Теневая экономика: стуктуры, масштабы и роль современной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2011 в 10:47, курсовая работа

Краткое описание

Под "теневой экономикой" в настоящее время понимают всю совокупность экономической деятельности, которую не учитывает официальная статистика, и не включают в валовый национальный продукт страны.
Теневая экономика– хозяйственная деятельность, которая развивается вне государственного учета и контроля, а потому не отражается в официальной статистике.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теневая экономика: понятие, сущность, структура………………………….5
1.1. Определение теневой экономики…………..………………………5
1.2. Структура теневой экономики……………………………..……..10
2. Особенности теневой экономики в России………………………………….14
2.1. Теневая экономика в советском обществе………………..……...14
2.2. Причины роста и развития теневой экономики в постсоветском пространстве...............……………………………………….…………………..19
3. Функции и масштабы теневой экономики в современной России………...24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованной литературы……………...……………………………31

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 170.50 Кб (Скачать)

По оценкам Госкомстата, в строительстве на теневой сектор приходится 63% деятельности, а в торговле и сельском хозяйстве-75%!Например, закупка и перепродажа зерновых осуществляются в России на 70% «черной» неучтенной «наличкой» непосредственно на элеваторах, в том числе и для нужд экспорта. Базой для этого служат неучтенные площади посевных («теневой урожай» в каждом крупном хозяйстве). Те угодья, которые находятся на границе областей, по согласованию сторон распахиваются соседями, а урожаи приписываются себе как достижение. Так же работают по неучтенному поголовью скота. 

Скрытый сектор является одним из наиболее крупных  элементов теневой экономики. О  его масштабах свидетельствуют  следующие данные. По словам Е.С Строева, теневое предпринимательство составляет половину от легального, 1/3 зарегистрированных предпринимателей налоги не платит, половина - платит не полностью или нерегулярно[6,c.25-26]. Весомую часть скрытой теневой экономической деятельности составляет взаимная коррупционная деятельность предпринимателей и отдельных чиновников, поскольку деловая коррупция как суррогатный «теневой институт» улаживания деловых интересов с бюрократией заполняет своеобразный вакуум, позволяя предпринимателям до определенной степени просчитывать свою стратегию и хозяйственные риски и преодолевать многочисленные административные барьеры, встраевыемые властями различных уровней. Развитию коррупции способствует отсутствие удобных процедур реализации предпринимателями своих обязательств, а также несоразмерность штрафов, вынуждающих уклонятся от их оплаты.[11,c. 203] 
 

Несомненно, нельзя признать эффективной деятельность государственных институтов допустивших  разрастание масштабов коррупции  в российской экономике до величин  порядка 16% ВВП и 53-54% от доходной части  бюджета РФ. Фактически в России ежегодно создается свой теневой бюджет рынка коррупции являющегося верхушкой «айсберга» теневой экономики. Не секрет, что по величине выплат в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляющим порядка 10% от суммы сделки или делового оборота, можно судить, что размер теневой российской экономики может вполне составлять 300-330 млрд. долларов. Это вполне коррелируется с данными правоохранительных органов о нахождении в теневом обороте не менее 40% денежной наличности и величине «серого оборота» в расчетах россиян из рук в руки - в 40,4 млрд. долларов[11,c. 207] 

Итак, из всего  вышесказанного следует, что теневая  экономика позволяет решать кое-какие  сиюминутные проблемы, но, разрастаясь  и переплетаясь с легальной экономикой, препятствует дальнейшему развитию рыночной экономики в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

Сегодня теневые  процессы в экономике захлестнули  Россию. И естественно, что « ни отдельным специальным «постановлением», ни репрессивными методами излечить нашу страну от этой болезни невозможно. Необходим комплексный подход к борьбе с данным негативным явлением, основанный на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин криминальных и теневых процессов»[5,с.48] . 

В настоящее  время в России сложились два  основных подхода к решению проблем  теневой экономики. Первый - либерально - попустительский - обозначился в  начале 90-х годов прошлого века. Он был вызван, установкой тогдашнего правительства молодых реформаторов на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Результаты налицо: образование мощных финансово промышленных групп-кланов, тесно связанных с высшими эшелонами власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего, малого бизнеса - с другой. Параллельно наращивалась теневая составляющая экономики.  

Другой подход - репрессивный - возник как реакция  на вопиющие негативные явления, связанные  с реализацией радикально-либеральных  идей. Он предполагает общее ужесточение законодательства, а также расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговых служб и Министерства финансов РФ: улучшение их взаимодействия, формирование системы тотального контроля. 

В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта « О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономически условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. 

Негативны и  социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы[6,с. 34-35]. 

Эти подходы  к регулированию экономических  отношений «характеризуются несистемностью, размытостью, слабой прогнозируемостью конечного результата, фрагментарностью воздействия на социально- экономическую ситуацию, неоптимальностью достижения поставленной цели. 

В то же время  возможный подход от преимущественно монетаристских к гетеродоксным методам регулирования экономики может, двойственно отразиться на состоянии борьбы с экономической преступностью. С одной стороны, появиться возможность для укрепления государственного контроля над всеми сторонами жизни общества, включая и распределительные отношения. Укрепление предпринимательской дисциплины позволит оздоровить кредитно-денежные отношения, ликвидировать возможность отмывания мафиозных капиталов и их утечки за границу. С другой стороны, можно прогнозировать и негативные последствия такого перехода. Усиление государственного контроля неизбежно приведет к свертыванию деловой активности, к восстановлению прежних масштабов теневой экономики, т.е. к расширению официально не зарегистрированного сектора экономики, к росту подпольного рынка труда и капитала. 

А это значит, что, прежде всего, важно привести в  устойчивое состояние всю экономическую  систему России: именно экономическое  равновесие предопределяет стабильность общества. Следует обратить внимание на создание рыночной инфраструктуры - нормально функционирующие рынки факторов производства предопределяет развитие нормальной конкуренции в реальном секторе экономики. Определенной корректировки требует экономическая политика государства. Дальнейшая либерализация нужна именно там, где она необходима, - нельзя мешать развитию бизнеса неразумными налогами, пошлинами, лицензиями и т. п. В то же время следует жестче контролировать жизненно важные для страны сферы экономики. При этом решающим фактором является установление четких и понятных «правил игры» между государственными структурами и частными хозяйствующими субъектами. И, естественно, требует продолжения уже начатая в России борьба с коррупцией. » [5,с. 49] По самым оптимистичной оценки у нас регистрируется не более 1% реального взяточничества. По данным Фонда ИНДЕМ, сумма взяток, получаемых чиновниками от предпринимателей (деловая коррупция), оценивается в 33,5 млрд. долларов, а от граждан(бытовая коррупция)-почти в 3 млрд. долларов. По рейтингу коррумпированности на первом месте - политические партии, на третьем - Государственная дума, на четвертом - правоохранительные органы и т. д., то есть те, кто должен бороться с коррупцией[7,с.103]. 

Первопричиной, создающей возможности для противоправных действий, являются пробелы в законодательстве. Недостаточное отражение экономической сущности многих негативных явлений приводит к тому, что 

не отработаны не только процедуры их определения, но и доказательства противоправных действий. 

Необходимо уточнение  понятийного аппарата: «налоговая преступность», «организованная преступность», «криминальная деятельность», «теневой сектор экономики», с тем чтобы не только дать правильную юридическую квалификацию этим явлениям и определить, к компетенции какого ведомства они относятся, но и раскрыть экономическую сущность экономической преступности и теневой активности.<…> 

И, конечно же, необходимы научные подразделения, которые осуществляли бы мониторинг деформаций, возникающих в экономике, могли бы прогнозировать изменения  теневого рынка, а так же оперативно разрабатывать предложения по совершенствованию методов расследования преступлений, связанных с криминальной экономической деятельностью[5,с.49-50]. 

Безусловно, теневую  экономику ликвидировать как  экономическое явление, даже самыми эффективными методами, невозможно. Во-первых, потому что это неотъемлемая составляющая любой рыночной экономической системы  во всех странах мира. Во- вторых, в  России теневая экономика укоренилась, институционализировалась и стала привычным для большинства населения явлением. В- третьих, а стоит ли вообще искоренять теневой сектор? Ведь в кризисные периоды именно теневой сектор сыграл роль некоего стабилизатора. Тогда может быть целесообразней, будет просто поддерживать динамическое равновесие между легальной экономикой и экономикой вне закона? А задача правоохранительных органов будет сводиться к сдерживанию теневой экономики в тех рамках, в которых она не разрушает экономическую систему. Так или иначе, но проблема теневой экономики в нашей стране будет еще долгое время оставаться актуальной. «Трудно ожидать, что в ближайшие годы теневые механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения. Скорее всего, Россию ожидает постепенная эволюция теневых отношений, смягчение и легализация некоторых из них и медленное изживание нецивилизованных норм » [1,с. 207]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 
 

1. Виноградов  В.В. Экономика России. - М.:Юристъ,2001.-с.199-208. 

2. Исправников  В.О., Куликов В. В. Теневая экономика  В России: иной путь и третья  сила. - М.,1997.-с.13-27. 

3. Латов Ю.В.Экономика  вне закона: очерки по теории  и истории теневой экономики.//www.ie.boom. ru 

4.  Бекряшев  А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность//www.fin book.biz  

5. Шеншин А.Е.  От «теневизации» экономики к  криминализации общества: генезис  и сущность криминальных экономических  процессов.//Вестник Московского  университета. Серия18.Социология и  политология.2003.-№3.-с.33-50. 

6. Аблаев И.М.  Тень и краски российской экономики.//ЭКО,2004.-№2.-с.21-37. 

7. Лунеев В.  Теневая экономика: криминологический  аспект.//Общество и экономика,2004.-№2.-с.100-106. 

8. Косалс Л.Я., Рывкина Р.В. Становление институтов  теневой экономики в

постсоветской России.//Социологические исследования,2002.-№4.-с.13-20. 

9. НиколаевИ.  Теневая экономика: причины, последствия,  перспективы.//Общество и экономика,1998.-№:.-31-35. 

10. Косалс Л.Я.Теневая  Экономика как особенность российского  капитализма.//Вопросы экономики,1998.-№10.-с.60-69. 

11. Маликов Р.  Институциональная коррупция в  России: методология анализа.//Общество  и экономика ,2005.-№1.-с.193-207. 

12. Маликова И., Кац Е., Канаев П.170 млрд. в тени//www.press - release.ru 

13. Радаев В. Теневая экономика в CCCР / России: основные сегменты и динамика. – Восток, 2000, № 1  

14. Латов Ю.В.  Экономика вне закона. Очерки  по теории и истории теневой  экономики. М.: МОНФ, 2001

15. Неформальная  экономика. Россия и мир. –  Под ред. Т.Шанина. М.: Логос, 1999

Информация о работе Теневая экономика: стуктуры, масштабы и роль современной экономики