Сущность предпринимательства и его основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью выбранной темы курсовой работы является изучение сущности предпринимательства, его видов и форм в России.
Задачи:
 выявить сущность предпринимательства;
 исследовать особенности производственного, коммерческого и финансового предпринимательства;
 рассмотреть организационно – правовые формы предпринимательства в России;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
1.СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА____________________________5
2.ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА И ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА_________________________________10
3.КОРПОРАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА_____________13
4.РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ__________________________________________________________20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_________________________27

Файлы: 1 файл

Чистая_версияс изменениями.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

     Формирование  трех основных социальных групп –  корпорации «власть», занимающейся администрированием экономики и обладающей максимумом прав и свобод, корпорации «крупный бизнес», находящейся под контролем первой группы и, соответственно, несколько более ограниченной в правах, и собственно «народа», чьи права ограничены в наибольшей степени, – идет полным ходом уже сегодня.

     Одной из особенностей этого процесса является сращивание корпорации «власть» с корпорацией «крупный бизнес». Представители высших эшелонов власти все чаще входят в руководящие органы крупнейших корпораций: таким образом государство укрепляет свой контроль над стратегически важными направлениями в экономике, страхуя себя от возникновения могущественных и независимых от нее империй подобных ЮКОСу.

     В этой схеме, однако, есть один чрезвычайно  важный нюанс: сращивание власти и крупных  корпораций существенно осложняет  жизнь мелкому и среднему бизнесу. Борьба между монополиями и мелкими компаниями – повседневный процесс капиталистического общества; поглощения мелких фирм крупными корпорациями происходят с завидной регулярностью.

     В нормальных условиях предполагается, что мелкий бизнес постоянно находится  в режиме самовоспроизведения – в противном случае                   гиганты-монополии быстро «проглотят» весь мелкий бизнес в экономическом «океане».

     Анализ  действующих в России корпоративных  объединений показал, что при  их образовании преобладают две  тенденции: отраслевая, когда в корпорацию входит одна отраслевая технологическая цепочка или несколько технологических цепочек по производству различных видов продукции одной или нескольких отраслей; территориальная тенденция, когда в корпорацию входят предприятия, не связанные между собой в технологические цепочки, представляющие различные отрасли, но находящиеся на территории одного региона.

     Современная наука выделяет семь факторов, от которых  зависит эффективность деятельности корпорации.

     Рассмотрим  эти факторы подробно:

  • структура - оптимальная организационная структура корпорации позволяет сократить издержки как на общее управление, так и на основную производственную деятельность, поскольку сокращается количество передаточных звеньев при доведении управленческого решения;
  • системы - реализация системного подхода при решении любых задач позволяет охватить и решить проблему целиком, а не отдельные ее компоненты, что позволяет устранять проблемы один раз, не тратя в будущем ресурсы на повторное решение проблемы;
  • стиль - создание и использование собственного стиля руководства, формирование необходимого отношения покупателей к корпорации с помощью стратегии брендинга позволяет выделить корпорацию из общей массы конкурентов и повысить эффективность маркетинговой деятельности;
  • персонал - руководство корпорации должно добиваться от своих сотрудников достаточной квалификации для выполнения должностных обязанностей, однако в условиях недостатка опыта это одно из слабых мест российских корпораций;
  • профессионализм - высокая культура и грамотность высшего менеджмента является залогом успешной деятельности, при отсутствии у руководства необходимых знаний и достаточного опыта деятельность корпорации может быть неэффективной;
  • стратегия - разработка долгосрочных планов, а также предвидение и формулирование своих целей помогают руководству корпорации осознать в каком направлении нужно двигаться для их достижения;
  • разделяемые ценности - если цели всех работников корпорации совпадают, то это определяет поступательное движение при достижении стратегических целей, то есть повышается эффективность функционирования как процесса достижения целей.

     Наиболее  полно такому подходу к оценке эффективности деятельности корпорации соответствует организация производственных процессов внутри объединения по принципу горизонтальной корпорации. Модель горизонтальной корпорации в значительной степени уничтожает как иерархию, так и границы между подразделениями и функциями.

     Суть  организации работы по принципу горизонтальной корпорации - создание "ядра" менеджеров по таким традиционным направлениям, как финансы, производство, людские ресурсы. Хотя на деле и все остальные подразделения должны совместно участвовать в многопрофильных командах, работающих в таких ключевых процессах, как развитие видов продукции корпорации или маркетинг. В итоге: организация может иметь лишь три или четыре управленческих уровня между высшим руководителем и персоналом, задействованным в производственном процессе.

     Согласно  такой концепции, все без исключения аспекты корпоративного бытия основательно меняются. Корпорация организует разработку новых видов продукции по принципу процесса вместо, например, принципа узкой задачи, такой, как прогнозирование доли рынка для конкретного нового продукта. Производственные цели вместо того, чтобы следовать задачам прибыльности и интересам акционеров, увязываются с удовлетворением клиентов. Это позволяет выделить производство конкретного вида продукции в отдельный процесс - технологическую цепочку.

     Технологическая цепочка - это совокупность технологических  этапов по производству вида продукции корпорации. В принципе, управление корпорацией представляет собой схему, в которой главным объектом управления является технологическая цепочка (ТЦ), в рамках которой производится конкретный вид продукции, причем таких видов продукции может быть несколько. Это позволит диверсифицировать производство, и, как следствие, снизить риски, связанные изменяющимися условиями спроса на продукцию.

     Такой подход можно считать перспективным. Ибо в условиях переходной экономики  невозможно полностью исключить людей. Нужно изменить процессы и управлять только необходимой работой, иначе вскоре может наступить кризис. Такие радикальные изменения в организационной структуре корпорации, как нам представляется, позволяют ожидать колоссальных выигрышей в производительности, что на сегодняшний день важно для любой отрасли народного хозяйства. Когда корпорация идет к горизонтально организованной и сфокусированной на потребителе структуре, появляется реальная возможность достижения большей эффективности в следующие несколько лет, причем, быстрее, чем ожидалось.

     Как правило, сегодняшние предприятия  тратят огромное количество ресурсов на свою внутреннюю деятельность, например, на управление взаимодействием между  цехами или передачу информации снизу  вверх и сверху вниз. Горизонтальная структура корпорации исключает большинство из этих действий и все ресурсы предприятий - участников фокусируются на потребителях.

     Таким образом, корпорация должна быть разделена  на технологические цепочки, управляемые  командами специалистов, в каждой из которых может быть собственный маркетинг, финансы, снабжение. Из всех крупных отделов выделяются специалисты в определенной области: разработчики конечных продуктов, маркетологи, производственники, технологи. В каждой технологической цепочке могут создаваться собственные финансово-экономические службы.

     Внутри  корпорации, для того чтобы жестко контролировать деятельность подразделений, одновременно культивируя самостоятельность, может быть введена система бюджетов, которые технологические цепочки должны ежеквартально защищать на правлении. Тех, кто с такими обязательствами не справляется, можно "санировать", а неэффективные или бесперспективные направления должны быть безжалостно закрыты.

 

4.РАЗВИТИЕ  ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

     Современный этап российского предпринимательского движения начинается с перестройки  нашего общества, провозглашенной в  середине 80-х годов и продолжается уже более 12-ти лет, которые имеют  поистине судьбоносный характер для  российского предпринимательства.

     В рассматриваемый период, особенно в 90-е годы, в обществе происходят радикальные  изменения по отношению к частной  собственности и предпринимательской  деятельности. После 70-ти лет запрета частной собственности государство впервые признает ее равноправие со всеми другими формами собственности и декларирует свободу предпринимательской деятельности. Принимается ряд важных законодательных актов, закладывающих основы новой смешанной экономики, для которой характерен плюрализм форм собственности и организационных структур. Начинается бурный процесс их развития.

     Верховный Совет СССР и Российской Федерации  в начале 90-х годов принял десятки  новых законов и постановлений, затрагивающих проблемы предпринимательства. Прежде всего отметим принятие в  декабре 1990 г. закона "Особенности в РСФСР". Впервые этим законом частная собственность была признана равноправной наряду с государственной, муниципальной и собственностью общественных организаций (объединений).    

     В течение 1991 года были приняты и ряд  других важных законов, определявших не только общие права предпринимателей, но и некоторые механизмы формирования российского предпринимательства. К ним относятся закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", установивший организационно-правовые основы преобразования отношений собственности на средства производства в целях создания эффективной, социальной ориентированной рыночной экономики.  

     Приняты также законы "Об иностранных  инвестициях в РСФСР", "Об ограничении  монополистической деятельности", "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и многие другие.  

     Таким образом, была сформирована юридическая  Среда для проявления собственной  инициативы и развития предпринимательской  деятельности. Изменения в правовой сфере повысили активность в деле создания акционерных обществ и других видов предприятий. К маю 1991 года в Государственный реестр стран внесено 700 акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (223 АО и 477 обществ с ограниченной ответственностью). Число частных коммерческих банков в конце 1991 года превысило 1300 . Следует более подробно рассказать о товарных и фондовых биржах.

     Еще недавно вопрос о биржах вызывал  в страхе ожесточенные споры. Значительная часть общества категорически отрицала их надобность, не допускала самой мысли о возможностях создания бирж.    

     1990 год принес революционные изменения  в этой области. Вопрос о  биржах вышел за рамки теоретических  дискуссий и приобрел практическую  значимость.

     19 мая 1990 г. была зарегистрирована  первая в стране Московская товарная биржа (МТБ) - рынок, на котором осуществляется оптовая торговля товарами по образцам и стандартам. Сделки на товарных биржах осуществляются только массово - однородные товары, как зерно, хлопок, металл, сахар и т.п. Это объясняется тем, что на бирже продавец может вступать без реального товара, а покупатель - без наличных денег.     

     Через несколько месяцев возникла Московская товарно-сырьевая биржа (МТСБ). В ноябре 1990 года было объявлено о создании в Москве двух фондовых бирж - Московской центральной фондовой биржи (МЦФБ) и Московской международной фондовой биржи (ММФБ). Фондовая биржа - это рынок ценных бумаг: акций и облигаций, которые являются предметами купли-продажи по ценам (курсам), регистрируемым на фондовой бирже.                  

     На 29 ноября 1991 г. общее число бирж составляло 520, а в апреле 1992 г. газеты оповестили о 800 биржах в пределах бывшего Союза. Только в одной Москве о своем  существовании заявили 80 бирж. 7   

     Однако  надо отметить, что создаваемые биржи еще далеко не являются биржами в их классическом виде. Предстояла большая работа по совершенствованию деятельности и организации бирж.     

     В январе 1992 года был сделан первый реальный шаг на пути к рыночной экономике - освобождение цен на большинство товаров и услуг, упразднена в основном централизованно-фондовая система распределения ресурсов. Решение этой задачи осуществлялось одновременно с приватизацией государственной собственности в промышленности, торговле, сфере услуг.  

     Освобождение  цен в условиях сохранявшейся предельной монополизации производства сразу же привело к резкому взлету всех без исключения цен. Поскольку либерализация цен на практике далеко оторвалась от приватизации, то абсолютное большинство граждан, чьи и без того скудные сбережения оказались фактически конфискованными государством, устранялись из процесса приватизации. В качестве компенсации они бесплатно получили приватизационные чеки (ваучеры), которые с весны 1993 года разрешалось вкладывать в акции некоторых предприятий. В стране сразу же началась неконтролируемая властями скупка ваучеров у населения (по ценам в два и более раз ниже официальной стоимости в 10 тысяч рублей) состоятельными людьми, частными банками, мафиозными группами, иностранцами.

     В современной России миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна.  Так, на 1000 россиян приходится в среднем лишь  МП, тогда как в странах – членах Европейского Союза – не менее 30.  

     Развитие  предпринимательства в регионах Российской Федерации сталкивается с многочисленными проблемами, которые являются в основном типичными:

     - пробелы в действующем законодательстве, особенно налоговом;

     - нехватка ресурсов, прежде всего финансовых;

     - сложность доступа к деловой информации – сведения о продукте, конкуренте и т.п.;

Информация о работе Сущность предпринимательства и его основные формы