Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 01:03, курсовая работа
Как известно, самые распространенные, обобщающие термины настолько
емки и многогранны, что не поддаются точным определениям, это в полной мере
относится и к терминам «спрос» и «предложение».
Целью написания данной курсовой работы является выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие и дать объяснение к нему.
Введение
Глава 1. Спрос
Кривая спроса
Закон спроса
Не ценовые факторы спроса
Глава 2. Предложение
2.1 Кривая предложения
2.2 Закон предложения
2.3 Неценовые факторы предложения
Глава 3. Эластичность спроса и предложения
3.1 Эластичность спроса
3.2 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие
Заключение
Список использованной литературы
«Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.
Что лежит в основе кривой предложения?
Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются:
· издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом;
· технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции;
· цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ;
· цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго;
· количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага;
· количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;
· налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства;
· государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения;
· особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство.
Изменения предложения. Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить эти изменения?
Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.
Не следует путать понятия «движение вдоль кривой предложения» и «сдвиг кривой предложения».
Движения в вдоль кривой предложения – реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения
Рис. 2.1.1. Движение вдоль кривой предложения
Из рис. 3.2 видно, что происходит перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В).
Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.
СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения – это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения.
Сдвиг
кривой предложения вправо означает
Рис. 2.1.2. Сдвиг кривой предложения
Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы – это сдвиг кривой предложения, т. е. изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага – это движение вдоль кривой предложения.
2.2. Закон предложения
Закон предложения выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.
Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.
Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.
Закон предложения имеет две формы выражения: а) шкала предложения; б) кривая предложения.
2.3. Неценовые факторы предложения
Неценовые факторы
предложения (неценовые детерминанты
предложения) – факторы, влияющие на величину
предложения, и не связанные с ценой товара.
При изменении неценовых факторов изменяется
величина предложения при заданных величинах
цены; таким образом, изменяется кривая
предложения. В этом случае обычно говорят
о смещении кривой предложения.
При росте предложения кривая смещается
вправо, при уменьшении – влево.
К неценовым факторам относят:
К другим неценовым факторам предложения относят:
3. Эластичность спроса и предложения
3.1. Эластичность спроса
Эластичность-это мера
или предложения) на изменения другой (цены).
Закон спроса гласит, что величина спроса на товар находится в обратной
зависимости от изменения цены на него. Насколько же велика эта зависимость?
Оценить ее позволяет показатель, который называется эластичностью спроса по
цене. Если величина спроса сильно реагирует на изменения цены, то говорят о
высокой эластичности спроса, если же величина спроса мало меняется при
изменении цены, то говорят о низкой эластичности. Мерой такого изменения
служит коэффициент эластичности спроса(К).
К=Рост объема спроса (в%)/Снижение цен (в%)
При эластичности спроса, равной единице, изменение цены, скажем, на 5%
вызывает изменение спроса на те же 5%.
Если эластичность спроса
быстрее, чем цена, мы говорим, что спрос на данный товар эластичен. Если же
показатель эластичности меньше единицы, т.е. величина спроса меняется
медленнее, чем цена, мы говорим, что спрос на товар неэластичен. При этом
надо помнить, что при разной исходной цене на один и тот же товар
показатель эластичности спроса чаще всего будет разным.
К товарам с эластичным
1. предметы роскоши;
2. товары, стоимость которых ощутима для семейного бюджета;
3. легкозаменяемые предметы;
Товары с неэластичным спросом включают:
1. предметы первой необходимости;
2. товары, стоимость которых
3. труднозаменяемые товары;
С эластичностью спроса сталкив
изменить цену на свой товар. Если фирма повышает цену на свой продукт, ей
хочется, чтобы спрос на него был как можно менее эластичным. Для этого
необходимо, чтобы продукт стал для потребителя незаменимым, и,
следовательно, надо воспитывать у покупателя «преданность» к изделиям
данной фирмы, ее торговой марке. Но если фирма хочет заработать на снижении
цены, ей выгодна высокая эластичность спроса на ее товары.
Исследования показывают, что спрос на большую часть
сельскохозяйственной продукции крайне неэластичен, порядка 0,2 или 0,25. В
силу чего увеличение производства сельскохозяйственной продукции благодаря
хорошим погодным условиям или росту эффективности производства одновременно
снижает как цены сельскохозяйственной продукции, так и суммарную выручку
(доходы) фермеров. Для фермеров как социальной группы неэластичный характер
спроса на их продукцию означает, что сбор очень большого урожая может быть
нежелательным! Для политиков это означает, что повышение доходов фермеров
зависит от ограничения фермерского производства.
Вообще говоря, спрос на продукт обычно тем эластичнее, чем длиннее
период времени для принятия решений. Одна из причин этого правила
заключается в том, что многие потребители - это люди привычки. Если цена на
продукт растет, нам требуется время, чтобы найти и опробовать другие
продукты, пока мы не убедимся в их приемлемости. Если цена говядины
повысится на 10%, потребители, возможно, не сразу сократят свои покупки. Но
через некоторое время они могут перенести свои симпатии на птицу или рыбу,
на которые у них теперь "появился вкус". Другое объяснение этого правила
связано с долговечностью продукта. Исследования показывают, что
"краткосрочный"
спрос на бензин менее
спрос (0,7). Почему так происходит? Потому что в долгосрочном плане
большие, пожирающие бензин автомобили изнашиваются и из-за подорожания
бензина заменяются меньшими по размеру, более экономичными машинами. В
предпринятом недавно прикладном исследовании, посвященном системе
пригородного железнодорожного сообщения г.Филадельфии, утверждается, что
"долгосрочная" эластичность спроса на железнодорожные билеты почти в 3
раза превышает его "краткосрочную" эластичность. Точнее, краткосрочная
реакция пассажиров (определяемая непосредственно в момент изменения целы
билета) неэластична и равна 0,68. Наоборот, долгосрочная реакция
(определяемая за четырехлетний период) эластична и равна 1,84. Более
высокая долгосрочная эластичность объясняется тем, что при наличии
достаточного количества времени потенциальные пассажиры железнодорожного
транспорта получают возможность принять необходимые решения относительно
покупки автомобиля или изменения местонахождения дома и работы. Во всяком
случае, такое различие эластичности привело автора к выводу о том, что
система пригородного сообщения, обслуживающая около 100 тыс. Пассажиров,
могла бы немедленно увеличить ежедневную выручку на 8 тыс. дол., повысив
цену билета на 0,25 дол., или примерно на 9%. Почему? Потому что
краткосрочный спрос неэластичен. Однако в долгосрочной перспективе те же 9%
роста цены приведут, согласно оценке, к уменьшению общей выручки более чем
на 19 тыс. дол, в день, поскольку спрос эластичен.
Общий вывод гласит, что повышение цены, выгодное в краткосрочном
аспекте, чревато финансовыми затруднениями в долгосрочной перспективе .
3.2. Эластичность предложения
Предложение тоже может быть эластичным и неэластичным. Степень
изменения объема предложения в ответ на увеличение цены характеризует
эластичность предложения. Под эластичностью предложения понимается степень
его изменения в зависимости от динамики цен. Мерой этого изменения является
коэффициент эластичности предложения (Кп):
Кп= объем предложения (в%)/ рост цен (в%)
Эластичным предложение становится, когда его величина изменяется на
больший процент, чем цена. Как показывает опыт западных стран, коэффициент
эластичности предложения- при условии равновесия цен и за длительный период
- имеет тенденцию к возрастанию (т.е. рост цен на определенную величину в
несколько большей степени вызывает увеличение производства).
Неэластичным предложение