Сущность предпринимательства и его основные формы

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 10:15, курсовая работа

Краткое описание

Целью выбранной темы курсовой работы является изучение сущности предпринимательства, его видов и форм в России.
Задачи:
 выявить сущность предпринимательства;
 исследовать особенности производственного, коммерческого и финансового предпринимательства;
 рассмотреть организационно – правовые формы предпринимательства в России;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________3
1.СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА____________________________5
2.ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ФИРМА И ПАРТНЕРСТВО КАК ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА_________________________________10
3.КОРПОРАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА_____________13
4.РАЗВИТИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ__________________________________________________________20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ_________________________27

Файлы: 1 файл

Чистая_версияс изменениями.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

     • степень универсальности товара;

      внешний вид и упаковка;

     • возможность воспользоваться услугами послепродажного сервиса;

     • соответствие общепринятым или государственным стандартам;

     • престижность и привлекательность рекламы товара и т. д.

   Вывод, который можно было бы сделать  из рассматриваемой проблемы, сводится к следующему: если с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, то с точки зрения самого предпринимательского процесса, его содержания и                            эффективности активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

      Естественно, что основной задачей предпринимательства является получение прибыли. Причем одним из основных признаков, особенностей именно предпринимательской деятельности, отличающей ее от смежных и очень схожих с ней видов деятельности, выступает факт неоднократности, систематичности получения прибыли. Если же прибыль от какого-либо вида деятельности получается однократно, единожды, то такая деятельность как предпринимательская быть квалифицирована не может.

      Если  говорить о средствах, при помощи которых происходит получение прибыли предпринимателем, то можно назвать такие способы, как пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг. 

2.ЧАСТНОПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ  ФИРМА И ПАРТНЕРСТВО  КАК ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

     Основными формами предприятий являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.

     Частнопредпринимательская фирма - это фирма, владелец которой  самостоятельно ведет дела в собственных  интересах; управляет ею, получает всю  прибыль (остаточный доход) и несет  персональную ответственность по всем ее обязательствам, т.е. является субъектом неограниченной ответственности.2 Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения, т. е. контролирует поведение всех остальных работников фирмы. Поэтому он получает весь остаточный доход - всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу. Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструкторских организациях или в рекламном бюро и т. д. роль человеческого капитала чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются талантливые работники. Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:

     а) простота организации (учреждения, управления и т. д.);

     б) свобода действий (не связанная с необходимостью согласования в принятии решений и т. д.);

     в) сильный экономический стимул (получение  всей прибыли одним лицом).

     Среди недостатков частнопредпринимательской  фирмы следует назвать в первую очередь:

     а) ограниченность финансовых и материальных ресурсов (связанная как с недостатком средств собственника фирмы, так и с трудностью получения кредитов);

     б) отсутствие развитой системы внутренней специализации производственных и  управленческих функций;

     в) существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).

     Партнерство - это фирма, организованная рядом  лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием. Основные права здесь принадлежат всем партнерам.3 Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг друга (продуктивные партнерства являются основой успеха). Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников. В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью). Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринимательской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности. Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обладают рядом недостатков: а) скудность финансовых средств;

       б) неограниченная ответственность;

       в) разделение функций, в результате  которого может возникнуть несогласованность  действий и даже несовместимость интересов;

       г) угроза потенциального распада  партнерства (в результате возникающих  противоречий или выхода из  дела одного из партнеров).

       Иногда по типу партнерства  организованы большие трудовые  коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югославского типа. В этом случае владельцами предприятия являются все - владельцы как интерспецифических, так и общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права. Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб будущему (инвестициям в производство). «Проедание» средств создает инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы научно-технического прогресса и развития производства.  

3.КОРПОРАЦИЯ КАК ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

       Корпорация - это специфический тип  деловых предприятий, который  имеет форму существования, отличную  от физических лиц (форма юридического  лица). Корпорация существует независимо  от ее владельцев - акционеров. Если  им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.4

       Наряду с несомненными достоинствами  корпорации обладают и вполне  ощутимыми недостатками. Корпорации  открывают широкий простор для  всевозможных злоупотреблений. Возникает  разрыв между функцией собственности  и функцией управления. Мелкие и средние держатели обычно не обладают необходимой и достаточной информацией для осуществления действенного контроля. В корпорации происходит размывание прав собственности, поскольку возможности контроля за деятельностью команды ослабляются. Держатели контрольного пакета акций могут осуществлять контроль лишь за высшими управляющими. Возможности оппортунистического поведения расширяются.

     Стремясь  к личному обогащению, высшие менеджеры  участвуют в рискованных операциях, а иногда идут и на прямые злоупотребления властью (махинации с ценными бумагами, перелив капитала в дочерние компании, сомнительная производственная деятельность и т. д.). Однако, как правило, такие злоупотребления возможны лишь в определенных пределах. Сдерживающим фактором выступает сам рынок. Если корпорация начинает работать плохо, опасность вмешательства акционеров в повседневные дела компании возрастает, возникает угроза «поглощения» данной фирмы другой и полной смены команды. К тому же падает престиж менеджеров компании на рынке менеджерского труда, что может в перспективе привести к резкому сокращению их доходов. Другим крупным недостатком деятельности современной корпорации является двойное налогообложение. Дело в том, что часть дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов, сначала облагается налогом как прибыль корпорации, а потом как часть дохода держателя акций.

     В результате большая часть прибыли  превращается в налоги, уплачиваемые государству. Регулируемая и государственная  фирмы. Деятельность ряда фирм регулируется государством. В этом случае государство вводит ограничения на размеры прибыли, т. е. регулирует остаточный доход. Такая политика государства приводит к тому, что часть прибыли либо превращается в издержки (путем повышения заработной платы, дополнительного премирования и т. д.), либо дарится потребителям путем снижения цены выпускаемой продукции.

     Государство не только регулирует деятельность частных  фирм. Ряд фирм находится в собственности  государства. Государственная собственность означает отсутствие права на свободную продажу имеющихся правомочий. Таким образом, деятельность менеджеров не получает прямой рыночной оценки. Менеджеры государственных предприятий контролируются собственниками (гражданами государства) в меньшей степени, чем менеджеры частных компаний. Ослабление контроля открывает широкие возможности для оппортунистического поведения и различных злоупотреблений.

     Срок  службы управляющих, как правило, дольше, чем в частном секторе. Они  меньше рискуют, меньше заботятся о прибыли. Государство нередко занижает цены на продукцию своих предприятий, ведь убытки могут быть покрыты за счет налогоплательщиков. Неприбыльные (некоммерческие) организации - широко распространенная форма в условиях современной рыночной экономики. К ним относятся профсоюзы, клубы, церкви, благотворительные фонды и другие организации, которые не стремятся к получению прибыли. Некоторые из них полностью зависят от пожертвований, другие получают доходы от своей деятельности - продажи товаров и услуг. Многие из этих организаций имеют статус корпораций. Однако это специфический вид корпораций. Это корпорации без акционеров. Обычно они управляются советом попечителей, выбранных или сформированных в соответствии с уставом данной организации.

     Если  в результате деятельности такой организации появляется прибыль, то она обычно вкладывается в дело. Кооперативы образуются путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Членство в кооперативе основывается на личном трудовом или ином участии. Число членов кооператива не может быть меньше пяти. Решения принимаются по принципу «один член - один голос» независимо от величины индивидуального пая. Члены кооператива несут субсидиарную коллективную ответственность по его обязательствам. Кооперативы могут быть потребительскими или сбытовыми. В первом случае покупатели приобретают возможность получать товары по оптовым ценам, во втором - контролировать продажу произведенной ими продукции. Прибыль обычно не является самоцелью деятельности таких организаций, хотя появление ее не исключено.

     В России, в соответствии с действующим  законодательством, корпорация действует в целях содействия реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии.5

     В этой связи управление корпорацией  получило название корпоративного управления (corporate management). Одним из основополагающих принципов корпоративного управления является формирование организационной структуры корпорации.

     Как уже было показано, в настоящее  время в поисках более высокой  эффективности функционирования крупные  зарубежные корпорации начинают перестраивать  организационную структуру. Суть перемен  состоит в стремлении использовать преимущества организаций со "сквозным" менеджментом перед менеджментом "вверх и вниз" в вертикально-ориентированной иерархии. Однако, простое перенесение зарубежного опыта в российскую действительность невозможно без адаптации к современным реалиям.

     В экономическом плане современная  Россия представляет собой пример классического  государства-корпорации. По словам российского  социолога и историка Андрея Фурсова, «как только главным для государства  провозглашается экономическая  конкурентоспособность в глобальном масштабе, о социальной и национальной составляющих государства можно забыть – государство начинает вести себя как корпорация, в которой все определяется экономической эффективностью: “выживает сильнейший” и “ничего личного”».6

     К примеру, Россия образца 2007 года является типичным примером подобной корпорации-государства: ее экономическое благосостояние и влияние на международной арене в значительной степени зависит от могущественных корпораций типа «Газпрома», «Роснефти», РЖД и других.

     Однако  было бы недопустимой натяжкой утверждать, что эта модель государства является приемлемой для большинства граждан  страны. Главных причин тому три: отсутствие внятной идеологии, которая могла  бы объединить нацию, естественное сопротивление  граждан попыткам государства вмешиваться в их жизнь и слабость социального компонента.

     Корпорации  могут и обязаны беспокоиться о благосостоянии своих сотрудников, но даже при самом благоприятном  раскладе значительная часть граждан  России (пенсионеры, бюджетники, домохозяйки) не войдут в их число. Таким образом, нация корпорации-государства окажется разделенной в очередной раз на тех, кому «соцпакет» положен по должности, и тех, кому он не положен в принципе. Вкупе с уже имеющейся «полосой отчуждения» между властью и обществом этот процесс сделает нацию драматически разобщенной.

Информация о работе Сущность предпринимательства и его основные формы