больше вредных веществ, чем при равномерном  движении. Эффективными профилактическими  мероприятиями являются расширение улиц, создание между проезжей частью дорог и жилыми домами фильтров –  стен и зелёных насаждений.

Для снижения вредного влияния автомобильного транспорта требуется вынос из городской  черты грузовых транзитных потоков. Требование это зафиксировано в  действующих строительных нормах и  правилах, но практически соблюдается  редко.

«Город без  автомобиля» мыслится как сочетание  широких транспортных магистралей, где предоставляется простор  для автомобильного движения, с микрорайонами, куда въезд транспорта запрещён или  предельно ограничен и где  люди ходят только пешком.

Эффективным мероприятием по снижению вредного влияния  автомобильного транспорта на горожан  является организация пешеходных зон  с полным запретом въезда транспортных средств на жилые улицы. Менее  эффективное, но более реальное мероприятие  – это введение системы пропусков, дающих право на въезд в пешеходную зону только специальным автомобилям, владельцы которых живут в конкретной зоне жилой застройки. При этом должен быть полностью исключён сквозной проезд автотранспорта через жилой квартал.

    1. Автостоянки и гаражи

В наших городах  подавляющая часть автомобилей  размещается во дворах жилых домов, иногда на зелёных газонах и площадках  отдыха. Это обстоятельство, прежде всего, ухудшает условия проживания населения. Автомобили оставляют также  на проезжей части улиц. А это  затрудняет городское движение, становится одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Подобные «стоянки» занимают огромные площади городской территории, портят внешний облик городов.

Размеры земельных  участков, отводимых под площадки для стоянки и хранения автомобилей  и других транспортных средств, принимают (на одно место): для легковых автомобилей  – 25 м2, мотоциклов с коляской – 8, без  коляски – 3, для велосипедов – 0,9 м2 (в указанные размеры не входит площадь земельных участков для  устройства подъездов и зелёных  насаждений).

Прогрессивной тенденцией в решении проблемы хранения индивидуального автотранспорта является сооружение многоэтажных кооперативных  гаражей и гаражей-гостиниц. Если при одноярусном способе хранения (в одноэтажных гаражах, боксах, на открытых стоянках) на один автомобиль в среднем требуется 25-30 м2 земельного участка, то при хранении в многоярусных гаражах – не более 15 м2 (вместе с  проездами, подъездами, накопительными площадками и защитными зелёными насаждениями). Наиболее приемлемым типом  сооружения для хранения автомобилей  является многоярусный гараж-стоянка  на 500-1000 машино-мест.

Говоря о  подземных гаражах, нельзя не сказать  о подземных пешеходных переходах. Как известно, автомобили «газуют», в основном, у светофоров, работая  на холостом ходу. Создание подземных  переходов позволяет разгрузить многие перекрестки, где задерживается  автотранспорт. Разветвлённая сеть подземных тоннелей для пешеходов  под улицами и площадями уменьшает  вредное воздействие автотранспорта на городскую среду.

    1. Борьба с  гололёдом на дорогах.

Химический  способ удаления снега и льда с  дорожных покрытий при помощи хлористых  соединений оказывает вредное воздействие  на зелёные насаждения, как в результате прямого контакта, так и через  почву. Прямой контакт возможен при  удалении засоленного снега на обочины  и разделительную полосу, где расположены  насаждения. Он приводит к непосредственному  разрушению ткани растений. Засоление почв, происходящее в результате просачивания рассола в зоны расположения посадок, ухудшает структуру почвы, что в итоге вызывает гибель деревьев и кустарников. Вероятность гибели деревьев существенно снижается, если они посажены не ближе 9 м от кромки проезжей части. Повреждение растительности меньше на плодородных почвах, особенно на почвах, богатых фосфатами.

Информация о работе Человек и автомобиль.Экологические проблемы,роль автовладельцев и автопроизводителей в их решении