Теория предложения денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа

Краткое описание

Данная работа посвящена одному из важнейших вопросов экономической науки – деньгам. С деньгами, безусловно, все знакомы, но как правило люди имеют слишком узкое понимание денег.
Целью данной работы является всестороннее рассмотрение денег. Для достижения этой цели мы рассмотрим теорию предложения денег.

Оглавление

Введение.

Глава 1. Социально-экономическое содержание денег

1.1. Возникновение денег

1.2. Виды и функции денег

Глава 2. Ценовые и неценовые факторы предложения денег
2.1. Денежные агрегаты
2.2. Классическая и кейнсианская теория предложения денег

Глава 3. Равновесие на денежном рынке
Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

редак-ие курсовой 2.docx

— 144.46 Кб (Скачать)
  • Средство обращения деньги, накопленные, но не использованные, позволяют переносить покупательную способность из настоящего в будущее.Деньги выполняют роль посредника в движении товаров от продавцов к покупателям и служат для покупки товаров и услуг,. Эта функция появляется у денег тогда, когда в обществе совершается переход от натурального обмена к регулярной торговле. Использование денег позволяет отделить акт покупки от акта продажи, и продавец обуви, продав ее и получив деньги, может приобрести на рынке все, что ему необходимо.
  • Средство платежа возникает, когда товары и услуги продаются в кредит, т.е. с отсрочкой платежа. В денежной сфере создаются условия для распространения кредитных отношений в качестве устойчивого экономического явления. Продажа товаров с условием отсрочки

     платежа становится необходимым элементом хозяйственной жизни и составной частью производственного процесса. Она применяется при оплате сырья и полуфабрикатов, готовой продукции, при оплате труда и во многих других операциях. В качестве средства платежа деньги способны обслуживать не только движение товаров, но и движение капитала. Поэтому средство платежа — это высшая из всех известных функций денег.

 

 

 

 

2. Ценовые и  неценовые факторы предложения  денег

Предложение — желание и способность производителей (продавцов) предоставлять товары для продажи на рынке по каждой возможной цене в каждый данный момент времени. Способность предоставлять товары связана с использованием ограниченных ресурсов, поэтому эта способность не столь велика, чтобы удовлетворить все потребности всех людей, ведь совокупные потребности, как известно, безграничны.

Объем предложения зависит от объема производства, но две эти величины не всегда совпадают. Величина предложения  не тождественна объему произведенной  продукции, поскольку обычно часть  произведенной продукции потребляется в рамках предприятия (внутреннее потребление) и на рынок не предоставляется. С другой стороны, существуют различные потери при транспортировке и хранении товаров (например, естественная убыль).

На количество товара, которое фирма  желает произвести, оказывают воздействие  многие факторы, основные из которых  следующие: цена самого товара; цена ресурсов, используемых в производстве данного  блага; уровень технологий; цели фирмы; величины налогов и субсидий; ожидания производителей. Таким образом, предложение  — функция многих переменных, но нас, прежде всего, интересует характер зависимости между величиной предложения и ценой товара при неизменности остальных факторов, способных оказать воздействие на предложение.

Между ценой и количеством предлагаемого  товара существует положительная (прямая) зависимость: при прочих равных условиях с повышением цены возрастает и величина предложения, и наоборот, снижение цены сопровождается при прочих равных условиях сокращением объема предложения. Эта специфическая связь называется законом предложения.

Действие закона предложения можно  проиллюстрировать при помощи графика  предложения.

Кривая предложения — графическое выражение зависимости между ценой товара и количеством этого товара, которое производители хотят предложить на рынке. Кривая предложения имеет восходящий характер, что обусловлено действием закона предложения.

Так же, как и в случае со спросом, различают индивидуальное и рыночное предложение.

Индивидуальное предложение — предложение отдельного производителя. 

Рыночное предложение — совокупность индивидуальных предложений данного товара. Рыночное предложение находится чисто арифметически, как сумма предложений данного товара разными производителями по каждой возможной цене. График рыночного предложения определяется путем горизонтального суммирования графиков индивидуального предложения.

Неценовые факторы  предложения.

Кривая предложения строится исходя из предположения, что все факторы, кроме рыночной цены, остаются неизменными. Выше уже было указанно, что кроме цены на объем предложения влияют многие другие факторы. Они получили название неценовых. Под воздействием изменения какого-то из них величины предложения меняются при каждой цене. В этом случае говорят, что происходит изменение предложения. Это проявляется в смешении кривой предложения вправо или влево.

Когда предложение расширяется, то кривая Sсмещается вправо и занимает положение S1, в случае сужения предложения кривая предложения сместится влево до положения S2.

Среди основных факторов, способных  изменить предложение и сместить кривую S вправо или влево, можно выделить следующие (эти факторы называются неценовыми детерминантами предложения):

1. Цены ресурсов, используемых в  производстве товара. Чем больше  должен платить предприниматель  за труд, землю, сырье, энергоносители  и т. п., тем ниже его прибыль  и тем меньше его желание  предлагать на продажу данный  товар. Значит, при увеличении цен на применяемые факторы производства предложение товара снижается, а уменьшение цен на ресурсы, наоборот, стимулирует повышение количества предлагаемого товара при каждой цене, и предложение возрастает.

2. Уровень технологии. Любое технологическое  усовершенствование, как правило, приводит к сокращению затрат на ресурсы (снижению издержек производства) и поэтому сопровождается расширением предложения товара.

3. Цели фирмы. Основная цель  любой фирмы — максимизация прибыли. Однако зачастую фирмы могут преследовать иные цели, что сказывается на предложении. Например, стремление фирмы производить товар без загрязнения окружающей среды может привести к снижению количества предлагаемого товара при каждой возможной цене.

4. Налоги и субсидии. Налоги влияют  на расходы предпринимателей. Рост налогов означает для фирмы рост затрат на производство продукции, а это, как правило, вызывает сокращение предложения; снижение налогового бремени имеет обычно обратный эффект. Субсидии ведут к снижению издержек производства, поэтому увеличение субсидий бизнесу, безусловно, стимулирует расширение производства, и кривая предложения смещается вправо.

5. Цены на иные товары также  могут влиять на предложение  данного блага. Например, резкое  повышение цен на нефть может привести к увеличению предложения угля.

6.  Ожидания производителей. Так, ожидания производителями возможного повышения цен (инфляционные ожидания) оказывают неоднозначное воздействие на предложение товаров. Предложение тесно связанно с инвестициями, а последние чутко и, главное, труднопредсказуемо реагируют на конъюнктуру рынка. Однако в зрелой рыночной экономике ожидаемый рост цен на многие товары вызывает оживление предложения. Инфляция в условиях кризиса обычно вызывает снижение производства и сокращение предложения.

7. Количество производителей (степень  монополизации рынка). Чем больше фирм выпускает данный товар, тем выше предложение этого товара на рынке. И наоборот.

Так же, как и в случае воздействия  на спрос ценовых и неценовых факторов, разделяют изменение предложения и изменение величины предложения:

• изменение неценовых факторов приводит к смещению самого графика предложения вправо или влево, поскольку в этом случае производители при каждой цене предлагают рынку иное (большее или меньшее) количество данного товара. Подобные перемены в предложении могут произойти только в случае изменений неценовых детерминант предложения. Здесь мы говорим об изменении предложения;

• всякий раз, когда в результате каких-то перемен в рыночной ситуации меняется величина предложения, а все факторы, влияющие на него, кроме цены товара X, остаются неизменными, кривая предложения на товар остается на прежнем месте, происходит перемещение вдоль кривой предложения. В подобных случаях при прочих равных условиях изменяется количество товара X, предлагаемое производителями к продаже. Здесь мы говорим об изменении величины предложения.

 

2.1. Денежные агрегаты

Для характеристики денежного  предложения применяются различные  обобщающие показатели, так называемые денежные агрегаты. Денежные агрегаты - виды денег и денежных средств, отличающиеся друг от друга степенью ликвидности. Денежные агрегаты - показатели структуры денежной массы. Состав денежных агрегатов различен по странам. Чаще всего используются агрегаты:

1) Агрегат M-1 - («деньги  для сделок») - это показатель, предназначенный  для измерения объема фактических  средств обращения. Он включает  наличные деньги (банкноты и разменные монеты) и банковские деньги.

2) Агрегаты М-2 и М-3 включают  кроме М-1, денежные средства на сберегательных и срочных счетах, а также депозитные сертификаты. Эти средства не являются деньгами, поскольку их невозможно непосредственно использовать для сделок купли продажи, а их изъятие подчинено определенным условиям, однако они похожи на деньги в двух отношениях: с одной стороны, они могут быть в короткие сроки выброшены на рынок товаров и услуг, с другой - они позволяют осуществлять накопление денег. Не случайно их называют «почти деньгами».

3) Наиболее полные агрегаты  денежного предложения - L и D.

L наряду с М-3 включает  прочие ликвидные (легко реализуемые)  активы, такие, как краткосрочные  государственныеценные бумаги. Они называются ликвидными, так как без особых трудностей могут быть превращены в наличность. Агрегат D включает все ликвидные средства и закладные, облигации и другие аналогичные кредитные инструменты.

Большинство экономистов  предпочитают использовать агрегат  М-1, так как он включает активы, непосредственно  используемые в качестве средства обращения.

Под денежной массой понимается совокупность общепринятых средств платежа в экономике, сумма наличных и безналичных денежных средств.

Для измерения денежной массы  используются денежные агрегаты: МО, Ml, M2, МЗ. Денежные агрегаты классифицируются в зависимости от степени ликвидности денежных активов.

Ликвидным называется такой актив, который может быть использован как средство платежа или превращен в средство платежа и имеет фиксированную номинальную стоимость. Состав и количество используемых денежных агрегатов различаются по странам.

Для расчета совокупной денежной массы в РФ предусмотрены следующие  денежные агрегаты:

  1. МО - наличные деньги;
  2. Ml равен агрегату МО плюс расчетные, текущие и прочие счета, вклады в коммерческих банках, депозиты до востребования; показатель Ml предназначен для измерения объема фактических средств обращения, поэтому он относится к денежной массе в узком смысле слова;
  3. М2 - состоит из Ml плюс срочные вклады. При помощи показателя М2 пытаются измерить запас высоколиквидного имущества, которым владеет население и которое при определенных условиях может превратиться в деньги. Следовательно, М2 - это денежная масса в широком смысле;
  4. МЗ включает М2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Скорость  обращения денег - это среднегодовое количество оборотов, сделанных деньгами, которые находятся в обращении и используются на покупку готовых товаров и услуг. Скорость обращения денег равна отношению номинального валового национального продукта к массе денег в обращении:

V=U/M,

где V- скорость обращения  денег;

U- номинальный объем ВНП;

М- масса денег в обращении.

Скорость обращения денег  в краткосрочном периоде является обычно величиной постоянной, а в  долгосрочном меняется, но незначительно. Скорость эта вполне поддается управлению и зависит от работы банковской системы  страны и от уровня технического оснащения  учреждений, которые участвуют в  денежных операциях.

Чем выше техническое оснащение  банков, чем шире они используют современные компьютеры и спутниковые  линии связи, тем быстрее оборачиваются  деньги и тем меньше их надо для  нормального функционирования хозяйства.

Денежная масса, которая  необходима для осуществления операций обмена и платежа, зависит от спроса на деньги и от предложения денег  банковским сектором.

Модель предложения денег. Денежный мультипликатор

Под предложением денег понимают денежную массу в обращение т.е. совокупность платежных средств, обращающихся в стране в данный момент.

Предложение денег в экономике  осуществляет государство посредством  банковской системы, включающей Центральный  банк (ЦБ) и коммерческие банки (КБ).

В целом предложение денег  включает в себя наличность и депозиты. ЦБ создает наличные деньги, которые  поступают в экономику путем  покупки у населения, фирм и правительства  золота, ценных бумаг, валюты, а также  через предоставление правительству  и КБ кредитов. Наличность, поступившая  в экономику от ЦБ, распределяется по следующим направлениям: одна часть  оседает в кассе домашних хозяйств и фирм, другая поступает в КБ в виде депозитов.

Для поддержания ликвидности  КБ из имеющихся у них депозитов  формируют на специальном счете  в ЦБ обязательные резервы, представляющие собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным или относительным показателям пассивных (депозитов) или активных (кредитных вложений) операций. Оставшаяся у КБ часть денежных средств, называемая избыточными резервами, может выдаваться в виде ссуд населению и фирмам.

ЦБ может контролировать предложение денег путем воздействия  на денежную базу. Изменение денежной базы оказывает мультипликативный  эффект на предложение денег.

Косвенное регулирование  денежно-кредитной сферы ЦБ может  осуществлять, используя следующие  инструменты:

  1. норму обязательных резервов. Их изменение оказывает влияние на денежную базу, соответственно, и на предложение денег;
  2. ставку рефинансирования, т.е. ставки, по которой ЦБ кредитует КБ, изменение которой приводит к изменению кредитных ставок КБ;
  3. операции на открытом рынке, представляющие собой операции купли-продажи государственных ценных бумаг в финансовой системе. Эти операции оказывают влияние на величину банковских резервов, следовательно, и на общую денежную массу.

Информация о работе Теория предложения денег