Сущность монополии и основные формы монополистических объединений

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2013 в 11:45, курсовая работа

Краткое описание

Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики Поэтому задача обеспечения их финансовой устойчивости приобретает особую важность.
Целью данной курсовой работы является изучение монополизации и естественных монополий, их регулирование, особенности и современное состояние в РФ.

Оглавление

Введение
1. Монополистические тенденции и монополии в рыночной экономике.
1.1. Возникновение и сущность монополии
1.2.Формы и виды монополий
2. Монопольная цена. Монополия и конкуренция.
3. Несовершенство законодательства, связанного с преодолением чрезмерной власти монополий и монополизма
4. Система государственного регулирования естественных монополий в
России.
4.1. Проблема становления.
Заключение
Использованная литература

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 61.29 Кб (Скачать)

производства, цен, рынков сбыта  и т.д. Как правило, они выбирают второй

вариант, который приводит к появлению сговора между  ними, что является одним

из основных признаков  монополизации экономики. Таким  образом, напрашивается

вывод, что появление предприятий-монополистов обусловлено прогрессом

производительных сил, реализацией  преимуществ крупного предприятия над малым.

Современная теория выделяет три типа монополий:

     1) монополия отдельного предприятия;

     2) монополия как соглашение;

     3) монополия, основывающаяся на дифференциации продукта.

Достичь монопольного положения  первым путем нелегко, о чем свидетельствует

сам факт исключительности этих образований. Кроме этого, этот путь к

монополии можно считать  “порядочным”, поскольку он предусматривает  постоянное

повышение эффективности  деятельности, достижения преимущества над

конкурентами.

Более доступным и распространенным является путь соглашения нескольких

крупных фирм. Он дает возможность  быстро создать ситуацию, когда продавцы

(производители) выступают  на рынке “единым фронтом”, когда  сводится на нет

конкурентная борьба, прежде всего ценовая, покупатель оказывается  в

безальтернативных условиях.

Различают пять основных форм монополистических объединений. Монополии

монополизируют все сферы  общественного воспроизводства: непосредственно

производство, обмен, распределение  и потребление. На основе монополизации

сферы обращения возникли простейшие формы монополистических  объединений —

картели и синдикаты.

     Картель — это объединение нескольких предприятий одной сферы

производства, участники  которого сохраняют собственность  на средства

производства и произведенный  продукт, производственную и коммерческую

самостоятельность, и договариваются о доле каждого в общем объеме производства,

ценах, рынках сбыта.

     Синдикат — это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности,

участники которого сохраняют средства на средства производства, но теряют

собственность на произведенный  продукт, а значит, сохраняют производственную,

но теряют коммерческую самостоятельность. У синдикатов сбыт товара

осуществляется общей  сбытовой конторой.

Более сложные формы монополистических  объединений возникают тогда, когда

процесс монополизации распространяется и на сферу непосредственного

производства. На этой основе появляется такая более высокая  форма

монополистических объединений  как трест.

     Трест — это объединение ряда предприятий одной или нескольких отраслей

промышленности, участники  которого теряют собственность на средства

производства и произведенный  продукт, производственную и коммерческую

самостоятельность, то есть объединяют производство, сбыт, финансы, управление,

а на сумму вложенного капитала собственники отдельных предприятий  получают

акции треста, которые дают им право принимать участие в  управлении и

присваивать соответствующую  часть прибыли треста.

     Многоотраслевой концерн — это объединение десятков и даже сотен

предприятий различных отраслей промышленности, транспорта, торговли, участники

которого теряют собственность  на средства производства и произведенный  продукт,

а главная фирма осуществляет над другими участниками объединения  финансовый

контроль.

            Различия  между  формами   монополий  относительны.  С   развитием

наблюдается переплетение различных  форм монополий

      Поскольку  монополизм в ХХ веке предстал  как явление весьма “ёмкое”   по

структуре  и  содержанию,  то  сложилось  уже  несколько  подходов   к   его

классификации.

      Из   отечественных   классификаций   наиболее    известной    является

классификация типов монополизма  в экономике А. Лившица. Опираясь  на  анализ

современной  мировой  экономической  теории  и  практики,   Лившиц   считает

правомерным выделить, по меньшей мере,  6  основных  разновидностей  данного

явления:

     1) монополизм, вырастающий из конкуренции, базирующийся  на концентрации

        производства  и капитала;

     2)  технологические  (или   естественные)   монополии   и   олигополии,

        характерные  для коммунальных служб, а   также  отраслей  металлургии,

        электроэнергетики,  железнодорожного транспорта и  т.д.;

     3)  монополизм,  вызываемый  дифференциацией   производимой   однотипной

        продукции;

     4) монополизм  предприятий,  лидирующих  в   тех  или  иных  направлениях

        современного  НТП;

     5) естественные  государственные монополии (типа  монополии  государства

        на  эмиссию денег, на продажу отдельных  видов потребительских товаров

        неэластичного  спроса и т.п.);

     6)  монополизм,   характерный   для   командно-административного   типа

        экономики

      Монополии  также можно классифицировать  по видам:

закрытая монополия.  Она  защищена  от  конкуренции  с  помощью  юридических

ограничений.  Примером  может  служить  монополия  почтовой  службы  США  на

доставку почты первым классом.  Другими  вариантами  возникновения  закрытой

монополии является патентная  защита, институт авторских прав;

естественная  монополия.  Это  отрасль,  в  которой   долгосрочные   средние

издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает  весь

рынок целиком;

открытая монополия. В  этом  случае  фирма  на  некоторое  время  становится

единственным  поставщиком   какого-либо   продукта,   не   обладая   никакой

специальной защитой от конкуренции.  В  ситуации  открытой  монополии  часто

оказываются фирмы, впервые  вышедшие на рынок с новой продукцией.

Опыт показывает, что монополии, монополизировав определенную отрасль  и

захватив прочные и  монопольные позиции, рано или поздно теряют динамику

развития и эффективности. Объясняется это тем, что преимущества крупного

производства не являются абсолютными, они приносят увеличение прибыльности

только до определенных пор.

    

                Монопольная цена. Монополия и конкуренция.               

    

Особого внимания требует  вопрос ценовой политики монополистических  образований.

Последние, как уже говорилось выше, используя свое монополистические положение,

имеют возможность влиять на цены, а иногда и устанавливать  их. Вследствие этого

появляется новая разновидность  цены — монопольная цена, которая

устанавливается предпринимателем, занимающим монопольное положение  на рынке, и

приводит к ограничению  конкуренции и нарушению прав потребителя. К этому

следует добавить, что эта  цена рассчитана на получение сверхприбылей, или

монополистических прибылей. Именно в цене реализуется выгода монопольного

положения.

Особенность монопольной  цены заключается в том, что она  сознательно

отклоняется от реальной рыночной, которая устанавливается в результате

взаимодействия спроса и  предложения. Монопольная цена является верхней или

нижней в зависимости  от того, кто ее формирует — монополист или монопсонист.

В обоих случаях обеспечивается выгода последних за счет потребителя  или

мелкого производителя: первый переплачивает, а второй не получает надлежащей

ему части продукта. Таким  образом, монопольная цена являет собой  определенную

“дань”, которую общество вынуждено платить тем, кто занимает монопольное

положение.

Отличают монопольную  высокую и монопольную низкую цены. Первую устанавливает

монополист, оккупировавший рынок, и с ней вынужден мириться потребитель,

лишенный альтернативы. Вторую формирует монопсонист по отношению к мелким

производителям, которые  тоже не имеют выбора. Следовательно, монопольная цена

осуществляет перераспределение  продукта между хозяйственными субъектами, но

такое перераспределение, которое  основывается на внеэкономических факторах.

Но сущность монопольной  цены этим не исчерпывается — она  отражает и

экономические преимущества крупного, высокотехнического производства,

обеспечивая получения сверхизлишнего продукта.

Структура монопольной цены может быть представлена формулой:

     Рмон. = Р1 + Р23    

где Р1 — средняя прибыль, получаемая предпринимателями в условиях

свободного перемещения  капитала в результате действия межотраслевой

конкуренции; Р2 — обычная сверхприбыль, получаемая

предпринимателями, которые  осуществляют нововведения; Р3

монопольная сверхприбыль от использования (злоупотребления) монопольного

положения.

     Монопольная цена — это верхняя цена, за которую монополист может продать

товар или услугу и которая содержит в себе максимальную Р3. Однако, как

показывает опыт, удержать такую цену в течение длительного  времени невозможно.

Сверхприбыли, как мощный магнит, притягивают в отрасль  других предпринимателей,

которые в результате “ломают” монополию.

Следует учитывать и то, что монополия может регулировать производство, но не

спрос. Даже она вынуждена  учитывать реакцию покупателей  на увеличение цен.

Монополизировать можно  только товар, на который существует неэлластичный

спрос. На и в такой ситуации подорожание продукции приводит к ограничению ее

потребления. Монополист имеет  две возможности: или применить  небольшой

дефицит для удержания  высокой цены, или увеличить объем  продажи, но уже по

сниженным ценам.

Одним из вариантов ценового поведения на олигополистических рынках является

“лидерство в ценах”. Существование нескольких олигополистов, казалось бы,

должно повлечь за собой  конкурентную борьбу между ними. Но оказывается, что она

в форме ценовой конкуренции  привела бы только к общим потерям. У олигополистов

есть общий интерес  для удержания единых цен и  недопущения “ценовых войн”. Это

достигается с помощью  негласного соглашения принимать цены фирмы-лидера.

Последняя — это, как правило, самая крупная фирма, определяющая цену

определенного товара, остальные  же фирмы принимают ее. Самуэльсон определяет,

что “фирмы молча вырабатывают такую линию поведения, которая исключает острую

конкуренцию в отрасли  цен”*.

 

Система государственного регулировании

                       естественных монополий в России

      Товарные  рынки, где  присутствует  лишь  один  хозяйствующий  субъект-

поставщик товаров (услуг), в  соответствии  с  законодательством  Российской

Федерации, относятся к  естественным монополиям и  подлежат  государственному

регулированию. Оно необходимо для защиты интересов  потребителей  товаров  и

услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения  экономической

эффективности  их  деятельности.  В   настоящее   время   в   нашей   стране

прослеживается  тенденция  усиления  регулирующей  функции   государства   в

рассматриваемой сфере. Это  породило ряд экономических и  правовых проблем.

      Мировая   практика  знает  несколько   подходов   к   их   решению:   1)

использование  института  государственной  собственности  в  соответствующих

сферах;  2)  приватизация;  3)  государственное регулирование.  Федеральным

Закон от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных  монополиях»  основан

на концепции государственного регулирования в интересах общества. Исходя  из

принципиальных  положений  этой  экономической   теории,   базирующейся   на

необходимости обеспечить потребителей качественной продукцией в  достаточном

объеме   и   по   доступным   ценам,   Закон   о   естественных   монополиях

предусматривает исчерпывающий  перечень методов воздействия:

а) ценовое регулирование;

б) определение потребителем подлежащих обязательному обслуживанию,  и  (или)

установление минимального уровня их обеспечения.

      Эти методы (каждый в отдельности или оба  одновременно) применяются  не

автоматически, а в зависимости  от конкретной ситуации на  товарном  рынке  и

на основании решений  государственных органов регулирования.

      Каковы же  причины разработки Закона РФ  «О естественных монополиях»?

      Анализ   дел,   которые   рассматривались   в   связи   с   нарушением

антимонопольного законодательства, показывал, что  30-40,  а  то  и  все  50

процентов дел в разные периоды и в разных регионах приходилось  именно на  те

субъекты,  подразделения  которых  сейчас  отнесены  к  сфере   естественных

монополий: транспорт, связь, энергетика.

      Эти нарушения  сводились  к  двум:  злоупотребление   своим  монопольным

положением в виде установления высоких цен на свою продукцию  или  услуги  и

нарушения, связанные с  заключением  и  исполнением  договоров.  Есть  много

других   вариантов   нарушения   антимонопольного    законодательства,    но

значительная часть их приходилась именно на вышеназванные  отрасли.

      Начиная  с 1992 года, когда произошла либерализация  цен, в этом секторе

цены стали расти быстрее, чем в других. Правительство озаботилось  проблемой

регулирования этих секторов и начало вводить  такие  меры,  как  ограничение

Информация о работе Сущность монополии и основные формы монополистических объединений