Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 09:47, реферат
Если мы обратимся к истории, то увидим, что русская экономическая наука к началу нынешнего века прошла довольно сложный и своеобразный путь, объяснявшийся особенностями развития России. И без понимания итогов развития русской экономической мысли ХIХ в. нам трудно было бы понять ее историю в нынешнем столетии.
1. Экономическая теория XX века
2.Биография М.И.Туган-Барановского
3.М.И.Туган-Барановский о социализме.
4. Синтез трудовой теории стоимости и теория предельной полезности
5.Инвестиционная теории циклов М.И.Туган – Барановского.
6.Список используемой литературы.
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГБОУ ВПО
«Вятская государственная
Кафедра экономической теории.
Реферат на тему : М.И. Туган-Барановский и его вклад в экономическую науку.(55;60)
Содержание
1. Экономическая теория XX века
2.Биография М.И.Туган-Барановского
3.М.И.Туган-Барановский о социализме.
4. Синтез трудовой теории стоимости и теория предельной полезности
5.Инвестиционная теории циклов М.И.Туган – Барановского.
6.Список используемой литературы.
Экономическая теория в ХХ веке.
Если мы обратимся к истории, то увидим, что русская экономическая наука к началу нынешнего века прошла довольно сложный и своеобразный путь, объяснявшийся особенностями развития России. И без понимания итогов развития русской экономической мысли ХIХ в. нам трудно было бы понять ее историю в нынешнем столетии.
Россия продвигалась к капитализму
лишь по мере осуществления крестьянской
реформы 1861 г., со всеми осложнениями,
вызванными сознательно и целенаправленно
сохранявшимися остатками феодализма.
До этого ни о каком капитализме
в России говорить все-таки не приходится.
Процесс этого движения был осложнен
тем, что проводимая реформа по своему
содержанию и последствиям не была
равнозначна буржуазно-
Рассмотрение всех этих, равно как и других, вопросов строилось зачастую на позициях, близких к классической буржуазной политической экономии. И это понятно, поскольку история последней связана с процессом разложения феодализма и становления капитализма. Именно этот процесс постепенно происходил в России, и потому идеи классиков были созвучны проблемам времени, наступившему в России.
Нельзя, однако, характеризуя экономическую мысль России второй половины 19-начала 20 века, на этом и ограничиваться. В Европе в период становления капитализма господствовала классическая школа. В России такого господства мы не наблюдали, и те характеристики науки, о которых речь шла выше, относились, и то не в полной мере, лишь к одному из направлений отечественной экономической мысли - буржуазно-демократическому.
К тому же многие представители этого направления с большой долей симпатии относились и к К.Марксу и, естественно, ко многим его принципиальным идеям. Дело дошло до того, что в рамках данного направления оформилось течение, получившее название "легальный марксизм".
Принято считать, что первые шаги по
пути формирования "легального марксизма"
были сделаны известным экономистом-
В трудах «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» П. Струве и «Русская фабрика в прошлом и настоящем» М. Туган-Барановского обосновывались положения о фундаментальном характере действия объективных экономических законов. В связи с этим показывалась неизбежность развития капитализма во всем мире, в том числе в России. Речь шла о развитии в России капиталистического рынка, конкуренции, технической реорганизации производства, роли в обществе новых социальных групп, в том числе классов, прежде всего буржуазии и рабочего класса. Большой фактический материал анализировался и обобщался на основе марксистской методологии.
В дальнейшем в работах Струве и Туган-Барановского все более отчетливо проявляются тенденции оправдания и своего рода апологии капитализма. Они уже не настаивают на разделяемом ими ранее положении марксизма о неизбежном переходе от капитализма к социализму.
Отвергнув «экономический материализм» Маркса, прежде всего его учение о решающей роли способа производства в развитии общества и о законе соответствия производственных отношений людей характеру и уровню развития их производительных сил, легальные марксисты отбросили и его учение о классовой борьбе и социальной революции. Они придерживались эволюционистских взглядов постепенного совершенствования капитализма, придания ему более цивилизованных форм. Речь шла о процессе развития капитализма «в форме продолжительного, непрерывного процесса социальных преобразований». Другого пути они не видели. Видимо, не случайно легальных марксистов называли доктринерами капитализма.
Крупнейшим теоретиком легального марксизма был М. И. Туган-Барановский. Энциклопедически образованный мыслитель, он создал ряд фундаментальных трудов по теории социализма, развитию капиталистического производства и социально-политических отношений. В его трудах «Современный социализм в своем историческом развитии», "В поисках нового мира», «Социализм как положительное учение» и некоторых других содержится глубокий анализ различных социалистических и коммунистических учений, дана их классификация.
Во многих своих трудах он пытается дать объективный анализ капиталистического строя, свободный от какой-либо предвзятости. Он выступает против капиталистической эксплуатации человека человеком, поскольку она порождает и закрепляет социальное неравенство. По его мнению, эксплуатация - это не только экономическое явление, как эксплуатация труда других людей, а всякое использование личности в ущерб ее интересам.
Вместе с тем Туган-
Обосновывая эти взгляды, он подверг
критике многие положения марксизма.
Прежде всего он выразил свое несогласие
с положением о решающей роли материального
производства в жизни общества. Первоначально
хозяйство действительно «
Будучи крупным экономистом, Туган-Барановский
неоднократно высказывал свое несогласие
с выводами Маркса о тенденции
обнищания рабочего класса. Ссылаясь
на реальные факты, он доказывал, что
уровень жизни рабочего класса в
передовых капиталистических
Как уже отмечалось, Туган-Барановский
предпочитал социализму цивилизованный
капиталистический строй. Интересно,
что черты последнего он готов
был развивать и в
В 90-е годы всех приверженцев этого течения объединила общая оппозиция народничеству и принятие ряда основных положений марксизма. Увлечение марксизмом для многих из них оказалось достаточно серьезным. "Легальный марксизм" был весьма неоднородным течением в русской общественной мысли. Просуществовал он всего около десятилетия, после чего пути его представителей резко разошлись.
Второе направление
В работах экономистов
Определяющая идея экономистов-народников
— обоснование самобытного
Картина будущего экономического строя России, согласно взглядам В.П. Воронцова, Н.Ф. Даниэльсона и их сторонников, включает следующие положения.
Община и общинно-артельная
В перспективе наиболее целесообразным
экономическим строем России может
стать многоукладная экономика.
По представлению народнической
школы, она сочетала бы в себе три
основных уклада: общинно-крестьянский,
артельно-промышленный и государственный.
Устраняется помещичье
В многоукладной модели российской
экономики утверждаются различные
формы «народного производства», требующие
всемерной поддержки путем
Экономисты-народники считали
Практически концепция экономистов
народнической школы означала попытку
найти и обосновать программу
социально-экономического развития, представляющую
своего рода срединный путь между
капиталистической и
С критикой народнических взглядов
активно выступали М.И. Туган-Барановский
,П.Б. Струве «легальные марксисты». Они
участвовали в дискуссиях, обсуждали
перспективы и особенности
Участвуя в полемических спорах с народниками, Туган-Барановский стремился раскрыть перспективы и особенности социально-экономического развития страны.