Уровень и качество жизни населения Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 00:58, курсовая работа

Краткое описание

Объектом и предметом исследования является уровень и качество жизни населения Республики Беларусь.
Цель работы: изучение показателей уровня и качества жизни, взаимосвязь между этими понятиями, анализ и оценка изучаемых показателей в современных условиях, исследование развития социальной политики в Республике Беларусь и пути повышения ее уровня.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...……...3
1.Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения…….……….5
2.Показатели уровня и качества жизни в современных условиях………………13
3.Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...25
ПРИЛОЖЕНИЕ А.………………………………………………………………....26
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ Е…………………………………………………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж………………………………………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ И………………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ К…………………………………………………………………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ Л…………………………………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЕ М………………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

уровень жизни.docx

— 272.22 Кб (Скачать)

Для анализа  и оценки уровня жизни используют различные показатели, такие как величина валового и внутреннего продукта, национального дохода и реального дохода на душу населения, обеспеченность жильем, величина товарооборота и объем услуг на душу населения и др. Об уровне жизни косвенно свидетельствуют также показатели рождаемости и смертности населения, средней продолжительности жизни и др. (Приложение Г).

Однако полная картина уровня жизни населения  не может быть раскрыта только на основании обобщенных и усредненных величин, рассчитанных для всего населения страны в целом. Необходимо знать объемы и структуру потребления и доходов по различным социальным, профессиональным и демографическим группам населения. Например, важно знать, какова доля доходов в общем их объеме у 10% населения с максимальными доходами и у 10% — с минимальными доходами, какова средняя заработная плата у работников различных отраслей народного хозяйства, у работников, занимающих различные должности и т.д.

.К показателям уровня жизни населения, имеющим прямое отношение к организации оплаты труда и установлению ее минимальных размеров, относятся такие понятия, как продовольственная и потребительская корзины, прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума.

Продовольственная корзина — это набор продуктов питания одного человека в месяц, рассчитанный на основе минимальных норм потребления продуктов, которые соответствуют физическим потребностям человека, калорийности, содержанию основных пищевых веществ и обеспечивают соблюдение традиционных навыков организации питания.[16, с.141]

Принятые  для расчетов минимальные нормы  потребления продуктов рекомендованы  Институтом питания Академии наук. Они включают в себя продовольственные товары 11 групп: хлеб и хлебопродукты, картофель, овощи и бахчевые, фрукты и ягоды, мясо и мясопродукты, рыбу и рыбопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное и маргарин, прочие продукты (соль, перец и т.д.).

В следующей таблице представлено потребление семи основных продуктов питания населением Республики Беларусь в 2010г. Больше всего приобретались яйца – 292 шт. на душу населения, молоко и молочная продукция – 247кг и картофель – 183кг (Приложение Д).

Нормы дифференцированы по социально-демографическим группам населения. За основу формирования минимальной продовольственной корзины для населения трудоспособного возраста принят набор продуктов питания работающего мужчины, который (набор продуктов) обеспечивает 2700 ккал в сутки (при общем потреблении белка 88,7 г, в том числе животного происхождения — 31,5 г). В табл. приводится набор продуктов питания для социально-демографических групп населения на уровне прожиточного минимума, который представляет собой показатель объема и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем необходимые условия для поддержания активного физического состояния взрослых, для социального и физического развития детей и подростков.

Как считают  специалисты Института питания, данный набор продуктов соответствует  физическим потребностям человека по калорийности и содержанию основных пищевых веществ. В состав минимального набора продуктов питания не включены алкогольные напитки, табачные изделия, деликатесы (Приложение Е).

Стоимость продовольственной  корзины по каждой группе населения рассчитывается путем умножения минимальной нормы потребления продуктов на среднюю цену покупки.

Стоимость минимального потребления непродовольственных  товаров и услуг определяется по материалам бюджетных обследований доходов семей, уровень потребления продуктов в которых соответствует минимальному.

Например, стоимость  минимальной продовольственной  корзины составила 350000 руб. в месяц. В семьях с аналогичными средними на душу населения расходами на питание доля этих расходов достигла 71% от общих расходов. Отсюда стоимость минимального потребления непродовольственных товаров составит: 0,29 Ч 350000 : 0,71 = 142958 руб. в месяц на 1 человека.

Расходы на непродовольственные товары и услуги уточняются при помощи нормативного метода на основе норм обеспеченности и сроков службы предметов длительного пользования. Расчет производится по трем группам товаров 1 — предметы гардероба (верхняя одежда, обувь, головные уборы и т.д.), 2 — предметы санитарии, гигиены, лекарства, 3 — товары длительного пользования (мебель, посуда, электробытовые приборы, предметы хозяйственного назначения и др.).

Расходы на жилище и коммунальные услуги определяются на основе нормативов, цен и тарифов в регионе. Учитываются также затраты семей на налоги и сборы. Совокупный минимальный объем потребностей в натуральной форме образует минимальную потребительскую корзину.

Стоимость приобретения непродовольственных товаров определяется путем умножения стоимости одного изделия на его годовой запас  и деления на срок службы. Например, мужская зимний шарф стоит 200000 руб., запас — 1 шт., срок службы — 3 года. Расход в расчете на месяц: руб./мес.

Стоимостная оценка натурального набора продуктов, непродовольственных товаров и услуг прожиточного минимума определяет бюджет прожиточного минимума (БПМ).(Приложение Ж).

Показатели  прожиточного минимума и бюджета прожиточного минимума используются государством в качестве инструментов социальной политики. В частности, с помощью этих показателей происходит оценка уровня жизни населения (определяются доли населения с бюджетами ниже, равными и большими, чем бюджет прожиточного минимума); БПМ служит базой для адресной социальной политики в целях поддержки самых низкодоходных групп населения; при помощи БПМ должны определяться размеры минимальной заработной платы и минимальной пенсии по старости; БПМ используется в качестве одного из критериев малообеспеченности, дающего право на социальные выплаты и пособия. Взаимосвязь бюджета прожиточного минимума с оплатой труда показана в таблице «Взаимосвязь бюджета прожиточного минимума с оплатой труда» (Приложении И).

Все элементы системы, связанной с установлением БПМ, определяются, уровнем развития производительных сил общества.

Государство в законодательном порядке устанавливает бюджет прожиточного минимума и минимальную заработную плату.

Теоретически  их величины должны быть равноценны, именно в этом и состоит экономический смысл расчета БПМ как базы для установления минимальной заработной платы, которая, в свою очередь, является точкой отсчета для тарифной системы оплаты труда. Однако в действительности в настоящее время минимальная заработная плата существенно ниже величины прожиточного минимума, что можно лишь объяснить (но не оправдать) трудностями, с которыми столкнулась экономика страны в период перехода к рыночным отношениям.[10, с.98]

 

3.Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь

 

Осуществление социальной политики является важной функцией любого государства, направленной на соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство  и т.д.) и обеспечение достойного уровня жизни населения. Государственной  защите подлежат бесплатное образование  и здравоохранение определенного  уровня, жилье для остро нуждающихся, пенсии, пособия и другие гарантии.

В следующих таблицах предоставлены данные по Республике Беларусь о численность обучающихся в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования, а также основные показатели здравоохранения. В период с 1995г. по 2003/04гг. численность учащихся выросла до 165, а к 2010/11гг. уровень учащихся вырос до 177,а вот численность студентов выросла с 194 до 467 студентов. Это говорит о том, что молодежь стремиться получить специальное образование, благодаря которому в дальнейшем может повысить как социальное, так и экономическое положение.

Показателями здравоохранения являются число больничных организаций, которое снизилось с 865 до 702 к 2004г, а в 2010г. уже составил 661; численность врачей и медперсонала (без существенных изменений), а также число амбулаторно-поликлинических организаций, увеличившихся с 1622 до 2228 за 1995-2010гг. (Приложение К, Л).[12]

Прежняя система во главу угла ставила  принцип социальной справедливости при относительно высоком уровне социальных гарантий всему населению. Основой социальной политики при  рыночной системе хозяйствования являются предоставление всем гражданам равных возможностей обеспечения собственного благосостояния при минимальном  участии государства, создание среднего класса в качестве опоры общества вместо общественных фондов потребления  — индивидуальное присвоение необходимого продукта. При этом государственные  социальные технологии обеспечивают защиту наиболее уязвимых слоев населения, попавших в трудную жизненную  ситуацию, которую они не могут  преодолеть самостоятельно: преклонный возраст, инвалидность, болезнь, сиротство, безработица, малообеспеченность.[13, с.49]

В периоды кризиса социальное управление выполняет, прежде всего, функции защиты населения, более справедливое распределение  его бремени без ущерба для  стимулирования трудовой и предпринимательской  деятельности. Государство проводит политику, предусматривающую:

  • создание правовых предпосылок повышения уровня жизни населения, и в первую очередь его наименее обеспеченной части;
  • совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы;
  • упорядочение трудовых отношений между наемными работниками и работодателями;
  • стабилизацию занятости и сокращение безработицы;
  • социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения.

При недостатке средств имеющиеся  ресурсы сосредотачиваются на первоочередных направлениях: обеспечение прожиточного минимума для всех нуждающихся; развитие социальной инфраструктуры, социальная адресная поддержка. Инструментами  социальной политики являются государственные  социальные гарантии, социальные стандарты, потребительские бюджеты и другие рычаги.

Государственные социальные гарантии обеспечиваются на законодательной  основе, фиксирующей обязанности  и ответственность как государства  перед гражданами, так и граждан  перед государством, а также согласием  между властью и населением по вопросам соотношения между потреблением и накоплением, темпами роста  оплаты и производительности труда.

Минимальные социальные гарантии образуют первый уровень системы социальных стандартов и предназначаются для  удовлетворения потребностей за счет бюджетов. Другим уровнем являются стандарты, обеспечиваемые за счет собственных  средств населения, а при их недостатке — за счет адресной социальной помощи. Социальные стандарты определяют минимально необходимую потребность бюджетных  средств для реализации основных конституционных прав граждан. Нормативы используются для определения размера финансовой помощи.

В 60-е годы в ведущих индустриальных странах были разработаны эффективные  механизмы реализации социальной политики, важное место среди которых занимало бюджетное и программно-целевое  планирование. С помощью целевых  программ решаются многие социальные вопросы в нашей республике.

Государство выполняет функции  управления системой социального страхования, включающей пенсионное обеспечение, пособия  по временной потери трудоспособности и другие выплаты по страховым  случаям. Основная нагрузка по формированию фондов страхования приходится на работодателей, меньшая – на работников и государство.

Так как механизм осуществления  социальной политики требует реализации блока законодательных, организационных  и экономических мер, государство  выполняет свои социальные функции  через органы законодательной и  исполнительной власти всех уровней  управления. Большинство вопросов развития отраслей социальной сферы решается местными властями. Республиканские  же органы определяют направление государственной  политики, решают крупномасштабные и  острые социальные проблемы. Они определяют государственные стандарты в  области оказания социальных услуг, создают объекты социальной индустрии, управляют объектами социальной защиты.

Для непосредственного оказания социальных услуг функционируют учреждения социального обслуживания. Государство  регулирует деятельность учреждений и  предприятий социальной сферы с  помощью правовых, финансовых и административных рычагов. Во многих случаях в социальной сфере не допускается приватизация, и государство покрывает необходимые  расходы. Частная деятельность по социальному  обслуживанию подлежит государственному лицензированию.

Работа предприятий, учреждений и организаций социальной инфраструктуры должна отвечать требованиям  и правилам, основанным на следующих  принципах:

      1. обеспечение доступности услуг всем потребителям;
      2. учет особенностей спроса населения на отдельные виды услуг;
      3. разумное сочетание платных и бесплатных услуг, дифференцированный подход к потребителям при оказании платных услуг;
      4. обеспечение комплексного обслуживания населения (один вид услуг не может быть заменен другим);
      5. эффективное использование всех видов ресурсов, предоставленных в распоряжение социальной сферы;
      6. обеспечение комплексного характера развития ее отраслей в пределах территории.

В Республике Беларусь социальные статьи занимают львиную долю бюджетных расходов и рассматриваются как источник снижения налогового бремени на предприятия в интересах экономического роста, который предоставляет реальные возможности для решения социальных задач. Поэтому главным в социальном управлении являются не дотации в помощь бедным, а повышение производительности труда и доходов работающей части населения.

Согласно  Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека.

Информация о работе Уровень и качество жизни населения Республики Беларусь