Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:04, контрольная работа
Мы все часто бросаемся налево и направо словом "общество", не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.
Общество как целостная система.
1.Понятия общества , социальных связей, социального взаимодействия,
социальных отношений. Системный анализ общественной жизни.
2.Общество с позиций структурного функционализма и теории социальных конфликтов.
3. Теории социального взаимодействия .
4. Гражданское общество. Проблемы взаимосвязи государства и общества.
3.Теории социального взаимодействия.
Многообразие
микросоциологических концепций (например,
концепции социального взаимодействия
- это проявление многообразия социологического
знания). В свою очередь это частный случай
действия системного принципа множественности
описания сложных систем.
концепция | автор | Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие как: |
Социального обмена | Дж. Хоманс | Обмен материальными и нематериальными ценностями. |
Справедливого обмена | Дж.Адамс | "Справедливое
отношение" участников |
Символический интеракционизм | Дж.Мид , Г.Блумер | Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковать действия других людей |
Управление впечатлениями (Социодраматический подход) | Эрвин Гофман | Спектакль, где люди исполняют свои "партии", создают тот или иной образ |
Теория социального обмена.
Джордж Хоманс (американский социолог) делает упор на влиянии на поведение людей вознаграждений и затрат. Сформулировал следующие положения своей теории:
Теория справедливого обмена.
Модификацией теории обмена Дж. Хоманса является теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолстера и др. Эта теория сформулирована также в виде систем постулатов:
Таким
образом, центральное место в
этой теории занимает категория «справедливое
отношение», определяемая как пропорциональность
вкладов и результатов
Теория символического интеракционизма.
От слова interaction- взаимодействие. Наиболее видные представители символического интеракционизма - Джордж Мид и Герберт Блумер. Дж. Мид учил, что поведение индивида - это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в мире значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социальные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют своё значение.
Согласно символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой непрерывный диалог, в процессе которого, люди прослеживают, намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается в установлении связи, стимула с символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление социальной связи, коммуникация становится возможными благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. По Дж.Миду, Социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «Мы». Собственно «Я» - это индивидуальное сознание. «Мы»-это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через «Я» другим «Я». «Я»- Это всегда диалог «Я» и «Мы». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «Мы». Таким образом, общество оказывается как бы внутри «Я». Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.
Таким
образом, в объяснении вопроса, что
собой представляет общество, каковы
механизмы его образования и
функционирования, социология располагает
рядом методологических подходов, которые
нередко согласуются друг с другом,
но могут вступать и в противоречия.
4.Гражданское
общество
Гражданское
общество не изобретение нашего времени.
Идеи о гражданском обществе существовали
и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но
лишь в XVII в. английский философ Т. Гоббс
в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан»
изложил цельную концепцию гражданского
общества, возникающего в процессе перехода
от состояния первозданных, необузданных
страстей к культурному обществу, в котором
царят порядок и мир. В дальнейшем идея
гражданского общества разрабатывалась
Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими
мыслителями.
|
Важными факторами становления гражданского общества являются:
1)
экономические – многоукладная
экономика, разнообразие формы
собственности, регулируемые
2)
политические –
3)
духовные – отсутствие
Гражданское общество обычно соотносят с понятием государства. Государство является формой выражения общезначимых интересов индивидов, а сферу гражданского общества составляет повседневная жизнь индивидов. Для реализации частных интересов и потребностей люди создают неполитические институты: семью, церковь, негосударственные средства массовой информации, учреждения культуры; научные, профессиональные и спортивные объединения; ассоциации и союзы. Гражданское общество и государство дополняют друг друга и зависят одно от другого.
Главным
признаком и основой
Трактовку гражданского
.
либеральная трактовка (Т.
• позитивно-либеральный подход (Г.Гегель) рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества является частная собственность;
.
марксистская теория (К.Маркс) рассматривала
государство как фундамент
Все существующие интерпретации гражданского общества можно в итоге свести к двум:
гражданское общество также рассматривается как социальная категория (универсальная), которой обозначают пространство межличностных отношении, противостоящих государству в любой его форме. Будучи сферой реализации повседневных потребностей, индивидов, гражданское общество включает весь исторический комплекс взаимодействий частных лиц друг с другом;
гражданское общество выступает как феномен западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Уникальность западной цивилизации обусловлена балансом трех сил: институтов власти, гражданского общества и автономной личности. Их сбалансированное взаимодействие способствует движению сознания к постоянному совершенствованию человека, гражданского общества и государства.
Таким образом, гражданское общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.
Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.
В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства. Он включает три основных элемента:
Для успешного функционирования политической системы из возможных вариантов взаимосвязи государства и гражданского общества предпочтение следует отдать сочетанию сильного государства и эффективно функционирующего, уравновешивающего и дополняющего его гражданского общества. Преждевременное свертывание функций государства, искусственное упразднение их или неспособность эти функции осуществлять являются свидетельством слабости государства. А слишком большая независимость, неподконтрольность обществу – свидетельство слабости общества. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны, ибо почти вся история России насыщена фактами насильственного отношения государства к народу.