Трактовка предмета экономической теории разными школами экономистов

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 15:16, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что с помощью данной работы мы можем выявить основные тенденции экономического развития общества на протяжении истории, а также, базируясь на данной работе, можно составить прогноз настоящему состоянию экономической науки.
Цель данной работы – изучить взгляды различных экономистов на предмет экономической теории. Выделить основные положения этих взглядов в ту или иную эпоху.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРАКТОВКА ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В ЭПОХУ ДОРЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Древний мир и средневековье 5
1.2. Меркантилизм 7
2. ЭПОХА НЕРЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 9
2.1. Физиократы 9
2.2. Классическая политическая экономия 10
2.3. Историческая школа маржинализма. Формирование неоклассического направления экономической мысли 14
2.4. Марксизм 21
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ЭПОХИ РЕГУЛИРУЕМЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ 25
3.1. Институционализм 25
3.2. Кейнсианство 29
3.3. Неолиберализм. Школа монетаризма 34
3.4. Неоклассический синтез 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43

Файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории Бабийчук Ю.П. гр.АМЭ-12.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

Положительной стороной либерализма была его направленность против феодальных порядков, чрезмерной цеховой регламентации. Ярче всего  идеи экономического либерализма сформулированы Ж. Б. Сэем в законе, гласящем, что предложение порождает собственный спрос, а капитализм способен без вмешательства государства стихийно и автоматически восстанавливать экономическое равновесие. Методологической основой либерализма является принцип индивидуализма, согласно которому в обществе должна существовать естественная свобода человека, его независимость от социума, а отстаивание своих интересов отдельными индивидуумами ведет к удовлетворению общественных интересов, к общественному благополучию. Такие взгляды в значительной мере отражали специфику капитализма эпохи свободной конкуренции. Идеи экономического либерализма господствовали до кризиса 1929-1933 гг. На смену им пришло учение Дж. Кейнса.

Современные последователи  экономического либерализма — американские ученые - неолибералы Л. Мизес и Ф. Хайек выступают за минимальное вмешательство государства в экономику, за предоставление максимальной свободы предпринимателям и торговцам. Л. Мизес абсолютными основами цивилизации называл частную собственность, свободный обмен и разделение труда, на котором основывается такой обмен. Но регулируемую при социализме экономику он считал запланированным хаосом, поскольку цены в ней не отражали соотношения спроса и предложения. Ф. Хайек активно отстаивал идею максимальной свободы человека, преимущества рыночной системы над смешанной, считал капитал вечной категорией. По его мнению, регулирование хозяйственной деятельности разрушает механизм передачи информации.

Идеи неолиберализма были положены в основу теории социально ориентированного рыночного хозяйства, одним из авторов которой был известный немецкий экономист и государственный деятель Л. Эрхард. Данная теория провозглашает необходимость свободной конкуренции, свободных цен и т. п., гарантирование государством данных условий наряду с социальной направленностью их развития. В то же время допускается использование государственных рычагов регулирования экономики (государственного распределения ресурсов и контроля над ними), которые значительно ослабляются после достижения поставленной цели.

Некоторые отечественные  экономисты-«реформаторы» активно  поддерживают идею воплощения модели социально ориентированной рыночной экономики. Однако нечеткое понимание  сути теории социальной рыночной экономики  и некомпетентная реализация их рекомендаций привели к развалу государственного управления экономикой и нанесли народному хозяйству огромный ущерб.

Монетаризм (от англ. money — деньги) — экономическая теория, согласно которой денежная масса в обращении играет определяющую роль в формировании экономической конъюнктуры и установлении причинноследственных связей между изменением количества денег и величиной валового национального продукта, а также в развитии производства. Монетаризм возник в середине 50-х гг. XX в. в США. Его лидер — руководитель чикагской школы политической экономии М. Фридмен — выступает против активного и широкомасштабного вмешательства государства в экономику, против государственных мер стимулирования спроса, выдвигая при этом лозунг «Назад, к Смиту». Рыночное хозяйство он считает наиболее рациональным, а возникающие в нем диспропорции — следствием внешнего (государственного) вмешательства. Он, в частности, выступает против налогового и бюджетного регулирования. Поскольку государственное регулирование экономики, как утверждает М. Фридмен, малоэффективно, а между динамиками денежной массы и национального дохода имеется тесная корреляционная связь, его следует заменить автоматическим приростом денежной массы в обращении на уровне 4—5 % в год, или ограничить контролем над денежным обращением. Средствами регулирования экономики монетаристы считают также достижение сбалансованности государственного бюджета, установление высоких процентных ставок. Положительной стороной монетаризма является всеобщий анализ механизма действия денег на рынок товаров, обоснование влияния монетарной политики на развитие экономики, а негативной — необоснованная абсолютизация роли денежной массы как определяющего звена хозяйственного механизма. Выражая интересы самых консервативных кругов монополистического капитала, монетаристы пытаются ликвидировать или существенно урезать социальные программы государства, выступают за массовую безработицу как за средство борьбы с инфляцией. Рецепты монетаристской школы воплощены в программах Международного валютного фонда. Навязывая их государствам — бывшим республикам СССР — в качестве условия предоставления кредитов, эксперты фонда (как и других международных организаций) обосновывают пути выхода этих стран из глубокого экономического кризиса, не учитывая национальной специфики каждой из них, их исторических традиций. Монетаристским рецептам МВФ пытались следовать правительства России и Украины, действовавшие после провозглашения независимости, руководители национальных банков, вследствие чего народное хозяйство этих стран было отброшено на несколько десятилетий назад.

Монетаризм представляет собой такое течение экономической мысли, которое ставит, деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяйства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно-денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления государственного регулирования экономики. Задача государства в области управления экономикой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над эмиссией денег и денежной массой, достижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого кредитного банковского процента для борьбы с инфляцией.

Зачатки идей монетаризма просматриваются еще в экономических учениях древности и в явном виде присутствуют у меркантилистов. Определенные элементы монетаристского подхода видны и в работах английских классиков. Сформулированная шотландским философом Давидом Юмом (1711-1776) количественная теория денег, связывавшая уровень цен с объемом денежной массы в стране, получила поддержку, в частности, со стороны Д.Рикардо. Но в современном виде концепция монетаризма наиболее ярко выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского университета Милтона Фридмена (род. 1912).

Достижения  Фридмена в области монетаризма  так или иначе связаны с  критическим анализом теории Кейнса и его последователей, исходивших из положения о несущественном влиянии денег на общие расходы, потребление, цены и убежденности в неспособности рыночной экономики автоматически добиться полной занятости и стабильности цен.

Критикуя  эти положения, Фридмен в целом  ряде своих работ, в том числе по «монетарной» истории США, показал, что все крупные изменения хозяйственной жизни связаны, прежде всего, с денежными импульсами, эмиссией денег. «Хозяйство пляшет под дудку доллара, повторяет его танец», - так образно сформулировал главный вывод своих исследований Фридмен.

Положения монетаристов относительно неэффективности денежной

политики II краткосрочном периоде были подвергнуты критике сторонниками новой классической макроэкономической теории. Эта научная школа сформировалась в 1970-е гг. в результате применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Новые классики выдвинули гипотезу рациональных ожиданий, за которую ее автор - Роберт Лукас (род. 1937), профессор Чикагского университета, - удостоился Нобелевской премии по экономике за 1995 г. Согласно данной гипотезе, будущие ценовые ожидания являются чрезвычайно важными мотивами поведения для всех, кто принимает экономические решения: для компаний, организаций и даже для отдельных семей. До этого считалось, что подобные решения экономических субъектов строятся на произвольной или статической основе. Так, ожидаемый уровень цен рассматривался как практически неизменный. Гипотеза рациональных ожиданий позволила постоянно заглядывать вперед и соотносить эти ожидания с изменяющейся информацией.

3.4. Неоклассический синтез

Неоклассический синтез — обобщающая экономическая концепция, в которой объединяются рациональные элементы теории ценообразования и распределения доходов неоклассицизма и кейнсианской теории роста национального дохода. Согласно этой концепции, в зависимости от состояния экономики, следует применять либо кейнсианские, либо неоклассические рецепты воздействия на нее, но, прежде всего, денежно-кредитные методы и по мере усложнения экономической системы необходимо всемерно совершенствовать методы государственного регулирования экономики.

Сторонники неоклассического синтеза рассматривают теорию общего экономического равновесия как идеальную  модель функционирования экономической  системы. Но в отличие от неоклассиков они предлагают использовать различные  методы государственного регулирования. Поэтому концепцию неоклассического синтеза еще называют ортодоксальным кейнсианством. Его наиболее известными представителями являются американские экономисты Е. Хансен, П. Самуэльсон, Дж. Хикс, которых считают авторами теории доходов — расходов как ортодоксальной версии кейнсианской доктрины. По мнению П. Самуэльсона, решение ключевых проблем денежной и финансовой политики с помощью теории дохода придает законную силу классическим истинам.

В противовес кейнсианской модели мультипликатора Дж. Хикс предложил модель IS—LM, показывающую с помощью соответствующего научного аппарата отличие между законом Сэя, согласно которому предложение порождает спрос, и законом Вальраса, определяющем, что сумма предложения, то есть сумма доходов и расходов в обществе совпадают. При этом в доходы включаются и денежные сбережения, их определенный объем находит свое проявление в спросе и предложении данного товара (т.е. денег), что, в свою очередь, влияет на равновесие экономической системы. Анализ совокупного спроса осуществляется Хиксом в производственном (реальном) и денежном секторах. Главным условием равновесия в первом из них он называет равенство инвестиций и сбережений, во втором — равенство спроса на ликвидность и денежной массы.

Теорию неоклассического синтеза критикуют представители монетаристской школы, в частности, М. Фридмен. Острие критики направлено, прежде всего, на тезис сторонников неоклассического синтеза о том, что механизм рыночного саморегулирования должен дополняться и корректироваться целенаправленным государственным вмешательством. По мнению монетаристов, задача государства создать условия для максимально свободного функционирования рыночного механизма. Подобная критика представляется неконструктивной, ибо не отвечает требованиям сегодняшнего дня.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В данной работе мы проследили развитие взглядов экономистов на предмет  экономической науки с момента  ее зарождения и до настоящего времени. Из чего можно сделать вывод, что  экономическая наука находилась в постоянном развитии, вместе с эпохой менялись и взгляды. Причем с течением времени появлялось все больше и больше экономических теорий различного направления, существовавших одновременно. Данное положение свидетельствует о том, что в своем развитии человечество рассматривает несколько вариантов этого самого развития. В данном случае в экономической сфере. Которое в настоящее время предполагает уже альтернативу развития: пойти по тому или иному пути экономической организации социума уже в рамках даже одного основного направления.

Мы рассмотрели 3 эпохи  развития экономической теории. Были исследованы и изучены взгляды различных экономистов в эпоху дорыночной экономики, начальное развитие экономической теории в средневековье, рассмотрена школа меркантилизма. Далее была изучена трактовка предмета экономической теории в эпоху нерегулируемых рыночных отношений, а именно взгляды физиократов, экономическая школа мержинализма, неоклассическое и марксиское направление экономической мысли. Так же мы рассмотрели экономическую теорию в эпоху регулируемых рыночных отношений. В этот период мы увидели такие экономические направления как институционализм, кейнсианство. Рассмотрели  школу монетаризма. Изучили такую экономическую концепцию как неоклассический синтез.

Экономическая действительность необычайно многообразна, противоречива и изменчива. И экономическая наука, имеющая дело со столь динамичными и непредсказуемыми феноменами, как правило, не может претендовать на абсолютно точное, адекватное отражение реальных процессов и взаимосвязей. Она постигает истину с известной степенью приближения. По мере происходящих в экономике изменений уточняются или отбрасываются прежние представления о предмете экономической науки, обогащается понятийный аппарат, делаются новые обобщения и выводы.

 

Список использованной литературы

  1. Белокрылова О. С., Кетова Н. П. и др. Учебник – «Экономическая теория» 2-е изд., «Феникс», 2008;
  2. Борисов Е. Ф. Учебное пособие – «Экономическая теория» Краткий курс, 1996;
  3. Вечканов Г. С. Учебник для вузов – «Экономическая теория», 2-е изд., 2010;
  4. Гукасьян Г. М., Маховикова Г. А., Амосова В. В. Учебник – «Экономическая теория», «ЭКСМО», 2008;
  5. Гусейнов Р. М., Семенихина В. А. Учебник – «Экономическая история: История экономических учений», «Омега-Л», 3-е изд., 2009;
  6. Казначевская Г. Б. Учебник – «Экономическая теория», 3-е изд., 2009;
  7. Корниенко О. В. Учебное пособие – «Основы экономической теории», 2008;
  8. Михайлушкин А. И., Шимко П. Д. Учебник – «Экономика», 2-е изд., 2004;
  9. Симкина Л. Г. Учебник – «Экономическая теория» 2-е изд., 2008;
  10. Холопов А. В., «История экономических учений», 2-е изд., «ЭКСМО», 2009;
  11. Чепурин М. Н., Киселёва Е. А. Учебник - «Курс экономической теории», «АСА», 2002;
  12. Экономическая теория: Учебник/ Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – М.: Питер, 4-е изд.,  2009;
  13. Янова В. В., Янова Е. А. «Экономическая теория», «ЭКСМО», 2009;
  14. Ядгаров Я. С. Учебник для вузов – «История экономических учений»  3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2000. - 320 с.
  15. www.super-shpora.ru

Информация о работе Трактовка предмета экономической теории разными школами экономистов