Сущность монополии и основные формы монополистических объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.
Целью данной курсовой работы является изучение монополизации и естественных монополий, их регулирование, особенности и современное состояние в РФ.

Оглавление

Введение
1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
1.1. Возникновение и сущность монополии
1.2.Формы и виды монополий
2. Монопольная цена. Монополия и конкуренция.
3. Несовершенство законодательства, связанного с преодолением чрезмерной власти монополий и монополизма
4. Система государственного регулирования естественных монополий в
России.
4.1. Проблема становления.
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.29 Кб (Скачать)

уровня рентабельности, установление  неких  предельных  цен,  то  есть  меры

государственного регулирования. Но в том виде,  в  каком  это  регулирование

осуществлялось, как показала практика, оно было малоэффективным.

      Что значит  «установить предельный уровень  рентабельности», что  значит

«предприятие не может  получать более 25% прибыли  от  затрат»?  Всё  просто:

предприятие, чтобы получить большую прибыль, будет увеличивать  затраты.  Так

все и поступали,  то  есть  включали  в  себестоимость  продукции  всё,  что

действующее законодательство позволяло и не позволяло, и уже  к этому  объему

затрат добавляли 25%.

      Это  и   стало  причиной  того,  что   Антимонопольным   комитетом   был

разработан  проект  Федерального  Закона  "О  естественных  монополиях".  Он

достаточно  тяжело  проходил  в  Правительстве   и   Государственной   Думе.

Столкнулись интересы тех  отраслей, которые, в соответствии с  этим  Законом,

должны контролироваться  и  самим  государством.  И  все-таки  в  результате

сложных подготовительных работ  в 1995 году ФЗ  «О  естественных  монополиях»

был принят.

      Федеральным   Законом  монополия  определена  как  состояние  товарного

рынка, при  котором  удовлетворение  спроса  на  этом  рынке  эффективнее  в

отсутствии  конкуренции.  То  есть  это те  сферы,  где само   государство

признало, что конкуренция  не может быть основной для развития этих  секторов

в силу технологических особенностей производства.  И  второе:  межотраслевая

конкуренция не может быть в той сфере, где нет  товарозаменителей,  а спрос

неэластичен. Например, предприятию  нужна электроэнергия,  оно  не  может  её

заменить   транспортными   услугами   или   продуктами   питания.   Получить

элек5троэнергию можно только у естественного монополиста.

      К сфере  естественных монополий отнесен  достаточно узкий перечень видов

деятельности. Здесь нужно  избегать таких ошибок, как утверждение:  «Газпром»

  –  естественная  монополия.  Естественной   монополией   является   только

транспортировка газа по трубопроводам. Не является  естественной  монополией

добыча газа, оптовая  и  розничная  его  реализация.  Является  естественной

монополией  не  нефтяной  комплекс,  а  только   транспортировка   нефти   и

нефтепродуктов по трубопроводам.

      Созданы  органы, которые  контролируют  монополии.  Это,  в  частности,

Федеральная Энергетическая Комиссия. За ней  закреплено  всё,  что  касается

транспортировки  нефти  и  газа.  Федеральные  службы  в  области  связи   и

транспорта.

      Методы  регулирования  естественных  монополий  установлены   законом.

Например, ценообразование. В статье 6 Закона написано, что для  данного  вида

деятельности может  быть  установлена  фиксированная  цена  либо  предельный

уровень  цен.  Сейчас  в  разных  секторах  это  делается   по-разному.   По

электроэнергии есть предельный  уровень,  в  других  отраслях  устанавливают

достаточно жесткие тарифы.

      В  соответствии  с  Законом  эти  нормы   могут   применяться   к   тем

организациям, которые включены в реестры субъектов естественных монополий.

      То есть,  каждый  из  органов  естественных  монополий  ведет  реестр,

включает   в   него   те   организации,   которые   действительно   являются

естественными монополиями  в соответствии с тем определением, которое дано  в

Законе, и именно  к ним он  имеет право применять меры  по  контролю  и

регулированию. Положение  о  реестре  утверждается  Правительством,  а  сами

реестры ведут эти органы.

      Не решены  еще  некоторые  вопросы   естественных  монополий.  Например,

очень сложно отделить конкурентный сектор от  монопольного.  Возьмем то  же

РАО “Газпром”. Там большой  конкурентный сектор –  добыча  газа,  реализация,

ремонт, обслуживание, восстановление скважин, производство  отдельных  видов

оборудования для добычи, транспортировки и реализации газа. Но  внутри  этой

группы существует тот  вид деятельности, который называется  транспортировкой

газа по газопроводу, а  это – естественная монополия.

      В средствах  массовой информации было  много   выступлений  о  том,  как

поступать с “Газпромом”. Одна сторона считала, что нужно  оставить  всё  как

есть, что он со всем справится сам,  другая  говорила,  что его необходимо

организационно разделить, создать несколько юридических  лиц,  в  том  числе

самостоятельную компанию, которая  будет заниматься транспортировкой газа,  и

вот эту компанию контролировать со стороны государства. Но истина лежит  уже

где-то посередине. И это  подтверждается теми указами Президента и  решениями

Правительства,  которые  сейчас  приняты   по   регулированию   естественных

монополий. Это Указ Президента №426 от 28  апреля  1997  года  “Об  основных

положениях  структурной реформы в сферах  естественных   монополий”.   Он

представляет собой программу  мер по  реформированию  естественных  монополий

до 2000 года. В нём четко  расписано по секторам: электроэнергетика,  газовая

промышленность, железнодорожный  транспорт и связь.

      Отдельные  отрасли в этот Указ не попали. Например,  такой  монопольный

вид деятельности,  как  транспортировка  нефти;  ничего  не  сказано  и  про

аэропорты. Транспортировка  нефти организационно отделена от добычи  нефти  и

от её реализации, и поэтому  контролировать эту сферу гораздо  удобнее, чем  в

электроэнергетике или газовой  промышленности.

      После выхода  Указа Президента  Правительство   Российской  Федерации  7

августа 1997 года приняло постановление  №987 “Об утверждении  программы  мер

по структурной  перестройке,  приватизации  и  усилению  контроля  в  сферах

естественных  монополий”.  Оно  утвердило  программу  мер   по   структурной

перестройке, конкретизировало  те  положения,  которые  содержатся  в  Указе

Президента.

      Вторая, очень  важная проблема. Каждая из сфер  естественных  монополий

имеет сетевую природу,  то  есть  определенный  объект,  которым  кто-то  со

стороны пользуется.  При  транспортировке  газа  газодобывающая  организация

закачивает в газопровод свой газ, чтобы  кто-то  его  получил  за  несколько

тысяч километров. В электроэнергетике  то же  самое.  В  связи  точно  та  же

ситуация – есть те, кто  закачивает в канал связи информацию, и те,  кто  эту

информацию получает. Нефть  и железные дороги – то же самое. Поэтому  в  этих

секторах  очень  важная  проблема  так  называемого  не   дискриминационного

доступа к сети.  Надо  сделать  так,  чтобы  связисты,  газотранспортники  и

железнодорожники не говорили: “этот клиент наш, мы его обслуживаем  в  первую

очередь, а ты – чужой, вставай в очередь и жди, когда  у  нас  до  тебя  руки

дойдут”. Это – самая  главная задача. Как она  сейчас  решается?  Если  брать

электроэнергетику, то решается она тем, что формируется федеральный  оптовый

рынок электрической энергии. В идеале очень хорошо, когда существует  единый

рынок за счет перетоков в рамках единой сети.

      В  отрасли   электроэнергетики  ФОРЭН   –  Федеральный   оптовый   рынок

электроэнергии. Туда  производители  электроэнергии  поставляют  энергию  по

определенной  цене,  которая  на   этом   рынке   формируется.   Потребители

электроэнергии её покупают. Цена поставки происходит от нормальной  биржевой

котировки.  Если  брать  транспортировку  нефти  и  газа,  то  там  ситуация

решается путем создания социальных комиссий.

      30 сентября 1997 года принято постановление  Правительства РФ №1269  “О

межведомственной комиссии по рассмотрению  вопросов,  связанных  с  доступом

независимых  организаций  к  газотранспортной  системе  РАО   “Газпром”   (в

нефтяной отрасли такая  комиссия  работает  уже  давно).  В  состав  комиссии

входят представители  Минтопэнерго РФ, Федеральной  энергетической  комиссии,

Министерства экономики  РФ  и  Антимонопольного  комитета.  Её  задачи  –  на

межведомственной основе рассматривать те спорные вопросы, которые  возникают

у независимых производителей газа.

      Газ производит  не только “Газпром”, и надо  сделать  так,  чтобы  любой

производитель газа имел возможность  пользоваться  сетями,  которыми  владеет

“Газпром”,  на  недискриминационной  основе,  по   четко   установленным   и

контролируемым тарифам, по единой процедуре доступа, потому что  сеть  имеет

определенный  ресурс,  может,  придется  и  в  очереди  постоять.  Но  чтобы

производитель знал, когда  его очередь подойдет, почему его  поставили на  это

место, а не на четыре места  вперед. Чтобы он  узнал,  почему  ему  отказали:

потому  что  мало  заплатил  или  потому  что  его  газ  не   подходит   для

транспортировки по этому  газопроводу своим  качеством  –  не  очищен,  много

примесей в нем. Вот  для этого создается такая  комиссия.

      Любая организация  может апеллировать к этой  комиссии, а она  принимает

решение.  Участие  Федеральной  Энергетической  Комиссии  в   составе   этой

межведомственной комиссии говорит о  том,  что  по  отношению  к  “Газпрому”

могут быть  применены  все  те  санкции,  которые  предусмотрены  законом  о

естественных монополиях: его могут оштрафовать, наказать другим способом.

      Третий вопрос – какой уровень концентрации  производства  и капитала

допустим. Это старый спор между сторонниками государственного  вмешательства

в  экономику  и  сторонниками  свободного  рынка.   В  разных   исторических

условиях, в разных отраслях, с разными технологическими укладами,  с  разным

состоянием на мировом  рынке ответы могли быть прямо  противоположными.

      Позиция   Антимонополистического  комитета  заключается  в   том,   что

концентрация сама по себе не может признаваться вредной  или  полезной.  Она

существует объективно. Если рынок формируется так,  что  на  нем  существует

крупная компания, значит так  должно быть. Если только в этих условиях  можно

обеспечивать нормальное экономическое  развитие,  нормальный  технический и

научный   прогресс   и   нормальную   международную   конкуренцию,    значит

концентрация нужна.

 

 

 

      К сожалению,  вне регулирования рынка осталась  одна очень важная сфера.

Это  –  сфера  естественных  монополий,  связанных  с   жилищно-коммунальным

хозяйством: водоснабжение, газоснабжение, теплоснабжение,  электроснабжение,

канализация, некоторые услуги связи и т.д.

      Но Конституцией  они  отнесены  к  компетенции   органов  Федерации  или

местного самоуправления.

Несовершенство законодательства, связанного с преодолением чрезмерной

                       власти монополий и монополизма

     Немало проблем при проведении современной антимонопольной политики  в

России возникает в  связи с  недостаточной  проработанностью  широкого  круга

законодательных  материалов  и   других   официальных   нормативных   актов,

связанных с монополиями и монополизмом.  При этом  в условиях  современной

России  большую  роль  при  проведении   антимонопольной   политики   играют

содержание и  направленность  нормативно-правовых  актов  по  многим  другим

вопросам, особенно по вопросам, связанным с процессами разгосударствления  и

приватизации,  развитием  малого  бизнеса,  организацией  налоговой  системы

страны.

      Прежде всего,  не  способствует  проведению  антимонопольной  политики

слабая законодательная  проработка вопроса о мерах государственной  поддержки

малого предпринимательства  в Российской Федерации.

      Фактически  до  сих  пор  в  законодательстве  России  нет  достаточно

развёрнутого и действенного закона о системе мер  государственной  поддержки

малых предприятий, системе  гарантий достаточно полной реализации  намеченных

государством мероприятий  по  поддержке  и  стимулированию  развития  малого

бизнеса. В общем, в современных  законодательных материалах не выделено  даже

достаточно чётко само явление “малый бизнес”  и  не  отражено  его  место  в

обновлении экономической системы страны.  До  сих пор есть  только  один

официальный документ, в котором  особо выделяется понятие  малых  предприятий

и разъясняются критерии  такого  выделения.  Имеется  в  виду  Постановление

Совета Министров РСФСР  №406 от 18 июля 1991  г.  “О  мерах  по  поддержке  и

развитию малых предприятий  в РСФСР”.[11,c.31]

      Что   касается   льгот,   предоставляемых    современным    российским

законодательством малому  бизнесу,  то  они  пока  касаются  лишь  некоторых

вопросов, связанных с  выплатами налогов, прежде всего  на прибыль.  Очевидно,

российским законодателям  представлялось, что  данный  объём  льгот  является

достаточным для успешного развития  малого  бизнеса.  Между тем в других

странах  государства  оказывают  поддержку  малым  предприятиям  в   гораздо

больших размерах.

      Как  известно,  к  настоящему  времени  издано  Постановление   Совета

Информация о работе Сущность монополии и основные формы монополистических объединений