Теоретические особенности понятий занятости и безработицы

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 08:27, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: определиться с понятиями занятость и безработица, проанализировать уровень занятости и уровень безработицы в РК, а так же выяснить причины, влияющие на уровень занятости и безработицы.

Оглавление

Введение….………………………………………………………………………..4
1.Теоретические особенности понятий занятости и безработицы…...…………………………………………………………………..7
1.1 Понятие занятости и безработицы………………………………………...…7
1.2 Виды безработицы……………………………………………………...……11
1.3 Причины, влияющие на уровень занятости и безработицы………………13
1.4 Социально – экономические последствия безработицы…………………..17
2. Анализ занятости и безработицы в РК…………...………………………….19
2.1 Оценка основных индикаторов рынка труда………………………………19
2.2 Анализ демографических тенденций в РК…………………………………22
2.3 Оценка взаимосвязи влияния демографических и социальных факторов на уровень занятости и безработицы………………………………………………24
3. Гендерные аспекты состояния рынка труда в РК…………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……...……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

Занятость и безработица.doc

— 550.50 Кб (Скачать)

Это связано с тем, что хотя все население в целом испытывает на себе негативные последствия структурной перестройки, именно вследствие гендерного дисбаланса в обществе положение женщин оказывается наиболее тяжелым. Статистика и сформировавшаяся терминология, отражающая ситуацию в обществе, свидетельствует об этом (“феминизация безработицы”, “феминизация бедности”, повышение женской и детской смертности, увеличение преступлений в отношении женщин, бытовое насилие в семье на фоне общей неустроенности). В Казахстане в 2008 году женский доход составлял 0,64 мужского дохода. Сокращение уровня доходов и социальных достижений женщин определяется еще и тем, что, выполняя репродуктивную функцию и оставляя на время рынок труда, молодые женщины теряют квалификацию и навыки и упускают возможность карьерного роста.

Рассматривая гендерные аспекты состояния рынка труда, прежде всего, анализируется соотношение спроса на мужской и женский труд. И, как правило, в первую очередь выявляются проблемы обеспечения занятости женщин.

Уровень женской безработицы в последние годы динамично снижается. Но проблемы обеспечения занятости женщин остаются актуальными. Женская рабочая сила характеризуется низкой конкурентоспособностью по сравнению с мужской. На это влияют несколько факторов:

- экономическая активность  женщин всегда была ниже на 9-11 %, что обусловлено более активной ролью женщин в семье, как домохозяйки и матери, занятой по уходу за детьми, и пассивной ролью  в общественном труде;

- на рынке труда наиболее востребован мужской труд, до 70 % заявляемых вакансий по характеру и тяжести работы предназначаются для мужчин;

- 60 % безработных женщин имеют среднее и основное общее образование, соответственно они могут быть большей частью заняты низкоквалифицированной работой;

- 61 % женщин относятся к категории длительно не работавших и слабо адаптированы к условиям современного рынка труда.

При отсутствии явных форм дискриминации ощущаются ее косвенные проявления. Во многих случаях при выборе работников работодатель явное предпочтение отдает мужчинам, даже если на рабочем месте применим женский труд.

Немаловажной проблемой при устройстве на работу является возрастной ценз - 55 % женщин, состоящих на учете, находятся в возрасте старше 40 лет, 60 % безработных предпенсионного возраста - женщины. Анализируя рубрику найма на работу в газетах, обращаешь внимание на то, что сегодня для работодателя самый популярный возраст работника - до 35 лет. И, хотя при включении в банк данных поступающих вакансий, специалисты органов занятости прослеживают, чтобы работодатели не указывали возрастные пределы, тем не менее, для некоторых руководителей предприятий возраст является основной причиной отказа в приеме на работу, хотя об этом прямо не указывается.

При найме на работу работодатели зачастую выдвигают необоснованно завышенные требования и условия, в результате которых рабочие места становятся непривлекательными, так как моральные и трудовые затраты неадекватны его оплате.

Значительную роль в конкурентоспособности женщин на рынке труда имеет уровень образования. Из состоящих на учете в органах занятости безработных женщин только 35 % имеют специальное профессиональное образование, остальные - среднее и основное общее образование. Причем доля безработных женщин, имеющих профессиональное образование, в городах выше (68 %), чем на селе (32 %).

Если в сельской местности высокий уровень образования  позволяет женщинам находить работу, то в городах многие женщины-специалисты остаются невостребованными. На официальном рынке труда предлагаемые вакансии в основном состоят из рабочих должностей (77 %), которые не удовлетворяют людей с высшим и средним профессиональным образованием.

Выделим возможные источники неравенства между женщинами и мужчинами в оплате труда:

- различия в человеческом капитале, связанные с производительностью труда;

- профессиональная сегрегация, когда женщины преобладают в “женских”, а мужчины – в “мужских” профессиях;

- характер работы, которую женщины выбирают или на которую они вынуждены согласиться из-за противоречий между семейными и производственными обязанностями и отсутствия доступа к ресурсам или к социальным услугам (как правило, мужчинам не приходится делать такой выбор);

- различия в оплате в рамках одной и той же профессии или работы на одном и том же предприятии;

- разная оплата за труд равной ценности (даже для профессий, в которых преобладают женщины, предполагают тот же уровень квалификации, затрачиваемых усилий, ответственности и условий труда, что и “мужские” профессии, они, как правило, оплачиваются ниже, чем последние).

Таким образом, в условиях конкуренции на рынке труда и в сфере занятости имеют место проявления различных форм скрытой и косвенной дискриминации женщин, следствием которой является то, что им предоставляются в основном работы, требующие сравнительно невысокого уровня квалификации, ответственности, и поэтому низкооплачиваемые.

В последние годы в числе обратившихся за трудовым посредничеством в органы занятости граждан безработные женщины составляют от 52 до 56 %. В первом полугодии 2006 года официально зарегистрировалось 6982 женщины, оказано содействие в трудоустройстве 2333, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уровень трудоустройства женщин по отношению к обратившимся возрос до 41 % (2001 г. - 27 %).

В числе участников общественных работ доля женщин в текущем году возросла до 65 % (3447 чел.). При этом общественные работы популярны как среди жительниц городов, так и сельской местности. Финансирование из бюджета усиливает значимость общественных работ как формы социальной защиты населения для обеспечения временной занятости безработных. По сравнению с 2001 годом средства на финансирование общественных работ увеличены почти вдвое (со 129,8 млн. тенге до 264,8 млн. тенге). Это в свою очередь позволило увеличить сроки их предоставления отдельным гражданам, особенно из числа получателей АСП - от 3 до 6 месяцев на селе и почти до 1 года в городах области. Популярность общественных работ среди женщин объясняется также тем, что решениями местных исполнительных органов некоторым категориям: одиноким и многодетным и матерям, имеющих малолетних детей, лицам, имеющим ограничения в труде, они предоставляются на льготных условиях с полной оплатой труда (работа неполный день, гибкий график работы). Участвуя в общественных работах, женщины имеют возможность не только реализовать свой трудовой потенциал, но адаптироваться к условиям современного рынка труда, что повышает социальную значимость работ.

В отличие от общественных работ, доля женщин в числе направленных на профессиональную подготовку, переподготовку намного меньше. В первом полугодии на обучение направлено 369 безработных женщин или 43 % от общего числа охваченных обучением безработных. Это обусловлено зависимостью профессиональной подготовки, переподготовки кадров от конъектуры рынка труда. Как уже говорилось выше, сегодня на рынке труда преимущественным спросом пользуется мужская рабочая сила.  Кроме того, несмотря на то, что все затраты на обучение безработных финансируются из средств бюджета, обучающиеся  безработные не получают стипендии, за счет чего могли бы обеспечить себя в период обучения. Это - один из сдерживающих факторов, влияющих на пассивное отношение безработных, особенно имеющих семьи, к возможности прохождения обучения на краткосрочных курсах.

В своем Послании народу Казахстана 1 марта 2006 года Глава государства сказал: "Государственная система поддержки граждан должна быть выстроена таким образом, чтобы стимулировать их к переобучению и получению новой профессии". В соответствии с данным положением нами акимам городов и районов рекомендовано рассмотреть  вопрос о выплате материальной помощи безработным в период прохождения ими профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в размере государственной стипендии.

В Стратегии гендерного равенства в Республике Казахстан на 2006 - 2016 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 29 ноября 2005 года № 1677, одной из стратегических задач, направленных на достижение гендерного равенства на рынке труда, является дальнейшее развитие предпринимательства и самозанятости среди женщин.

В области имеются положительные примеры развития таких национальных художественных промыслов, как  изготовление национальной одежды, ковровых изделий, музыкальных инструментов, изделий из кожи, шерсти, дерева, в сфере которых применим женский труд. Известен опыт ОФ "Жауказын" с. Сарышыганак (г. Аксу), организовавшего безработных женщин села на производство изделий из шерсти, а также выпуск сыра на основе швейцарской технологии.

В 2004 году в 9 районах области с целью снижения уровня бедности 831 малообеспеченной семье оказана  социальная помощь на развитие личных подворий и самостоятельной занятости, на эти цели из местных бюджетов выделено 29,1 млн. тенге. В 2005 году такая помощь оказана 175 семьям на сумму 7,1 млн. тенге. В п. Майкаин и с. Коктобе семьи оралманов полученную помощь с целью обеспечения самостоятельной занятости направили на приобретение швейного оборудования для оказания услуг населению по шитью национальной одежды, изготовлению предметов национального быта.

В настоящее время департамент ведет работу по привлечению неправительственных организаций к обучению безработных женщин предпринимательским навыкам для  обеспечения  ими самостоятельной занятости.

Государственная служба занятости принимает меры по трудоустройству безработных женщин. Так, в утверждаемую ежегодно правительством республиканскую программу содействия занятости населения включен специальный раздел “Занятость женщин”, предусматривающий использование активных мер по ее обеспечению. Однако этих мер недостаточно для коренного изменения ситуации, сложившейся в сфере улучшения изменения ситуации профессиональной подготовки женщин.

Необходимо принять меры по предоставлению женщинам еще до трудоустройства равного с мужчинами доступа к профессиональной подготовке в учебных заведениях и к подготовке и переподготовке на предприятиях. Такая подготовка должна реально улучшить перспективы их трудоустройства. Для этой цели следует принять – в основном на национальном уровне и по линии правительства (в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся, а также с учреждениями, осуществляющими профессиональную подготовку в частном секторе) – следующие меры:

- Разработать эффективную систему информации о рынке труда. Система своевременной и подробной информации о рынке труда, учитывающая гендерную специфику женщин, может помочь органам, определяющим политику, учреждениям, осуществляющим подготовку, работодателям и отдельным трудящимся получать сведения о потребностях и планировать программы профессиональной подготовки. При определении спроса на новые профессии следует учитывать информацию как о национальном, так и о местном рынке труда.

- Координировать действия министерств, организаций предпринимателей и трудящихся, учебных заведений и местных учреждений с целью выявления потребностей в профессиональной подготовке и максимально приближать ее к спросу на рынке труда.

- Создавать стимулы и оказывать содействие предприятиям, чтобы побудить их организовывать профессиональную подготовку и переподготовку женщин и облегчить эту задачу. Государственные субсидии, налоговые льготы или компенсация затрат на профессиональную подготовку, а также схемы специальных сборов и субсидий – все это, как показывает мировой опыт, побуждает фирмы проводить обучение своих сотрудников.

- Добиваться того, чтобы профессиональная подготовка женщин включала не только приобретение производственных навыков, но и основы трудового законодательства, техники безопасности и гигиены труда, правильного питания, планирования размеров семьи и ее социального обеспечения.

Необходимо:

- Учитывать во всех социальных программах гендерные вопросы, вопросы улучшения положения женщин.

- Разработать механизмы смягчения последствий переходного периода и реформ.

- Задействовать местные женские НПО в оказании социальных услуг населению, вовлечении населения в решении социальных программ через НПО.

- Использовать мировой опыт (доступ к кредитным ресурсам, самозанятость, семейный бизнес, микрокредитование, деятельность в НПО), развитие малого и среднего бизнеса, как наиболее доступного для средних слоев населения.

- Исходя из понимания материнства как социальной функции женщины, обеспечивающей генофонд нации, правительству добиться того, чтобы охрана материнства и детства стала действительно приоритетной целью в государственной политике. Прежде всего, разработать механизм достаточного ресурсного обеспечения программ по защите материнства и детства.

- Разработать обширную программу мероприятий, направленных на уменьшение смертности, с обозначением министерств, ведомств, ответственных за выполнение, с указанием финансирования, сроков исполнения.

С одной стороны, формирование рыночных отношений позволило женщине принять участие в экономических преобразованиях, женщины были вовлечены в развитие малого и среднего бизнеса. С другой стороны, высокая конкуренция со стороны мужчин, обусловленная не только жесткими законами бизнеса, но и психологией превосходства мужчин, ограничением для женщин доступа к процессам приватизации и к кредитным ресурсам, сокращает возможности женщин увеличить свои доходы, проявить себя в этой сфере.

Следовательно, для улучшения положения женщин в экономике существенно важно:

Информация о работе Теоретические особенности понятий занятости и безработицы