Виды посредников вознаграждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Мы все часто бросаемся налево и направо словом "общество", не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.

Оглавление

Общество как целостная система.

1.Понятия общества , социальных связей, социального взаимодействия,
социальных отношений. Системный анализ общественной жизни.

2.Общество с позиций структурного функционализма и теории социальных конфликтов.

3. Теории социального взаимодействия .

4. Гражданское общество. Проблемы взаимосвязи государства и общества.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 43.18 Кб (Скачать)

  
 
 
 
 

3.Теории социального взаимодействия.

     Многообразие  микросоциологических концепций (например, концепции социального взаимодействия - это проявление многообразия социологического знания). В свою очередь это частный случай действия системного принципа множественности описания сложных систем. 

концепция автор Основная  идея, характеризующая социальное взаимодействие как:
Социального обмена Дж. Хоманс Обмен материальными  и нематериальными ценностями.
Справедливого обмена Дж.Адамс "Справедливое  отношение" участников взаимодействия.
Символический интеракционизм Дж.Мид , Г.Блумер Диалог, в котором  люди придают значение окружающему  миру, стремятся истолковать действия других людей
Управление  впечатлениями (Социодраматический подход) Эрвин Гофман Спектакль, где люди исполняют свои "партии", создают  тот или иной образ
 

     Теория  социального обмена.

     Джордж  Хоманс (американский социолог) делает упор на влиянии на поведение людей вознаграждений и затрат. Сформулировал следующие положения своей теории:

    1. Чем чаще поступок вознаграждается, тем чаще он повторяется.
    2. Если в прошлом получение вознаграждения происходило в определённой ситуации, то люди стремятся создать такую же ситуацию.
    3. Если вознаграждение велико, то люди, чтобы его получить, готовы платить больше, чем при малом вознаграждении.
    4. Когда потребности человека почти полностью удовлетворены, он в меньшей мере стремится прикладывать усилия для их удовлетворения.
 

         Теория  справедливого обмена.

         Модификацией  теории обмена Дж. Хоманса является теория справедливого обмена Дж. Адамса, Дж. Уолстера и др. Эта теория сформулирована также  в виде систем постулатов:

      1. Индивиды всегда стремятся к максимализации личных выгод, что вытекает из эгоистической природы человека.
      2. Группы увеличивают коллективные выгоды, ограничивая индивидов и добиваясь «справедливых» отношений.
      3. Индивиды, обнаруживающие своё участие в «несправедливых» отношениях, испытывают психологический дискомфорт.
      4. Чем сильнее воспринимается «несправедливость», тем сильнее дискомфорт и интенсивнее попытки восстановить «справедливые» отношения.

     Таким образом, центральное место в  этой теории занимает категория «справедливое  отношение», определяемая как пропорциональность вкладов и результатов участников взаимодействия. Достижение социальной справедливости преподносится сторонниками этой теории как главный стимул действия индивидов и групп. 

Теория  символического интеракционизма.

     От  слова interaction- взаимодействие. Наиболее видные представители символического интеракционизма - Джордж Мид и Герберт Блумер. Дж. Мид учил, что поведение индивида - это реакция на поведение другого индивида. Человеческие существа живут в мире значимых объектов. Значения возникают только в процессе социального взаимодействия. Различные социальные группы вырабатывают различные миры, и эти миры меняются, когда составляющие их объекты меняют своё значение.

     Согласно  символическому интеракционизму, взаимодействие между индивидами представляет собой  непрерывный диалог, в процессе которого, люди прослеживают,   намерения  друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимулов заключается  в установлении связи, стимула с  символом и выборе ответной реакции на основе осмысления этого символа. Установление социальной связи, коммуникация становится возможными благодаря тому, что люди придают одно и то же значение данному символу. По Дж.Миду, Социальное «Я» включает в себя два момента: собственно «Я» и «Мы». Собственно «Я» - это индивидуальное сознание. «Мы»-это индивидуальное сознание в глазах других, или, иначе говоря, задача, поставленная через «Я» другим «Я». «Я»- Это всегда диалог «Я» и «Мы». «Я» оценивает свои действия через внутреннее освоение «Мы». Таким образом, общество оказывается как бы внутри «Я». Социальное «Я» утверждается в совокупности процессов межиндивидуального взаимодействия. Богатство и своеобразие заложенных в той или иной личности реакций, способов деятельности, символических содержаний зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.

     Таким  образом, в объяснении вопроса, что  собой представляет общество, каковы механизмы его образования и  функционирования, социология располагает  рядом методологических подходов, которые  нередко согласуются друг с другом, но могут вступать и в противоречия.                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Гражданское общество 

     Гражданское общество не изобретение нашего времени. Идеи о гражданском обществе существовали и в Древней Греции, и в Древнем Риме. Но лишь в XVII в. английский философ Т. Гоббс в своих трудах «О гражданине» и «Левиафан» изложил цельную концепцию гражданского общества, возникающего в процессе перехода от состояния первозданных, необузданных страстей к культурному обществу, в котором царят порядок и мир. В дальнейшем идея гражданского общества разрабатывалась Дж. Локком, Ж. -Ж. Руссо, И. Кантом и другими мыслителями. 

 
     Структура гражданского общества
  • Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;
  • общественно-политические организации и движения (экологические, антивоенные, правозащитные и др.);
  • союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;
  • научные и культурные организации, спортивные общества;
  • муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;
  • независимые средства массовой информации;
  • церковь;
  • семья
 

     Важными факторами становления гражданского общества являются:

     1) экономические – многоукладная  экономика, разнообразие формы  собственности, регулируемые рыночные  отношения;

     2) политические – децентрализация  властных полномочий, разделение  властей, политический плюрализм,  доступ граждан к участию в  государственных и общественных  делах, верховенство закона и  равенство всех перед ним;

     3) духовные – отсутствие монополии  одной идеологии и мировоззрения;  свобода совести, цивилизованность.

     Гражданское общество обычно соотносят с понятием государства. Государство является формой выражения общезначимых интересов  индивидов, а сферу гражданского общества составляет повседневная жизнь  индивидов. Для реализации частных  интересов и потребностей люди создают  неполитические институты: семью, церковь, негосударственные средства массовой информации, учреждения культуры; научные, профессиональные и спортивные объединения; ассоциации и союзы. Гражданское  общество и государство дополняют  друг друга и зависят одно от другого.

     Главным признаком и основой гражданского общества является юридически свободный  индивид. Обособление гражданского общества от государства происходило  в процессе ликвидации сословного неравенства  и разгосударствления общественных отношений. Произошло законодательное  закрепление юридического равенства  людей на основе наделения их правами и свободами. Критерием же зрелости гражданского общества служит степень реализации и гарантий прав человека и гражданина со стороны государства.

       Трактовку гражданского общества  дают множество концепций:

     . либеральная трактовка (Т.Гоббс  и Дж.Локк) ввела понятие "гражданское общество" для отражения исторического развития человеческого общества, перехода человека от природного к цивилизованному существованию.

     • позитивно-либеральный подход (Г.Гегель) рассматривал гражданское общество как совокупность индивидов, удовлетворяющих  с помощью труда свои повседневные потребности. Основой гражданского общества является частная собственность;

     . марксистская теория (К.Маркс) рассматривала  государство как фундамент всего  человеческого общества, а жизнедеятельность  индивидов - решающим фактором  исторического развития. Государство - это инструмент политического господства класса, обладающего средствами производства. Преодолеть разрыв между гражданским обществом и государством возможно путем создания нового типа общества без государства -коммунистического, в котором свободное развитие каждого индивида является условием развития всего общества. При коммунизме проблема противостояния государства и гражданского общества теряет всякий смысл.; социал-демократическая традиция (И.Шумпетер) основана на признании политики сердцевиной гражданского общества. Государство должно участвовать в обеспечении функционирования гражданских институтов, дабы гарантировать, что они будут управляться демократически. В связи с этим необходимо государственное регулирование экономических, социальных и иных процессов; введение гарантий прожиточного минимума, страхования и т. п.

     Все существующие интерпретации гражданского общества можно в итоге свести к двум:

     гражданское общество также рассматривается  как социальная категория (универсальная), которой обозначают пространство межличностных отношении, противостоящих государству в любой его форме. Будучи сферой реализации повседневных потребностей, индивидов, гражданское общество включает весь исторический комплекс взаимодействий частных лиц друг с другом;

     гражданское общество выступает как феномен  западной культуры, как конкретно-историческая форма существования западной цивилизации. Уникальность западной цивилизации  обусловлена балансом трех сил: институтов власти, гражданского общества и автономной личности. Их сбалансированное взаимодействие способствует движению сознания к постоянному  совершенствованию человека, гражданского общества и государства.

     Таким образом, гражданское общество это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.

     Гражданское общество и государство взаимно  дополняют друг друга и зависят  одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным  построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать  наиболее рациональные формы человеческого  общежития.

     В развитых странах Запада сложился определенный механизм взаимодействия гражданского общества и правового государства. Он включает три основных элемента:

  • осуществление принципа разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную;
  • создание системы взаимодействия через партии, выборы, представительные органы власти;
  • функциональное представительство, т.е. развитие каналов связи между государством и обществом в виде различного рода консультационных комитетов и комиссий при государственных структурах, в которых участвуют представители групп и объединений по интересам.

          Для успешного функционирования политической системы из возможных вариантов взаимосвязи государства и гражданского общества предпочтение следует отдать сочетанию сильного государства и эффективно функционирующего, уравновешивающего и дополняющего его гражданского общества. Преждевременное свертывание функций государства, искусственное упразднение их или неспособность эти функции осуществлять являются свидетельством слабости государства. А слишком большая независимость, неподконтрольность обществу – свидетельство слабости общества. Данная проблема особенно актуальна для нашей страны, ибо почти вся история России насыщена фактами насильственного отношения государства к народу.

Информация о работе Виды посредников вознаграждения