Занятость и проблемы безработицы в условиях финансово-экономического кризиса

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Безработица, по определению Международной организации труда (МОТ), это наличие в стране контингента лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и имеющих работу в рассматриваемый период.
Угроза безработицы больше всего беспокоит россиян в условиях экономического

Оглавление

Введение 3
Занятость и проблемы безработицы в условиях финансово-экономического кризиса: 4
Занятость и безработица. 4
Причины безработицы. 6
Формы безработицы. 10
Показатели безработицы. 14
Показатели безработицы в России. 14
Показатели безработицы в России за 2011 год. 17
Пути решения проблемы безработицы. 21
Выводы и рекомендации 25
Список литературы

Файлы: 1 файл

экономическая теория.docx

— 60.48 Кб (Скачать)

 

Таким образом, из таблицы  «Экономическая активность населения» видим, что уровень безработицы  снижается, и как было сказано  выше, число безработных достигла докризисного уровня.

 

 

3. Пути решения проблемы безработицы

Правительственная программа  содействия занятости населения  должна опираться на государственную  политику занятости. Согласно российскому  закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной  занятости путем обеспечения  профессиональной подготовки, повышения  квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения  эффективности государственной  службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы. В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать  принцип достижения и поддержания  эффективной занятости, допускающий  безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное  сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое  будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим  потенциалом, структурой хозяйства  и ресурсообеспеченностью. Стабилизация и рост производства должны стать отправным пунктом для достижения и поддержания эффективной занятости при социально допустимом уровне безработицы. Его надо определять по двум критериям:

• финансовому, в соответствии, с которым средства внебюджетного государственного фонда занятости обеспечивают финансирование программ занятости. При нынешней ставке (2% фонда оплаты труда) социально допустимый уровень безработицы составит примерно 3% (заметим, что на 1 октября 1997 г. уровень зарегистрированной безработицы достиг 3,4%);

• социальному, в соответствии, с которым общество устанавливает порог естественного уровня безработицы (складывающегося за счет ее структурной и фрикционной форм), не превышение которого должно стать целью государственной политики занятости, реализуемой федеральными и региональными органами управления.

Наличие определенного числа  граждан, ищущих работу и официально признанных безработными, следует рассматривать  как неизбежный результат особенностей движения рабочей силы и рабочих  мест. Минимизация социально допустимого  уровня безработицы зависит от действенности  организационно-экономического механизма регулирования рынка труда, а также его составных звеньев - рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую силу, и рынка рабочей силы, формирующего спрос на рабочие места. На современном этапе необходимое равновесие на рынке труда как элемент эффективной занятости должно достигаться путем сохранения имеющихся рабочих мест, что предполагает их качественное развитие. Это справедливо для России в целом, в регионах же благодаря действию социально-демографического фактора формирование рынка рабочей силы может протекать по-разному. Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономики активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определятся приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, из обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии. Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Реализация программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ. Федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест. Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики. Основными задачами Программы являются:

 • обеспечение правовых, экономических и организационных  условий для создания и сохранения  рабочих мест, развития кадрового  потенциала в различных отраслях  экономики и регионах Российской  Федерации; 

 • регулирование складывающегося  национального рынка труда и  повышение конкурентоспособности  отечественной рабочей силы;

 • формирование эффективной  структуры занятости населения;  повышение качества создаваемых  рабочих мест; развитие профессиональной  и территориальной мобильности  рабочей силы; создание благоприятных  условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

 • предотвращение  роста неполной занятости и  массовой безработицы; развитие  системы общественных работ. Реализуемая  политика занятости становится  активной тогда, когда средства  Государственного фонда занятости  населения используются в полной  мере, а в структуре расходов  преобладают финансирование затрат  на сохранение рабочих мест  и создание дополнительных, предоставление  субсидий для организаций собственного  дела, покрытие затрат на профессиональное  обучение и переподготовку.

 

 

Выводы и предложения

Безработица выступает как  сложное социально-экономическое  явление. Ее история очень длительна. Она фактически появилась, когда  собственники рабочей силы были отделены от собственности на вещественные условия  труда.

Изучение безработицы  в России весьма затруднительно. Официально она была признана только в начале 1990-х годов. Информация о численности  безработных появилась еще позже. В 1991 г. Государственной службой занятости была организована регистрация безработных, со всеми вытекающими последствиями (пособиями по безработице, оказанием услуг в трудоустройстве и т.д.). Регулярные статистические обследования стали проводиться только с конца 1992 г. Соответственно этому статистическая история безработицы очень короткая. Это существенно затрудняет изучение проблемы.

В ходе написания курсовой работы были решены все поставленные задачи, а именно:

1. Рассмотрено понятие  безработицы, ее виды, причины  безработицы, пути решения проблемы безработицы.

2. Проведен анализ динамики  уровня безработицы по России. Исследуемый показатель имеет тенденцию к снижению за период с 2001 по 2011 гг. В среднем он снижался абсолютно на 0,22% в год, а относительно - на 3,39% в год. Также был сделан прогноз на 2006-2008 гг., в результате которого уровень безработицы постепенно снижается. Это говорит о благоприятной обстановке на рынке труда, хорошей работе служб занятости. Однако темпы снижения уровня безработицы можно ускорить, если увеличить долю зарегистрированных безработных в их общем количестве.

3. Проанализировать экономическую активность населения за январь – август 2011 года, сделан вывод что уровень безработицы снижается, число безработных достигло докризисного уровня – 5 млн. человек.

Таким образом, уровень безработицы  является самым важным показателем, наиболее точно отражающим безработицу  населения. Изучение данного показателя помогает определить не только ситуацию на рынке труда, но и состояние  экономики страны в целом.

 

 

Список литературы

 

1. Журавлева Г.П. Экономика: Учебник. – М.: Юристъ, 2004.

2. Мазин А.Л. Экономика труда: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080104 «Экономика труда» / А.Л. азин. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Сажина М.А., Чибриков  Г.Г. Экономическая теория: Учебник  для вузов. – 2-е изд., перераб.  и доп. – М.: Норма, 2006.

4. Экономическая теория: Учебник. / Под ред. А.Г. Грязновой,  Т.В. Чечелевой. – М.: Издательство  «Экзамен», 2003.


Информация о работе Занятость и проблемы безработицы в условиях финансово-экономического кризиса