Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 00:58, курсовая работа
Объектом и предметом исследования является уровень и качество жизни населения Республики Беларусь.
Цель работы: изучение показателей уровня и качества жизни, взаимосвязь между этими понятиями, анализ и оценка изучаемых показателей в современных условиях, исследование развития социальной политики в Республике Беларусь и пути повышения ее уровня.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...……...3
1.Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения…….……….5
2.Показатели уровня и качества жизни в современных условиях………………13
3.Необходимость и пути повышения уровня и качества жизни в Республике Беларусь……………………………………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……………………….23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………...25
ПРИЛОЖЕНИЕ А.………………………………………………………………....26
ПРИЛОЖЕНИЕ Б…………………………………………………………………..28
ПРИЛОЖЕНИЕ В…………………………………………………………………..29
ПРИЛОЖЕНИЕ Г…………………………………………………………………..30
ПРИЛОЖЕНИЕ Д…………………………………………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ Е…………………………………………………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж………………………………………………………………….33
ПРИЛОЖЕНИЕ И………………………………………………………………….34
ПРИЛОЖЕНИЕ К…………………………………………………………………..35
ПРИЛОЖЕНИЕ Л…………………………………………………………………..36
ПРИЛОЖЕНИЕ М………………………………………………………………….37
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 37стр., 16 источников, 10прил.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, КАЧЕСТВО ЖИЗНИ, ПОТРЕБЛЕНИЕ, ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ, ДОХОДЫ, РАСХОДЫ, БЮДЖЕТ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, МИНИМАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ, ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КОРЗИНА
Объектом и предметом исследования является уровень и качество жизни населения Республики Беларусь.
Цель работы: изучение показателей уровня и качества жизни, взаимосвязь между этими понятиями, анализ и оценка изучаемых показателей в современных условиях, исследование развития социальной политики в Республике Беларусь и пути повышения ее уровня.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения…….……….5
2.Показатели уровня и качества жизни в современных условиях………………13
3.Необходимость и пути повышения уровня
и качества жизни в Республике Беларусь…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………….……
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ
ПРИЛОЖЕНИЕ А.……………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Б………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ В………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Г………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Д………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Е………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ И………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ К………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ Л………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ М………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Население представляет собой сложную совокупность людей, проживающих в пределах определенных территорий и действующих в существующих общественных формациях. Оно характеризуется системой взаимосвязанных показателей, таких, как численность и плотность населения, его состав по полу и возрасту, национальности, языку, семейному положению, образованию, принадлежности к социальным группам и ряду других. Изучение динамики этих показателей во взаимосвязи с особенностями социально-экономической организации общества позволяет проследить изменения в условиях и характере воспроизводства населения. Эти изменения определяются законами развития общественных формаций.
Численность населения является одним из важных условий материальной и социальной жизни общества.
Численность
населения в стране или отдельном
регионе оказывает значительное
влияние на их экономический потенциал,
на развитие производительных сил общества.
Однако прямой зависимости между
этими двумя понятиями не прослеживается.
Так, государства с высоким уровнем
экономического развития при меньшей
численности населения
Для подавляющего большинства людей заработная плата является основным источником дохода. Именно от ее величины зависит уровень жизни населения любой страны. Поэтому вопросы, связанные с заработной платой (ее величиной, формой начисления и выплаты и др.), являются одними из наиболее актуальных как для работников, так и для работодателей.
В силу указанного на государственном уровне, в каждой отрасли и в каждом регионе, на отдельных предприятиях (организациях, фирмах) возникает необходимость в выработке собственной политики доходов (и заработной платы). В ней должны учитываться интересы различных групп работников (населения) и собственников, предусматриваться эффективная система занятости населения и вознаграждения за труд, меры по социальной защите населения (работников), механизмы по поддержанию доходов на уровне, обеспечивающем человеку достойную жизнь.
В условиях многообразия видов доходов обновление политики доходов осуществляется посредством совершенствования механизма регулирования каждого вида доходов, чтобы он активно способствовал процессу преобразования административной системы экономики в рыночную.
Наиболее глубоких изменений требует формирование заработной платы. В начале экономических преобразований в РБ произошла передача решения всех вопросов оплаты труда с государственного уровня на уровень предприятий (за исключением бюджетной сферы). Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что регулирование заработной платы не ограничивается только фирмой (предприятием), в этих целях действует многоуровневая система коллективных договоров. Передача решения всех вопросов оплаты труда предприятию по существу исключает влияние рынка труда на уровень оплаты труда работников. Фактически это ведет к сужению рынка труда до масштабов одного предприятия, что противоречит законам рыночной экономики. Отсюда возникает необходимость пересмотра прежней установки и усиления государственного регулирования этого процесса в отраслях и на предприятиях. Таким образом, создание подлинно рыночного механизма регулирования заработной платы и доходов предполагает активную роль государства.
Регулирование доходов является органичной составной частью экономической и социальной политики. Однако политика доходов и заработной платы имеет свой объект (и субъект), принципы управления, особенности механизма регулирования. Она выполняет такие важные функции, как: программно-стратегическая (определение концепции уровня жизни, политики доходов, разработка социальных и других программ); распределительная (формирование и распределение доходов и средств на оплату труда, создание и развитие стимулов к труду, статусных позиций); нормотворческая (разработка законов, нормативных актов, нормативов и т. п., контроль за их исполнением); мобилизующая (привлечение и концентрация ресурсов для решения важнейших социальных и других проблем); консолидирующая (выявление и согласование интересов различных социальных групп, предприятий, отраслей, регионов).
1.Уровень и качество жизни как основа благосостояния населения
Уровень и качество жизни населения являются обобщающими показателями не только социальной политики, но и развития экономической системы в целом.
Понимание категории «уровень жизни» формировалось долгие годы. Еще 50 лет назад Комитет экспертов ООН рекомендовал понимать под этим термином фактически сложившиеся условия жизни населения, включающие, наряду с материальными условиями, здоровье людей, занятость, условия труда, уровень человеческой свободы. Тогда же было рекомендовано при изучении уровня жизни населения использовать показатели «жизненный стандарт», соответствующий по своему содержанию «бюджету высокого достатка», и «норма жизни» («минимальный потребительский бюджет»). Проблемой оценки уровня жизни занимались советские ученые, хотя в их исследованиях чаще встречалось понятие«благосостояние народа», а уровень жизни рассматривался как его количественная составляющая.[5, с.63]
На современном этапе одни ученые рассматривают уровень жизни как оценку степени удовлетворения измеримых потребностей, другие — как компоненту образа жизни, третьи — как «уровень потребления материальных и духовных благ в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления». В документах ООН отмечается, что уровень жизни — это уровень удовлетворения потребностей населения, обеспеченный массой товаров и услуг, используемых в единицу времени.
Наиболее часто в научной литературе встречается более широкое понимание этой категории, в соответствии с которым уровень жизни отражает развитие физических, духовных и социальных потребностей населения, степень их удовлетворения и условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей.
Таким образом, уровень жизни - интегральная характеристика степени удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей. Выражается системой показателей, отражающих различные стороны жизнедеятельности населения: объем потребляемых благ и услуг в расчете на душу населения, размер натурального потребления наиболее важных продуктов, реальный доход на душу населения, обеспеченность жильем, различными видами коммунальных услуг, транспортом связью; доступность образования, здравоохранения, культуры. Сюда же относятся, в соответствии с международными нормами, занятость, условия труда, включая продолжительность рабочего времени, социальные гарантии прав личности, условия ее безопасности, показатели демографии, экологии, здоровья, продовольственной обеспеченности с учетом питательной ценности потребляемых продуктов, материальных и финансовых накоплений, доступности социальных благ и услуг, социальной дифференциации, распространения негативных явлений - безработицы, дискриминации, инфляции, преступности и др.
Исследуя основные социально-экономические показатели Республики Беларусь за 2010-2011гг., следует сказать, что по отношению к 2009г. Валовой внутренний продукт увеличился на 10,7% и составил в 2011г. 216,8 трлн. руб. В следующей таблице представлены данные по Республике Беларусь за январь - сентябрь 2010-2011гг. и 2009-2010гг. по таким показателям, как объем внешней торговли товарами, реальные денежные доходы населения, начисленная средняя заработная плата. В отношении 2009-2010гг. реальные денежные доходы населения РБ выросли на 9,9. Начисленная номинальная заработная плата превышает на 41,4% этот показатель за 2010г., а реальную на 15,8%. Численность занятых в экономике осталась практически на том же уровне. [3, с.285] (Приложение А, Б).
Системообразующей основой категории «уровень жизни» являются разнообразные человеческие потребности, которые представляют собой нужду человека в чем-либо. Природа потребностей очень разнообразна. С одной стороны, человек — это биологическое существо, которое имеет физиологические потребности, данные ему природой, с другой — он член общества и ему присущи духовные и социальные потребности, порожденные в процессе общения с себе подобными. Потребности тесно связаны с уровнем и образом жизни человека. Во-первых, сам круг потребностей характеризует жизнь людей с позиций их желаний, устремлений, интересов. Ведь потребности могут быть и возвышенными, и низменными, и рациональными, и иррациональными (вредными). Они зависят не только от степени развития производства, природно-климатических условий, но и в значительной мере от возраста, привычек и вкуса отдельных людей.
Из всего многообразия потребностей целесообразно выделить семейные. Они близки к личным, но круг их шире, поскольку у семьи возникают дополнительные нужды, обусловленные совместным ведением хозяйства и воспитанием детей: острее становится необходимость иметь отдельное жилье, предметы хозяйственного обихода, возникают потребности в средствах ухода за детьми. Вместе с тем общая семейная потребность может быть меньше суммы потребностей ее членов, так как ряд потребностей удовлетворяется семьей совместно.
Следует также различать реальные и нормативные потребности. Реальные потребности — это потребности конкретных людей или групп в получении определенного количества благ и услуг. Нормативные потребности — это нормативный уровень удовлетворения данных реальных потребностей, другими словами — это нормы потребления, установленные расчетным путем на основе анализа. При помощи их рассчитывается рациональный потребительский бюджет, который представляет собой теоретически построенный идеальный бюджет, в котором расходная часть формируется исходя из рациональных норм потребления материальных и духовных благ и услуг в их определенном целесообразном с научной точки зрения наборе. Он является важнейшим инструментом социально-экономического анализа уровня жизни.
Важным
результирующим показателем уровня
жизни является показатель продолжительности
жизни населения. Уровень жизни
оценивается в целом по стране
в целях определения его
Уровень жизни невозможно выразить с помощью единственного критерия, поскольку в каждом направлении исследования этого явления присутствуют объективные и субъективные начала. Так, потребность человека в пищевых веществах, витаминах, минеральных солях является абсолютно объективной, тогда как набор продуктов, составляющих этот комплекс веществ, субъективен. Вследствие этого количественная оценка потребностей затруднена и характеристика уровня жизни осуществляется с использованием множества показателей, каждый из которых отражает одну из сторон жизнедеятельности человека. По методам измерения они делятся:
2. нормативные, разработанные на основе специальных нормативных отчетов;
3. аналитические, получаемые расчетным путем на основе статистических и нормативных показателей;
Информация о работе Уровень и качество жизни населения Республики Беларусь