Труды «Государство» и «Законы» Платона

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 16:29, реферат

Краткое описание

В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах в семье Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

Файлы: 1 файл

Труды государство и законы Платона.docx

— 28.44 Кб (Скачать)

     Труды «Государство» и  «Законы» Платона

                 "... Платон - один из  учителей человечества. Не  будь его  книг, мы не только  хуже понимали  бы, кем были древние   греки,  что  они дали миру, - мы хуже понимали  бы самих себя, хуже понимали  бы, что такое философия,  наука, искусство,  поэзия, вдохновение,  что такое  человек,  в чем трудности  его исканий и  свершений"

                 В.Ф. Асмус.

    В 428 г. до н.э., в самый разгар междоусобной Пелопонической войны, в Афинах в семье Аристона и Периктионы родился сын Аристокл,  впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной,  царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю Афин как историю своего рода.

    Большую роль в дальнейшей жизни Платона  сыграла его встреча с Сократом в 408 г. до н.э. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало  в жизни: твердую веру в существование  истины и  высших ценностей    жизни,    которые   познаются   через  приобщение к благу и  красоте трудным путем внутреннего  самосовершенствования. К этому времени Платон уже стал признанным философом.

    В 399-389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В 387 г. до н.э. Платон едет в Сицилию,  где знакомится  с тираном Дионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не пожелавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу.

    Вернувшись  в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил  в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом,  где основал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее.

    В 367-353 гг. до н.э. Платон дважды посещает Сицилию, находящуюся во власти "просвещенного" тирана  Дионисия Младшего.

    В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения Платон умирает.

    Несмотря  на отдалённость от нас того времени, в которое жил и творил Платон, интерес к его творчеству не  ослабевает,  быть может,  даже усиливается  в наше время. Вообще, мнение даже  самого  обыкновенного человека, жившего две с половиной тысячи лет назад,  интересно само по себе. Конечно, интерес многократно  усиливается, если этот человек -  Платон.

    Его перу принадлежит множество трактатов  на самые различные темы.

    Весьма  интересен его взгляд на деньги. По его мнению, государство может  существовать длительное время лишь в том случае, если оно основано на натуральном хозяйстве и если деньги имеют ограниченное хождение. Платон уделял особое внимание деньгам, но, мне кажется, так и не понял  их сущности. Он отрицательно относился к функции денег, когда они выступают в качестве сокровища. Деньги, по Платону, имеют только две функции: меры стоимости и средства обращения. Они должны служить только для обмена. Платон требовал запретить куплю-продажу в кредит, т.е. выступал против использования денег как средства платежа.

      Платон считал, что горожан надо  наделять земельными наделами, но  их имущество не должно быть  чрезмерным. Если стоимость имущества  превысит стоимость надела в  4 раза, то излишек подлежит передаче  государству. Запрещаются также  ссуды под проценты и покупка  товаров в кредит. Закон должен  устанавливать пределы колебания  цен. Именно в таком государстве,  где выполняются эти правила,  не будет ни богатых, ни бедных, а значит, не будет и социальной  напряжённости.

    Огромное  место в трактатах Платона  занимают его мысли об идеальном  государстве. Нас интересует, как  он представлял организацию экономической  жизни в таком государстве. Модель такого исправленного и улучшенного  человеческого общества он строит в  своем трактате «Государство». В  нём 10 частей, или книг, множество  действующих лиц. Главное лицо сочинения  – Сократ. Рядом с ним родные братья Платона – Адимант и Главкон, к которым постоянно обращается  Сократ и которые создают видимость беседы. Диалог между ними превращается в размышление Сократа об идеальном государстве.

    Идеальное государство – то, которое удовлетворяет  требованию справедливости. Справедливость в данном случае состоит в том, что в обществе созданы условия, которые гарантируют процветание  всего государства и учитывают  естественное неравенство людей  в их природных задатках.

          По  убеждению  Платона,   государство   должно   также  выполнять и нравственные  функции   –  “воспитывать  граждан   в  верности установленным  порядкам и религии отцов. В  диалоге “Государство” Платон  рассматривает идеальный государственный  строй по аналогии с человеческой  душой. Трем  началам  человеческой  души  – разумному,  яростному   и  вожделеющему  -  аналогичны  три основных  начала государства  (так как между  государством  и  человеком существует  взаимное  подобие) – совещательное, защитное  и  деловое.  Последним  же  соответствуют три сословия  –   правителей-философов,  воинов  (стражей)  и  производителей.

    Есть  люди, которые от природы наделены разумом, высокой нравственностью, благоразумием, чувством справедливости. Это философы, которые должны управлять государством, создавать законы, править на основе данного им глубокого понимания действительности.

    Другим  свойственны храбрость, стремление к военной славе, доблесть, бесстрашие. Это воины, призвание которых состоит в защите государства от внешних и внутренних врагов, поддержании порядка и спокойствия.

    Третьи  лишены всех этих качеств – они  должны заниматься ремеслом, пахать землю. Внутри этого низшего класса также  существует четкое разделение труда: кузнец не может заняться торговлей, а торговец по собственной прихоти не может  стать земледельцем.

      Сословное  деление  общества  Платон объявляет условием прочности  государства.  Самовольный  переход   из  низшего сословия в высшие  является  величайшим  преступлением,  ибо  каждый  человек должен  заниматься  тем  делом,  которому  он  предназначен от   природы:“Заниматься  своим  делом  и  не  вмешиваться  в  чужие –  это и есть справедливость”.

    Из  всего вышесказанного можно сделать  вывод, что главный принцип устройства идеального государства – разделение труда, т.е. каждый должен заниматься своим делом. Торговля необходима только потому, что она обслуживает разделение труда внутри города и между городами.

    Философы  и воины не имеют никакой частной  собственности и беспощадно караются за хранение золота и серебра. Собственность – привилегия крестьян и мастеровых, так как она сама по себе не мешает работать, но губительна для тех, кто предан высоким размышлениям.

          Идеальное государство не может   существовать  без  должной   подготовки молодого поколения.  Для Платона правильная организация   воспитания  означает систематическое  развитие природных задатков. Философ  полагает,  что у когоони есть, то те благодаря хорошему воспитанию становятся еще лучше.  Платона интересует прежде всего военное сословие и поэтому он создал целую теорию воспитания воинов-стражей.

    Наилучшее государство, по Платону, должно: во-первых,  обладать  силой собственной  реорганизации  и  средствами  ее   защиты,   достаточными для сдерживания и отражения  врагов; во-вторых, осуществить систематическое  и достаточное  снабжение   всех   членов   общества   необходимыми для них материальными  благами;  в-третьих,  контролировать  и  направлять  развитие духовной деятельности и творчества.

      По Платону, государственное устройство  зависит  от  нравов  людей,  их душевного  склада  или   характера.  Государство  является  таковым, каковы составляющие  его люди. Между складом характера   и  формой государственного  устройства он усматривает прямое  соответствие.

    Философ считает, что устройство совершенного  государства  может быть только одно. Все возможное  же  различие  сводится  лишь  к  числу  правящих мудрецов (философов): если мудрец один — это  царство.  Если  несколько  — аристократия.  Но  это  различие  в  действительности  не имеет  никакого значения, ведь, если правят на самом деле мудрейшие, то  сколько бы  их  не было, они все равно будут править совершенно одинаково.

    Вывод:

    В диалоге Платона «Государство»  причина  возникновения  государства  — наличие социальных потребностей индивидов друг в друге. Свобода  личности  подавляется  государством:  государство стоит над гражданином  и то, что хорошо для государства, то хорошо и для гражданина.

      Общество делится на три сословия: правителей-философов, стражей-воинов  и  земледельцев,  ремесленников.  Первые  два  сословия  являются   высшими,последние — низшим.

      Жизнь и быт стражей построены  на  коммунистических  началах:  лишение частной собственности, общность жен и детей и т.д. Женщины и мужчины уравнены в их  правах  и возможностях.  Не  пол,  а способности, как и у мужчин определяет социально-политическое место женщины в структуре общественной жизни. Это положение было очень «смелым»  в эпоху Платона и актуально до сих пор.

    Членам  третьего сословия разрешается  иметь  частную  собственность  и семью,  но  лишь  с  целью  обеспечения  первых  двух   сословий   всем   им необходимым. Платон предупреждает  об  опасности  излишней  свободы  и  чрезмерного рабства  в  государстве.  «Ведь  чрезмерная  свобода,  по-видимому,  и  для отдельного человека, и  для государства обращается не  во  что  иное,  как  в чрезмерное рабство». Но также вредна и другая  крайность  —  чрезмерное подчинение кому-нибудь или чему-нибудь:  «Как  подчинение,  так  и свобода, преступающая границы, есть величайшее  зло,  в  надлежащей  же  мере  —  это  величайшее благо». Эти мысли Платона  в  последующие  века  повторялись  много раз, варьируясь на разные лады и актуальны сейчас. Устройство совершенного государства в «Государстве»  Платона возможно в виде  монархии  или  аристократии.  К  отрицательному   типу   общественного устройства Платон относит тимократию, олигархию,  демократию  и тиранию, в порядке их порчи и очередности перехода от одного к другому.

    «Законы»

    Далее Платон рисует другие стороны жизни  идеального государства, которые в  данный момент интересуют нас очень  мало. Отмечу только, что ряд идей из рассматриваемого нами трактата был  впоследствии взят социалистами-утопистами.

    Другой  трактат на ту же тему, называющийся «Законы» – произведение престарелого Платона, умудренного и разочарованного  жизнью. Перед нами неторопливая беседа трех старцев, текущая медленно, с  повторами, углублением и оттачиванием мысли, строящей законодательство того общества, которое теоретически обосновано Платоном в «Государстве».

    «Законы»  — это огромное произведение в  двенадцати  книгах,  по  объему превышающее любой диалог Платона.«Законы»  —  детище  престарелого,  умудренного  жизнью  и  во  многих отношениях разочарованного в ней Платона, — представляют собою  неторопливую беседу трех стариков, текущую медленно, с повторами,  возвратами  к  прежним мыслям,  с  углублением  и  оттачиванием  тонкостей  законодательства того общества, которому было дано теоретическое обоснование в «Государстве».

    "Законы"  обширны  и   охватывают   самые   разнообразные проявления  человеческого   общежития.   «Внимательное   рассмотрение   этого   трактата показывает, что  Платон, создавая свою  теорию  государственного  устройства, во  многом отталкивался от реальности, и это  обстоятельство  в   определенной степени придает  труду философа характер  исторического   источника».  Как бы  разочаровавшись   в  возможности  осуществления   на   практике   идеала, изображенного   в  «Государстве»,  Платон  в  "Законах"  отступает   в   ряде существенных положений  от требований, выдвинутых в первом  произведении.  Это была попытка  философа путем различного рода  уступок приблизить свой идеал   к действительности.

    Проект  наилучшего государства в «Законах»  более реалистичен. В нем Платон выступает от лица аристократических  кругов античных рабовладельцев.

    «Создание утопического государства в «Законах»  мыслится  как  реальный процесс  основания города и  его  социально-политического  организма.  Платон даже стремится  придать своему трактату в како-то степени реальный  характер,указывая, что он сделан по случаю предстоящего  основания критской  колонии Магнезии»[102].

    Для  основания  города  прежде  всего необходимо  выбрать подходящую местность, причем наиболее удобными  для этого являются  внутренние  части суши, удаленные от  моря. Количество «народонаселения»  должно  быть достаточно для защиты и не настолько  велико,  чтобы  затруднить  сохранение порядка. Контингент колонистов  устанавливается  в  5040  человек;  это,  по мнению  Платона,  наиболее  подходящее   число   граждан   для   нормального функционирования  города.(737С-735А).   Установленное   количество граждан должно всегда оставаться неизменным. Так, правители  принимают  меры, чтобы это количество никогда  не  увеличивалось  и  не  уменьшалось,  поощряя  или воздерживая деторождение; в случае избытка населения, лишние выселяются в колонии.

Информация о работе Труды «Государство» и «Законы» Платона