Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 18:14, курсовая работа
Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
Дать анализ уровня развития теневого сектора в российской экономике.
Выявить формы теневых операций.
Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Теоретические основы проблемы теневой экономики.
1.1. Определение теневой экономики и формы ее проявления………………4
1.2. Условия формирования теневой экономики и факторы, способствующие
ее развитию……………………………………………………………………..14
1.3. Влияние теневой экономики на социально-экономическое положение
общества………………………………………………………………………..19
2. Влияние “теневой” деятельности на экономику России.
2.1. Основные причины ухода предприятий в теневую экономику………..22
2.2. Теневая экономика и налоговая преступность в РФ…………………....23
2.3. Понятие отмывания денег, полученных преступным путем…………...27
2.4. Практикуемые подходы к “высветлению” теневой экономики………..32
Заключение………………………………………………………………………43
Список используемой литературы……………………………………………..45
Введение
Отмывание “грязных” денег и
легализация теневых капиталов -
это отнюдь не одинаковые процессы,
хотя криминалисты зачастую их отождествляют,
понимая под криминальным доходом
любую экономическую выгоду, полученную
в результате нарушений. “Грязный”
бизнес захлестнул российскую экономику.
Свыше трех тысяч организованных
преступных группировок специализируются
на “отмывании” доходов, половина
из них организовала для этого
собственные легальные
Уголовная ответственность за легализацию
незаконных доходов находится над нами
уже с 1 января 1997 года, времени вступления
в силу нового Уголовного Кодекса Российской
Федерации. Но его статья 174 не в полной
мере отражает многообразие и опасность
такого рода операций. Кроме того, одних
уголовно-правовых мер явно не достаточно.
Необходимы, как показывает международный
опыт, согласованные меры административного
и финансового контроля за денежными и
имущественными операциями юридических
и физических лиц и соответствующее законодательство.
Мировым экономическим сообществом признано,
что одной из самых больших угроз безопасности
бизнеса становится использование банковской
системы для совершения крупномасштабных
финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания”
денег, добытых преступным путем. Криминальные
круги эффективно используют в своих интересах
традиционную закрытость банковской информации
от внешнего контроля, стремление финансовых
институтов любой ценой привлечь клиентов.
Абсолютизация банковской тайны, долгие
годы служившая на благо банковского дела,
оборачивается сегодня своей изнанкой,
противоположностью.
Цивилизованные банковские сообщества
понимают необходимость налаживания контактов
с контролирующими органами в интересах,
как собственной безопасности, так и безопасности
всей экономической системы. Если отечественные
банки и другие кредитные институты не
оценят серьезность ситуации - вседозволенность
при отсутствии надлежащего контроля,
они могут оказаться отсеченными и изолированными
от мирового финансового сообщества (как
это произошло, например, с некоторыми
странами Персидского залива).
В большинстве развитых стран приняты
и совершенствуются системы мер по предупреждению
и пресечению использования финансово-кредитных
институтов в преступных целях. Новый
законопроект “О предупреждении легализации
(“отмывании”) доходов, полученных незаконным
путем” учитывает опыт стран с развитой
банковской системой и российскую специфику.
В законопроекте закладывается подробная
схема противодействия легализации доходов,
полученных преступным путем, определены
правомочия госорганов. Он позволяет поставить
под контроль легальными, правовыми средствами
широкий спектр доходов, ускользающих
от налогов и пополнить бюджет.
Когда особо крупные средства ставятся
под контроль государства и общества,
организованная преступность лишается
свой мощной экономической основы.
Заключение
Итак, какую же политику и действия
проводить государству? Следует
учесть, что основа теневого оборота
и роста преступности – неучтенные
доходы экономических агентов и
неисполнение ими же своих обязательств.
Поэтому необходимо сделать налично-денежный
оборот и неуплату налогов экономически
невыгодными и юридически наказуемыми.
Примерная программа действий следующая:
Реализация предполагаемых мер приведет
к снижению объема кредитных и
фондовых операций при обеспечении
их эффективности и надежности. Многократно
возрастут масштабы безналичных
расчетов – это для финансовой
элиты. Государство получит прирост
бюджетных доходов и расходов.
Менеджеры обретут перспективу
упрочения своего положения легальным
образом вместо вынужденной тактики
разворовывания остатков имущества
предприятия. Подавление налично-денежного
и безналичного платежно-расчетного
оборота приведет к увеличению потребности
в безналичной рублевой массе
и облегчит решение проблем дедоллоризации
экономики и стабилизации рубля.
Нет нужды доказывать, что криминальное
общество не в силах обеспечить внедрение
инноваций и экономический рост; хуже
того, разрушая систему снабжения населения
социальными благами (прежде всего образования,
здравоохранения, социального обеспечения),
оно обрекает себя на деградацию. В то
же время такая система может быть относительно
устойчива только при задействовании
внешних источников со всеми вытекающими
негативными последствиями.
В настоящее время легализация теневых
капиталов, направляемых в легальную экономику
— едва ли не единственный (в смысле реальной
возможности мобилизации) источник крупномасштабного
инвестирования в народное хозяйство.
Правительство загнало предпринимателя
“в тень“, и теперь обязано предоставить
последнему возможность из нее выйти.
Карательные меры к теневикам-предпринимателям
приведут к безвозвратной потере для страны
огромных капиталов, в создание которых
тем или иным путем вложен труд практически
каждого россиянина. Заставить эти средства
работать для общего дела — задача, достойная
истинных реформаторов.
Список используемой
литературы: