Туган барановский

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:47, реферат

Краткое описание

Если мы обратимся к истории, то увидим, что русская экономическая наука к началу нынешнего века прошла довольно сложный и своеобразный путь, объяснявшийся особенностями развития России. И без понимания итогов развития русской экономической мысли ХIХ в. нам трудно было бы понять ее историю в нынешнем столетии.

Оглавление

1. Экономическая теория XX века
2.Биография М.И.Туган-Барановского
3.М.И.Туган-Барановский о социализме.
4. Синтез трудовой теории стоимости и теория предельной полезности
5.Инвестиционная теории циклов М.И.Туган – Барановского.
6.Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

история экономических учений.docx

— 41.31 Кб (Скачать)

В своих работах он обрисовал  систему государственного социализма как одну из форм общественной организации производства, обнажил ее сильные и слабые стороны. Социальным идеалом, по его словам является социальная свобода, в приближении к нему и «заключается весь исторический прогресс человечества».

Ну, и наконец, третье основное направление  экономической мысли России конца 19-начала 20 века - марксизм, довольно быстро расколовшийся на два течения - социал-демократическое  и леворадикальное, большевистское.

Во всех трех основных направлениях русской экономической мысли  конца XIX - начала XX в. мы находим большее  или меньшее увлечение идеей  социализма и идеологией марксизма. Стоит ли удивляться , что на фоне того экономического и политического  кризиса, в котором оказалась  Россия в начале ХХ в. , именно марксистская идеология в ее радикальном варианте в конечном счете и восторжествовала.

Противниками «легальных марксистов»  и народников были большевики. Борьба Ленина и его сторонников против народничества уже в 90-х годах привела к окончательному идейному разгрому народничества.

Огромное значение имела также  борьба Ленина против "легального марксизма". Как всегда бывает в истории, к  большому общественному движению обычно примазываются временные "попутчики". Такими "попутчиками" были и так  называемые "легальные марксисты". Марксизм стал широко распространяться в России. И вот буржуазные интеллигенты начали рядиться в марксистские одежды. Они печатали свои статьи в легальных, то есть разрешенных царским правительством, газетах и журналах. Поэтому их и стали называть "легальными марксистами".

 

Они по-своему вели борьбу с народничеством. Но эту борьбу и знамя марксизма  они пытались использовать для того, чтобы рабочее движение подчинить  и приспособить к интересам буржуазного  общества, к интересам буржуазии. Из учения Маркса они выбрасывали  самое главное - учение о пролетарской революции, о диктатуре пролетариата. Виднейший легальный марксист Петр Струве восхвалял буржуазию и  вместо революционной борьбы против капитализма, - призывал "признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму".

 

В борьбе против народников Ленин  считал допустимым временное соглашение с "легальными марксистами", чтобы  использовать их против народников, например, совместный выпуск печатного сборника против народников. Но в то же время  Ленин со всей резкостью критиковал "легальных марксистов", разоблачая их либерально-буржуазное нутро.

 

В целом, как мы видим, в последней  трети прошлого века отечественная  экономическая мысль находилась как бы в состоянии поиска, определялась и самоопределялась ,что, конечно, связано с переходным состоянием русской экономики. К началу же ХХ в. мы наблюдаем уже более четкую картину. В жизни все более уверенно побеждает капитализм. В науке укрепляются и побеждают два основные направления - буржуазно-демократическое и марксистское.

 

 

 

 

 

Биография М.И. Туган-Барановского

Туган-Барановский Михаил Иванович (8.1.1865, Харьковская губерния, — 21.1.1919, близ Одессы), русский экономист, историк, один из представителей "легального марксизма". Вступил в партию кадетов  в период Революции 1905—07. В конце 1917 — январь 1918 был министром  финансов контрреволюционной Центральной  рады. Окончил Харьковский университет (1888). В 1895—99 приват-доцент Петербургского университета по кафедре политэкономии; с 1913 профессор Петербургского политехнического института. Получил степень магистра политэкономии за работу "Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь" (1894). Главную причину кризисов Туган-Барановский видел не в противоречии между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения, а в особенностях движения ссудного капитала, в ограниченности банковских ресурсов. Итогом изучения истории русской промышленности явилась книга "Русская фабрика в прошлом и настоящем" (т. 1, 1898), фактический материал которой и ряд частных выводов и наблюдений сохранили своё значение и ныне.

 

В 90-е гг. Туган-Барановский изучал работы К. Маркса, но встал на позиции "легального марксизма"; активно участвовал в спорах с либеральными народниками, доказывая, что капитализм в России прогрессивен и исторически обусловлен. С 1900-х гг. открыто выступал в защиту капитализма с ревизионистской критикой основных положений марксизма. Издал "Теоретические основы марксизма" (1905), в которых объявил теорию Маркса только "отчасти верной", и "Основы политической экономии" (1909). В. И. Ленин относил Туган-Барановского к буржуазным демократам, "... для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 96). Туган-Барановский участвовал в кооперативном движении, которому посвятил ряд работ; наиболее значительная "Социальные основы кооперации" (1916). В 1917—1918 гг. был министром (секретарем) финансов Украинской народной республики. Принимал участие в создании Украинской академии наук. Умер 21 января 1919 в Одессе в вагоне поезда, которым в составе украинской делегации ехал на Версальскую мирную конференцию.

 

М.И.Туган-Барановский о  социализме

Гуманистические принципы раннего  марксизма были в центре философии  русского народничества. Социализм, согласно народнической концепции - это необходимая  стадия общественного прогресса, потому что он реализует внутренне присущие человечеству черты коллективизма, солидарности. Типы народных форм производства должны были включать не только самоуправление конкретных экономических единиц, но и уравнительное начало. Более  того, уравнительное начало рассматривалось  «народниками» как движущий элемент  перехода к социализму. Представляют интерес взгляды П.Л.Лаврова.

Ведущим направлением конца  девятнадцатою века были представители  марксистского направления, получившего  название «легального марксизма» (П.Б.Струве, Тюган-Барановский, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев). Своими работами они способствовали развитию марксизма, начиная от теории ценности и кончая теорией экономических  конъюнктур. Н.А.Бердяев (1874-1948) и С.Н.Булгаков (1871-1944) положили начало современным  концепциям этического социализма, акцентируя внимание на проблеме духовных ценностей: человеческую личность они рассматривали  как абсолютную ценность бытия.

Известный русский экономист  М.И.Туган-Барановский также большое  внимание уделяет проблемам экономического и социально-политического развития России. В 1906 г. он выпустил специальную  работу "Современный социализм  в своем историческом развитии", а в 1918 г. - "Социализм как положительное  учение". В этих работах социализм  рассматривался в узком и широком  смысле слова. Социализм в узком  смысле слова представал как специфическая  форма товарного хозяйства, в  которой сочетаются элементы капитализма  и индекализма. Под последним  понималась система, в которой рабочие  данного предприятия непосредственно  принимают участие в его управлении и распределении полученного  продукта.

Конечный продукт развития - социализм - в широком смысле слова  представал как некий анархический коммунизм, где новый уровень  производительных сил сочетается с  появлением нового типа человека. Происходит органичное сочетание централизованного  государственного управления с использованием средств производства кооперативами  трудовых коллективов.

В отличие от представителей народничества М.И.Туган-Барановский  считает, что Россия уже встала на путь развития капитализма и весь вопрос заключается в том, что  несет капитализм - гибель или «с ним загорается заря надежды». В  традициях русской социально-экономической  мысли он критикует капиталистическую  систему хозяйства, отмечая что  при данном строе огромное большинство населения обречены постоянно служить средством для увеличения 6лагосостояния других общественных классов, несравненно менее многочисленных. Поэтому неизбежен переход к социалистическому обществу. Цель социализма, как отмечает М.И.Туган-Барановский , устроить жизнь на началах свободы, правды и справедливости. Он считал, что в основе социализма как учения о справедливом обществе должна лежать этическая идея, сформулированная И.Кантом - Идея о равноценности человеческой личности, о человеческой личности как цели в себе. М.И.Туган-Барановский пишет, «...что люди равны по своим правам на жизнь и счастье, равны по тому уважению, к каким мы должны относиться к интересам их всех, они равны по бесконечной ценности, которой обладает личность каждого из них». При социализме, по его мнению, развитие каждой отдельной личности становится главной общественной целью.

Большое внимание М.И.Туган-Барановский  уделяет анализу типов социализма, выделяя государственный, коммунальный и синдикальный социализм, считая при  этом, что именно государственный  социализм придает общественному  производству пропорциональность и  планомерность и дает возможность  быстрого роста общественного богатства. государственным социализмом, по мнению М.И.Туган-Барановского, может быть назван такой строй социализма, при  котором хозяйственной единицей являлось бы все государство. Под  синдикальным социализмом М.И.Туган-Барановский  понимает такую форму социалистического  строя, при которой средства производства принадлежат не всему государству, как целому, но отдельным группам  рабочих, работающих при помощи этих средств производства. При этом каждая из этих групп рабочих является автономной и самоуправляющейся производственной единицей. Однако при этом типе социализма роль государства остается очень  значительной, так как только государство  может согласовывать, действия различных  рабочих ассоциаций.

При коммунальном же социализме государство совершенно исчезает или  его роль сводится к очень незначительным функциям. Самым замечательным представителем коммунального социализма М.И.Туган-Барановский  считал Ш.Фурье.

В работе «Социализм как  положительное учение» М.И.Туган-Барановский  подчеркнул, что для построения хозяйственного плана социалистическое общество будет  вычерчивать кривые полезности по каждому  продукту и кривые их трудовой стоимости, и в точке их пересечения будет  отыскиваться оптимальная цена на все  виды продуктов.

Рассматривая государственный  социализм М.И.Туган-Барановский  отмечает, что хотя последний и  обеспечивает планомерность, пропорциональность развития и приоритет общественных потребностей, но он сохраняет элементы принуждения и противоречит идее полного и свободного развития человеческой личности. И потому, согласно убеждению М.И.Туган-Барановского, хотя создание общественного богатства и обладает «значительной положительной ценностью», но оно не может идти за счет принижения человеческой личности. Не может считаться общественным благом низведение трудящегося человека до простого винтика огромного государственного механизма, до «простого подчиненного орудия общественного целого». Поэтому М.И.Туган-Барановский предлагает дополнить систему государственного социализма элементами коммунального и синдикального социализма. Он считает, что в наибольшей степени соответствует Идеалу свободного развития человека такая форма организации труда как кооперация, поскольку она строится на взаимном согласии членов при свободе вступления и выхода из кооперативной организации. В тенденции, по мнению М.И.Туган-Барановского, общество должно до конца превратиться в добровольный союз свободных ладей - стать насквозь свободным кооперативом. Следует обратить внимание, что социальным идеалом М.И.Туган-Барановского является не социальное равенство, а социальная свобода. Общество совершенно свободных людей - вот, по его мнению, конечная цель общественного прогресса. В приближении к социалистическому идеалу и заключается весь исторический прогресс человечества. Это положение явно имеет много общего с идеей Маркса, рассматривающего будущее общество как союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои индивидуальные рабочие силы как одну общую силу.

 

 

Синтез трудовой теории  стоимости и теория предельной полезности

Ярко проявился этот подход к теории ценности М.И.Туган-Барановского, который писал, что теория предельной полезности и трудовая теория стоимости  не являются взаимоисключающими, а, наоборот, дополняют и подтверждают друг друга. Он сформулировал знаменитый закон, согласно которому предельные полезности свободно воспроизводимых благ пропорциональны  их трудовым стоимостям.

Рассматривая эти вопросы, он показал, что правильно понятая теория предельной полезности не только не опровергает  трудовую теорию стоимости Д.Рикардо и К.Маркса, но и представляет собой неожиданное подтверждение учения о стоимости данных экономистов. Как и большинство русских экономистов, М.И.Туган-Барановский не ограничился односторонним противопоставлением полезности и затрат как двух основных факторов ценности. Полагая, что теория Рикардо подчеркивает объективные

факторы ценности, а теория Менгера - субъективные, он пытается доказать, теория Рикардо не исключает, а лишь дополняет теорию предельной полезности. Логика рассуждений М.И.Туган-Барановского такова: «Предельная полезность - полезность последних единиц каждого рода продуктов - изменяется в зависимости от размеров производства. Мы можем понижать или  повышать предельную полезность путем  расширения или сокращения производства. Напротив, трудовая стоимость единицы  продукта есть нечто объективно данное, не зависящее от нашей воли. Отсюда следует, что при сопоставлении  хозяйственного плана определяющим моментом должна быть трудовая стоимость, а определяемым - предельная полезность. Если трудовая стоимость продуктов  различна, но польза, получаемая в последнюю  единицу времени одинакова, то следует  вывод, что полезность последних  единиц свободно воспроизводимых продуктов  каждого рода - их предельная полезность - должна быть обратно пропорциональна  относительному количеству этих продуктов  в единицу рабочего времени. Иначе  говоря, должна быть прямо пропорциональна  трудовой стоимости тех же продуктов». И значит, по мнению М.И.Туган-Барановского, обе теории находятся в полной гармонии. Теория предельной полезности выясняет субьективные, трудовая теория стоимости - объективные факторы хозяйственной ценности. Именно М.И.Туган-Барановский обосновал положение, что предельная полезность свободно воспроизводимых хозяйственных благ пропорциональна их трудовым стоимостям. Данное положение называют в экономической литературе теоремой М.И.Туган-Барановского.

Значительный вклад был  внесен Туган-Барановским в теорию распределения. В ней процесс  распределения рассматривался как  борьба различных классов за долю в общественном продукте. В росте  самого продукта, т.е. в развитии производства, одинаково заинтересованы все классы. Этот подход позднее нашел развитие в трудах многих западных экономистов (Шумпетер, Хикс и др.).

Информация о работе Туган барановский