Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2014 в 17:37, курсовая работа
В условиях, когда масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду достигли таких угрожающих жизни на планете размеров, охрана окружающей среды и рациональное природопользование выходят на передний план и являются важнейшими национальными и межгосударственными задачами. экономические интересы общества направлены на достижение максимальной экономической эффективности от использования природных ресурсов. Этого можно добиться в том случае, если из затрат полностью исключить средства на природоохранную деятельность. Экологические интересы представляет собой оборотную сторону медали. Они устремлены на сохранения природных ресурсов, прежде всего, максимально чистой окружающей среды. Накопленный человечеством опыт показывает насколько важно находить разумный компромисс между экономическими и экологическими интересами.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
Глава 1. Характеристика ГОРНОДОБЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ как источника загрязнения окружающей СРЕДЫ………...……………………………………………………………………….7
1.1 .Горнодобывающая отрасль и окружающая среда ..9
1.2.Отходы горнодобывающей отрасли 12
Глава 2. Оценка ущерба, наносимого ИЗ окружающей среДЕ……………………………………………………………………………........17
2.1.Расчет экономической оценки годового ущерба от сбросов……..17
2.2.Расчет экономической оценки годового ущерба от выбросов…...19
2.3.Расчет экономической оценки общего годового ущерба………... 20
Глава 3.Оценка платы за сбросы загрязняющих веществ в водоем и выбросы в атмосферу ИЗ………………………………....21
3.1.Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водоем………..23
3.2. Расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу.. .25
3.3.Расчет общей платы за загрязнение окружающей среды 27
Глава 4. Природоохранные мероприятия, направленные на сокращение загрязнения окружающей среды ИЗ……………28
4.1. Очитка воздуха……………………………………………………..28
4.2.Очистка воды .30
4.3 Защита литосферы………………………………………………..34
Глава 5. Определение нового уровня загрязнения окружающей среды 38
Глава 6. Оценка ущерба, наносимого ИЗ после проведения природоохранных мероприятий 40
Расчет нового ущерба от сбросов 40
Расчет нового ущерба от выбросов 40
6.3.Расчет нового общего годового ущерба ………………………..40
6.4. Расчет экономической целесообразности проведения природоохранных мероприятий……………...………………………..................41
Глава 7. ОЦЕНКА НОВОЙ ПЛАТЫ ЗА СБРОСЫ ИВЫБРОСЫ....................42
7.1. Расчет новой платы за сбросы……………………………………..42
7.2 Расчет новой платы за выбросы……………………………………44
7.3.Расчет новой общей платы за загрязнение окружающей среды…44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………...………….…………..46
Список использованной литературы…………………………………..……..47
Продолжение таблицы 2.2
Производство минеральных удобрений |
- |
Магнетит; титаномагнетит; перовскит |
Редкие земли; Al из нефелина; Ti; Mg |
Фосфор из хвостов обогащения; содопродукты из нефелина; удобрения из отходов обогащения |
- |
U; Li из рассолов; Th |
Закладка шахт |
Производство нерудных стройматериалов |
- |
Магнетит и Fe при обогащении песков |
Ti; Редкие земли при переработке песков |
Известкователи почв; улучшение структуры почв, адсорбенты влаги в почве. |
- |
- |
Закладка шахт, карьеров; дорожное строительство; ирригационные сооружения |
Атомная энергетика |
Тепло установок |
Fe; Mп |
Au; Cu; Zn; Pb |
Микроудобрения; фосфорные удобрения; серная кислота |
- |
До извлечение U; Th из отходов |
Закдадка шахт |
Экономический аспект проблемы отходов горного производства требует сопоставления экономических оценок ущерба от выброса отходов и доходов от их утилизации. Складирование твёрдых отходов горного производства в качестве потенциального минерально-сырьевого ресурса связано с затратами на принятие определённых мер защиты от их выветривания, окисления (в т.ч. бактериального), вымывания, а также с занятием земли, в некоторых случаях плодородной. Создание установок для переработки отходов горного производства также требует значительных капиталовложений. Решение проблемы отходов горного производства связывают с организацией безотходной технологии и малоотходной технологии.
2.1 Расчет экономической оценки годового ущерба от сбросов.
Экономический ущерб - это денежная оценка негативных изменений основных свойств окружающей среды под воздействием загрязнителей. Измерение экономического ущерба включает в себя 4 стадии:
1.стадия - выбросы вредных примесей из источников их образования.
2.стадия - концентрация примесей в атмосфере, а также расчет их рассеивания в атмосфере.
3.стадия - расчет натурального ущерба, который включает в себя:
сокращение урожайности
4.стадия - измерение натуральных показателей в денежной форме.
В таблице №1 приведены расчеты массы сбросов
Таблица № 1. Расчет приведенной массы сбросов. |
||||||||||
№ |
Вещества загрязнители |
Производственные стоки |
Бытовые стоки |
Годовой сброс по веществам т/год |
Показатель относительной опасности (Аi) ТУВ/т |
Приведенная масса выбросов (μ) ТУВ/год | ||||
Концентрация г/м3 |
Объем м.м3/г |
Масса стоков т/год |
Концентрация г/м3 |
Объем м.м3/год |
Масса стоков т/год | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
1 |
Фенол |
0,005 |
0,6 |
0,003 |
0,001 |
0,5 |
0,0005 |
0,0035 |
1000 |
3,5 |
2 |
Сульфаты |
9,9 |
24 |
237,6 |
2,1 |
7,65 |
16,065 |
253,665 |
0,002 |
0,50733 |
3 |
Цинк |
0,4 |
2,5 |
1 |
0,5 |
2,1 |
1,05 |
2,05 |
100 |
205 |
4 |
Азот общий |
3,5 |
13,1 |
45,85 |
3,4 |
4,2 |
14,28 |
60,13 |
0,1 |
6,013 |
5 |
Мышьяк |
0,15 |
2,7 |
0,405 |
0,1 |
0,9 |
0,09 |
0,495 |
20 |
9,9 |
6 |
Железо общее |
1,2 |
1,4 |
1,68 |
0,5 |
1,025 |
0,5125 |
2,1925 |
33,3 |
73,01025 |
7 |
Медь |
0,6 |
4,5 |
2,7 |
0,4 |
2,38 |
0,952 |
3,652 |
100 |
365,2 |
8 |
Нефтепродукты |
2,3 |
4,9 |
11,27 |
0,9 |
0,1 |
0,09 |
11,36 |
20 |
227,2 |
9 |
Аммиак |
1,6 |
1,9 |
3,04 |
0 |
0 |
0 |
3,04 |
20 |
60,8 |
10 |
ИТОГО |
951,1306 |
Экономическая оценка годового ущерба от сбросов НХК рассчитывается по формуле:
Ус= g * sк * m
где - g это константа, численное значение которой рекомендуется принимать равным = 443,5 руб/тув
δк - показатель относительной опасности загрязнения водоема, является справочной безразмерной величиной. (i - приведенная масса годового сброса примесей в водохозяйственный участок предприятия, тув/год. Приведенная масса годового сброса вычисляется по формуле:
μ= = 951,1306
где m i -физическая масса годового сброса i-той примеси источника измеряется в т/год;
Ai-относительная опасность вещества загрязнителя, измеряется в тув/т.
Ai = 1/ПДК,
где ПДК - предельно-допустимая концентрация вещества.
Ус=443,5*0,19*951,1306=80147,
2.2 Расчет экономической оценки годового ущерба от выбросов
Таблица № 2. Расчет приведенной массы выбросов.
№ |
Вещества загрязнители |
Год выброс по веществам |
Показатель относительной опасности (Аi) ТУВ/т |
Приведенная масса выбросов (μ) ТУВ/год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Циклогексан |
159,1 |
0,71 |
112,961 |
2 |
Акрилонитрил |
14,9 |
33,33 |
496,617 |
3 |
Сольвент |
896,56 |
0,01 |
8,9656 |
4 |
Соединения ртути |
0,001 |
3333,33 |
3,33333 |
5 |
Сероводород |
1,1 |
125 |
137,5 |
6 |
Бутиловый спирт |
45,3 |
10 |
453 |
7 |
ИТОГО |
1212,37693 |
Экономическая оценка годового ущерба от выбросов НХК рассчитывается
по формуле:
Ув= g*s*m*f, руб/ТУВ
g - const, численное значение которой рекомендуется принимать равным 3,3
руб/ТУВ;
s - показатель относительной опасности загрязнения атмосферы;
m - приведенный годовой выброс загрязнений, рассчитывается и для воды;
f – безразмерная const, зависит т высоты выбранного источника выбросов
Ув=3,3*0,5*1212,37693*1=2000,
2.3. Расчет экономической оценки общего годового ущерба.
Общий ущерб, наносимый окружающей среде нефтехимической отраслью, представляет сумму ущербов от выбросов и сбросов:
Уобщ = Ус + Ув
Уобш= 80147,02 + 2000,42 = 82147,44 руб. /год
Исходя из необходимости поэтапного достижения нормативного уровня предельно - допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду, с учетом экологической обстановки в регионах и экономических возможностей размещенных в них предприятий, проектом нормативно - методических документов предусмотрено, что территориальные органы управления природопользованием утверждают предприятиям, независимо от их ведомственной подчиненности, лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду на планируемый период. Любое предприятие обязано реализовывать предоставляемые в его распоряжения обществом производственные и природные ресурсы на уровне не ниже общехозяйственной нормы рентабельности. Обеспечение этой нормы по каждому виду привлекаемых ресурсов дает возможность окупить материальные затраты и образовать фонд заработной платы, внести первоочередные платежи в бюджет, плату за природные ресурсы. В народном хозяйстве сложился специфический механизм изъятия дифференциальной ренты, основанный на системе расчетных цен и своеобразных методах распределения и использования реализованного чистого дохода. Вместе с тем, в современных условиях возникает необходимость совершенствования способов изъятия дифференциальной ренты. При этом стоит задача превратить эту часть прибыли из пассивной формы изъятия в активную. И здесь, прежде всего возникает вопрос о методологических основах и критериях определения размеров дифференциальной ренты. Но действующий механизм перераспределения рентных доходов не позволяет определить Дифференциальную ренту от использования данного природного ресурса в суммарном выражении, так как исходит из существования нескольких уровней необходимых затрат.
Недостаточная действенность механизма изъятия дифференциальной ренты
углубляется недостатками и объективной ограниченностью расчетных цен, основывающихся на индивидуальных издержках предприятий. Требуется новый подход к системе платежей за природные ресурсы. Во-первых, необходимо отказаться от расчета платежей за ресурсы , исходя из абсолютных объемных показателей, что превращает их формальную форму изъятия части чистого дохода предприятия в бюджет. Во-вторых, по мере создания объективных экономических условий нужно переходить к усредненным и единым нормативам, причем критерием усреднения будет не доход предприятия, а эффективность ресурсов. Нормативы должны устанавливаться в расчете на единицу расходуемого ресурса.
Все выбросы предприятия делятся на : - предельно - допустимые (ПДС и ПДВ); -временно - согласованные (ВСВ и ВСС); -фактические (ФС и ФВ).
Трехступенчатая система платы:
1).Плата в пределах норматива:
где – число загрязнителей;
– базовая ставка платы предприятия за выброса одной тонны i-ого загрязнителя, руб/т;
– фактическая масса загрязнителя в пределах ПДВ (ПДС).
2).Плата за превышение норматива, но выдерживания лимита:
3).Плата за превышение лимита:
Общая плата предприятия рассчитывается как сумма трех составляющих, умноженных на коэффициент экологической ситуации и на поправочный коэффициент.
где Кэс - коэффициент экологической ситуации;
Кп - поправочный коэффициент на инфляцию.
3.1 Расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водоем
Таблица № 3. Расчет предельно-допустимой массы сбросов.
№ |
Вещества загрязнители |
ПДК г/м3 |
Объем сточных вод м.м3/год |
ПДС за год т/год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Фенол |
0,001 |
1,1 |
0,0011 |
2 |
Сульфаты |
500 |
31,65 |
15825 |
3 |
Цинк |
0,01 |
4,6 |
0,046 |
4 |
Азот общий |
10 |
17,3 |
173 |
5 |
Мышьяк |
0,05 |
3,6 |
0,18 |
6 |
Железзо общее |
0,03003 |
2,425 |
0,072823 |
7 |
Медь |
0,01 |
6,88 |
0,0688 |
8 |
Нефтепродукты |
0,05 |
5 |
0,25 |
9 |
Аммиак |
0,05 |
1,9 |
0,095 |
10 |
ИТОГО |
15998,71 |
Информация о работе Анализ влияния Известкового завода на состояние окружающей среды