Валовый доход торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2011 в 07:33, реферат

Краткое описание

Валовой доход — это показатель, характеризующий конечный результат производственной или коммерческой деятельности предприятия, фирмы, исчисляемый путем исключения из валовой выручки и результатов внереализационных операций (без налога на добавленную стоимость и акцизов) всех затрат на производство и реализацию продукции, вошедших в себестоимость, кроме затрат на оплату труда. Все это валовой доход.

Файлы: 1 файл

Валовый доход торговли.docx

— 398.54 Кб (Скачать)

Доход от продажи  продукции рассчитывается на основе объема проданной продукции, исходя из действующих цен без налога на добавленную стоимость, акцизов, торговых и сбытовых скидок.

Налог на добавленную  стоимость и акцизы, хотя и включены в цену товара, не принадлежат предприятию  и как косвенные налоги поступают  в государственный бюджет. Также  торговые и сбытовые скидки не являются доходом предприятия-производителя, они поступают посредническим организациям, реализующим продукцию предприятия-производителя.

Величина дохода от выполненных работ и оказанных  услуг зависит от объема работ  и услуг и соответствующих  расценок и тарифов по каждому  направлению предоставляемых работ, услуг.

Денежные поступления, связанные с другими хозяйственными и финансовыми операциями (выбытие  основных средств, материальных оборотных  и нематериальных активов, продажа  валютных ценностей, ценных бумаг и  прочие) также включаются в состав валового дохода предприятия, но, как  правило, не планируются, так как  носят нерегулярный характер.

В современных  условиях хозяйствования для планирования валового дохода предприятия применяют  понятие налогового периода. Можно  выделить:

  • отчетный (налоговый) период, т. е. период, который начинается 1 января текущего года и заканчивается 31 декабря текущего года;
  • отчетный (налоговый) квартал.

В действующем  налоговом законодательстве валовой  доход на предприятии исчисляется  нарастающим итогом за отчетный период. Поэтому при планировании валового дохода необходимо учитывать, что в соответствии с порядком налогообложения прибыли предприятия валовой доход формируется не только в момент поступления средств от покупателя (заказчика) на расчетный счет предприятия или в кассу для оплаты продукции (товаров, работ, услуг), но и в момент отгрузки продукции (товаров), а для работ (услуг) в момент фактического предоставления результатов работ (услуг) предприятием.

Так, датой увеличения валового дохода считается дата, которая  приходится на налоговый период, в  течение которого происходит какое-либо из событий, случившихся ранее:

  • дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на расчетный счет предприятия или в кассу для оплаты продукции (товаров, работ, услуг), подлежащих продаже, в случае продажи продукции (товаров, работ, услуг) за наличные средства — дата их оприходования в кассу предприятия, а при отсутствии таковой — дата инкассации наличных средств в банковском учреждении, обслуживающем предприятие;
  • дата отгрузки продукции (товаров), а для работ (услуг) — дата фактического предоставления результатов работ (услуг) предприятием.

В случае осуществления  торговли продукцией (валютными ценностями) или работами (услугами) с использованием торговых автоматов или другого  подобного оборудования, которое  не предусматривает наличия кассового  аппарата, датой увеличения валового дохода предприятия считается дата выемки из таких торговых автоматов  или подобного оборудования денежной выручки.

В случае когда торговля продукцией (работами, услугами) через торговые автоматы осуществляется с использованием жетонов, карточек или других заменителей гривны, датой увеличения валового дохода считается дата продажи таких жетонов, карточек или других заменителей гривны.

В случае если торговля продукцией (работами, услугами) осуществляется с использованием кредитных или  дебетовых карточек, дорожных, коммерческих, персональных или других чеков, датой  увеличения валового дохода считается  дата оформления соответствующего счета (товарного чека).

Датой увеличения валового дохода в случае осуществления  бартерных (товарообменных) операций считается  какое-либо из событий, произошедших ранее:

  • дата отгрузки продукции (товаров), а для работ (услуг) — дата фактического предоставления результатов работ (услуг) предприятием;
  • дата оприходования продукции (товаров), а для работ (услуг) — дата фактического получения результатов работ (услуг) предприятием.

Датой увеличения валового дохода в случае продажи  товаров (работ, услуг) с оплатой  за счет бюджетных средств является дата поступления таких средств  на расчетный счет предприятия или  дата получения соответствующей  компенсации в любом другом виде, включая уменьшение задолженности  такого предприятия по его обязательствам перед таким бюджетом.

Рис. 2.4. Определение  даты увеличения валовых доходов.

Датой увеличения валовых доходов кредитора от осуществления кредитно-депозитных операций является дата начисления процентов (комиссионных) в сроки, определенные кредитным (депозитным) договором.

Исходя из этих требований при планировании валового дохода предприятия необходимо учитывать дату увеличения валового дохода.

На планировании валового дохода предприятия базируется все финансовое планирование, так  как, зная сумму валового дохода на год, квартал, месяц, декаду, день, предприятие  может владеть ситуацией относительно управления своими финансовыми ресурсами.

Так как доход  от продажи продукции занимает наибольший удельный вес в составе валового дохода предприятия, остановимся более  подробно на моментах его планирования.

Плановый объем  дохода от продажи продукции определяется с помощью уравнения товарного  баланса по формуле:

где: Дпп — доход от продажи продукции;

Qп — плановый объем выпуска продукции;

Он — переходящие  остатки непроданной продукции  на начало планируемого периода;

Ок — переходящие остатки непроданной продукции на конец планируемого периода.

Расчет планового  дохода от продажи продукции выполняется  по оптовым ценам без НДС и  акциза.

На практике используют два метода расчета планового  размера дохода от продажи продукции: поассортиментный (или прямого счета) и метод укрупненного счета (в целом по предприятию).

Первый метод  отличается простотой и точностью  расчета, но является достаточно трудоемким для тех предприятий, которые  выпускают широкий ассортимент  продукции. Суть этого метода состоит  в том, что для каждой ассортиментной позиции определяются:

  • ожидаемые исходные остатки непроданной продукции на начало планируемого периода;
  • плановые остатки такой продукции на конец планируемого периода;
  • план выпуска продукции (без учета налога на добавленную стоимость и акцизного сбора).

Для расчета  планового выпуска продукции  исходные данные в финансовый отдел  предприятия поступают из планово-экономического отдела, а данные о переходящих  остатках непроданной продукции  поступают из бухгалтерии или  отдела сбыта. Как правило, эта часть  расчета планового дохода является наиболее сложной. Расчет планового  дохода предприятия от продажи продукции  на предприятиях выполняется предварительно, до начала планируемого периода. Естественно, что данные про остатки непроданной  продукции на начало и конец планового  периода отсутствуют, поэтому необходимо для выполнения расчета руководствоваться  ожидаемыми (прогнозируемыми) остатками. Расчет ожидаемых (прогнозируемых) остатков непроданной продукции на начало планируемого периода выполняют  на основе фактических остатков на последнюю отчетную дату периода, предшествующего  плановому.

План выпуска  и продажи продукции планируется, исходя из заключенных договоров  на поставку продукции в плановом периоде.

Планирование  остатков непроданной продукции  на конец планового периода осуществляется на основе размера норматива плановых запасов готовой продукции на складе предприятия. Финансовые службы должны этот норматив рассчитывать для  своего предприятия и постоянно  контролировать соответствие фактических  запасов готовой продукции на складах этому нормативу.

В современных  условиях, когда в Украине наблюдается  кризис неплатежей, нарушение платежной  дисциплины, возникают ситуации, когда  продукция покупателю отгружена, но не оплачена в срок, поэтому на предприятии  на конец планового периода могут  формироваться остатки продукции  отгруженной, но не оплаченной. Но для  предприятий, функционирующих на принципах  хозяйственной самостоятельности  и самоокупаемости, недопустимо  наличие на конец планового периода  остатка задолженности покупателями за полученную продукцию. Важной задачей  финансовых служб предприятия и  является улучшение состояния расчетов за поставленную продукцию. Поэтому  если предприятие отгружает свою продукцию на условиях предоплаты, то при планировании дохода от продажи  продукции, не предусматриваются остатки  продукции отгруженной, но не оплаченной покупателями. Если же предприятие, исходя из определенных конъюнктурных условий  рынка, отгружает свою продукцию  покупателям без предварительной оплаты, тогда необходимо планировать остатки такой продукции на конец планируемого периода, так как объем отгруженной, но не оплаченной продукции может существенно влиять на финансовое состояние предприятия в планируемом периоде.

Пример расчета  на основе условных данных планового  дохода от продажи продукции с  применением поассортиментного метода приведен в табл. 2.1.

На многих предприятиях размер дохода от продажи продукции  планируется укрупненным методом, в целом по всей продукции, которая  производится на данном предприятии. Пример расчета приведен в табл. 2.2.

На основе данных бухгалтерского баланса на последнюю  отчетную дату определяются суммы остатков готовой продукции на складе и  на ответственном хранении. На основе этих данных и перспектив снижения (или увеличения) этих остатков определяется их величина на начало планируемого периода.

Выполняя данный расчет, следует учесть, что в  бухгалтерском учете данные про  остатки готовой продукции на складе могут учитываться по производственной себестоимости. Тогда возникает  необходимость определения среднего по предприятию коэффициента соотношения  между оптовыми ценами за продукцию  и ее производственной себестоимостью, так как планирование дохода от продажи  продукции (работ, услуг) осуществляется по оптовым ценам. Пример расчета  ожидаемых остатков непроданной  продукции на начало планируемого периода  приведен в табл. 2.3.

Таблица 2.1.

Расчет  планового дохода от продажи продукции  с использованием поассортиментного метода

Таблица 2.2.

Расчет  планового дохода от продажи продукции (товаров, работ, услуг) укрупненным  методом

Плановые остатки  непроданной продукции на конец  планового периода определяются как совокупный норматив оборотных  средств по готовой продукции  на складе предприятия.

Таблица 2.3.

Расчет  ожидаемых остатков непроданной  продукции на начало планового периода

Доходы предприятия  от другой деятельности, как правило, не планируются, так как носят  разовый характер. Если же предприятие  имеет постоянные поступления от определенных видов деятельности, то эти доходы планируются теми же методами, что и доходы от продажи продукции.

3. Система цен в  народном хозяйстве

Как уже отмечалось, на размер дохода от продажи продукции  влияет объем выпускаемой продукции, ее ассортимент, качество и уровень  цен. В современных условиях предприятия  самостоятельно определяют цены на продаваемую  продукцию. В экономике существуют разнообразные виды цен, которые  образуют единую систему. Цены можно  классифицировать по характеру экономического оборота, который они обслуживают, по видам франко (методам учета  транспортных затрат), по сроку действия и по уровню государственного регулирования.

Рис. 2.5. Классификация  цен.

Рассмотрим основные виды цен в народном хозяйстве, т.е. классификацию цен по характеру  экономического оборота. Так, в промышленности применяются оптовые цены.

Рис. 2.6. Структура  цен в промышленности и торговле.

Оптовые цены на промышленную продукцию подразделяются на оптовые цены предприятия и оптовые цены промышленности.

Оптовая цена предприятия применяется при продаже продукции другим предприятиям, объединениям или сбытовым организациям и включает такие элементы, как валовые расходы, амортизацию, прибыль предприятия и НДС (акциз).

Оптовая цена промышленности включает оптовую цену предприятия с учетом сбытовой скидки и НДС и применяется при реализации продукции другим предприятиям, объединениям или торговым организациям.

Информация о работе Валовый доход торговли