Виды посредников вознаграждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:04, контрольная работа

Краткое описание

Мы все часто бросаемся налево и направо словом "общество", не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.

Оглавление

Общество как целостная система.

1.Понятия общества , социальных связей, социального взаимодействия,
социальных отношений. Системный анализ общественной жизни.

2.Общество с позиций структурного функционализма и теории социальных конфликтов.

3. Теории социального взаимодействия .

4. Гражданское общество. Проблемы взаимосвязи государства и общества.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 43.18 Кб (Скачать)

Содержание. 
 
 

    Общество как  целостная система.

    1.Понятия общества , социальных связей, социального взаимодействия,

    социальных  отношений.   Системный анализ общественной жизни.

    2.Общество с позиций структурного функционализма и теории социальных конфликтов.

    3. Теории социального  взаимодействия .

    4. Гражданское  общество. Проблемы взаимосвязи  государства и общества.  
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение.

    Мы все часто бросаемся налево и направо словом "общество", не задумываясь над его смыслом. Для социологии же это понятие является базовым, именно с него начинаются дискуссии об объекте и предмете науки. Любому здравомыслящему человеку весьма полезно знать, что такое общество, по каким законам оно живет, на какие типы делится и как вести себя в обществе.

    С древнейших времен человека интересовали не только загадки и явления окружающей его природы (разливы рек, землетрясения, извержения вулканов, смена времен года или дня и ночи и т.д.), но и проблемы, связанные с его  собственным существованием среди  других людей. Действительно, почему люди стремятся жить среди других людей, а не в одиночку? Что заставляет их проводить между собой границы, разделяться на отдельные государства  и враждовать друг с другом? Почему одним позволено пользоваться многими  благами, а другим отказано во всем?

    Поиск ответов на эти и иные вопросы  заставил ученых и мыслителей древности  обратить свой взгляд на человека и  на общество, в котором он существует.

    Толчком к исследованию социальных вопросов послужило развитие производства. Используя  естественные ресурсы, расширяя таким  путем сферу производства, люди столкнулись  с ограниченностью этих ресурсов, в результате чего единственным способом увеличения производительности стало  рациональное использование рабочей  силы, или, другими словами, людей, занятых  в производстве материальных благ. Кроме того, усложнение всех сфер жизнедеятельности  людей поставило проблемы осуществления  взаимодействия между ними, управления этими взаимодействиями и создания социального порядка в обществе. Когда эти проблемы были осознаны и поставлены, возникли предпосылки  формирования и развития науки, изучающей  ассоциации людей, их поведение в  этих ассоциациях, а также взаимодействия между людьми и результаты таких  взаимодействий. 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Понятия общества, социальных связей, социального взаимодействия, социальных отношений.   Системный анализ общественной жизни. 

     На  протяжении всей истории социологии одной из важнейших проблем была проблема: что представляет собой общество? Социология всех времён и народов пыталась ответить на вопросы: как возможно существование общества? Каковы механизмы социальной интеграции, обеспечивающие социальный порядок ,вопреки огромному многообразию интересов индивидов и социальных групп? Моя задача рассмотреть эти вопросы.

     Начнём  с того, как социология трактует понятие «общество».Э.Дюркгейм рассматривал общество как над индивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. По М.Веберу, общество-это взаимодействие людей, являющееся продуктом социальных, то есть ориентированных на других людей действий. Крупный американский социолог Т.Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности. С точки зрения К.Маркса, общество- это исторически развивающаяся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

     Очевидно, что во всех этих определениях в  той или иной степени выражен  подход обществу как к целостной  системе элементов, находящихся  в состоянии тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным. Основная задача системного подхода в исследовании общества состоит в объединении различных знаний по поводу общества в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

     Рассмотрим  основные принципы системного подхода  к обществу. Для этого необходимо определить основные понятия. Система-это  определённым образом упорядоченное  множество элементов, взаимосвязанных  между собой и образующих некоторое  целостное единство. Внутреннюю природу, содержательную сторону всякой целостной  системы, материальную основу её организации определяют состав, набор элементов.

     Социальная  система- это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

     Социальная  связь- это набор факторов, обуславливающих совместную деятельность в конкретных общностях в конкретное время для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды. Сущность социальных связей проявляется в содержании и характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Социологи выделяют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и т.д

     Социальное  взаимодействие- это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на  друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность, и, наконец, обратную реакцию индивидов. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений. Социальные отношения- это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

     Итак, общество складывается из множества  индивидов, их социальных связей, взаимодействий и отношений. Но можно ли рассматривать  общество как простую сумму индивидов, их  связей, взаимодействий и отношений? По-моему мнению общество- это не суммативная, а целостная система. Это означает, что на уровне  общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое качество, системное качество. Системное качество- Это особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов.

     Общественные  взаимодействия и отношения носят  надындивидуальный, надличностный характер, то есть общество- это некоторая самостоятельная субстанция, которая по отношению к индивидам первична. Каждый индивид, рождаясь, застаёт определённую структуру связей и отношений и в процессе социализации включается в неё. За счёт чего же достигается эта целостность, то есть системное качество?

     Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Наиболее характерными  являются коррелятивные  связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и  субординацию элементов. Координация- это определённая согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, который обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация-это подчинённость и соподчинённость, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

     Итак, в результате общество становится целостной  системой с качествами, которых нет  ни у одного из включённых в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению  к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития. 
 
 
 
 

     2.Общество с позиций  структурного функционализма и  теории социальных конфликтов.

  

   Значительным этапом в развитии методологии функционализма является структурный функционализм Т.Парсонса. По Парсонсу, любая общественная  система имеет две основные ориентации, которые они называл «осями ориентации». Первая ось – внешне-внутреннее. Это значит, что любая система ориентируется либо на события окружающей среды, либо на свои собственные проблемы. Вторая ось- инструментальное- консумоторное. Это означает, что ориентация систем связана либо с сиюминутными, актуальными, либо с долговременными, потенциальными потребностями и целями.

     Из  положения этих осей в крестообразных таблицах возникает набор из 4 основных функциональных категорий: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства  структуры. Эти функции социальной системы, по Парсонсу, обеспечиваются различными подсистемами. Так, внутри социальной системы функцию адаптации  обеспечивает экономическая подсистема, функцию  целедостижения – политическая подсистема, функцию интеграции- правовые институты и обычаи, функцию воспроизводства структуры- система верований, мораль и органы социализации, включая системы и институты образования.

     Функционализм широко используется в эмпирических научных исследованиях. Однако социологи, придерживающиеся иных методологических установок, подчёркивают 3 главных недостатка функционализма:

    1. Внеисторический подход к изучению общества. Общество  в функционализме рассматривается статично, вне динамики развития.
    2. Неспособность дать описание и анализ конфликтов, идеологическую ориентацию на стабильность, ВТО время, как в современном обществе происходит масса социальных конфликтов.
    3. Неспособность должным образом отразить в социальном индивидуальное.

Теории  социальных конфликтов.

    Еще задолго до официального рождения социологии существовали теории, рассматривающие общество в качестве организованного конфликта или борьбы между индивидами и социальными группами. Между различными социальными слоями общества, между разными странами, религиями, поколениями, полами и т. д. Так известный английский философ Томас Гоббс в своих воззрениях допускает большой элемент конфликта во всех социальных отношениях, он не сомневается в том, что «человек человеку волк», а в обществе естественным состоянием является «война всех против всех». В конце XIX в. Герберт Спенсер сделал вывод о том, что общество отбирает в процессе естественного отбора лучших из лучших. Современник Спенсера Карл Маркс сформулировал иной взгляд на данную проблему. Он предположил, что социальное поведение может быть лучшим образом объяснено как процесс конфликта. Маркс сосредоточил внимание на борьбе различных классов в обществе.

     Различия  в теориях, выдвинутых Гоббсом, Спенсером и Марксом, указывают на решающее влияние исходных единиц анализа на ход исследования. Тогда как экономические классы, прежде всего, являлись единицами анализа у Маркса, Гоббс и Спенсер уделяли больше внимания отношениям между индивидами и обществом. Однако конфликтная парадигма не ограничивается экономическим анализом. Выдающийся немецкий теоретик Георг Зиммель был, в частности, заинтересован в изучении конфликта в малых группах. Он замечал, что конфликты среди членов одной тесно связанной группы имеют тенденцию быть более интенсивными, нежели конфликты среди людей, которые не разделяют общих чувств принадлежности к одной группе.

     Концепции Л. Козера

     • обществу присуще неизбежное социальное неравенство постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройств)социальныйконфликт; 
• социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов; 
• социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

     Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа

     • постоянные социальные изменения в  обществе, переживание социальногоконфликта; 
• любое общество опирается на принуждение одних его членов другими неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти; 
• разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия как результат — изменение социальной структуры самого общества.

     Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга

     • все конфликты имеют общие образцы развития, их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию — «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия; 
• Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека — стремление к борьбе себе подобным); 
Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны; 
• 2 аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический— анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними классификация: этнические, религиозные, профессиональные). Динамический — изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. определение динамики конфликта есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы.
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Виды посредников вознаграждения