Законы спроса и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивания стоимости и ценности товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 01:03, курсовая работа

Краткое описание

Как известно, самые распространенные, обобщающие термины настолько
емки и многогранны, что не поддаются точным определениям, это в полной мере
относится и к терминам «спрос» и «предложение».
Целью написания данной курсовой работы является выявить, как действует рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос и предложение, как устанавливается рыночное равновесие и дать объяснение к нему.

Оглавление

Введение
Глава 1. Спрос
Кривая спроса
Закон спроса
Не ценовые факторы спроса
Глава 2. Предложение
2.1 Кривая предложения
2.2 Закон предложения
2.3 Неценовые факторы предложения
Глава 3. Эластичность спроса и предложения
3.1 Эластичность спроса
3.2 Эластичность предложения
Глава 3. Рыночное равновесие
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Министерство  образования и науки Республики Казахстан

Западно-Казахстанский  аграрно-технический университет  имени Жангир хана

 

 

Кафедра Государственного регулирования

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

По дисциплине: «Экономическая теория»

 

на тему

«Законы спроса и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивания стоимости и ценности товаров и услуг»

 

 

 

 

 

 

                                                                                       Выполнила: Каримова М.Г.

                                                                                        Проверила: Джапарова А.А.

 

 

Уральск 2013г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Содержание

Введение

Глава 1. Спрос

    1. Кривая спроса
    2. Закон спроса
    3. Не ценовые факторы спроса

Глава 2. Предложение

2.1 Кривая предложения

2.2 Закон предложения

2.3 Неценовые факторы  предложения

Глава 3. Эластичность спроса и предложения

3.1 Эластичность спроса

3.2 Эластичность предложения

Глава 3. Рыночное равновесие

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Введение

 

  В  рыночной  экономике  продукты  продаются  и  покупаются.   Товарное

обращение и  соответственно  рынок  всегда  представлены   парным  отношением

«продавец-  покупатель»,  которое   в   превращенной   форме,   свойственной

обращению, выражает внутренние связи и противоречия  между  производством  и

потреблением. Они проявляются в сфере обмена как противоречия между  спросом

и предложением.

      Спрос и предложение товаров  являются подлинными регуляторами  рыночной

экономики. В  основе жизни рыночной экономике лежит взаимодействие  спроса  и

предложения. Именно от этого взаимодействия зависит  ответ, что  производить,

для кого производить  и по  какой  цене  продавать  произведенную  продукцию,

чтобы  извлечь  необходимую  прибыль  для   дальнейшего   развития.   Именно

соотношение между  спросом и предложением порождает  колебания  рыночных  цен.

Через  эти  колебания  устанавливается  тот   уровень   цен,   при   котором

обеспечивается  равновесие спроса и  предложения,  а  в  итоге  -  равновесие

производства и потребления.

      Всем известно что, одним из  главных вопросов, который пытались  решить

не только продавцы и покупатели, но и экономисты всех времен является –  что

определяет  цены на  продукты?  И  из  выше  сказанного  появляется  наиболее

краткий ответ на него: цену определяет соотношение спроса и предложения.

      В рыночной экономике понятие  «спрос» наряду с  понятием  «предложение»

относится к  числу фундаментальных. Распространена даже шутка,  что  попугая,

умеющего  произносить  слова  «спрос»   и   «предложение»,   можно   считать

образованным  экономистом.

      Как известно, самые  распространенные,  обобщающие  термины  настолько

емки и многогранны, что не поддаются точным определениям, это в полной  мере

относится и  к терминам «спрос» и «предложение».

Целью написания данной курсовой работы является выявить, как действует  рынок, закон спроса и закон предложения, как выявляются и определяются спрос  и предложение, как устанавливается рыночное равновесие и дать объяснение к нему.

      Сначала разберемся, что такое СПРОС…

1. Спрос

Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.

Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями  по данной цене в определенных условиях места и времени.

Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные  виды:

  • Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы "пик").
  • Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).
  • Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).
  • Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
  • Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).

Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.

Рыночный  механизм позволяет удовлетворять  только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.

1.1. Кривая спроса

 В экономике, кривая спроса — это график, иллюстрирующий связь между ценой определенного товара или услуги и количеством потребителей, желающих его купить по данной цене. Является графическим представлением графика спроса[1].

Кривая спроса суммарно для всех потребителей является результирующей кривых спроса для каждого потребителя  в отдельности. Несмотря на своё название, кривая спроса не всегда представляется собственно кривой, иногда это может  быть график прямой линии, в зависимости от сложности сценария.

Кривые спроса используются для  оценки поведения агентов конкурентных рынков и очень часто рассматриваются комплексно с кривыми предложения для оценки сбалансированной или равновесной цены (цены по которой все продавцы готовы продать и все покупатели готовы купить, также известной, как термин цена рыночного клиринга) и равновесного количества (объёма товаров или услуг, которые будут произведены и проданы без избыточного увеличения предложения или избыточного сокращения спроса) на рынке[2]. На монополистическом рынке, кривая спроса представлена только кривой спроса на продукцию монополиста и не требует создания результирующей функции.

Рис.1.1 Кривая спроса.

 

1.2. Закон спроса

 Закон спроса — величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара. Математически это означает, что между величиной спроса и ценой существует обратная зависимость (однако не обязательно в виде гиперболы, представленной формулой y = a/x). То есть повышение цены вызывает понижение величины спроса, снижение же цены вызывает повышение величины спроса.

Природа закона спроса не сложная. Если у покупателя есть определенная сумма денег на приобретение данного товара, то он сможет купить тем меньше товара, чем больше цена и наоборот. Конечно, реальная картина намного сложнее, так как покупатель может привлечь дополнительные средства, купить вместо данного товара другой — товар-субститут.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

  • Уровень доходов в обществе;
  • Размеры рынка;
  • Мода, сезонность;
  • Наличие товаров-субститутов (заменителей);
  • Инфляционные ожидания.

В ряде курсов микроэкономики закон  спроса формулируется строже: Если с ростом дохода спрос на товар увеличивается, то с ростом цены данного товара спрос на него должен уменьшаться.

Данная поправка обусловлена  существованием товаров Гиффена, величина спроса на которые растёт при росте цены. Но для подавляющего большинства случаев (ввиду редкости товаров Гиффена) вышеприведенная закономерность действует.

 

1.3. Неценовые факторы  спроса

 НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА (неценовые детерминанты спроса) – факторы, влияющие на величину спроса, и не связанные с ценой товара. При изменении неценовых факторов изменяется величина спроса при заданных величинах цены; таким образом, изменяется кривая спроса. В этом случае обычно говорят о смещении кривой спроса. При росте спроса кривая смещается вправо, при уменьшении – влево. 
К неценовым факторам относят:

  • Доходы потребителей. При увеличении доходов потребителей спрос обычно увеличивается. Однако следует учитывать, что при этом изменяется структура потребления, и поэтому некоторые товары не подчиняются общей закономерности. Так, спрос на самые дешевые, низкокачественные товары (например, на одежду «секонд-хенд», обувь из дешевого кожзаменителя, пищевые продукты низкого сорта), наоборот снижается, поскольку люди, которые были вынуждены покупать эти товары, теперь способны приобрести более качественные продукты. Товары, спрос на которые растет с увеличением денежного дохода, называются нормальными товарами, или товарами высшей категории. Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, называются товарами низшей категории. В данной модели рассматривается товар из категории нормальных товаров.
  • Вкусы, мода. Изменение вкусов потребителя под влиянием моды, рекламы, других факторов вызывает соответствующее изменение спроса на товар. При росте потребительских предпочтений спрос на товар растет, при снижении – снижается. Этот фактор оказывает наибольшее влияние на товары, подверженные моде (одежду, обувь), и наименьшее – на товары длительного пользования.
  • Количество потребителей. Увеличение числа покупателей на рынке обуславливает повышение спроса, уменьшение числа покупателей приводит к сокращению спроса. Количество потребителей может изменяться в связи с различными факторами, например, изменением численности населения, связанным с естественным приростом или миграциями. В условиях международной торговли количество потребителей вырастает при продвижении товара на рынки других стран; наоборот, снижение экспортных и импортных квот, введение экономического эмбарго снижает количество потребителей товара на мировом рынке. Хотя количество покупателей существенно влияет на спрос, это справедливо только для товаров, одинаково востребованных повсюду. Например, выход отечественных автомобилей на рынок США, хотя и значительно увеличит количество потенциальных покупателей, не приведет к существенному росту спроса, поскольку для американских покупателей эти автомобили покажутся недостаточно качественными. Такая же ситуация складывается с любыми товарами, востребованными лишь в рамках какой-либо из культур – национальной одеждой, продуктами национальной кухни – или товарами, специфичными для использования в какой-то местности (пустыне, тайге, приморских районах).
  • Цены заменителей. Почти все товары на рынке имеют товары–заменители, выполняющие те же или почти те же функции. Примером могут быть телевизоры различных производителей, разные марки автомобилей. Товары–заменители делят между собой рынок данного вида товаров. В том случае, когда цена на один из взаимозаменяющих товаров вырастает, часть его покупателей из соображений экономии перейдет на другой, более дешевый товар; если же цена снизится, то это, наоборот, привлечет покупателей из числа пользующихся товарами–заменителями. Таким образом, рост цены на товары–заменители вызывает возрастание спроса на заменяемый товар, снижение цены на заменители приводит к сокращению спроса на этот товар. Указанный фактор наиболее важен для тех товаров, которые наиболее похожи на свои заменители, например, минеральную воду. Если же товар обладает какими-то уникальными свойствами, при которых найти полноценный заменитель трудно, значение этого фактора снижается.

К другим неценовым факторам спроса относят:

  • Ожидания потребителя. Спрос может изменяться в зависимости от потребительских ожиданий относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода. Так, в экстремальных экономических ситуациях значительно растет спрос на товары первой необходимости (соль, спички, мыло), поскольку покупатели боятся исчезновения их с прилавков. То же самое происходит при ожидании повышения цен на те или иные товары. Наоборот, в ожидании понижения цен (например, на овощи нового урожая) спрос снижается. Однако ожидания потребителя сложно учесть, и потому этот фактор не используется в модели.
  • Цены дополняющих товаров. Некоторые товары имеют дополняющие товары. Например, для фотоаппаратов это будут фотопленки или карты памяти. Цены на взаимодополняющие товары влияют на спрос обратным образом. Так, если цены на карты памяти существенно возрастут, то сократится спрос на цифровые фотоаппараты, и наоборот. Не все товары имеют дополняющие товары, поэтому данный фактор не используется в модели.

Обратите внимание на то, что уровень  влияния различных неценовых  факторов на спрос сильно зависит  от типа товара.

2. Предложение

 Предложение – это обобщающий термин, используемый для описания поведения фактических и потенциальных производителей (продавцов) товаров.

Иногда предложение определяют как совокупность товаров с определенными  ценами, которые находятся на рынке (или в пути) и которые могут  или намерены продать производители (определение В. Видяпина и Г. Журавлевой). Таким образом, здесь предложение выступает как продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на рынок.

Можно привести другое определение: предложение – это сумма товаров, которые производители готовы реализовать (продать) по альтернативным ценам (определение Е.Ф. Борисова).

2.1. Кривая предложения

Кривая предложения – это графическое выражение связи между рыночной ценой блага и тем количеством, которое по этой цене будут предлагать продавцы.

Кривая предложения  отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет «восходящее» и «вогнутое» очертание (рис. 3.1).

Рис. 2.1. Кривая предложения 

Восходящая кривая предложения  выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.

Информация о работе Законы спроса и их роль в установлении равновесной рыночной цены и уравнивания стоимости и ценности товаров и услуг