Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 19:55, реферат
Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства. Под жизненно важными интересами в данном контексте понимают совокупность потребностей, которые обеспечивают существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства. Экономическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности, которая охватывает также оборонную, экологическую безопасность и т. д.
Экономическая безопасность - это такое состояние национальной экономики, при котором обеспечиваются защита национальных интересов, устойчивость к внутренним и внешним угрозам, способность к развитию и защищенность жизненно важных интересов людей, общества, государства. Под жизненно важными интересами в данном контексте понимают совокупность потребностей, которые обеспечивают существование и прогрессивное развитие личности, общества, государства. Экономическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности, которая охватывает также оборонную, экологическую безопасность и т. д.
Основными задачами экономической безопасности являются:
Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем. В макроэкономическом анализе экономической безопасности выделяют следующие составляющие:
Внешний долг ‐ суммарные денежные обязательства страны, выражаемые денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам в строго определенный срок, т.е. общая задолженность страны по внешним займам и невыплаченным по ним процентам. Внешний государственный долг есть совокупная задолженность государства международным банкам, правительствам других стран, частным иностранным банкам. [1, с. 405].
Сумма накопленных дефицитов за ряд лет за минусом бюджетных излишков (профицитов) составляет государственный долг. В связи с этим государственный долг часто показывает уровень финансовой стабильности экономики. В целом же последствия накопления государственного долга для национальной экономики приводят к существенному сокращению возможностей экономического роста из-за высокого уровня налогообложения, для населения – сокращению роста потребления, для самого государства – к уменьшению в будущем налоговых поступлений в государственный бюджет из-за торможения темпов роста производства по причине высоких налогов на текущий момент.
Внешний долг может появиться по двум основным причинам:
1. В результате прямого заимствования средств у иностранных государств, частных компаний;
2. Путем
продажи государственных
По источникам финансирования государственный долг может быть внутренним и внешним. Внутренний долг обычно финансируется через выпуск облигаций государственного займа и размещение их среди субъектов экономики, включая население. Возможно финансирование внутреннего долга центральным банком или отдельными крупными частными фирмами. Внутренний долг благодаря перепродаже облигаций на фондовых рынках другим субъектам, в том числе иностранным резидентам, может трансформироваться во внешний долг. Внешний государственный долг образуется тогда, когда государству предоставили кредит международные финансовые организации (Международный валютный фонд, Мировой банк реконструкции и развития, Европейский банк реконструкции и развития и др.), другие государства (ведущими кредиторами здесь является США, Германия, Австрия) или иностранные фирмы.
Внешний долг страны, как правило, больше, чем внешний государственный долг. Так, при поставках продукции друг другу международные фирмы-партнеры могут заключить договор поставки в кредит, поэтому внешний долг страны включает, кроме государственного долга, долги фирм-резидентов данной страны, банковской системы. [8, с. 162].
Расходы государственного бюджета, включающие текущее погашение части государственного долга, уплаты процента по внешнему долгу и штрафных санкций, называется обслуживанием внешнего долга. [4, с. 96].
Для любой национальной экономики предпочтительнее внутренний долг по сравнению с внешним, так как внешний долг ставит в экономическую зависимость данную экономику от другой, обостряется проблема экономической безопасности страны. Были выработаны и применены на практике различные механизмы разрешения или отсрочки проблемы долгового кризиса (реструктуризации долга). Пересмотр внешнего долга включает сочетание таких механизмов, как:
К мерам борьбы с государственным долгом относят ужесточение расходов на содержание государственного аппарата, сокращение и усиление адресности социальных выплат, сокращение военных расходов, перевод дотируемых государством сфер на частичное самофинансирование (спорт, физкультура, здравоохранение, наука, культура и пр.).
Те страны, которые отдают предпочтение текущему потреблению, т. е. потребляют больше, чем производят, вынуждены занимать деньги за границей. И, наоборот, страны, ограничивающие текущее потребление для расширения его в будущем, имеют возможность предоставлять кредиты. В результате создается возможность для развития системы международного заимствования и кредитования, но одновременно формируется внешняя задолженность. Признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов, заимствованных страной через государственные каналы.
Кризисы начинаются с того, что какая-нибудь страна (или группа стран) объявляет о невозможности выплачивать свой внешний долг или об аннулировании долга. Добиться от должника погашения своей задолженности невозможно, так как в роли заемщика выступает суверенный экономический агент, нередко правительство иностранного государства. К нему невозможно применить санкции, которые применяются к обычному неплательщику той или иной страны. Факты банкротства государства нарушают равновесие международного рынка кредита, осложняют процессы кредитования и заимствования. Когда отдельные нарушения принимают массовый характер, начинается очередной кризис мировой задолженности.
Признаком наступления кризиса внешней задолженности обычно служит нарушение графика погашения кредитов, заимствованных страной через государственные каналы. Появлению кризиса внешней задолженности обычно способствует целый ряд факторов, подразделяющихся на фундаментальные (или структурные) и специфические.
Структурные факторы связаны с глубинными тенденциями развития экономики страны‐заемщика, как‐то:
Специфические факторы чаше всего связаны с депрессивными структурными, финансовыми и/или циклическими кризисами. В нормальных условиях внешний долг обслуживается за счет валютных поступлений от экспорта товаров и услуг. Если это невозможно, то внешний долг погашается путем новых заимствований за рубежом, а увеличение внешних заимствований ведет к росту процентных ставок по кредитам и увеличению расходов на обслуживание долга. Поэтому страны с высоким уровнем полагает:
Состояние международной задолженности характеризуется рядом показателей:
Индикатор устойчивости
долга ‐ отношение величины долга к ВВП и/или экспортным поступлениям.
Индикаторы устойчивости в Беларуси традиционно применялись к государственному долгу и государственному внешнему долгу в частности. Они устанавливались в рамках бюджета и оговаривали максимально допустимый объем задолженности в номинальном выражении в долларах США. На пример, в 2011 г. лимит государственного внешнего дола был уста- новлен на уровне USD 13 млрд и USD 5 млрд для гарантированного правительство внеш- него долга. Помимо бюджета уровень внешнего долга регулируется концепцией нацио- нальной безопасности. Она устанавливает допустимые значения внешнего долга относи- тельно ключевых макроэкономических показателей. В частности в ней утверждены сле- дующие пороговые значения индикаторов устойчивости внешнего долга, после которых дальнейшее наращивание долга угрожает экономической безопасности:
Данные показатели были дополнены набором новых индикаторов, утвержденных в рамках концепции управления внешним долгом, которая была принята в мае 2011 г. Концепция подчеркивает необходимость дополнительного анализа следующих индикаторов:
Текущая тяжесть задолженности (коэффициент обслуживания долга) отношение суммы выплат по долгу к экспортным поступлениям. [15, с. 86].
Считается, что страна может устойчиво развиваться, если отношение объема долга к экспортным поступлениям менее 200‐250% а расходы на текущее обслуживание долга не превышают 20‐25% объема экспорта.