Труды «Государство» и «Законы» Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:29, реферат

Краткое описание

В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах в семье Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

Файлы: 1 файл

Труды государство и законы Платона.docx

— 28.44 Кб (Скачать)

    Наделение граждан землей предполагается  таким  образом,  что  участки  должны быть по возможности равными, поэтому там, где почва хуже, они  должны быть большими, а где лучше - меньшими. Общее число наделов  — 5040  —  должно соответствовать  числу граждан,  разделенных  на  12  фил.

    Каждый  гражданин получает  по  жребию  участок  земли,  разделенный  на две части: одна ближе к городу, другая на окраине государства, для  того,  чтобы каждый имел живейший интерес в защите границ. В  городе  колонисты  получали ойкопедон  — участок под дом и гэпидон  —   прилегающую площадь под хозяйственные пристройки,  а также приусадебный  участок. Также распределялись дома: один в центре города, другой на  краю. В государстве частная собственность стесняется  всеми мерами.  Так,  участки должны считаться принадлежащими государству; отчуждение  их  не  допускается.

    Каждый  участок  составляет  переходящий  по  наследству  надел.  Между  детьми участок не делится, а целиком  переходит к одному из  них,  другим  же детям отдаются участки  бездетных семей.

    Дочери  вовсе не получают приданого, и если они остаются  единственными наследницами отцовского участка, то выдаются замуж  за  бедных,  ограничивая таким  образом недвижимое имущество граждан.

    Платон  не допускает  и  чрезмерного  увеличения  движимого.  Золото  исеребро изгоняются из  государства, с целью устранения побуждений  к тяжбам и неправедному стяжанию. «Должна существовать государственная   ходячая монета, но не будет дозволено ни  ростовщичество, ни  накопление  частной собственности,  что одинаково предупредит крайние степени богатства и бедности. Низшею нормой служит доставшийся по  жребию  участок земли, который должен  быть у всякого, даже у бездетного. Высшая же норма определяется  вчетверо против первоначального участка.  И затем излишки отбираются в пользу государства.

    В связи с  различным  имущественным  положением  граждане  делятся  на четыре класса, причем  подати  и  почести  распределяются  как  можно  более ровным образом внутри тех или иных классов; при этом допускается из  низшего класса в  высший  и наоборот  согласно  достатку.  Имущественный ценз  для классов устанавливается соответственно в 4, 3, 2 и 1 мины.

    В число граждан не входят рабы и  иностранцы, которые занимаются

земледелием, ремеслами  и  торговлей.  Наличие  рабства  является  одной  из предпосылок  платоновской конструкции второго  по совершенству государства.

    Платон  в  «Законах»  выступает  за  потребительское  равенство   всехсословий и подчеркивает, что «часть, предназначенная для господ,  ничем не должна быть больше остальных двух  частей,  предназначенных для рабов,  а равным образом и для чужеземцев. Надо произвести разделение так,  чтобы все части были вполне равны и в отношении качества».

    Политическим  правами обладают только граждане, основным делом которых является поддержание и соблюдение общегосударственного устройства.  Граждане являются  равноправными,   но   принципы   равенства   трактуется   Платоном аристократически.

    Лица, занятые физическим трудом,  исключаются  из  числа  граждан Ремесла  совершенно  воспрещаются  не только   гражданам, но даже их слугам. Граждане должны  посвящать   себя   государственной   жизни.

    Ремесленники  сохраняют  личную  свободу,  но  прав  гражданства  не  имеют; правительство  распределяет  их по стране в соответствии  с  потребностями  в их  труде.  Земледельческий  труд  осуществляется  рабами. Таким образом,граждане живут за счет труда рабов и ремесленников.

    Торговля  подвергнута  серьезным  ограничениям.  Между  гражданами  не должно быть ни одного мелочного торговца. Это  унизительное  занятие  должно было предоставляться  метекам  (гражданам  других  греческих  государств)  и иностранцам.  Частным  людям  воспрещается  и  внешняя   торговля:   «только правители могут ввозить  из-за границы вещи,  нужные  для  государства».При этом из-за границы ввозятся только предметы, совершенно необходимые  для государства и граждан.

    Быт государства в «Законах»  пронизан  стремлением  повсюду  насаждать  единомыслие  и  коллективистские  начала.  Хотя   индивидуальная   семья   и признается,  однако  все  дело  воспитания   регламентировано   законами   и находится в  руках многочисленных  должностных  лиц.  Женщины  равноправны  с  мужчинами, но на высшие должности в  государстве  они не  допускаются. 

    Браки должны быть строго регулированы,  так  как  цель  их  произвестиблагородное и здоровое потомство. Определен возраст, в котором гражданедолжны вступать в брак; уклонение от  брачных уз наказывается штрафом и другими средствами.  При заключении брачных уз необходимо  обращатьпреимущественное  внимание  на  то,   чтобы   характеры   супругов   служили дополнением друг другу.

    Правительством  должно быть  обращено  особое  внимание  на  то,  чтобы соединялись  браком граждане, предоставляющие наиболее благоприятные  условия для деторождения; для  наблюдения  за  этим  должен  быть  особый  сановник. Расторжение  браков с разрешения правительства  допущено в  случае  бесплодия, совершенного несходства характеров,  и  тяжких  преступлений  против  детей. Вступление во вторичный бра дозволяется, если от первого детей не  осталось; при  наличии  таковых,  второй  брак  не  дозволяется. 

    В «Законах» Платон выступает за смешанный  вид государственного  строя, в  котором сочетаются элементы двух основных форм государства - монархии и демократии.

    Вывод:

    В  диалоге  «Законы»  Платон  изображает   «второй   по   достоинству» государственный  строй,  имеющий  некоторые  схожие  черты  с  описанным   в «Государстве» (равноправие  женщин и мужчин, общественное воспитание детей  и т.п.), вместе с тем, имеются  и свои отличительные особенности.

    Так, количество граждан государства  в «Законах» устанавливается  в 5040 человек, которые делятся на четыре класса по имущественному типу.

    Допускается частная собственность (кроме земельной)  и  индивидуальная семья.Производственные  потребности земледелия   предполагается   полностью обеспечить за счет рабов.Предусматривается  «смешанная» форма правления,  сочетающая  в себе элементы демократии (выборы  большинством  голосов)  и монархии  (замещение должностей по заслугам и достоинству).

    Организация государственной  власти  является  сложной:  самый  высший орган  — стражи законов в количестве 37 человек; кроме  него  еще  существует Совет из  360  членов,  избираемых  по  классам  граждан:  Ночное  собрание, состоящее из 10 старейших  законодателей и  других  лиц;  народное  собрание, которое посещают все желающие, и большое количество должностных лиц.

    Большое внимание Платон уделяет вопросам о  законах. Закон должен  быть выше правителей. Основную  ставку  Платон  делает  на  детальные  и  суровые  законы, которые регламентируют публичную  и частную жизнь людей.

    В «Законах» Платон формулирует  причины  неотвратимости  наказания  за совершенное  преступление:  «Вообще  никто  никогда  не  должен   оставаться безнаказанным за какой бы то ни было поступок».

    Платон  был первооткрывателем в сфере  философского освещения  обширного  комплекса политико-правовых вопросов, и разработка многих  из  них  отмечена печатью его творческого  гения. В арсенал  последующей  истории  политических учений вошли  многие  его  теоретические  конструкции,  как  гносеологические ценные,   так   и   иллюзорные.   Различна   и   социально-политическая  и идеологическая направленность их использования. Без критического  осмысления всего этого  невозможны  не  только  сколько-нибудь  глубокая  ориентация  в истории политических учений и современной теории политики,  государства,  но также и верный подход  к  политической  практике.  «Применительно  к  такому масштабному  автору,  как   Платон,   негативное   в   творческом   наследии

    оказывается не менее поучительным, чем позитивное. Платон всегда актуален  в том высоком смысле, в каком актуален духовный опыт прошлого.

    Платон  — великое явление, как деятель — философ, ученый,  писатель  он принадлежит   всему   человечеству. Платон  — один из учителей человечества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Труды «Государство» и «Законы» Платона