Теория факторов производства как концепция формирования рыночной стоимости и распределение доходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является рассмотрение двух главных функций «Теории факторов производства»:
1. Функция формирования стоимости
2. Функция распределения доходов
Задачей данной курсовой работы является желание получить полные ответы на вопросы:
1. Как «Теория фактов производства» может формировать стоимость товара?
2. Как «Теория фактов производства» влияет на распределение доходов?

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.Теория факторов производства как концепция формирования стоимости . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.1 Определение факторов производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1.2 Факторные доходы и их функциональное распределение . . . . . . . . . . . . 16
1.3 Формирование цен на факторы производства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2. Теория факторов производства и распределения доходов . . . . . . . . . . 20
2.1 Распределение доходов населения в США . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
2.2 Распределение доходов населения в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 30
Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

Файлы: 1 файл

Теория факторов производства как концепция формирования рыночной стоимости ираспределение доходов.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

    Любой предприниматель в процессе своей  деятельности решает две глобальные задачи:

     - как можно точнее определить  социально-значимый заказ, его  количественную и качественную  характеристику;

     - организовать управление фирмой  таким образом, чтобы достичь  поставленных целей.

    Предприниматель всегда пытается "спланировать" рынок, максимально сократить неопределенность и риск. Он призван "ощущать" границу, за пределами которой происходит падение доходности его фирмы. В  своей управленческой деятельности предприниматель сталкивается с ситуацией падающей доходности.

    Суть  закона убывающей доходности в том, что дополнительно применяемые  затраты одного фактора при неизменном количестве других факторов производства дают все меньший объем дополнительной продукции и, следовательно, валового дохода. Другой результат может быть получен при одинаковом и единовременном увеличении всех факторов, что может вести к увеличению выпуска продукции и валового дохода предприятия. Но и тут предпринимателя предостерегает опасность; увеличение предложения товаров ведет к уменьшению рыночной цены и к уменьшению выручки от продажи единицы дополнительной продукции. Это сигнал для предприятия к прекращению роста масштабности производства.  

    1.3 Формирование цен на факторы производства 

    Любое предприятие одновременно выступает  как товаропроизводитель и продавец определенной продукции и как  покупатель факторов производства. Как  продавцу ему присущ типический интерес - подороже продать свою продукцию. На рынке факторов производства предприятие выступает как покупатель, заинтересованный подешевле купить производительные ресурсы (труд, капитал, землю). Все операции подчинены прибыли. Это главный стимул и основной показатель эффективности предприятия.

    Величина  издержек производства и их структура  определяют конкретные требования к  структуре покупки факторов производства. Особенности спроса на факторы производства определяются характером самого производства. Критерий отбора здесь один - наименьшие издержки производства при высоком качестве производимой продукции. Сравнивая рыночную цену каждого фактора производства с предельным продуктом, который производится с помощью этого фактора предприниматель устанавливает свой выбор.

    Исходным  для спроса на факторы производства является спрос на конечный продукт  предприятия, т.е. спрос зависит от объемов производства и цен на факторы производства. Равновесие на рынке факторов производства предполагает получение равного дохода на прирост любого из них.

    Общие принципы формирования кривой спроса на любой фактор производства сводятся к следующему:

      - исходным в спросе является спрос на выпускаемый товар;

      - равенство предельного дохода и предельных издержек,

      - определенных программой предприятия;

      - структура спроса на факторы достигается при условии, когда доллар, потраченный на приобретение какого-либо фактора дает наибольший предельный продукт.

    В предложении труда, как и любого другого фактора есть свои особенности. Они связаны:

      - с численностью населения и прежде всего его трудоспособной частью;

     - качественным составом населения, уровнем его общей и профессиональной подготовки;

      - продолжительностью рабочего дня и рабочей недели;

      - с соответствием профессиональной и квалификационной структуры трудоспособного населения потребности народно-хозяйственного комплекса в работниках разных специальностей.

    Общий уровень заработной платы выявляется пересечением кривой спроса и предложения. Рост спроса на труд повышает уровень заработной платы и ведет к увеличению занятости населения. Падение спроса на труд ведет к противоположным последствиям.

    В движении цен на капитал имеет  значение наличие свободного капитала, его предложение и спрос на него.

 

    2. Теория факторов  производства и распределения доходов

 

    2.1 Распределение доходов населения в США 

    Население США составляет 275 млн. человек (2005-й  год). Это 115 млн. домашних хозяйств, семей. Семья, домохозяйство может состоять и из одного человека. Средний размер домохозяйства в США составляет 2.4 человека. В переводе на понятный язык на100 домохозяйств – 240 человек. В середине XIX века было 450. Перед Второй Мировой войной – 350.

    Совокупный доход американцев в 2006-м году составил 9 триллионов долларов США. Эти девять триллионов составляют 74% от американского ВВП. Средний размер денежного дохода в расчете на одного человека составляет $32.900 в год. На одно домохозяйство - $78.700. Или в терминах диапазонов - $70-90 тысяч в год. Именно такой доход имеют немногим более 10% американцев, относящихся к ядру среднего класса.

    Из  своих денежных доходов американцам  приходится делать многочисленные добровольно-принудительные отчисления, которые уменьшают располагаемую  сумму примерно на треть. Так что  потребительские расходы в расчете  на одно домохозяйство немногим превышают $50.000 в год. А совокупные расходы составляют около $6 триллионов. Это самый большой потребительский рынок в мире, пока Европейский Союз не превратился в единое государство и пока Китай не реализовал свой экономический потенциал. Сбережений американцы практически не делают. Т.е. конечно, есть немало таких американцев, которые делают сбережения, но еще больше таких которые наращивают долги или сокращают сбережения. Так что общий баланс по сбережениям +/- 2% от совокупного дохода. При этом и власти и американские компании прилагают массу усилий для того, чтобы американцы не делали сбережений, т.к. это сокращает текущее потребление, а сокращение потребления ведет к спаду производства, росту безработицы и другим неприятностям.

    2% американцев (5,5 млн. человек, 2,3 млн. домохозяйств) считаются «богатыми». «Богатыми» в США считаются те, чей годовой доход превышает $100.000 на человека, а семейный, стало быть – четверть миллиона долларов. На долю «богатых» приходится 18% от совокупных денежных доходов населения. Это $1650 миллиардов в год. А еще «богатым» американцам принадлежит около 40% всей собственности в США. Это около $20 триллионов.

    Годовой доход 2% богатых американцев в 2,35 раза превышает совокупный доход всех 150 миллионов россиян.

    «Богатых» в США можно, при желании разделить  на: «самых богатых» «очень богатых» и «просто богатых». «Самые богатые» - это 0,5% американцев, которые имеют доход, превышающий миллион долларов в год на домохозяйство. Таких семей в США около 550 тысяч. Это американская элита. Она, в свою очередь, делится на «наследственную элиту» - 200 тысяч семей реально правящих в США уже 3-4 поколения. Всякие там Буши, Карнеги, Меллоны, Форды, Рокфеллеры и т.д. 550 тысяч «очень богатых» - это семьи с годовым доходом от $500 тысяч до миллиона. На их долю приходится в два раза меньше дохода, чем на долю «самых богатых»; и примерно столько же, сколько и на «просто богатых», которых в два раза больше, и чей годовой доход составляет от $250 до $500 тысяч в год.

    Американские богачи живут в домах стоимостью от миллиона долларов и выше. Самые богатые – в родовых поместьях. Они покупают дорогие автомобили. Ездят в круизы. Их дети учатся в частных школах и лучших вузах страны. Как правило, у них есть свой собственный семейный доктор – специалист очень высокой квалификации. Представители наследственной элиты не склонны к демонстрационному потреблению. Могут зайти и в «обычный» супермаркет. Купить готовую одежду. Им никому ничего не надо доказывать. Для них: украшения с бриллиантами в несколько каратов, одежда от ведущих дизайнеров мира, автомобили украшенные стразами, пятизвездочные отели для домашних животных и прочие атрибуты показного потребления.

    Численность среднего класса в США в 1,2 раза превышает  численность всего населения России.

    Около 23 миллионов семей, (55 млн. человек, 20% населения страны) имеют доходы в  диапазоне от $100 до $250 тысяч в  год. Это краса и гордость Америки. Американский верхний средний класс. На него приходится около 40% совокупных доходов - $3700 миллиардов в год. Они могут позволить себе дом в 250-500 кв. м. за 350-800 тысяч долларов. При этом им не потребуется ипотека на 25 лет. Достаточно и обычного кредита на 10-12 лет, с выплатами от $50 до $100 тысяч в год. Раз в два года они покупают себе новый автомобиль стоимостью от $25 до $50 тысяч. Тоже в кредит на 3-4 года. Их дети тоже учатся в хороших школах и вузах. Семейного врача у них, скорее всего, нет, но есть очень хорошая медицинская страховка. А также очень хороший пенсионный план. С тем расчетом, чтобы после 65 лет получать пенсию в $5-10 тысяч в месяц. «Верхние средние» не так свободны в выборе модели потребительского поведения, как богачи. Большинству из них, может только за исключением «свободных художников» потребительскую модель диктует окружение: корпоративные стандарты, соседи и община, клубы, средства массовой информации.

    Четверть  населения США (29 млн. семей, 69 млн. человек) имеют доходы от $50 до $100 тысяч в  год на семью. Или $1750-3500 в месяц  на одного человека. Это собственно и есть – американский «средний класс». Его совокупный годовой доход составляет $2 триллиона или 22% от совокупного дохода американцев. Нельзя не отметить, что в США понятия «средний класс» и «статистическая середина по доходу» практически совпадают.

    Дома  у американцев среднего класса –  около 200 кв. м., и стоят $300-400 тысяч. С  первоначальным взносом в $100 тысяч  и ипотекой на 25 лет совокупные выплаты  хорошо зашкаливают за пол миллиона. Это тысяч по 20-25 в год, в среднем. Половина из них покупает новые машины, раз в 3-4 года. Вторая половина довольствуется подержанными автомобилями, меняя их раз в два года. Дети среднего класса учатся в приличных муниципальных или конфессиональных школах. Для того, чтобы получить хорошее высшее образование молодому человеку из среднего класса надо либо обладать способностями, либо брать кредит на 10-12 лет. В семьях среднего класса есть медицинская страховка с помощью которой можно оплатить лечение от болезней «средней тяжести». Тяжелое заболевание даже у одного члена семьи не входящее в страховку вышибает такую семью на обочину потребительского общества. Пенсионный план способен обеспечить представителю среднего класса пенсию в $2-3 тысячи в месяц. Вполне сносное существование, при условии, что кредиты к моменту выхода на пенсию будут погашены.

    Еще 20% населения – это нижний средний  класс. Семьи с доходом от $32,5 до $50 тысяч в год; или $1150-1750 в месяц  на члена семьи. Совокупный доход  этой группы – чуть менее одного триллиона долларов в год. Надо признать, что в материальном плане уже этой группе приходится весьма несладко. Хотя, много, конечно зависит от того в «дорогом» или «скромном» штате проживает семья (разница в уровне цен между Калифорнией и любым штатом среднего Запада может достигать двукратного уровня), состава семьи, состояния здоровья, образовательных амбиций, ситуации с жильем и др. факторов.

    Семьи нижнего среднего живут в квартирах  площадью менее 100 кв. м. или домах  в 100-150 квадратов. Дома, как правило  старые, достались по наследству. Доходы «нижних средних» не позволяют рассчитывать на ипотеку. При стоимости самого скромного домика или квартирки в $150-200 тысяч, первоначальном взносе в $15-30 тысяч и рассрочке на 30 лет, ежегодные выплаты должны были бы составить те же $20-25 тысяч в год, т.е. от 50% до трех четвертей совокупного дохода семьи. Это неприемлемо. Ни для семьи, ни для ипотечного агентства, ни для банка. Семьи нижнего среднего не покупают новых автомобилей. Но раз в два года меняют свой старый автомобиль на «новый» - такой же подержанный, но поновее, или «покруче». Дети учатся в обычных муниципальных школах, о которых сами американцы редко говорят доброе. Для обучения в приличном вузе выходцу из нижнего среднего класса необходимо обладать какими-то выдающимися талантами, если не по предмету будущей профессии, то хотя бы спортивными. Медицинская страховка с минимальными опциями. Пенсия – $1-1,5 тысячи.

    Итого – американский средний класс  в широком определении:

-65% населения страны, 180 миллионов человек, 75 млн. семей;

-72% совокупных доходов населения - $6,65 триллионов в год.

    Граждане  чей ежемесячный доход не превышает $1150 в США считаются бедными (верхней  границей бедности в США считается  уровень прожиточного минимума умноженный на 2,5), и получают право на различные  виды помощи от государства. Правда, в этих пособиях и формулярах по заполнению документов еще надо суметь разобраться. «Бедных» в США – треть населения: 91 миллион человек, 38 миллионов семей. И на их долю приходится менее 10% совокупных доходов населения страны - $800 миллиардов.

    13% «Самых бедных» американцев, с доходами менее $700 в месяц на человека по американским понятиям находятся за чертой, за гранью. Как это не тяжело представить рядовому россиянину, получающему $500 заработной платы, на которую «худо-бедно» живет семья из четырех человек , в США с такими доходами можно реально «протянуть ноги» от голода, холода, и отсутствия медицинской помощи.

Информация о работе Теория факторов производства как концепция формирования рыночной стоимости и распределение доходов