Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 10:47, курсовая работа
Под "теневой экономикой" в настоящее время понимают всю совокупность экономической деятельности, которую не учитывает официальная статистика, и не включают в валовый национальный продукт страны.
Теневая экономика– хозяйственная деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теневая экономика: понятие, сущность, структура………………………….5
1.1. Определение теневой экономики…………..………………………5
1.2. Структура теневой экономики……………………………..……..10
2. Особенности теневой экономики в России………………………………….14
2.1. Теневая экономика в советском обществе………………..……...14
2.2. Причины роста и развития теневой экономики в постсоветском пространстве...............……………………………………….…………………..19
3. Функции и масштабы теневой экономики в современной России………...24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………...……………………………31
По оценкам Госкомстата,
в строительстве на теневой сектор приходится
63% деятельности, а в торговле и сельском
хозяйстве-75%!Например, закупка и перепродажа
зерновых осуществляются в России на 70%
«черной» неучтенной «наличкой» непосредственно
на элеваторах, в том числе и для нужд экспорта.
Базой для этого служат неучтенные площади
посевных («теневой урожай» в каждом крупном
хозяйстве). Те угодья, которые находятся
на границе областей, по согласованию
сторон распахиваются соседями, а урожаи
приписываются себе как достижение. Так
же работают по неучтенному поголовью
скота.
Скрытый сектор
является одним из наиболее крупных
элементов теневой экономики. О
его масштабах свидетельствуют
следующие данные. По словам Е.С Строева,
теневое предпринимательство
Несомненно, нельзя
признать эффективной деятельность
государственных институтов допустивших
разрастание масштабов
Итак, из всего
вышесказанного следует, что теневая
экономика позволяет решать кое-какие
сиюминутные проблемы, но, разрастаясь
и переплетаясь с легальной экономикой,
препятствует дальнейшему развитию рыночной
экономики в России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня теневые
процессы в экономике захлестнули
Россию. И естественно, что « ни
отдельным специальным «
В настоящее
время в России сложились два
основных подхода к решению проблем
теневой экономики. Первый - либерально
- попустительский - обозначился в
начале 90-х годов прошлого века. Он
был вызван, установкой тогдашнего
правительства молодых реформаторов
на сверхвысокие темпы первоначального
накопления капитала. Результаты налицо:
образование мощных финансово промышленных
групп-кланов, тесно связанных с высшими
эшелонами власти, с одной стороны, и подавление
нормальной предпринимательской деятельности,
прежде всего, малого бизнеса - с другой.
Параллельно наращивалась теневая составляющая
экономики.
Другой подход
- репрессивный - возник как реакция
на вопиющие негативные явления, связанные
с реализацией радикально-
В качестве яркого
примера попыток реализации репрессивного
подхода можно рассматривать попытку
принятия Государственной думой в первом
чтении представленного Министерством
финансов РФ законопроекта « О государственном
контроле за соответствием крупных расходов
на потребление фактически получаемым
физическими лицами доходам». Государство,
будучи не в состоянии зарегистрировать
доходы граждан, стремится поставить под
контроль расходы. Предполагается выявить
реальные доходы состоятельных групп
населения, принудить их показать источники
сокрытых средств и собрать невыплаченные
налоги. При этом не принимаются во внимание
общие экономически условия хозяйствования
и те причины, которые вынуждают предпринимателей
скрывать свои капиталы.
Негативны и
социальные последствия применения
преимущественно репрессивных методов.
Власти могут столкнуться с сопротивлением
не только «теневиков-хозяйственников»,
но и значительной части наемных рабочих
и служащих, получающих теневые доходы[6,с.
34-35].
Эти подходы
к регулированию экономических
отношений «характеризуются несистемностью,
размытостью, слабой прогнозируемостью
конечного результата, фрагментарностью
воздействия на социально- экономическую
ситуацию, неоптимальностью достижения
поставленной цели.
В то же время
возможный подход от преимущественно
монетаристских к гетеродоксным методам
регулирования экономики может, двойственно
отразиться на состоянии борьбы с экономической
преступностью. С одной стороны, появиться
возможность для укрепления государственного
контроля над всеми сторонами жизни общества,
включая и распределительные отношения.
Укрепление предпринимательской дисциплины
позволит оздоровить кредитно-денежные
отношения, ликвидировать возможность
отмывания мафиозных капиталов и их утечки
за границу. С другой стороны, можно прогнозировать
и негативные последствия такого перехода.
Усиление государственного контроля неизбежно
приведет к свертыванию деловой активности,
к восстановлению прежних масштабов теневой
экономики, т.е. к расширению официально
не зарегистрированного сектора экономики,
к росту подпольного рынка труда и капитала.
А это значит,
что, прежде всего, важно привести в
устойчивое состояние всю экономическую
систему России: именно экономическое
равновесие предопределяет стабильность
общества. Следует обратить внимание
на создание рыночной инфраструктуры
- нормально функционирующие рынки факторов
производства предопределяет развитие
нормальной конкуренции в реальном секторе
экономики. Определенной корректировки
требует экономическая политика государства.
Дальнейшая либерализация нужна именно
там, где она необходима, - нельзя мешать
развитию бизнеса неразумными налогами,
пошлинами, лицензиями и т. п. В то же время
следует жестче контролировать жизненно
важные для страны сферы экономики. При
этом решающим фактором является установление
четких и понятных «правил игры» между
государственными структурами и частными
хозяйствующими субъектами. И, естественно,
требует продолжения уже начатая в России
борьба с коррупцией. » [5,с. 49] По самым
оптимистичной оценки у нас регистрируется
не более 1% реального взяточничества.
По данным Фонда ИНДЕМ, сумма взяток, получаемых
чиновниками от предпринимателей (деловая
коррупция), оценивается в 33,5 млрд. долларов,
а от граждан(бытовая коррупция)-почти
в 3 млрд. долларов. По рейтингу коррумпированности
на первом месте - политические партии,
на третьем - Государственная дума, на
четвертом - правоохранительные органы
и т. д., то есть те, кто должен бороться
с коррупцией[7,с.103].
Первопричиной,
создающей возможности для
не отработаны
не только процедуры их определения,
но и доказательства противоправных
действий.
Необходимо уточнение
понятийного аппарата: «налоговая преступность»,
«организованная преступность», «криминальная
деятельность», «теневой сектор экономики»,
с тем чтобы не только дать правильную
юридическую квалификацию этим явлениям
и определить, к компетенции какого ведомства
они относятся, но и раскрыть экономическую
сущность экономической преступности
и теневой активности.<…>
И, конечно же,
необходимы научные подразделения,
которые осуществляли бы мониторинг
деформаций, возникающих в экономике,
могли бы прогнозировать изменения
теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать
предложения по совершенствованию методов
расследования преступлений, связанных
с криминальной экономической деятельностью[5,с.49-50].
Безусловно, теневую
экономику ликвидировать как
экономическое явление, даже самыми
эффективными методами, невозможно. Во-первых,
потому что это неотъемлемая составляющая
любой рыночной экономической системы
во всех странах мира. Во- вторых, в
России теневая экономика укоренилась,
институционализировалась и стала привычным
для большинства населения явлением. В-
третьих, а стоит ли вообще искоренять
теневой сектор? Ведь в кризисные периоды
именно теневой сектор сыграл роль некоего
стабилизатора. Тогда может быть целесообразней,
будет просто поддерживать динамическое
равновесие между легальной экономикой
и экономикой вне закона? А задача правоохранительных
органов будет сводиться к сдерживанию
теневой экономики в тех рамках, в которых
она не разрушает экономическую систему.
Так или иначе, но проблема теневой экономики
в нашей стране будет еще долгое время
оставаться актуальной. «Трудно ожидать,
что в ближайшие годы теневые механизмы
преобразуются в легальные правила экономического
поведения. Скорее всего, Россию ожидает
постепенная эволюция теневых отношений,
смягчение и легализация некоторых из
них и медленное изживание нецивилизованных
норм » [1,с. 207].
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виноградов
В.В. Экономика России. - М.:Юристъ,2001.-с.199-208.
2. Исправников
В.О., Куликов В. В. Теневая
3. Латов Ю.В.Экономика
вне закона: очерки по теории
и истории теневой экономики.//
4. Бекряшев
А.К., Белозеров И.П. Теневая
5. Шеншин А.Е.
От «теневизации» экономики к
криминализации общества: генезис
и сущность криминальных
6. Аблаев И.М.
Тень и краски российской
7. Лунеев В.
Теневая экономика:
8. Косалс Л.Я.,
Рывкина Р.В. Становление
постсоветской
России.//Социологические
9. НиколаевИ.
Теневая экономика: причины,
10. Косалс Л.Я.Теневая
Экономика как особенность
11. Маликов Р.
Институциональная коррупция в
России: методология анализа.//
12. Маликова И.,
Кац Е., Канаев П.170 млрд. в тени//www.press
- release.ru
13. Радаев В. Теневая
экономика в CCCР / России: основные сегменты
и динамика. – Восток, 2000, № 1
14. Латов Ю.В. Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики. М.: МОНФ, 2001
15. Неформальная экономика. Россия и мир. – Под ред. Т.Шанина. М.: Логос, 1999
Информация о работе Теневая экономика: стуктуры, масштабы и роль современной экономики