Виды эластичности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 20:35, курсовая работа

Краткое описание

В предыдущей главе отмечалось, что развитие конкретной рыночной ситуации зависит от параметров функций спроса и предложения. Одним из важнейших параметров является эластичность функции.

Как влияет изменение цены товара на величины спроса и предложения, объем продаж? Если изменится цена на один товар, как это повлияет на спрос на другой товар? Как рост доходов потребителей отразится на величине спроса на товар"?

Как количественно измерить данные влияния? Ответить на эти вопросы поможет изучение предлагаемой темы.

В последующем понятие эластичности будет использоваться при анализе многих других проблем, изучаемых в курсах "Экономическая теория", "Микроэкономика", "Макроэкономика".

Файлы: 1 файл

Реферат эластичность.docx

— 533.96 Кб (Скачать)

 Доля затрат на приобретение данного товара в  общем объеме расходов потребителя - еще один фактор эластичности спроса. Чем большую долю в общих расходах занимают затраты на данный товар, тем  стремительнее реакция потребителя  на изменение цены товара. Спрос  на шариковые ручки менее эластичен, так как ручки дешевы и их удорожание даже в несколько раз существенно  не скажется на бюджете потребителя; спрос на автомобили более эластичен  из-за их дороговизны.

 Временной фактор также оказывает влияние на эластичность спроса. Чем больше времени есть у потребителя, чтобы приспособиться к новой цене товара, тем большая  ценовая эластичность спроса наблюдается. Спрос более эластичен в длительном периоде и менее эластичен  в коротком.

Перекрестная  эластичность спроса по цене

 Спрос на товар  изменяется под воздействием изменения  цен на рынках товаров-субститутов  и товаров-комплементов. Количественно  данная зависимость характеризуется  коэффициентом перекрестной эластичности спроса по цене, который показывает, как изменится величина спроса на данный товар при изменении цены другого товара. Формула расчета  коэффициента перекрестной эластичности спроса на товар А в зависимости  от изменения цены на товар В выглядит следующим образом:

 

 Расчет коэффициента перекрестной эластичности спроса по цене позволяет ответить, на сколько  процентов изменится величина спроса на товар А, если цена товара В изменится  на один процент. Расчет коэффициента перекрестной эластичности имеет смысл  прежде всего для товаров-субститутов  и товаров-комплементов, так как  для слабо взаимосвязанных товаров  значение коэффициента будет близким  к нулю.

 Вспомним пример с рынком шоколада. Допустим, мы провели  наблюдения также за рынком халвы (товар-субститут  шоколада) и рынком кофе (товар-комплемент шоколада). Цены на халву и кофе изменялись, в результате изменялся объем  спроса на шоколад (предположим все  прочие факторы неизменными).

 Применив формулу (6.6), рассчитаем значения коэффициентов  перекрестной эластичности спроса по цене. Например, при снижении цены халвы  с 20 до 18 ден. ед. спрос на шоколад  снизился с 40 до 35 ед. Коэффициент перекрестной эластичности равен:

 

 Таким образом, при снижении цены халвы на 1% спрос  в данном ценовом интервале на шоколад снижается на 1,27%, т.е. является эластичным относительно цены халвы.

 Аналогичным образом  рассчитаем перекрестную эластичность спроса на шоколад по цене кофе, если все параметры рынка остаются неизменными, а цена на кофе снижается  со 100 до 90 ден. ед.:

 

 Таким образом, при снижении цены кофе на 1% величина спроса на шоколад увеличивается  на 0,9%, т.е. спрос на шоколад является неэластичным относительно цены кофе. Итак, если коэффициент эластичности спроса на товар А по цене товара В положительный, мы имеем дело с  взаимозаменяемыми товарами, а когда  этот коэффициент отрицательный, товары А и В являются взаимодополняющими. Товары называют независимыми, если повышение  цены одного товара не влияет на величину спроса на другой, т.е. когда коэффициент  перекрестной эластичности равен нулю. Эти положения верны только при  небольших изменениях цен. Если ценовые  изменения велики, то изменится спрос  на оба товара под воздействием эффекта  дохода. В этом случае товары могут  ошибочно определяться как комплементы. 

Эластичность  спроса по доходу

 В предыдущей главе  рассматривалась зависимость спроса от доходов потребителя. Для нормальных товаров чем выше доход потребителя, тем выше спрос на товар. Для товаров  низшей категории, наоборот, чем больше доход, тем меньше спрос. Однако и  в том, и в другом случае количественная мера взаимосвязи дохода и спроса будет неодинакова. Спрос может  изменяться быстрее, медленнее или  такими же темпами, как и доход  потребителя, либо вообще не изменяться для некоторых товаров. Определить меру взаимосвязи потребительского дохода и спроса помогает коэффициент  эластичности спроса по доходу, показывающий соотношение относительного изменения  величины спроса на товар и относительного изменения дохода потребителя:

 

 Соответственно, коэффициент эластичности спроса по доходу может быть по абсолютному  значению меньшим, большим или равным единице. Спрос является эластичным по доходу, если величина спроса изменяется в большей степени, нежели величина дохода (Е0/1 > 1). Спрос является неэластичным, если величина спроса изменяется в  меньшей степени, нежели величина дохода (Е0/ [< 1). Если величина спроса никак  не изменяется при изменении величины дохода, спрос является абсолютно  неэластичным по доходу (. Ед // = 0). Спрос  имеет единичную эластичность (Ео/1 =1), если величина спроса изменяется точно  в такой же пропорции, что и  доход. Спрос по доходу будет абсолютно  эластичным (ЕО/Т - " со), если при малейшем изменении дохода величина спроса изменяется очень сильно.

 В предыдущей главе  было введено понятие кривой Энгеля как графической интерпретации  зависимости величины спроса от дохода потребителя. Для нормальных товаров  кривая Энгеля имеет положительный  наклон, для товаров низшей категории - отрицательный. Коэффициент эластичности спроса по доходу - это показатель эластичности кривой Энгеля.

 Эластичность  спроса по доходу зависит от характеристик  товара. Для нормальных товаров коэффициент  эластичности спроса по доходу имеет  положительный знак (Ео/1 > 0), для  товаров низшей категории - отрицательный  знак (-Ед // < 0), для товаров первой необходимости спрос по доходу неэластичен (ЕО/Т < 1), для предметов роскоши - эластичен (Е0/1 > 1).

 Продолжим наш  гипотетический пример с рынком шоколада. Допустим, мы провели наблюдения за изменениями доходов потребителей шоколада и, соответственно, изменениями  спроса на шоколад (все прочие характеристики положим неизменными). Результаты наблюдений занесены в табл.6.3.

 

 Рассчитаем  эластичность спроса на шоколад по доходу на отрезке, где величина дохода растет с 50 до 100 ден. ед., а величина спроса - с 1 до 5 ед. шоколада:

   

 Таким образом, на данном отрезке спрос на шоколад  эластичен по доходу, т.е. при изменении  дохода на 1% величина спроса на шоколад  изменяется на 2%. Однако с ростом доходов  эластичность спроса на шоколад снижается  с 2 до 1,15. Это имеет логическое объяснение: сначала шоколад для потребителя  относительно дорог, и по мере роста  доходов потребитель значительно  увеличивает объем покупок шоколада. Постепенно происходит насыщение потребителя (ведь он не может съедать за день более 3-5 плиток шоколада, кроме всего  прочего это небезопасно для  здоровья), и дальнейший рост доходов  уже не стимулирует такой же рост спроса на товар. Если бы мы продолжили наблюдения, то смогли бы убедиться, что  при очень высоких доходах  спрос на шоколад становится неэластичным по доходу (Ео/1 < 1), а потом и вовсе  перестает реагировать на изменение  дохода (Еп/1 - " 0). Вид кривой Энгеля для этого случая представлен  на Рис.6.6.

 

 Ш Рассмотрим зависимость  между доходами потребителей и их спросом на примере Республики Беларусь. В табл.6.4 приведены данные о денежных доходах домохозяйств страны в разные годы и сведения о структуре потребления  домохозяйств. Так как ценовые  показатели значительно колебались вследствие инфляции и действия других факторов, нас интересуют процентные изменения реальных доходов потребителей и изменения структуры отребления. 

    

Эластичность  предложения

 Мгновенное, краткосрочное  и долгосрочное равновесие и эластичность предложения.

 Количественная  мера реакции величины предложения  товара в ответ на изменение цены на товар представляет собой эластичность предложения по цене. Базовые формулы  расчета коэффициента ценовой эластичности предложения аналогичны формулам расчета  коэффициентов ценовой эластичности спроса (6.1-6.4). Приведем формулу расчета  дуговой эластичности предложения  по цене:

 

 Поскольку существует прямая зависимость между ценой  товара и величиной предложения  и кривая зависимости величины предложения  от цены имеет положительный (восходящий) наклон, значение коэффициента эластичности предложения по цене будет больше нуля.

 Выделяют:

 • эластичное предложение товара (при Е8/Р > 1), когда величина предложения изменяется сильнее, чем уровень цены;

 • неэластичное предложение (при Е8/Р < 1), когда  величина предложения изменяется слабее, чем уровень цены;

 • абсолютно  эластичное предложение (Е8/Р - > со), при  котором значение коэффициента ценовой  эластичности предложения стремится  к бесконечности;

 • абсолютно  неэластичное предложение (Е3/Р = 0), при  котором изменения цены не приводят к изменениям величины предложения;

 • предложение  с единичной эластичностью (Е3/Р = 1), когда величина предложения изменяется в такой же пропорции, что и  цена на товар.

 Кривые абсолютно  эластичного (53) > неэластичного предложения (52) и предложения с единичной  эластичностью (И!) представлены на Рис.6.7.

 

 Заметим, что  если зависимость величины предложения  от цены выражена прямой линией, то линия, выходящая из начала координат, будет  иметь эластичность, равную единице. Только по наклону кривой предложения  нельзя судить об эластичности предложения (как и об эластичности спроса по наклону кривой спроса), так как  цены и величины предложения могут  быть выражены в разных единицах измерения (штуках и тысячах штук, часах  и днях). Кроме того, в разных точках даже прямая линия имеет различную  эластичность (за исключением линии, выходящей из начала координат). Одинаковую эластичность может иметь кривая предложения, выходящая из начала координат  и являющаяся графиком степенной  функции типа 8 = а • Рь.

 Произведем  расчет эластичности предложения шоколада (табл.6.5 и Рис.6.8).

 

 На отрезке, где цена изменяется с 5 до 7 ден. ед., а величина предложения изменяется с 1 до 5 ед., эластичность предложения  по цене составит

 

 Таким образом, на данном участке кривой предложения  при росте цены на 1% величина предложения  растет на 4%. Рассчитав эластичность предложения для других отрезков кривой, мы можем наблюдать постепенное  снижение эластичности по мере продвижения  к правому верхнему участку кривой (см. Рис.6.8).

 Эластичность  предложения в какой-либо точке  кривой можно определить также исходя из алгебраической функции, описывающей  данную кривую.

 Например, если зависимость величины предложения  от цены выражается формулой 5 = 10 + Р2, то в соответствии с формулой (6.10) эластичность предложения в точке с координатами Р = 2, 5 = 14 вычисляется умножением первой производной функции 5 = 2Р на соотношение  величин предложения и цены в  данной точке:

 

 Эластичность  предложения, выраженного прямой линией, можно охарактеризовать графически, определив, какую из осей координат  пересекает график функции предложения (Рис.6.9). Если кривая предложения 52 касается вертикальной оси (цены), то коэффициент  эластичности больше единицы, а если, наоборот, прямая >§! касается горизонтальной оси (количества), то предложение является неэластичным.

 

 Если функция  зависимости величины предложения  от цены является нелинейной (график функции  предложения - кривая), то, чтобы определить эластичность в некой точке кривой, надо построить касательную к  данной точке.

 Время, которым  располагает производитель для  реагирования на изменение цены продукта, является основным фактором, влияющим на эластичность предложения.

 Очевидно, что  чем длительнее рассматриваемый  временной промежуток, тем чувствительнее реакция производителя на изменение  цены, т.е. тем выше ценовая эластичность предложения товара.

 С данных позиций  выделяют несколько типов временных  промежутков, называемых производственными  периодами, различающихся эластичностью  предложения (Рис.6.10).

 

 Мгновенный  период - это промежуток времени, недостаточный  для того, чтобы производители  изменили величину предложения, в результате чего предложение является абсолютно  неэластичным. Даже если спрос на рынке  окажется чрезвычайно большим и  цены сильно вырастут, производители  не успеют увеличить объем производства (они могут только распродать складские  запасы, если таковые есть). Примером этого можно считать продажу  скоропортящихся фруктов на рынке: они должны быть проданы очень  быстро, и, если спрос окажется слишком  мал, продавцы будут снижать цены до минимальных величин, лишь бы распродать товар. Кривая предложения в мгновенном периоде на Рис.6.10 - это вертикальная кривая 8М.

Информация о работе Виды эластичности