Выбор стратегии развития ОАО «Магнит»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 11:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – заключается в выборе стратегии управления предприятием ОАО «Магнит».
Для реализации данной цели в работе необходимо решить следующие
задачи:
- рассмотреть теоретические основы стратегического управления.
- проанализировать внутреннюю и внешнюю среду организации.
- выбрать бизнес-стратегию для предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ................................................................................................8-11
2 АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «МАГНИТ»…………………………………………………………....12-22
2.1 Характеристика организации ОАО «Магнит»……………………………12
2.2 PEST – анализ организации ОАО «Магнит»………………………...........14
2.3 Анализ деловой среды (конкурентный анализ отрасли М. Портера, анализ рынка, анализ инфраструктуры)……………………………………………….16
2.4 SNW – анализ организации ОАО «Магнит»……………………………...19
2.5 SWOT – анализ по предприятию ОАО «Магнит»…………………..........20
3 ВЫБОР СТРАТЕГИИ….………………………………………………...21-28
3.1 Виды деловых стратегий…………………………………………………...21
3.2 Выбор стратегии на основе стратегической позиции…………………….22
3.3 Функциональные стратегии………………………………………………..24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..……29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………………...…...31

Файлы: 1 файл

стратегия.docx

— 66.79 Кб (Скачать)

 
 
 
Рисунок 1 – Стратегическая позиция  ООО «Марко Поло»[10]

 
C

 
B

 
A

 
D

 
E

 
F

 
G

 
H

 
K


 
Рисунок 2 – Определение положения  и направления развития[11] 
 
Положение В: Утверждение превосходства. 
 
Направления: противодействия конкурентам; избегание крупных инвестиций; повышение производительности. 
 
Типовые стратегии: 1) Захват рынка 
 
2) Прямая интеграция 
 
3) Обратная интеграция 
 
4) Развитие рынка 
 
5) Концентрическая диверсификация 
 
3.3 Функциональные стратегии 
 
Общая классификация функциональных стратегий представлена в таблице 1. 
 
Таблица 1 – функциональные стратегии 

 
Стратегические варианты

 
Применение

 
1. Товарно-рыночная стратегия

 
Товарная стратегия 
 
Номенклатурная стратегия: выбор типа номенклатуры 
 
·             Монономенклатурное производство 
 
·             Доминантно-номенклатурное производство 
 
·             Полисегментная номенклатура производства 
 
·             Изменение номенклатурного типа предприятия 

 
 
+

 
Ассортиментная стратегия: выбор  типа ассортимента 
 
·             Широкоассортиментное производство 
 
·             Узкоассортиментное производство 
 
·             Среднеассортиментное производство 
 
·             Изменение ассортиментного типа производства

 
 
 
+

 
Стратегия обновления номенклатуры производства 
 
·      Расширение (сокращение) номенклатуры за счет технологически близких к выпускаемым видов продукции 
 
·      Расширение (сокращение) номенклатуры за счет близких по месту потребления к выпускаемым видов продукции 
 
·      Расширение (сокращение) номенклатуры за счет продукции, получаемой с помощью дополнительной обработки продукции 
 
·      Расширение (сокращение) номенклатуры за счет не связанных с производимыми видов продукты

 
 
 
+

 
Стратегия масштабов производства 
 
·             Расширение масштабов производства 
 
·             Сокращение масштабов производства 
 
·             Сохранение масштабов производства

 
 
 
+

 
Стратегия качества продукции 
 
·             Лидерство в качестве профильной продукции 
 
·             Минимальное качество профильной продукции 
 
·             Среднеотраслевой уровень качества профильной продукции

 
 
 
+

 
Рыночная стратегия 
 
Стратегия выбора структуры рынка сбыта продукции 
 
·             Моносегментный рынок сбыта 
 
·             Доминантно-сегментный рынок сбыта 
 
·             Полисегментный рынок сбыта 
 
·             Смена типа структуры рынка сбыта продукции

 
 

 
Стратегия рыночной экспансии 
 
·             Расширение охватываемого сектора товарного рынка 
 
·             Сокращение сектора рынка 
 
·             Сохранение сектора рынка

 
 
 
+

 
Стратегия рыночной конкуренции на товарном рынке 
 
·             Концентрация усилий на завоевании потребителя 
 
·             Концентрация усилий на рекламе продукции 
 
·             Концентрация усилий на отношениях с конкурентами

 
 
 
+

 
Стратегия ценообразования 
 
·             Ценообразование на базе уровня издержек 
 
·             Ценообразование на базе индивидуальных издержек на данную продукцию 
 
·             Ценообразование на базе издержек производства 
 
·             Ценообразование на базе уровня спроса 
 
    Ценовое лидерство  
 
    Ценообразование по принципу «гонки за лидерам» 
 
    Минимизация цен 
 
    Компенсационное ценообразование

 
 

 
+

 
2. Ресурсно-рыночная стратегия

 
Ресурсная стратегия 
 
Стратегия объема ресурсных запасов 
 
·             Формирование долгосрочного запаса ресурсов 
 
·             Формирование краткосрочного запаса ресурсов 
 
·             Формирование среднесрочного запаса ресурсов

 
 
+

 
Стратегия качества ресурсов 
 
·      Лидирующее качество 
 
·      Минимальное качество 
 
·      Среднеотраслевое качество

 
 
 
+

 
Стратегия на рынке ресурсов 
 
·             Стратегия выбора структуры поставщиков ресурсов 
 
·             Моносегментный рынок поставщиков 
 
·             Доминантно-сегментный рынок поставщиков 
 
·             Полисегментный рынок поставщиков 
 
·             Переход от одного типа рынка поставщиков к другому

 
 

 
+

 
3. Технологическая стратегия

 
·              Стабильная технология производства профильной продукции как основа функционирования («технологический тип предприятия») 
 
·             Отсутствие стабильной технологии («конъюнктурный тип») 
 
·             Освоение технологии, соответствующей будущим запросам рынка при активной рыночной политике («маркетинговый тип») 
 
·             Обновление технологии на базе собственный результатов НИОКР 
 
·             Обновление технологии на базе заимствованных результатов НИОКР 
 
·             Обновление технологии с учетов технологических разрывов 

 
 
+

 
4. Интеграционная стратегия

 
Стратегия вертикальной интеграции 
 
·             Консолидация (присоединение) 
 
·             Группировка (обмен правами) 
 
·             Целевая пролонгация договоров о правах и поставках 
 
Стратегия горизонтальной интеграции  
Стратегия диагональной интеграции

 
 
+

 
5. Финансово-инвестиционная стратегия

 
Стратегия привлечения внешних  финансовых ресурсов 
 
Стратегия выбора структуры источников средств 
 
·      Концентрация (уменьшение числа) источников внешних средств 
 
·      Диверсификация источников внешних средств 
 
·      Отказ от привлечения внешних финансовых средств 
 
Стратегия выбора сроков получения кредитов и займов 
 
·      Концентрация во времени получения средств 
 
·      Постепенное получение средств 
 
Стратегия возврата привлеченных средств 
 
·      Концентрация во времени возврата средств 
 
·      Постепенное возвращение полученных средств 
 
Стратегия инвестирования имеющихся средств 
 
·             Стратегия активного участия в финансовых (фондовых) спекуляциях. Выбор типа портфеля ценных бумаг 
 
·             Минимальное участие в финансовых (фондовых) спекуляциях 
 
·             Использование средств для развития собственного производства 
 
·             Самостоятельная реализация инвестиционных проектов 
 
·             Создание консорциума для реализации инвестиционных проектов 

 
 



+

 
6. Социальная стратегия

 
Стратегия численности работников 
 
·             Полномасштабный коллектив 
 
·             Минимально необходимый коллектив 
 
·             Промежуточный размер коллектива 
 
Стратегия взаимозаменяемости работников 
 
·             Индивидуальная специализация работников 
 
·             Высокая степень взаимозаменяемости работников 
 
·             Внутригрупповая взаимозаменяемость работников 
 
Стратегия дифференциации работников 
 
·             Высокодифференцированный (по отношению руководства к работникам и оплате их труда) коллектив 
 
·             Однородный коллектив 
 
·             Частично дифференцированный коллектив 
 
Стратегия степени патернализма руководства по отношению к коллективу 
 
·             Максимальный патернализм 
 
·             Минимальный патернализм, полная обособленность руководства от коллектива 
 
·      Групповой или частичный патернализм 
 
Стратегия выбора социального типа коллектива 
 
·             Коллектив, в котором положение каждого работника определяется его отношениями с руководством (коллектив типа «стая») 
 
·             Временное сообщество людей, вынужденно связанных только функциональной общностью («автобус») 
 
·             Коллектив, связанный неформальными дружескими отношениями взаимопомощи, общности интересов («семья») 
 
·             Сообщество людей, лишенных индивидуальных функциональных отличий и направляемых лидером («стадо») 
 
·             Постоянное сообщество работников, положение которых определено индивидуальными функциональными обязанностями («улей»)

 
 
 





 
7. Стратегия управления

 
Тип управления 
 
·             Стратегический характер управления 
 
·             Тактический характер управления 
 
·             Оперативный характер управления 
 
Организационная структура 
 
Степень влияния факторов на организационную структуру 
 
·         Структура, слабо зависящая от изменения внешних или внутренних факторов («механическая структура») 
 
·         Структура, зависящая от изменения внешних или внутренних факторов («органическая структура») 
 
Принцип структуризации коллектива предприятия 
 
·         Группировка работников по профессиональным знаниям и навыкам (профессиональная структура) 
 
·         Группировка работников по функциональным признакам (функциональная структура) 
 
·         Группировка работников по видам производимой продукции (предметная структура) 
 
·         Группировка работников по технологическому признаку (технологическая структура)  
 
·         Группировка работников по сегментам рынка потребления производимой продукции (потребительская структура) 
 
·         Группировка работников по местонахождению (дивизиональная структура)  
 
·         Группировка сотрудников по их участию в одном проекте (временная организационная структура) 
 
Управленческая структура 
 
·             Иерархическая структура подчинения на базе единоначалия (линейная структура управления) 
 
·             Иерархическая структура подчинения на базе единоначалия со специальными подразделениями для подготовки решений (линейно-штабная структура) 
 
·             Структура подчинения по функциональной иерархии (функциональная структура) 
 
·             Структура двойного линейного и функционального подчинения (линейно-функциональная структура)

 
 
 




+

 
8. Стратегия реструктуризации

 
Организационно-технологическая  реструктуризация 
 
·             Перегруппировка технологических операций по территориальному признаку 
 
·             Перегруппировка операций по составу преобразуемых ресурсов 
 
·             Перегруппировка операций по технологическому признаку 
 
·             Перегруппировка операций по продуктовому признаку 
 
·             Вторичная перегруппировка по горизонтальному признаку 
 
·             Вторичная перегруппировка по вертикальному признаку 
 
·             Смешанная перегруппировка 
 
Организационно-управленческая реструктуризация 
 
·             Перегруппировка функций управления по характеру их реализации (переход к функциональной структуре) 
 
·             Перегруппировка управленческих функций по продуктовому признаку (переход к дивизиональной структуре) 
 
·             Переход к смешанной группировке управленческих функций (переход к комбинированной структуре) 
 
Реструктуризация прав и ответственности подразделений 
 
·             Формирование группы нехозрасчетных подразделений, выполняющих задания руководства предприятия 
 
·             Формирование группы хозрасчетных и финансируемых за счет предприятия подразделений 
 
·             Формирование «центров финансовой ответственности» (самофинансируемых и самоуправляемых подразделений) 
 
·             Выделение подразделений (создание, привлечение) в качестве дочерних и зависимых предприятий 
 
·             Выделение подразделений (создание, привлечение) в качестве самостоятельных предприятий, связанных с данным интеграционными отношениями 
 
Реструктуризация активов 
 
·             Освобождение предприятия от неиспользуемых активов 
 
·             Сохранение на предприятии и поиск способов эффективного применения неиспользуемых в настоящее время активов 
 
Реструктуризация коллектива 
 
·             Сохранение не полностью загруженного коллектива 
 
·             Приведение состава коллектива в соответствие с существующей в настоящее время потребностью 
 
Автономность реструктуризации 
 
·             Самостоятельное осуществление предприятием реструктуризации 
 
·             Согласованное осуществление реструктуризации с группой территориально близких предприятий 
 
·             Согласованное осуществление реструктуризации с группой предприятий данной отрасли 
 
·             Согласованное осуществление реструктуризации с группой предприятий-смежнииков

 
 




+

 
Примечание  - Источник: Болошин Г.А. Методические материалы к курсу стратегический менеджмент. – Ростов-на-Дону, 2003.


 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Данная курсовая работа подводит итог о пройденном курсе по дисциплине «Стратегический менеджмент».  
 
В заключении можно сделать вывод, что цели, поставленные в работе, достигнуты, задачи выполнены. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. 
 
В работе состоящей из трех частей, применены все полученные знания за прошедший курс по этой дисциплине на примере предприятия ОАО «Магнит». 
 
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определен объект и предмет работы. Поставлены цели, сформулированы задачи и приведены методы их решения. Также выполнен обзор литературных источников и перечислены ключевые авторы. 
 
В первой главе обобщены теоретические основы стратегического управления: 
 
         Стратегическое управление - это управление, в котором отдается приоритет стратегии над тактикой, в котором стратегия оказывает определяющее влияние на все характеристики управления: структуру, функции, планирование, контроль, работу с персоналом, информационные технологии и пр.; это управление, имеющее достаточно определенную цель, стратегические ориентиры и стратегические приоритеты в разработке и выборе стратегии. Стратегия не может быть результатом лишь пожеланий или субъективного предвидения. Стратегия предполагает прогнозирование будущего, оценку реальности, расчет ресурсов и динамики их изменения, учет возможности противодействии и непредвиденных случайностей. Разработать эффективную стратегию можно только на основе серьезной исследовательской деятельности. Стратегия определяет направление развития, но это развитие осуществляется как по внутренним, так и по внешним характеристикам фирмы, т.е. с учетом внешних и внутренних факторов развития фирмы.  
Во второй главе «Анализ внешней и внутренней среды организации    ОАО «Магнит» рассмотрены миссия, ценности, стратегические приоритеты, проведён анализ внутренней и внешней среды организации, выделены её сильные и слабые стороны, возможности и угрозы  от влияния внешних факторов. Для более наглядного представления о том, насколько элементы системы взаимодействуют между собой, представлен PEST – анализ, анализ деловой среды, SNW – анализ и SWOT – анализ.  
 
В третьей главе «Выбор стратегии развития» ОАО «Магнит» представлены три блока стратегий развития: 
 
1. Деловые стратегии развития; 
 
2. Типовые стратегии бизнес-единиц; 
 
3. Функциональные стратегии развития. 
 
Данные стратегии предложены для возможного развития организации. Их применение в дальнейшем поможет организации  увеличить объем продаж, привлечь новых клиентов, сократить затраты на производство, наладить коммуникации между сотрудниками, приобрести новое, более современное оборудование и расшириться за счет открытия новых филиалов и подразделений. 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  
 
1. Ансофф И. Стратегическое управление. М. Экономика, 1989 
 
2. Боумэн К. Основы стратегического менеджмента. – М., 1997 
 
3. Болошин Г.А. Методические материалы к курсу стратегический менеджмент. – Ростов-на-Дону, 2003 
 
4. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: АОЗТ «Центр экономики и маркетинга», 1996 
 
5. Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гардарика, 2000 
 
6. Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. – Таганрог: Издат-во ТРТУ, 2003 
 
7. Дойль Питер. Мененджмент: стратегия и тактика/ Пер. с англ. Вихровский А., Кузина В.: Питер,1999 
 
8. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс,2002 
 
9. Любинова Н.Г. Менеджмент – путь к успеху.- М.:  «Прогресс», 2000 
 
10. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф.  Основы менеджмента - М.: Дело, 1997 
 
11. Маркова В.Д, Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: М 25 Курс лекций. – М: ИНФРА-М, Новосибирск, Сибирское соглашение, 1999 
 
12. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993 
 
13. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. – 2-е издание, испр. – М.: ИНФРА-М, 1999  
 
14. Рой О.М., Зараева А.М.  Менеджмент современной фирмы: организация, стратегия, финансы. Конспект лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 1998 
 
15. Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер 2002 
 
16. Стерлин А.Р. и др. Стратегическое планирование в промышленных корпорациях: опыт развития и новые явления. - М.: Наука, 2002 
 
17. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент Исусство разработки и реализации стратегии. Учебник для ВУЗов/Перевод с английского под ред. Зайцева Л.Г., Соколовой М.И., – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998

 

 

 
[1] Гольдштейн Г.Я. Стратегический менеджмент. – Таганрог: Издат-во ТРТУ, 2003.- С. 37.

 
[2] Зуб А.Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс,2002. – С. 22.

 
[3] Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент. – СПб.: Питер 2002. – С. 45.

 
[4] Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. - М.: АОЗТ «Центр экономики и маркетинга», 1996. – С. 146-147.

 
[5] Ансофф И. Стратегическое управление. М. Экономика, 1989. - С.121 – 127.

 
[6] Виханский О.С. Стратегическое управление. Учебник – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Гардарика, 2000. – С.156-178.

 
[7] Винслав Ю. Становление отечественного корпоративного управления. Теория, практика, подходы к решению ключевых проблем.//Российский экономический журнал, 2002, № 2, С.28. 

 
[8] Маркова В.Д, Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: М 25 Курс лекций. – М: ИНФРА-М, Новосибирск, Сибирское соглашение, 1999. – С. 56. 

 
[9]  Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. - М.: Международные отношения, 1993. – С.125. 

 
[10] Болошин Г.А. Методические материалы к курсу стратегический менеджмент. – Ростов-на-Дону, 2003

 
[11] Болошин Г.А. Методические материалы к курсу стратегический менеджмент. – Ростов-на-Дону, 2003


Информация о работе Выбор стратегии развития ОАО «Магнит»