Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:47, реферат
Если мы обратимся к истории, то увидим, что русская экономическая наука к началу нынешнего века прошла довольно сложный и своеобразный путь, объяснявшийся особенностями развития России. И без понимания итогов развития русской экономической мысли ХIХ в. нам трудно было бы понять ее историю в нынешнем столетии.
1. Экономическая теория XX века
2.Биография М.И.Туган-Барановского
3.М.И.Туган-Барановский о социализме.
4. Синтез трудовой теории стоимости и теория предельной полезности
5.Инвестиционная теории циклов М.И.Туган – Барановского.
6.Список используемой литературы.
В своих работах он обрисовал систему государственного социализма как одну из форм общественной организации производства, обнажил ее сильные и слабые стороны. Социальным идеалом, по его словам является социальная свобода, в приближении к нему и «заключается весь исторический прогресс человечества».
Ну, и наконец, третье основное направление экономической мысли России конца 19-начала 20 века - марксизм, довольно быстро расколовшийся на два течения - социал-демократическое и леворадикальное, большевистское.
Во всех трех основных направлениях русской экономической мысли конца XIX - начала XX в. мы находим большее или меньшее увлечение идеей социализма и идеологией марксизма. Стоит ли удивляться , что на фоне того экономического и политического кризиса, в котором оказалась Россия в начале ХХ в. , именно марксистская идеология в ее радикальном варианте в конечном счете и восторжествовала.
Противниками «легальных марксистов» и народников были большевики. Борьба Ленина и его сторонников против народничества уже в 90-х годах привела к окончательному идейному разгрому народничества.
Огромное значение имела также
борьба Ленина против "легального марксизма".
Как всегда бывает в истории, к
большому общественному движению обычно
примазываются временные "попутчики".
Такими "попутчиками" были и так
называемые "легальные марксисты".
Марксизм стал широко распространяться
в России. И вот буржуазные интеллигенты
начали рядиться в марксистские одежды.
Они печатали свои статьи в легальных,
то есть разрешенных царским
Они по-своему вели борьбу с народничеством. Но эту борьбу и знамя марксизма они пытались использовать для того, чтобы рабочее движение подчинить и приспособить к интересам буржуазного общества, к интересам буржуазии. Из учения Маркса они выбрасывали самое главное - учение о пролетарской революции, о диктатуре пролетариата. Виднейший легальный марксист Петр Струве восхвалял буржуазию и вместо революционной борьбы против капитализма, - призывал "признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму".
В борьбе против народников Ленин считал допустимым временное соглашение с "легальными марксистами", чтобы использовать их против народников, например, совместный выпуск печатного сборника против народников. Но в то же время Ленин со всей резкостью критиковал "легальных марксистов", разоблачая их либерально-буржуазное нутро.
В целом, как мы видим, в последней трети прошлого века отечественная экономическая мысль находилась как бы в состоянии поиска, определялась и самоопределялась ,что, конечно, связано с переходным состоянием русской экономики. К началу же ХХ в. мы наблюдаем уже более четкую картину. В жизни все более уверенно побеждает капитализм. В науке укрепляются и побеждают два основные направления - буржуазно-демократическое и марксистское.
Биография М.И. Туган-Барановского
Туган-Барановский Михаил Иванович
(8.1.1865, Харьковская губерния, — 21.1.1919,
близ Одессы), русский экономист, историк,
один из представителей "легального
марксизма". Вступил в партию кадетов
в период Революции 1905—07. В конце
1917 — январь 1918 был министром
финансов контрреволюционной Центральной
рады. Окончил Харьковский
В 90-е гг. Туган-Барановский изучал работы К. Маркса, но встал на позиции "легального марксизма"; активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России прогрессивен и исторически обусловлен. С 1900-х гг. открыто выступал в защиту капитализма с ревизионистской критикой основных положений марксизма. Издал "Теоретические основы марксизма" (1905), в которых объявил теорию Маркса только "отчасти верной", и "Основы политической экономии" (1909). В. И. Ленин относил Туган-Барановского к буржуазным демократам, "... для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 96). Туган-Барановский участвовал в кооперативном движении, которому посвятил ряд работ; наиболее значительная "Социальные основы кооперации" (1916). В 1917—1918 гг. был министром (секретарем) финансов Украинской народной республики. Принимал участие в создании Украинской академии наук. Умер 21 января 1919 в Одессе в вагоне поезда, которым в составе украинской делегации ехал на Версальскую мирную конференцию.
М.И.Туган-Барановский о социализме
Гуманистические принципы раннего марксизма были в центре философии русского народничества. Социализм, согласно народнической концепции - это необходимая стадия общественного прогресса, потому что он реализует внутренне присущие человечеству черты коллективизма, солидарности. Типы народных форм производства должны были включать не только самоуправление конкретных экономических единиц, но и уравнительное начало. Более того, уравнительное начало рассматривалось «народниками» как движущий элемент перехода к социализму. Представляют интерес взгляды П.Л.Лаврова.
Ведущим направлением конца девятнадцатою века были представители марксистского направления, получившего название «легального марксизма» (П.Б.Струве, Тюган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Своими работами они способствовали развитию марксизма, начиная от теории ценности и кончая теорией экономических конъюнктур. Н.А.Бердяев (1874-1948) и С.Н.Булгаков (1871-1944) положили начало современным концепциям этического социализма, акцентируя внимание на проблеме духовных ценностей: человеческую личность они рассматривали как абсолютную ценность бытия.
Известный русский экономист
М.И.Туган-Барановский также
Конечный продукт развития - социализм - в широком смысле слова представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень производительных сил сочетается с появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного государственного управления с использованием средств производства кооперативами трудовых коллективов.
В отличие от представителей
народничества М.И.Туган-
Большое внимание М.И.Туган-Барановский
уделяет анализу типов
При коммунальном же социализме
государство совершенно исчезает или
его роль сводится к очень незначительным
функциям. Самым замечательным
В работе «Социализм как
положительное учение» М.И.
Рассматривая государственный
социализм М.И.Туган-
Синтез трудовой теории стоимости и теория предельной полезности
Ярко проявился этот подход к теории ценности М.И.Туган-Барановского, который писал, что теория предельной полезности и трудовая теория стоимости не являются взаимоисключающими, а, наоборот, дополняют и подтверждают друг друга. Он сформулировал знаменитый закон, согласно которому предельные полезности свободно воспроизводимых благ пропорциональны их трудовым стоимостям.
Рассматривая эти вопросы, он показал, что правильно понятая теория предельной полезности не только не опровергает трудовую теорию стоимости Д.Рикардо и К.Маркса, но и представляет собой неожиданное подтверждение учения о стоимости данных экономистов. Как и большинство русских экономистов, М.И.Туган-Барановский не ограничился односторонним противопоставлением полезности и затрат как двух основных факторов ценности. Полагая, что теория Рикардо подчеркивает объективные
факторы ценности, а теория
Менгера - субъективные, он пытается доказать,
теория Рикардо не исключает, а лишь
дополняет теорию предельной полезности.
Логика рассуждений М.И.Туган-
Значительный вклад был внесен Туган-Барановским в теорию распределения. В ней процесс распределения рассматривался как борьба различных классов за долю в общественном продукте. В росте самого продукта, т.е. в развитии производства, одинаково заинтересованы все классы. Этот подход позднее нашел развитие в трудах многих западных экономистов (Шумпетер, Хикс и др.).