Валовый доход торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 07:33, реферат

Краткое описание

Валовой доход — это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия, фирмы, исчисляемый путем исключения из валовой выручки и результатов внереализационных операций (без налога на добавленную стоимость и акцизов) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда. Все это валовой доход.

Файлы: 1 файл

Валовый доход торговли.docx

— 398.54 Кб (Скачать)

Сбытовая  скидка — скидка с оптовой цены, предоставляемая предприятием-поставщиком снабженческо-сбытовой организации за выполнение функций по сбыту продукции.

Транспортные  расходы могут входить в оптовую цену предприятия или в оптовую цену промышленности в зависимости от условий договора, заключенного между поставщиком и покупателями продукции (товаров).

Торговая  наценка — цена торговых услуг, формирующая доход торгового предприятия, представляющая собой разницу между ценой продажи и ценой закупки товаров.

Главным назначением  оптовых цен является отражение  общественно необходимых затрат труда на производство разнообразных  видов продукции и обеспечение  заинтересованности предприятий в  получении прибыли, снижении валовых  расходов, повышении эффективности  производства, улучшении качества продукции, обновлении ассортимента, ускоренном освоении новой техники и технологии, экономии ресурсов.

Рис. 2.7. Система  цен в народном хозяйстве.

В торговле при  продаже товаров населению применяются  розничные цены. Розничная цена состоит  из оптовой цены промышленности, торговой наценки и НДС.

Розничные цены на товары и услуги выполняют важнейшие  социально-экономические функции: во-первых, это цены конечной продажи, которые  отражают общественную стоимость продукции  на завершающей стадии ее формирования, являются одним из инструментов регулирования  уровня реальных доходов населения, во-вторых, используются для обеспечения  сбалансированности между спросом  и предложением, и, в-третьих, оказывают  воздействие на структуру потребления  различных групп населения и  перераспределения доходов.

Цены на продукцию  сельского хозяйства обслуживают  экономический оборот между промышленностью  и сельским хозяйством. Они должны обеспечивать эквивалентность обмена и создавать условия для развития агропромышленного комплекса, подъема  сельскохозяйственного производства. В экономические отношения при  этом вступают заготовительные, сбытовые и обслуживающие сельское хозяйство  предприятия, организации и объединения, с одной стороны, и колхозы, совхозы, фермерские хозяйства и личные подсобные  хозяйства — с другой. В сельском хозяйстве основной разновидностью цен является закупочная цена.

Закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, приобретаемую  у колхозов, совхозов, фермерских хозяйств и населения возмещают себестоимость  продукции и обеспечивают предприятиям прибыль, необходимую для осуществления  расширенного воспроизводства.

Отдельно можно  выделить цены на продукцию строительства. Цены на продукцию строительства выступают в двух формах: в виде сметной стоимости строительных объектов, определяемой на основе агрегирования сметных норм и расценок на строительно-монтажные работы (включая сметные цены на строительные материалы и конструкции, цены на приобретение устанавливаемого на объекте оборудования, инструмент, производственный инвентарь и прочие затраты) либо в виде прейскурантных цен готовых строительных объектов (сооружаемых обычно по типовым проектам) с учетом потребительских свойств конечной продукции строительства.

В сфере услуг  действуют тарифы. При этом можно  выделить тарифы на производственные услуги и цены и тарифы на услуги, предоставляемые населению. Как  правило, тарифы на производственные услуги, услуги транспорта и связи выражают общественно необходимые затраты  труда по перемещению грузов (грузовые тарифы железнодорожного, морского, речного, автомобильного, трубопроводного, воздушного транспорта) и по производственному  обслуживанию предприятий организациями  средств связи.

Цены и тарифы на услуги, предоставляемые населению  предприятиями бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского  транспорта, культуры и другими предприятиями (учреждениями) обычно выполняют функции  как оптовых, так и розничных  цен. Многие услуги реализуются населению  на льготных условиях (услуги государственного жилищного фонда, некоторые виды бытовых и коммунальных услуг, услуги театров, музеев и т.п.).

Транспортные  затраты по доставке продукции от производителя к потребителю  — один из видов затрат в сфере  обращения. Транспортные затраты включаются либо в цену продукции предприятия-производителя, которое относит эти затраты  на себестоимость продукции, либо осуществляются за счет снабженческо-сбытовых организаций (посредников), которые формируют  сбытовые скидки и наценки. При этом используют разные способы франкирования цен. Тот или иной вид франко показывает, до какого пункта на пути продвижения продукции к потребителю транспортные затраты несет поставщик, так как эти затраты уже включены в цену.

Рис. 2.8. Разновидность  цен в зависимости от способа  отражения транспортных затрат.

По способам отражения транспортных затрат различают  следующие разновидности цен: франко-склад  поставщика (все расходы по погрузке, отправке, транспортировке груза  несет потребитель); франко-вагон  — станция отправления (поставщик  включает в себестоимость и оптовую  цену расходы по доставке на станцию  или порт отправления и погрузке на транспортное средство); франко-вагон — станция назначения (поставщик или снабженческая организация берет на себя транспортные расходы вплоть до ближайших к потребителю станции, порта, пристани, а расходы по разгрузке и доставке непосредственно к потребителю относятся на последнего); франко-поставщик (груз доставляется непосредственно потребителю, все транспортные расходы включены в цену). На практике преобладают цены франко-станция отправления и франко-станция назначения. В сельском хозяйстве получили распространение цены франко-хозяйство (при заготовке у колхозов и совхозов продукции земледелия и животноводства и поставке хозяйствам материально-технических средств). Газ и электроэнергия поставляются потребителям по ценам франко-хозяйство.

Если другие затраты по доставке продукции к  потребителю (железнодорожный тариф, водный тариф, разгрузка вагонов  и т. п.) несет посредник, то к цене добавляется сбытовая наценка как  самостоятельный элемент. По своей  природе она должна возмещать  затраты оборота продукции и  обеспечивать необходимую прибыль  снабженческо-сбытовым организациям. Уровень, сбытовых наценок устанавливается  по договоренности сторон.

По сроку действия можно выделить цены: устанавливаемые  без ограничения срока действия; временные, устанавливаемые на определенный срок, исходя из особых условий производства или продажи новых видов продукции (цены на новые товары, товары народного  потребления улучшенного" качества); ступенчатые цены, снижающиеся в  заранее заданном размере в установленные  сроки; сезонные дифференцированные по периодам года (на ранние фрукты, овощи); цены, установленные на определенный срок. Эти виды цен позволяют гибко реагировать на изменения условий производства и продажи продукции в условиях меняющейся конъюнктуры рынка.

В 1990 г. в Украине  был принят Закон «О ценах и ценообразовании». Согласно этому законодательному акту в народном хозяйстве применяются свободные цены и тарифы, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы.

Свободные цены и тарифы устанавливаются на все  виды продукции, товары и услуги, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование  цен и тарифов.

Государственное регулирование цен и тарифов  осуществляется посредством установления:

  • государственных фиксированных цен (тарифов);
  • предельных уровней (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов (регулируемые цены).

Государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, оказывающие определяющее воздействие на общий уровень и динамику цен в народном хозяйстве, на товары и услуги, имеющие решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное положение на рынке Украины.

Так, Совет Министров  Украины с согласия Верховной  Рады Украины утверждает розничные  цены на хлеб, муку, мясо, сахар, молоко, масло сливочное, растительное масло, детское питание, ликеро-водочные изделия и в пределах госзаказа, исходя из условий эквивалентности товарообмена, закупочные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции.

С — свободные цены;

Р — регулируемые цены;

Ф — фиксированные  цены.

Рис. 2.9. Виды цен  и тарифов в соответствии с  Законом Украины «О ценах и  ценообразовании».

Изменение государственных  фиксированных и регулируемых цен  и тарифов может осуществляться в связи с изменением условий  производства и продажи продукции, не зависящих от хозяйственной деятельности предприятий.

При осуществлении  экспортных и импортных операций непосредственно или через внешнеторгового  посредника в расчетах с зарубежными  партнерами применяются контрактные (внешнеторговые) цены, формируемые  в соответствии с ценами и условиями  мирового рынка.

В современных  условиях правильное установление цен (тарифов) на продукцию, работы и услуги предприятий, которые функционируют  на рынке, является одним из решающих условий финансового успеха. Цены (тарифы) должны прежде всего обеспечивать покрытие, компенсацию всех затрат на ее производство, а также получение  предприятием прибыли — основного  источника самофинансирования предприятия. На этом базируется система ценообразования  в рыночной экономике.

 

1. Валовой доход  предприятий торговли  
1. 1. Понятие и экономическая сущность валового дохода  
 
Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которая предназначается для покрытия издержек обращения и образования прибыли. В его составе можно выделить чистую продукцию. Чистая продукция характеризует собой вновь созданную стоимость, которая, как и в других отраслях экономики, состоит из заработной платы работников и прибыли.  
Торговое предприятие за оказываемые им услуги по доведению товара до потребителя, по его реализации взимает плату, которую можно назвать ценой торговых услуг. Этой платой становится торговая надбавка к цене закупленных товаров. Сумма всех торговых надбавок по реализации товаров и есть валовой доход от реализации. Самостоятельность, самоокупаемость, самофинансирование требуют, чтобы размер валового дохода торгового предприятия превышал затраты, необходимые для выполнения им своих задач, т. е. валовой доход является исходной предпосылкой для конкурентоспособного функционирования предприятия. Его доля в общем объеме доходов торгового предприятия составляет около 80%.  
Будучи ценой сферы торговли, надбавки формируются в соответствии с общим механизмом ценообразования. На их величину оказывают влияние характер услуг, специфика деятельности, ценовая политика предприятия (фирмы), правительственная политика, проводимая в сфере обмена, спрос и предложение на торговые услуги, конкуренция, уровень издержек обращения, стратегические целевые критерии, принятые предприятием на данный период функционирования.  
Валовой доход от реализации товаров характеризуется суммой и уровнем. Уровень этого дохода в торговле рассчитывается как отношение суммы валового дохода от реализации к объему товарооборота, выраженное в процентах; в оптовой торговле — к объему оптового товарооборота(складского и транзитного с участием в расчетах), в общественном питании -ковсему товарообороту в продажных ценах (валовому товарообороту). Валовой доход не является показателем, характеризующим прямую эффективность работы предприятия. Он отражает, в определенной степени, долю торговли в сумме цен товаров народного потребления. Чем богаче общество, тем выше требования к качеству торгового обслуживания и тем выше доля торговых надбавок в цене товара. Как свидетельствует опыт развитых стран, доля оптово-сбытовых и торговых надбавок в цене товара составляет15—70%. А по товарам экстракласса или дефицитным продажная цена превышает покупную более чем в 2—2, 6 раза.  
Объем валового дохода от реализации зависит от степени развития рынка, объема, состава, структуры товарооборота, уровня цен закупки, инфляции, стандартов качества торгового обслуживания, объема дополнительных услуг, уровня издержкоемкости торгового процесса.  
Торговые услуги, выступая на рынке как товар, обладают стоимостью и потребительной стоимостью, т. е. услуги, как и продукция, представляют для покупателя определенную ценность (благо). Чтобы получить это благо, покупатель должен оплатить цену товара, которая включает, кроме цены закупки, торговую надбавку. Торговая надбавка является основным источником формирования валового дохода. До перехода экономики крыночным отношениям источником образования валового дохода были торговые скидки (основные и дополнительные). Главное их отличие от торговых надбавок заключается в том, что торговые скидки представляли собой часть чистого дохода, передаваемого предприятиями сферы материального производства торговым предприятиям для организации продажи произведенной ими продукции и тем, что их размер определялся высшими органами ценообразования и был единым на всей территории страны. Торговые скидки устанавливались в процентах к цене, а торговые надбавки к оптовой свободно-отпускной цене.  
С ориентацией экономики республики на рыночные отношения и с переходом к свободному ценообразованию магазины (базы, столовые) получили статус юридического лица и стали сами определять размер торговой надбавки. Вначале ее размер был ограничен и в разные периоды с1991 г. изменялся по различным товарам, товарным группам от 15 до 38%. По отдельным товарам, реализуемым по фиксированным ценам, сохранились торговые скидки(водка). Постепенно в механизме формирования торговой надбавки произошли соответствующие изменения. С конца 1994 г. сняты ограничения на размер торговой и оптово-сбытовой надбавки. При этом за исполнительными органами власти оставлено право в случае необходимости регулировать своим решением размер торговой надбавки по социально значимым товарам. Чтобы избежать резкого взлета цен в условиях снижения платежеспособности покупателя высшими органами управления рекомендовано торговым предприятиям при формировании торговых надбавок исключить случаи роста уровня рентабельности за счет более высокого размера торговой надбавки. Повышение уровня рентабельности должно обеспечиваться за счет роста товарооборота, ускорения товаро оборачиваемости и интенсивных факторов развития торговых предприятий.  
Основные требования, предъявляемые к обоснованности торговых надбавок, заключаются в следующем: они должны создавать условия для прибыльной работы торгового предприятия; отражать специфику реализации отдельных товаров, стимулировать эффективное использование имеющихся ресурсов, учитывать территориальное размещение производства (поставщиков) и пути продвижения отдельных товаров к потребителю, способствовать сокращению перевозок продукции от места производства до потребления, содействовать упрощению практики расчетов и совершенствованию отношений торговых предприятий между собой, с предприятиями других отраслей деятельности, с банками, финансовыми и налоговыми органами. При определении размера торговой надбавки необходимо получить ответ на четыре вопроса:  
1. Почему этот товар будут покупать в вашем магазине?  
2. На какую сумму и в каком количестве можно продать этот товар при такой цене и таком размере торговой надбавки?  
3. Как будут меняться цены в будущем с учетом инфляции и жизненного цикла товара?  
4. Какую прибыль принесет товар магазину (базе, столовой)?  
На предприятиях общественного питания источниками формирования валового дохода являются наценки, торговые надбавки и скидки по товарам, поступающим к ним по ценам регулируемым(фиксированным).  
Оптово-сбытовые надбавки в соответствии с действующим порядком их формирования определяются оптовыми предприятиями самостоятельно с учетом тех же требований, которые предъявляются к обоснованию торговых надбавок и согласовываются с покупателем оптовых услуг. При недостижении согласия споры о размере оптовой надбавки разрешаются вышестоящими органами управления.  
При определении размера средней торговой надбавки (оптово-сбытовой) Тн рекомендуется использовать следующую формулу [13]:  
Тн=И О+Н+СО+К+Р, (1)  
где И О — плановый уровень издержек обращения, кроме процентов за кредит; СО — отчисления на пополнение собственных оборотных средств; К — проценты за кредит (в процентах к товарообороту); Р — рентабельность.  
Издержки обращения при расчете торговых надбавок рекомендовано определять по отчетным данным за предшествующий период и корректировать их на коэффициент роста или снижения объемов деятельности.  
Проценты за кредит рассчитываются исходя из товаро оборачиваемости, установленных процентных ставок, потребности в кредитных ресурсах с учетом наличия собственных оборотных средств, вложенных в товарные запасы собственных источников финансирования.  
Минимально возможный уровень рентабельности, включаемый в торговую надбавку, не должен превышать сложившегося за предшествующий период.  
В практике зарубежных торговых предприятий также используется система торговых надбавок. Они предназначены для покрытия торговых расходов и формирования прибыли, т. е. для создания условий успешного функционирования торгового бизнеса. В составе марка п (надбавки, наценки) имеется торговая маржа (превышение), предназначенная для покрытия косвенных затрат и получения прибыли.  
Однако методика их расчета несколько иная. Различия обусловлены более стабильными условиями работы магазинов, различиями в составе затрат торгового предприятия (включается стоимость закупленных товаров) и методическим обеспечением. При определении размера торговой надбавки (марка п) исходят из необходимости покрытия затрат и получения «разумной» торговой прибыли.  
Расчет торговой надбавки производится в следующей последовательности. Вначале анализируются результаты торговли за прошлый год и определяется средняя торговая маржа (ежегодная маржинальная прибыль по отношению к продажной цене) как отношение разности между объемом продаж и прямыми расходами к объему продаж, умноженное на 100.  
Далее оценивается размер торговой прибыли по критерию ее достаточности для развития предприятия. Если результаты прошлого года не удовлетворяют данному критерию, тогда руководство магазина решает, как поправить свои дела. Для этого необходимо или увеличить цены, или сократить затраты. Чтобы добиться реализации планов по прибыли, необходимо зафиксировать маржу на каждый отдельный товар, с тем чтобы продажа в целом давала приблизительно среднюю маржу. Сделать это не просто. Через полгода делается промежуточная сверка результатов, позволяющая определить, завышен или занижен размер средней маржи. Если он занижен, тогда рекомендуется закупить для продажи больше предметов роскоши, на которые маржа может быть выше, или повысить цены на имеющиеся в продаже товары. Но может быть и так. Маржа удовлетворяет поставленным целям, но продажа товара не возрастает, идет вяло. Чтобы увеличить объем продаж, лучше в этом случае понизить маржу.  
После расчета торговой маржи определяется размер торговой надбавки (наценки). Для обеспечения этой задачи за рубежом используют специально разработанную таблицу взаимозависимости торговой маржи от наценки (марка п).  
В последние годы в отечественной литературе и в практике хозяйствования ставится вопрос об оптимальности размера торговых надбавок. Высказываются различные точки зрения: от установления минимального размера торговой надбавки до полного отказа от контроля за их формированием.  
В связи с этим интересен опыт стран дальнего зарубежья, где нет официального предела торговых надбавок, но где государство оставляет за собой право оценки эффективности торговли в национальном масштабе.  
Эффективность торговли обычно оценивается по двум критериям: стоимости сбыта (сумма валовых наценок), а также качества и перечня услуг, оказываемых покупателю (по экономии времени, затрачиваемого покупателем на поиск и приобретение товара).  
Стоимость сбыта при этом измеряется тремя методами:  
как разница между ценой, по которой товар продается потребителю, и ценой этого товара в конце процесса производства;  
как отношение валовой наценки всей торговли в целом к стоимости национального продукта;  
по индексу цены торговой услуги.  
Как показывают зарубежные исследования, в частности французских специалистов, норма наценок для предприятий торговли составляет около 15 % оптовой цены. В то же время наблюдаются различия в этих нормах - в разных типах торговых предприятий и в зависимости от вида товара. [14]  
Но размер валовых наценок не в полной мере характеризует эффективность торговли, так как соотнесение с объемом товарооборота не позволяет производить стимулирование средних норм наценок в оптовой торговле из-за возникающего двойного счета в связи с тем, что в розничную цену включается цена, выплаченная оптовику.  
Второй метод позволяет устранить это препятствие. Отношение валовой наценки всей торговли в целом к стоимости национальной продукции составляет около 9%, т. е. в торговле используется около 9% всех производственных ресурсов страны. Величина добавленной стоимости в торговле (ориентируясь на вознаграждение, получаемое торговыми работниками)несколько выше — около 12%.  
Индекс цены торговой услуги во Франции, как и в других странах дальнего зарубежья, возрастает более высокими темпами, чем цены на продаваемые товары, что объясняется повышением расходов на заработную плату, расходов на электроэнергию, на финансирование, снижением производительности труда ввиду уменьшения темпов внедрения НТП в торговлю. Индекс цены торговой услуги исчисляется путем деления изменяющейся величины валовой наценки на индекс товарооборота, скорректированного с помощью индексов цен.  
Подобный контроль целесообразно проводить и у нас как в целом по республике, так и по отдельным регионам, торгово-производственным фирмам, акционерным обществам и другим объединениям.  
 
1. 2. Основные факторы, влияющие на валовой доход и методика анализа валового дохода  
 
К основным факторам, оказывающим воздействие на размер валового дохода, относятся: объем и ассортиментная структура товарооборота, уровень торговых надбавок и цен, звенность товародвижения, состав товарооборота и др.  
Анализ валовых доходов, как и других результативных показателей, предполагает:  
а) изучение исследуемого показателя в его взаимосвязях;  
б) оценку воздействия объективных экономических законов и факторов субъективного характера;  
в) использование результатов анализа при разработке бизнес-планов;  
г) выявление и количественное измерение действия факторов на исследуемое явление;  
д) определение тенденции и пропорций в развитии изучаемого показателя с определением неиспользуемых внутрихозяйственных резервов;  
е) изучение и обобщение передового, в том числе зарубежного, опыта и использование его при принятии управленческих решений. Основной целью анализа валовых доходов является поиск резервов их роста и достижение на основе этого оптимального соотношения с финансовыми результатами, создание работающей модели управления ими.  
С изучения валового дохода начинают обычно анализ финансовых результатов. От величины валового дохода зависит финансовое положение торгового предприятия, оплата труда работников, поскольку источником образования прибыли является валовой доход.  
Для анализа валового дохода используются традиционные и математические методы анализа. К числу основных способов и приемов экономического анализа относятся: оценка абсолютных, относительных и средних величин, метод сравнения, группировки, индексный, графический, метод цепных подстановок, балансовый.  
Достоверность результатов анализа валовых доходов находится в прямой зависимости от качества его информационного обеспечения. Источники экономической информации подразделяются на учетные, вне учетные и нормативные. К учетным относятся бухгалтерский учет и отчетность; статистический учет и отчетность; оперативный учет и отчетность; выборочные учетные данные; к вне учетным — материалы внутриведомственной и вневедомственной ревизии, внешнего и внутреннего аудита, проверок налоговой службы, протоколы собраний трудового коллектива, материалы печати; объяснительные и докладные записки; переписка с вышестоящими организациями, финансовыми органами, банками; материалы, получаемые в результате личных контактов с исполнителями. Нормативные источники — рекомендации вышестоящих органов управления, утвержденные тарифы, ставки, размеры среднего уровня валового дохода, достигнутые конкурентами, и т. п.  
Анализ валового дохода начинается с оценки абсолютных величин. Относительные величины более наглядны и лучше демонстрируют тенденции в изменении исследуемых показателей. Не менее важное значение в процессе анализа имеют средние величины. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного к закономерному. Без них почти невозможно сравнить изучаемые признаки по разным совокупностям, охарактеризовать изменение варьирующего показателя во времени. Они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний. В анализе применяют следующие формы средних: среднюю арифметическую, среднюю гармоническую, взвешенную, среднюю хронологическую моментного ряда.  
В процессе анализа валового дохода устанавливается степень соответствия фактических (ожидаемых) значений прогнозным (плановым), выполнения заданий по валовому доходу. В ходе анализа определяется динамика валового дохода, устанавливаются причины его роста или снижения. В связи с тем, что существуют определенные расхождения в формировании цен на товары, закупаемые из различных источников, целесообразно учет валовых доходов организовать в зависимости от того, но каким каналам поступает товар на торговое предприятие для его последующей реализации конечному потребителю. При анализе особое внимание следует уделить расчету влияния основных факторов на сумму и уровень валового дохода.  
 
2. Анализ и показатели валового дохода  
2. 1. Организационно– экономическая характеристика предприятия  
НПО "Радекс" является коллективом, объединенным для совместной хозяйственной деятельности.  
Целями предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на удовлетворение потребностей граждан, предприятий, учреждений и организаций в продуктах питания, получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов трудового коллектива.  
Основным видом деятельности является мелкооптовая и розничная торговля продуктами питания и некоторыми промышленными товарами.  
Предприятие является юридическим лицом по законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, основные и оборотные средства, расчетный, валютный и другие счета в банках, печать и штампы со своим наименованием, товарный знак. Предприятие приобретает права юридического лица с момента его регистрации в установленном порядке. Оно основано на коллективной форме собственности. Деятельность предприятия сроком не ограничена. Предприятие вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имущественные права.  
Предприятие осуществляет свою деятельность на основе полного хозяйственного расчета и самофинансирования; несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом.  
Основным обобщающим показателем финансовых результатов НПО "Радекс" является прибыль. Прибыль, остающаяся у предприятия после уплаты налогов и других платежей в соответствии с действующим законодательством, поступает в полное распоряжение предприятия. Предприятие формирует следующие фонды:  
— резервный фонд;  
— фонд накопления;  
— фонд потребления.  
Оставшаяся сумма направляется на выплату дивидендов и другие цели.  
Руководство текущей деятельностью предприятия осуществляет Директор. Ведущим принципом управления предприятием является централизация и децентрализация управления, то есть директор принимает решения, управляющие среднего звена передают и согласовывают их, работники — выполняют. Каждый работник строго отвечает за свой участок работы, за принятие им на своем уровне решения. Всю полноту ответственности за работу НПО"Радекс" несет директор.  
Трудовые отношения на предприятии регулируются коллективным договором. Он является нормативным актом, регулирующим трудовые и социально-экономические отношения между нанимателем и работниками.  
Целью договора является обеспечение устойчивого социально-экономического развития, занятости работников, уровня их оплаты труда, соответствующего текущему уровню цен и стоимости жизни, безопасных условий труда, эффективной работы предприятий, регулирования трудовых и связанных с ними отношений на основе социального партнерства. Сравнивая основные показатели хозяйственной деятельности НПО «РАДЕКС» за 9 месяцев 2002 и 2003 г. г. можно отметить, что товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 16 %, средний уровень валового дохода снизился на 0, 88 % к обороту, уровень налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок уменьшился на 0, 83 пункта, а уровень издержек обращения снизился на 0, 12 % к обороту. Это сказалось на уменьшении суммы прибыли от реализации товаров на 2754 тыс. руб. или на 75, 7 %.  
Рост прочих доходов предприятия на 5054 тыс. руб. или на 51, 8 %, а также внереализационных доходов на 17468 тыс. руб. или на 172 % обеспечили рост балансовой прибыли на 19759тыс. руб. или на 121, 6 %. Однако, уровень рентабельности продаж магазинов НПО«РАДЕКС» (исходя из балансовой прибыли) по отношению к прошлому периоду снизился на 0, 21 пункт или на 25%, что говорит об ухудшении хозяйствования. 

Информация о работе Валовый доход торговли