Теории экономических циклов и практика антициклического регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 09:29, курсовая работа

Краткое описание

Современная Россия переживает сложный, неоднозначный процесс перехода от одной экономической системы к другой, которому сопутствует кризис. Его преодоление сопровождается формированием рыночной экономики с присущими ей характеристиками и закономерностями развития. Одной из таких закономерностей является экономический цикл, который оказывает как положительное, так и отрицательное влияние на экономику. В ходе экономического цикла меняется уровень жизни населения, в фазу спада увеличивается безработица, падают реальные доходы населения. Периодически возникающие кризисы приводят к банкротству предприятий, снижению объемов производства. С другой стороны, экономические циклы носят прогрессивный характер, они способствуют обновлению основного капитала, стимулируют накопление.

Оглавление

Введение 3
1 Экономический цикл, природа, фазы и типы 5
1.1 Природа и причины экономического цикла 5
1.2 Фазы цикла 6
1.3 Типы экономических циклов 9
2 Антициклическое регулирование, необходимость, способы и инструменты 12
2.1 Цикличность развития в рыночной экономике. Необходимость антициклической политики 12
2.2 Способы и инструменты антициклического регулирования 15
2.3 Роль цикличности в развитии рыночной экономики в России. 20
3 Поведение экономических показателей в период экономического цикла 21
3.1 Реакция рынка труда 21
3.2 Инфляция и её изменение 23
3.3 Доходы, расходы и сбережения населения 26
Заключение 29
Список использованных источников 31

Файлы: 1 файл

курсовик.docx

— 293.29 Кб (Скачать)

    Особенности современных циклических кризисов связаны и с кризисом государственного регулирования, выразившимся в несостоятельности  антициклической политики государства, в банкротстве теорий и практики государственного воздействия на циклическое  воспроизводство. Налицо несоответствие официально провозглашенных целей  государственной политики фактическим  результатам регулирования экономики: вместо высоких и устойчивых темпов роста экономики — их падение; полная занятость обернулась массовой безработицей; "стабильность" цен  — хронической инфляцией; равновесие платежного баланса — ростом государственного долга. В результате экономическая  деятельность государства стала  дополнительным фактором неустойчивости экономики.

    Кризис  государственного регулирования заставил развитые страны искать выход из сложившейся  ситуации, но не путем отказа от государственного регулирования циклического производства, а посредством перестройки его  форм и методов. Направленность государственной  политики изменилась от антициклической  к антиинфляционной.

    Приспособление  к новым воспроизводственным  пропорциям осуществляется в современном  хозяйстве прежде всего конкурентно-рыночными  методами. В результате возрастает значение стимулирующей функции  стихийных экономических кризисов в развитии экономики. Об этом свидетельствуют  циклические спады: в 1989—1991 гг. —  в США, в 1990—1993 гг. — в европейских  странах, в 1991—1995 гг. — в Японии. Кризисное падение производства создало условия для циклического оживления, а затем и роста  производства, который начался с 1996 г.

    Вместе  с тем в современных кризисах менее подвижны такие экономические  параметры, как цены, зарплата, занятость, с помощью которых ранее преодолевались воспроизводственные диспропорции. В восстановлении пропорциональности в современных условиях участвуют оставшиеся подвижными валютные курсы, процентные ставки, размеры денежной массы и государственного долга. Подвижность этих экономических параметров придает маневренность механизму самонастройки рыночной экономики.

    Таким образом, цикличность — это всеобщая форма движения национальных хозяйств и мирового хозяйства как единого  целого. Она выражает неравномерность  функционирования различных элементов  национального хозяйства, смену  революционных и эволюционных стадий его развития, экономического прогресса. Наконец, цикличность — важнейший  фактор экономической динамики, один из детерминантов макроэкономического  равновесия. Из-за сложных, взаимопересекающихся трендов различных компонентов  цикличности зачастую крайне трудно выделить отдельные циклы. Наиболее характерная черта цикличности  — движение — происходит не по кругу, а по спирали. Поэтому цикличность  — форма прогрессивного развития. Каждый цикл имеет свои фазы, свою длительность. Характеристики фаз неповторимы  в своих конкретных показателях. У конкретного цикла, фазы нет  двойников. Они оригинальны как  в историческом, так и в региональном аспектах7.

    2.2  Способы и инструменты  антициклического  регулирования

    Современное государство располагает целым  набором экономических инструментов, способных сдержать "перегрев" экономики или придать ускоряющие импульсы на фазе депрессии. В этих целях гибко используется налоговая  система: повышая или понижая  ставки налога на прибыль (на добавленную  стоимость), государство стимулирует (или, наоборот, сдерживает) деловую  активность в определенных сферах деятельности. А используя систему льгот, можно  осуществлять целенаправленное воздействие  на конкретные группы предприятий.

    В тех же целях используется кредитная  политика — понижая или повышая  учетную ставку процента, можно повышать интерес к дополнительным вложениям  капитала или сводить их на нет.

    Большой вклад в развитие производства и  сглаживание цикличности вносит бюджетная политика государства. Так, финансирование за счет бюджета крупных  программ развития (например, производственной инфраструктуры) создает общие предпосылки  для развития бизнеса в необходимых  обществу сферах деятельности. Пример США показывает, какое влияние на экономику оказала осуществлявшаяся здесь в 60-е годы крупномасштабная программа дорожного строительства, давшая толчок развитию многих связанных с этим отраслей, — автомобилестроению, металлургии, машиностроению (с полным основанием и законной гордостью американцы изображают на рекламных плакатах дороги с катящимся по ним долларом — как символ высокой прибыльности и экономического прогресса).

    Существуют  различные взгляды на причины  циклических колебаний, однако, несмотря на значительный разброс взглядов и  различную расстановку акцентов при выработке антициклической  политики, в целом можно выделить два направления регулирования: неокейнсианство и неоконсерватизм, развившееся на базе классической школы. Первое ориентируется на регулирование  совокупного спроса, второе - на регулирование  совокупного предложения. Для наглядности  можно представить их различие в виде таблицы1.

    В зависимости от исходных установок  и ориентиров сторонники того или  иного направления по-разному  решают проблемы сглаживания циклических  колебаний, по-разному оперируют  инструментами, находящимися в распоряжении государства, которое можно использовать для этих целей.

Таблица 1 - Различия в регулировании

     
Признаки Неокейнсианство      Неоконсерватизм
Ориентации На спрос      На  предложение
Цели Регулирование хозяйства в целом (макроэкономика) Создание стимулов деятельности (микроэкономика)
Приоритеты  регулирования Налогово-бюджетная  политика

Кредитно-денежная политика

Кредитно-денежная политика

Налогово-бюджетная политика

Оценка роли государства      Поощрение      Ограничение
 

    Например, сторонники кейнсианских рецептов большее  внимание уделяют бюджетной политике (главным образом это связано  с увеличением или уменьшением  расходов государства) и налоговой  политике (манипуляции с налоговыми ставками в зависимости от состояния  экономики).

    Сторонники  неоконсервативных рецептов уделяют  большое внимание проблеме денег  и кредита. Главным образом это  вопрос объема денежной массы и его  регулирования.

    По-разному  решается проблема участия государства  в происходящих процессах - в политике регулирования экономики в целом  и в области сглаживания циклических  колебаний.

    Несмотря  на такие, казалось бы, существенные различия, есть общее понимание этими концепциями  того факта, что, во-первых, государство  в состоянии сглаживать циклические  колебания, и, во-вторых, государство  должно это осуществлять в целях  достижения и поддержания экономической  стабильности. Существует и общее  понимание того, какова должна быть в целом линия поведения государства, направленная на преодоление циклических  колебаний.

    В фазе спада все мероприятия государства  должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области  налоговой политики это означает снижение ставок, предоставление налоговых  льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации. При  этом сторонники кейнсианских взглядов больше уповают на рост государственных  расходов, которые рассматриваются  как стимулятор накопления. Налоговые  мероприятия больше дополняют бюджетные, и в комплексе они ведут  к стимулированию совокупного спроса, а в конечном счете - и производства.

    Что же происходит в обратном случае, то есть в период подъема экономической  конъюнктуры? Государство в целях  предотвращения перегрева экономики  и связанных с этим болезненных  явлений в хозяйственной жизни  проводит политику сдерживания, включающую противоположные мероприятия в  области налогово-бюджетной и  кредитно-денежной политики.

    Налогово-бюджетная  политика такого периода характеризуется  повышением ставок налогов, сокращением  государственных расходов, ограничениями  в области проведения амортизационной  политики. Именно на налогово-бюджетную  политику ориентируются теоретики  кейнсианских методов регулирования. Фискальные мероприятия приводят к  сглаживанию покупательской способности, а значит, и спроса, что ведет  в конечном счете к некоторому спаду экономической активности.

    Однако  фискальная политика имеет ряд недостатков:

    Разрыв  восприятия, т. е. требуется некоторое  время, чтобы осознать на какой стадии цикла находится экономика

    Административный  разрыв. Обычно проходит довольно длительный промежуток времени, прежде чем определенная экономическая политика приводится в действие. За это время экономическая ситуация в стране может кардинально измениться, а экономическая политика может оказаться бездейственной или даже нанести еще больше вреда экономике.

    Функциональный  разрыв. Также существует разрыв между моментом принятия решения о фискальных мерах и моментом, когда эти меры начнут оказывать влияние на экономику. Необходимо отметить, что в этом смысле иногда бывает целесообразнее изменять ставку налога, т. к. на планирование и строительство различных общественных сооружений уходит достаточно много времени, в то время, как на изменение ставки налогов много времени не уходит8.

    Популярность  стимулирующих мер. Стимулирующие  меры фискальной политики обычно более  популярны в народе и, следовательно, к ним охотнее прибегают политики. Увеличение социальных расходов государства  и снижение налогов обычно приветствуется большей частью населения и может  принести больше голосов избирателей  тому или иному политику. Поэтому  многие критики обвиняют политиков  в пристрастии к стимулирующим  мерам фискальной политики.

    Кредитно-денежная политика также направлена на управление совокупным спросом, но для этой цели используются финансовые механизмы. Основными  инструментами кредитно-денежной политики являются:

  • операции на открытом рынке;
  • изменение резервной нормы;
  • изменение учетной ставки.

    При помощи этих инструментов государство  регулирует предложение денег, процентную ставку, доступность кредита, инвестиционные расходы и расходы на товары длительного  пользования (изменения экономических  параметров перечислены в причинно-следственном порядке).

    При недостаточности совокупных расходов государство должно проводить так  называемую политику "дешевых" денег, которая направлена на увеличение массы  денег в обращении и подразумевает:

  • покупка ценных бумаг;
  • снижение резервной нормы;
  • снижение учетной ставки.

    В результате проведения в жизнь вышеперечисленных  мер происходит удешевление кредита  и облегчение доступа к нему, что  в свою очередь является необходимым  условием увеличения массы денег  в обращении.

    Если  же в экономике уровень производства и занятости находятся на уровне выше равновесного, то необходимо предпринять  следующие шаги:

  • продажа ценных бумаг;
  • повышение резервной нормы;
  • повышение учетной ставки.

    Такой набор мер получил название политики "дорогих" денег. Политика "дорогих" денег преследует цель подорожания  кредита с тем, чтобы ограничить кредитование, массу денег в обращении  и совокупный спрос.

    Применение  кредитно-денежной политики также имеет  определенные сложности и недостатки:

  • ослабление контроля за предложением денег;
  • циклическая ассиметрия.

    Изменение скорости обращения  денег. По мнению некоторых экономистов, скорость обращения денег меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения. Что сводит на нет применение кредитно-денежной политики.

    Инвестиционный  эффект. Некоторые исследователи высказывают сомнение в достаточности объемов изменения инвестиций, вызванных проведением в жизнь кредитно-денежной политики.

    Таким образом, государство должно проводить  в целях сглаживания циклических  колебаний, в период спада политику активизации всех хозяйственных  процессов, а в период "перегрева" экономики стремится сдерживать деловую активность при помощи как  бюджетно-налоговой, так и денежно-кредитной  политики.

Информация о работе Теории экономических циклов и практика антициклического регулирования