Усиление разрыва между бедными и богатыми странами в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 20:02, реферат

Краткое описание

Процесс глобализации характеризует состояние и развитие современной экономической системы, а также постепенно охватывает и другие области человеческой жизни.

Неоднозначность глобализации порождает массы споров и острых дискуссий среди ученых и политиков. Глобализация и порождаемые ею процессы подвергают испытанию традиционные модели поведения, образ жизни и способы мировидения, а также ценности, предрассудки всех слоев населения.

Оглавление

Введение2

Глава 1: Экономическая глобализация

История экономической глобализации3

Экономическое неравенство9

Глава 2: Помощь бедным странам

Богатые и бедные страны. Статистика17

Помощь различных организаций бедным странам19

Заключение24

Список литературы25

Глоссарий26

Тест27

Файлы: 1 файл

МИР.docx

— 175.33 Кб (Скачать)

     Неравенство в доходах и в богатстве (и  всех социальных индикаторах, связанных  с этими показателями неравенства) - это глубокое противоречие самого капиталистического способа производства. Предполагается, что рабочие и  их наниматели встречаются на рынке  труда как равные, и каждый из них свободен заключить договор. Однако результаты этого договора в огромной степени оказываются перекошены в пользу нанимателя.

     В капиталистической экономике любой  свободен делать деньги, но удивительно мало людей реально этим занимаются. Капиталистическая экономика предана идеям эгалитаризма, но последствия нормального хода вещей в ней оказываются крайне неэгалитарными. То же самое противоречие очевидно и в отношениях между странами. Страны свободно вступают в торговые отношения, но в результате этой торговли возникает огромное неравенство в среднедушевом ВВП.

     Это вопиющее противоречие требует разрешения. С одной стороны, рабочие и  крестьяне образуют различные организации, что бороться с неравенством, создаваемым  системой. Результаты их работы бывают разные - иногда они ухитряются вырвать  какие-то уступки у хозяев, намного  реже - совершают революцию, меняющую всю систему целиком. Но с другой стороны, капиталисты и множество  их наемников пытаются сохранить  статус-кво, следя, чтобы это противоречие не порождало действий, угрожающих их собственному существованию. Вряд ли нужно упоминать, что сила и насилие - самые важные элементы в арсенале правящего класса, особенно когда  встает угроза революции. Однако есть и немало другого оружия - переманивание  рабочих и крестьянских лидеров, стратегические уступки, огромный идеологический аппарат, убеждающий людей, что никакого противоречия вообще нет. Что касается последнего метода, то нас с утра до вечера кормят прокапиталистической пропагандой, в которой информация искажается или замалчивается: рабочие там называются «партнерами»; мысль о том, что богатые преуспевают в системе за счет бедных, объявляется «политикой ненависти»; бедные страны все дальше отдаляются от богатых, потому что они еще недостаточно приняли свободный рынок; и так далее.

     Кричащее  и все время растущее неравенство, заметное везде в капиталистическом мире, до сих пор еще не вызвало массированного сопротивления. На деле в США рабочие часто поддерживают политику правительства, откровенно противоречащую их интересам, идущую на пользу только богатым, например, отмену налога на имущество и сокращение налога на доход  11 . Однако по некоторым признакам можно судить, что богатых и сильных ждут неприятности. В бедных районах по всему миру развертывается что-то типа «социальной войны», не заметной на экранах радаров. Нередко она сводится к насилию внутри класса, но пугает и элиту. Игнасио Рамоне писал в «Ле монд дипломатик»:

     Столкнувшись  с тем, что СМИ  называют нестабильностью, некоторые страны - в их числе Мексика, Колумбия, Нигерия  и Южная Африка - теперь тратят на эту  социальную войну  больше средств, чем  на оборону страны. Бразилия расходует 2% ВВП на вооруженные  силы и более 10,6% на защиту богатых от отчаяния бедных  12 .

     Более широкую известность получил  широкий спектр социальных движений, так или иначе направленных на разрешение проблемы глобального неравенства: вооруженная революционная борьба в Колумбии и Непале; крестьянские движения по всей Латинской Америке; движения бедных и безработных в самых разных странах, например, Аргентине и Южной Африке; далеко идущее широкое глобальное движение за справедливость, включающее помимо прочего кампании против долга третьего мира, детского труда, потогонной системы, торговых соглашений, кражи земли, разрушения окружающей среды.

     Невозможно  пока сказать, во что выльются и «простые», и более осознанные протесты. Но невозможно избавиться от чувства, что  политическая борьба в следующие  десятилетия окажется тесно связанной  с кричащим и бессовестным неравенством, ставшим отличительной чертой современного капитализма. В этих условиях система  вряд ли преуспеет и дальше удерживать крышку над кипящим котлом несогласия.

 

     Глава 2

     Помощь  бедным странам

Бедные  и богатые страны. Статистика

      С одной стороны в мире много  развитых стран, в которых еще  до Первой Мировой войны развивалась промышленность, но с другой стороны, существуют «развивающиеся страны», страны третьего мира, имеющих низкий уровень жизни, до которых промышленный переворот доходит с огромным трудом.

      Страны  можно разделить на 4 категории  развития:

  1. Развитые страны (Канада, США, Европейский союз, Япония, Австралия и т.д.);
  2. Страны, экономика которых развивается последовательно и достаточно интенсивно в течение длительного периода времени (Китай, Индия, Бразилия, Южная Африка, Коста-Рика, Мексика, часть Южной Америки и т.д.);
  3. Страны с неоднородным темпом развития (большинство стран Африки, Центрального Карибского бассейна, за исключением Ямайки(категория 2); большинство арабских стран);
  4. Страны с долгосрочной гражданской войной или ориентированные на диктаторское развитие (Сомали, Судан, Бирма, возможно Северная Корея).
 

    Всемирный банк классифицирует экономики стран  по ВНД на душу населения:

    • Страны с низким уровнем дохода;
    • Страны с низким и средним уровнем дохода;
    • Страны с верхним средним уровнем дохода;
    • Страны с высоким уровнем дохода;

    На  рис.1 представлены 10 стран с высоким  уровнем жизни и 22 страны с самым  низким уровнем жизни:

Рисунок 113 

Помощь  различных организаций бедным странам

     В борьбе с глобальной бедностью участвуют  региональные банки развития (Межамериканский  банк развития, группа Африканского банка  развития и т.д.). В последние годы заметно активизировались региональные правительственные организации - например, Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества или Южноафриканское сообщество развития. В числе других мер, они добиваются перераспределения средств с военных программ на социальные и программы обмена опытом сокращения бедности.

     В гуманитарной деятельности важную роль играют национальные и международные  неправительственные организации. Среди крупнейших из них - Кэйр Интернэшнл, Оксфам, «Врачи без границ».14 Многие такие организации реагируют на чрезвычайные ситуации быстрее всех и разрабатывают новаторские подходы, позволяющие облегчить жизнь нуждающихся при сравнительно низких затратах.

     ООН также все более сосредоточивает свои программы на борьбе с глобальной бедностью. Толчок этому процессу был дан Форумом Земли в Рио-де-Жанейро (1992 г.), еще более ускорила его Всемирная конференция ООН по развитию в Копенгагене (1995 г.).

Самые активные операционные программы и  агентства ООН в борьбе с бедностью:

  • Программа развития (UNDP) - самый высокий приоритет во всех программах на устойчивое человеческое развитие;
  • Международный фонд сельскохозяйственного развития (IFAD) - сельская бедность;
  • Фонд народонаселения (UNFPA) - женщины, здоровье матери и ребенка, планирование семьи;
  • Верховный комиссариат ООН по делам беженцев;
  • Всемирная программа питания (WFP) - крупномасштабные меры чрезвычайной помощи;
  • Детский фонд (UNICEF) - дети, особенно девочки;
  • Фонд развития женщин (UNIFEM) - укрепление социального положения женщин.

   Отдавая должное усилиям всех перечисленных  международных организаций, в этой статье ставится задача более пристально взглянуть на деятельность группы Всемирного банка.

   Весь  ежегодный бюджет ООН, направленный на социально-экономическое развитие, составляет около 4,5 млрд. долларов. Между  прочим, это меньше годового бюджета  Университета штата Нью-Йорк. Поэтому  ООН играет гораздо более важную роль как самый авторитетный международный орган и всемирный форум, а не как агентство содействия развитию.

   Главной задачей деятельности Всемирного банка  остается содействие искоренению бедности и устойчивому развитию. Следуя этой задаче, Всемирный банк в 1998 г. обязался передать правительствам развивающихся  стран в виде разного рода займов свыше 28,5 млрд. долларов.

   В своей деятельности Всемирный банк руководствуется принципами, которые  можно разложить на три области, играющие ключевую роль в обеспечении  устойчивого развития:

  • Развитие в нескольких областях, совместно определяемых как развитие «человеческого капитала» (здравоохранение, образование, пособия по безработице, система социальной защиты, социальное равенство полов);
  • Обеспечение того, чтобы мероприятия социально-экономического развития не наносили вреда окружающей среде, сохраняя природные ресурсы для будущих поколений;
  • Создание оптимального баланса между частным и общественным секторами, и социально-экономического климата, способствующего развитию частного сектора.

   Цикл  подготовки проекта начинается, когда  развивающаяся страна определяет для  себя необходимость, составляет свой проект и обращается во Всемирный банк за займом. Совет экспертов, представляющих страну и Банк, тщательно изучают  проект. Ведутся переговоры о том, как лучше всего его реализовать. По достижении согласия и утверждении  размера займа, работа начинается. При  этом Банк с первого этапа контролирует прогресс, выплачивая заем траншами.

   Стратегия помощи стране - центральный документ, по которому Всемирный банк оказывает помощь стране-заемщику.

   Стратегия представляет собой генеральный  план действий Банка, основанный на оценке приоритетов для страны. Она также  определяет масштаб и структуру  помощи в соответствии со стратегией и успешностью выполнения программы  страной-заемщиком.

   Всемирный банк видит свою миссию в том, чтобы  поддерживать усилия правительств-клиентов Банка, направленные на совершенствование  экономической и социальной политики для увеличения эффективности, открытости, движения к стабильности и обеспечения  экономического роста. Такие реформы  призваны привлекать иностранный капитал, стимулировать рост внутренних накоплений и инвестиций, и дать возможность правительству обеспечивать эффективные социальные услуги. Основной аргумент - экономические искажения усугубляют бедность. Этот подход макроэкономической стабилизации получил название «Программы структурной коррекции» и применяется ко всем странам-заемщикам.

Помощь  бедным странам с  наибольшим долгом

     Общий внешний долг развивающихся стран  приближается к 2 триллионам долларов и составляет более 35% их совокупного  ВНП. 41 страна, большинство из которых  африканские, испытывают серьезные  трудности с обслуживанием своего внешнего долга.

     В Эфиопии выплаты по внешнему долгу  в четыре раза превышают государственные  расходы на здравоохранение. В Танзании - в 6 раз. В целом по Африке, правительства  передают западным кредиторам в четыре раза больше, чем тратят на образование  и здравоохранение.

     В этом - одна из причин того, что многие оппоненты критикуют Всемирный  банк, называя его не решением, а  частью проблем беднейших стран. Обслуживание внешнего долга, указывают  они, подрывает усилия этих стран  добиться социально-экономического развития. Между тем, именно для этого они  и брали заем у Банка!

     В сентябре 1996 г. Всемирный банк объявил  о программе, разработанной им совместно  с МВФ. «Инициатива для бедных стран с наибольшим долгом» призвана предоставить помощь странам, следующим экономическим рекомендациям МВФ, с целью сокращения внешнего долга до уровня, позволяющего его обслуживать. «Инициатива» предусматривает участие всех кредиторов - двусторонних, многосторонних и коммерческих. Главным условием участия для стран является продолжение усилий, направленных на макроэкономическую коррекцию и реформы экономической структуры и социальной политики.

     «Инициатива» помощи бедным странам с наибольшим долгом пока не помогает самым нуждающимся из них, и в лучшем случае дает слишком мало слишком поздно.

     «Инициатива» явилась примером успешного сотрудничества Банка с неправительственными организациями. Одна из них, Оксфам Интернейшнл, с самого начала участвовала в ее разработке. Теперь эта организация выступила с заявлением, что программа помощи бедным странам, возможно, превратится в монументальную насмешку над тем, чем она могла бы стать для самых бедных людей планеты. В ее нынешнем виде, программа слишком медлит с предоставлением обещанных фондов.

Информация о работе Усиление разрыва между бедными и богатыми странами в мировой экономике