Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 19:55, реферат
Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства. Под жизненно важными интересами в данном контексте понимают совокупность потребностей, которые обеспечивают существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства. Экономическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности, которая охватывает также оборонную, экологическую безопасность и т. д.
Анализ ситуации с динамикой международной задолженности и данными тяжести долга показывает, что долговая нагрузка на экономику развивающегося мира не только не ослабевает, но, наоборот, усугубляется.
При оценке необходимости и целесообразности внешних заимствований и их влияния на экономический рост не стоит забывать и о том, что долговые обязательства перед иностранными кредиторами, формирующиеся при получении банковских кредитов, займов у иностранных и международных кредитных учреждений, эмиссии долговых ценных бумаг на иностранных и международных рынках, требуют своевременного возврата средств и процентов вне зависимости от экономической ситуации в стране-заемщике, что зачастую оказывается весьма проблематичным. Именно поэтому проблеме активного управления государственным долгом, построения эффективной системы взаимосвязей между выработкой стратегических ориентиров в фискальной, денежно-кредитной и долговой сферах посвящено значительное количество теоретических и практических разработок последних десятилетий.
В частности, кейнсианский подход к оценке последствий государственных заимствований состоит в том, что государственные заимствования отвлекают сбережения от частных инвестиций и тем самым тормозят долгосрочный рост. Одно из самых негативных последствий долгового финансирования – невосполнимая потеря налогов, расходуемых на обслуживание долга. Когда налоги уходят за границу в виде процентов – налицо прямой вычет из национального богатства
Кроме того, есть основания полагать, что бюджетный дефицит вызывает дефицит внешней торговли: бюджетный дефицит означает, что страна живет не по средствам, следовательно, она больше ввозит, чем вывозит, и, чтобы делать так, ей приходится занимать деньги за границей. Дефицит бюджета и дефицит внешней торговли – две стороны одной медали.[14, с. 211].
Однако является ли внешнеторговый дефицит, вызванный бюджетным дефицитом, тормозом для долгосрочного роста? Если все инвестиции в капитальные товары как собственного производства, так и импортные превышают объем заимствований за границей, то внешнеторговый дефицит не является тормозом для роста. В этом случае страна богатеет и при бюджетном дефиците, подобно любой компании, действующей в схожих условиях. Стандартный взгляд на бюджетный дефицит как на экономическое зло уместен при наличии угрозы, во-первых, дестабилизации национальной валюты вследствие чрезмерного импорта спекулятивного капитала и, во-вторых, нарушения допустимых пределов иностранной собственности в экономике. Еще одно последствие государственных заимствований – изменение политического процесса, влияющего на государственную политику.
Основной принцип использования заемных ресурсов, который обоснован в экономической теории, состоит в необходимости их производительного применения в качестве капитала. Это условие принято называть «золотым правилом» финансов. Однако его осуществление на практике до настоящего времени наталкивается на различные трудности и препятствия. Применение заемных ресурсов для финансирования текущих нужд, отличных от вложений капитала, широко распространено в странах, сталкивающихся с финансовыми трудностями. Если полученные средства не направляются на расширение действующего производства или на создание новых предприятий, способных выпускать конкурентоспособную продукцию, следствием таких заимствований становятся трудности в погашении внешней задолженности и возникновение условий для долговых кризисов. Поисками эффективных методов использования внешних заимствований во многом объясняется интерес к их трактовке в экономической теории.
Проблема заимствования и его роли в экономическом развитии нашла свое отражение в неокейнсианской теории. Развитие государственного регулирования экономики на основе идей Кейнса имело одним из своих последствий появление и рост дефицитов государственного бюджета, образование в связи с этим крупного государственного долга как составного элемента хозяйственной жизни.
Из неокейнсианской теории динамики вытекал вывод о необходимости вывоза капитала для того, чтобы страна, экспортирующая капитал, имела постоянный стимул к экономическому росту. Тем самым была обоснована взаимная экономическая заинтересованность стран-доноров в экспорте капитала и стран-получателей в привлечении иностранного капитала в форме прямых инвестиций и сопровождающего их финансового содействия в виде официальной помощи развитию на основе субсидий, а также заимствований в различных формах.
Важное значение в этих исследованиях придавалось официальной помощи развитию. Помощь развитию оценивалась в различных аспектах применительно к странам, оказывающим эту помощь, и применительно к странам, выступающим ее получателями. С точки зрения интересов стран, предоставляющих официальную помощь развитию, ее полезный эффект рассматривался в следующих проявлениях:
Все эти эффекты соответствовали кейнсианской теории мультипликатора экономического роста, поскольку помощь развитию по характеру ее воздействия на экономику предоставляющих ее стран рассматривалась как инвестиции, обеспечивающие прирост дохода.
К формам пересмотра внешнего долга относятся рефинансирование, конверсия, консолидация, аннулирование и др.
Рефинансированием - это полное или частичное погашение кредита за счёт получения новых кредитов.
Конверсия – это изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместных вложениях капитала, приватизации государственной собственности.
Новация – соглашение между заемщиком и кредитором о замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.
Аннулирование – отмена, полный отказ правительства платить по внешним обязательствам, признание этих обязательств недействительными
Таким образом, сумма накопленных дефицитов за ряд лет за минусом бюджетных излишков (профицитов) составляет государственный долг. По источникам финансирования государственный долг может быть внутренним и внешним. Внешний долг ‐суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам в строго определенный срок, т.е. общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний долг ставит в экономическую зависимость экономику одной страны от экономики другой, обостряя проблему экономической безопасности страны. Для анализа состояния международной задолженности используют такие показатели, как индикатор устойчивости долга, текущая тяжесть задолженности (коэффициент обслуживания долга). Следует отметить, что существуют различные формы разрешения или отсрочки проблемы долгового кризиса К формам пересмотра внешнего долга относятся рефинансирование, конверсия, консолидация, аннулирование и др.
Рефинансированием - это полное или частичное погашение кредита за счёт получения новых кредитов.
Конверсия – это изменение условий займа и размеров выплачиваемых процентов по нему или превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. В этом случае иностранным кредиторам предлагается приобрести недвижимость, участвовать в совместных вложениях капитала, приватизации государственной собственности.
Новация – соглашение между заемщиком и кредитором о замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.
Аннулирование – отмена, полный отказ правительства платить по внешним обязательствам, признание этих обязательств недействительными. [8, с. 164].