Вступление России в ВТО: За и Против

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:53, реферат

Краткое описание

Актуальность проблематики, связанной с присоединением России к ВТО, в последнее время резко возросла. После более пятнадцати лет поиска своего места в мировой экономике у России сегодня появилась реальная возможность стать полноправным участником международных экономических отношений. К данному рубежу в своих отношениях с остальным миром Россия подходит в кардинально ином качестве, чем в начальный период реформ.

Файлы: 1 файл

Вступление в ВТО за и против.docx

— 31.14 Кб (Скачать)

     Введение

     Для большинства государств мировые  связи стали одним из главных  факторов развития национальной экономики. Вместе с тем всеобщность рыночных принципов не дает ни одной стране каких-либо преимуществ, а наоборот, ставит всех в более или менее  одинаковые условия и требует  признания и соблюдения, единых правил.

     Россия  входит в рынок и постепенно интегрируется  в мировую экономическую систему. Спрос и предложения наконец-то встали перед российской экономикой в международном масштабе, ей приходится решать трудные, но необходимые вопросы  конкуренции и конкурентоспособности  продукции и, конечно, вопросы защиты внутреннего товаропроизводителя. Одним из важнейших аспектов участия  России в сфере международных  экономических отношений (МЭО) в  последнее десятилетие становится ее сотрудничество с международными экономическими организациями.

     Актуальность  проблематики, связанной с присоединением России к ВТО, в последнее время  резко возросла. После более пятнадцати лет поиска своего места в мировой  экономике у России сегодня появилась  реальная возможность стать полноправным участником международных экономических  отношений. К данному рубежу в  своих отношениях с остальным  миром Россия подходит в кардинально  ином качестве, чем в начальный  период реформ.

     Вступление  России в ВТО это своего рода средство от последствий изоляционизма и  одновременно необходимое условие  равноправного развития в обстановке растущей открытости национальных экономических  систем. Можно отметить, что практически  всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики  и равноправное участие в мировой  торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением. Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение  и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.

     Машиностроение

     Предполагается, что отмена дискриминационных квот и пошлин на вывоз российского  металла приведет к росту поставок металлургической продукции на внешний  рынок. В то же время, высокий износ  производственных мощностей российских предприятий, рост цен на товары и  услуги естественных монополий, а также  переизбыток мощностей по производству стали на международном рынке могут стать препятствиями для экспансии российского металла.

     Одновременно  с либерализацией экспорта произойдет снижение ставок импорта до нуля, что  приведет к притоку импорта, снижению внутренних цен, перенасыщению рынка (в том числе из-за снижения потребностей машиностроения) и разорению мелких предприятий отрасли.

     С большей степенью вероятности увеличат свой экспортный потенциал компании, добывающие редкоземельные металлы, и  предприятия цветной металлургии, продукция которой котируется на Лондонской бирже металлов. Снижение вывозных пошлин на продукцию цветной  металлургии повысит рентабельность экспорта.

Металлургия

     Вступление  в ВТО принесет нашему государству  дополнительные преимущества в продвижении  на зарубежные рынки продукции металлургической отрасли. Кроме того, Россию не смогут дискриминировать под предлогом  борьбы с "нечестной конкуренцией".В мире действует более ста ограничений на экспорт российских товаров, в основном продукции черной и цветной металлургии, а также товаров химических и лесного комплекса. Россия от этих мер терпит убытки на 2 млрд. долларов в год.

     Пока  к нашей стране применяют в  основном специальные защитные меры, наносящие значительный ущерб ее экспорту. Антидемпинговые меры, "точечно" сдерживающие наш экспорт, стали  применяться лишь в последнее  время. Главное преимущество при  доступе на внешние рынки, которое  получит Россия в случае вступления в ВТО, - это возможность прекращения  антидемпинговых процедур против нее.

Но России также  придется снизить таможенные пошлины  на импорт металлопродукции. Большинство ставок останутся прежними, в том числе пошлины на "чувствительные" к изменениям рынка трубы. В течение полутора лет нужно будет снизить ставки на рельсы с 15% до 13%, а в течение трех лет - с 15% до 10% на изделия из черных металлов. Точных расчетов экономического эффекта не существует, и делать их в постоянно меняющихся условиях бессмысленно. Но такое снижение ставок таможенных пошлин предполагается приемлемым.

     Во  вступлении в ВТО для металлургов  есть и подводные камни. Прежде всего - это снижение пошлин, отмена экономических  рычагов давления на нас, что даст нам возможность идти на международный  рынок со своим металлом более  свободно. Но эти плюсы касаются исключительно производственных процессов, экономики.

Вступление в ВТО  значительно упростит условия доступа  российской металлопродукции на экспортные рынки. Сегодня внешнеторговую деятельность отечественных металлургов осложняет  целый ряд антидемпинговых расследований, квот и ограничительных пошлин, введенных  другими странами против России.  При снятии ограничений отечественные компании смогут поставлять за рубеж продукции в несколько раз больше. Отмена ограничений не произойдет в течение одного года, и потребует времени и определенных усилий.  

     Но  в итоге Россия сможет участвовать  в разработке международной правовой базы, действующей в рамках организации, и возбуждать дела против ущемления  ее прав и нарушений конкуренции  по правилам ВТО.

     Химическая  промышленность

     Предприятия химической отрасли страдают от износа основных фондов (по разным оценкам, от 60 до 80%) и отсутствия средств на технологическое  перевооружение. Качество многих видов  продукции российских производителей ниже, чем у конкурентов. Конкурентоспособность  отрасли до последнего времени обеспечивалась дешевизной сырья и его близостью  к перерабатывающим мощностям.

     Снижение  импортных тарифов при вступлении в ВТО в сочетании с дефицитом  средств приведет к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства. Следует  отметить, что обсуждаемый на переговорах начальный уровень связывания импортных тарифов в среднем по химической промышленности значительно превышает ныне действующие тарифы (10,22 и 8,48 соответственно). В то же время, преимущества, предоставляемые российским производителям тарифной защитой на переходный период, могут быть быстро исчерпаны из-за удорожания товаров и услуг естественных монополий. 

     Российские  предприятия могут упрочить свои позиции на жестко защищенном международном  рынке минеральных удобрений, включая  аммиачную селитру и хлористый  калий.

     Лесопромышленный  комплекс

     Россия  традиционно выступает экспортером  продукции с низкой степенью переработки, конкурентоспособной в странах  Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При вступлении в ВТО  экспортные позиции крупных предприятий  лесопромышленного комплекса сохранятся. В то же время можно ожидать  роста импорта продукции глубокой переработки - картона, технической  бумаги, фанеры. Высокая капиталоемкость  не позволяет в настоящее время  развиваться компаниям полного  цикла, большая часть лесозаготовительных  и перерабатывающих предприятий  нерентабельна. Ситуацию может изменить приток зарубежного капитала в лесопереработку.

     Российская  мебельная промышленность в настоящее  время неконкурентоспособна. Доля импорта  на мебельном рынке приближается к 50 процентам и с вступлением в ВТО будет расти. Для защиты осуществленных инвестиций в мебельную промышленность российские производители требуют при вступлении в ВТО установить двадцатипроцентные пошлины и восьмилетний адаптационный период. Вероятность согласования таких позиций на переговорах мала. Можно утверждать, что сложившаяся зависимость мебельных предприятий от иностранных комплектующих (до 70% от общей потребности) приведет к тому, что после вступления в ВТО выжившие российские предприятия перейдут под контроль западных компаний. 

     Легкая  промышленность

     Российские  предприятия легкой промышленности уже накануне вступления в ВТО  не справляются с возрастающей конкуренцией со стороны сграи-импортеров. Доля российской продукции па внутреннем рынке легкой промышленности составляет лишь порядка 20%, в то время как 60% приходится на товары, ввозимые по серым и черным схемам без уплаты пошлин и налогов. В условиях неограниченного предложения импортных демпинговых товаров отрасль является непривлекательной для инвесторов. Низкое качество отдельных видов российской продукции ведет к переориентации на импорт и предприятий-смежников (например, предприятия по выпуску одежды отказываются от использования российских синтетических тканей).

     Если  вступление в ВТО будет сопровождаться мерами по сдерживанию коррупционных  форм торговли импортной продукцией, это поможет оздоровить состояние  внутреннего рынка в течение  переходного периода (согласованный  срок составляет 5 лет). Снижение и отмена импортных пошлин на технологическое  оборудование позволят ограниченному числу предприятий легкой промышленности ускорить модернизацию производства и повысить конкурентоспособность продукции. В то же время можно с уверенностью прогнозировать свертывание производства и потерю рабочих мест в отрасли.

     Фармацевтика

     Вступление  в ВТО не должно оказать значительного  влияния, ни на производителей лекарственных  средств, ни на аптечные сети. Простые  лекарственные средства, которые  производятся в России, в любом  случае будут дешевле зарубежных аналогов, а более сложная продукция  либо в России не производится, либо вообще не облагается пошлинами, либо существующие пошлины очень низки. Уровень пошлин на ввоз фармацевтической продукции в Россию составляет лишь 5-10%, в редких случаях 15%, от их стоимости, что считается низким уровнем.

     Сельское  хозяйство

     Соглашением по сельскому хозяйству на участников ВТО налагаются определенные ограничения  на субсидирование производства и экспорта сельхозпродукции (меры внутренней поддержки производства, экспортные субсидии, таможенные тарифы). Но при этом сельское хозяйство во всех без исключения странах-членах ВТО традиционно было и остается отраслью с высоким уровнем государственной защиты.

     В отличие от промышленности, для сельского  хозяйства нормами ВТО не оговариваются  абсолютно запрещенные ( "красные") субсидии. Кроме того, существует целая группа разрешенных ("зеленых") субсидий, не создающих перекосов в производстве и торговле и не выражающихся в ценовой поддержке конкретного производителя. К таким субсидиям относятся расходы государства на сельскохозяйственные исследования, проверку продукции, услуги по маркетингу и продвижению товаров на рынок, финансовое участие государства в страховании и пенсионном обеспечении сельхозпроизводителей, а также выплаты, производимые в рамках программ по реструктуризации, охране окружающей среды и помощи регионам.

     В России в настоящее время расходы  на поддержку аграрного сектора  существенно ниже, чем в большинстве  других стран. Экспортное субсидирование из-за бюджетных проблем практически  не применяется, а действующие тарифы на импортируемую сельхозпродукцию значительно ниже, чем в среднем по ВТО. Аналогичная ситуация складывается и в аграрном секторе экономики Калининградской области. Так, в течение нескольких последних лет доля средств консолидированного бюджета области, направляемых на прямое и косвенное финансирование сельского хозяйства, не превышала 2-3% (в 2008 г. - около 3,8 млн. долл.). Таким образом, в настоящее время отечественное сельское хозяйство нельзя считать защищенной отраслью.

     Следует отметить, что правилами ВТО не предусматривается отмена субсидирования сельского хозяйства, а лишь требуется  введение максимального порога для  общего объема поддержки отечественных  производителей и принятие обязательств по его последующему снижению (при  этом не учитываются упомянутые выше "зеленые" субсидии, а также  выплаты производителям в рамках программ по сокращению производства и субсидии, составляющие менее 5% от цены продукта). Данное условие представляется вполне приемлемым с точки зрения эффективной защиты регионального продовольственного рынка. Действительной же проблемой отечественного сельского хозяйства является критическое состояние государственных и местных бюджетов, а также отсутствие соответствующего законодательства по субсидиям.

     Рынок сельскохозяйственной продукции Калининградской  области в отличие от российского не имеет естественной защиты в виде больших расстояний. Поэтому, учитывая ограниченные возможности бюджетного финансирования, для выравнивания условий конкуренции необходимо отстаивать сохранение для области системы квот, регулирующей поступление на местный рынок дешевой (поддерживаемой экспортными субсидиями) импортной сельхозпродукции. При этом следует добиваться того, чтобы средства, поступающие от продажи квот, полностью оставались в регионе и, как было задумано первоначально, целевым образом направлялись бы на субсидирование сельского хозяйства области.

Туристская  сфера

     В соответствии с нашими будущими обязательствами, Россия сохранит за собой возможность  предоставлять финансовую помощь, направленную на цели развития туризма в областях, связанных с культурой и национальной самобытностью.

     Для целей контроля иностранных инвестиций, в наших обязательствах по доступу  на российский рынок туристических  услуг в рамках  ВТО зафиксировано требование учреждения иностранными организациями юридического лица в Российской Федерации.

Информация о работе Вступление России в ВТО: За и Против