Сущность инфляции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 11:04, контрольная работа

Краткое описание

Современной инфляции присущ ряд отличительных особенностей: если раньше инфляция носила локальный характер, то сейчас - повсеместный, всеохватывающий; если раньше она охватывала больший и меньший период, т.е. имела периодический характер, то сейчас - хронический; современная инфляция находится под воздействием не только денежных, но и неденежных факторов.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………... 3
1. Сущность инфляции………………………………………………..... 5
1.1 Понятие инфляции. История инфляционных процессов………..... 5
1.2 Измерение инфляции. Причины инфляционного роста цен……… 9
1.3 Виды инфляции и их классификации……………………………... 15
Развивающиеся страны: инфляции (в процентах)………………... 19
2. Антиинфляционная политика………………………………………. 22
2.1 Понятие антиинфляционной политики……………………………. 22
2.2 Антиинфляционная политика в России………………………….... 23
Заключение…………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

курсовая экономическая теория.docx

— 82.09 Кб (Скачать)

Положительным воздействием отличается, пожалуй, лишь комбинация (ожидаемая +сбалансированная инфляция) в сочетании с умеренным  ростом цен (до 10% в год). Она тонизирует реальное инвестирование, т. е. слегка подгоняет предприятия по пути ускорения  замены и модернизации производственных мощностей, разработки новых видов  продукции. Большинство развитых стран  тяготеет к умеренной инфляции, нарастание инфляции от умеренной через галопирующую к гиперинфляции не является неизбежным. Настойчивая государственная политика в силах если не остановить рост цен, то, по крайней мере, сделать  его более ожидаемым или сбалансированным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Антиинфляционная политика

2.1 Понятие  антиинфляционной политики

Опыт  борьбы с инфляцией в России показывает, что большая часть мероприятий  основываемых на “книжных” примерах, малоэффективна, тогда как успех  в борьбе с этим явлением возможен только лишь при учете тонких особенностей ситуации. Так, к примеру, сжатие денежной массы в разных странах приводит к диаметрально противоположным  результатам. В одних странах  уменьшение наличных денег в обороте  снижает инфляцию, в других - повышает. Тонкость борьбы с инфляцией заключается  именно в том, чтобы правильно  уловить и использовать именно те обусловленные местом и временем явления.

Методы  борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. Чаще всего проявляется  следующая закономерность: чем кризиснее  ситуация, тем насущнее прямые методы воздействия правительства и  центрального банка на экономику  и денежную массу, как ее составляющую.

Косвенные методы включают:

  • регулирование общей массы денег через управление “печатным станком”.
  • регулирование процентных ставок коммерческих банков через управление ими Центробанком.
  • обязательные денежные резервы коммерческих банков.
  • операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.

Косвенные методы не могут работать в нашей  экономике на полную мощность по причине  ее недостаточной “рыночности”. Полноценный  рынок ценных бумаг, в том числе  рынок государственных обязательств у нас отсутствует, а, соответственно, Центральный банк не может воздействовать на денежную массу через куплю-продажу  ценных бумаг.

Прямое  регулирование покупательной способности  денежной единицы включает в себя такие методы, как:

  • прямое и непосредственное регулирование кредитов и их распределения государством.
  • государственное регулирование цен.
  • государственное регулирование пределов заработной платы.
  • государственное регулирование внешней торговли и операций с иностранным капиталом.
  • государственное регулирование валютного курса.

   Практика прямого регулирования  денежной массы широко распространена  на западе. США в 60х - 70х годах неоднократно замораживали цены на многие товары. Полтора десятилетия после Второй мировой войны понадобилось странам Западной Европы для начала либерализации цен, да и то неполной. Франция полностью либерализовала цены на внутреннем рынке лишь в 1986 году. Ф. Рузвельт выводил США из глубочайшего кризиса 30х путем жесточайшего государственного регулирования экономики. В большинстве стран существовали специальные законы, ограничивающие доходы от торгового посредничества.

Антиинфляционная  стратегия

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий: всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые  способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов. Потребитель должен убедиться, что  колебания цен на сравнительно небольшое  количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения; существование правительства национального  согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительств ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население. 
Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т. п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы.

Экономическое поведение людей изменяется, что  способствует снижению инфляционных ожиданий. Эффект объявления срабатывает с  некоторым запаздыванием, которое  зависит от промежутка времени между  введением денежных ограничений  и реальными изменениями спроса и цен. Как видно, эффект объявления технически прост и непритязателен, но именно он стал действенным элементом  антиинфляционной стратегии в США, Великобритании, Германии, где в  последние годы наблюдалось заметное ослабление инфляционных ожиданий.Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe Где: M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени; Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период; 
Ре – предполагаемый темп роста цен. Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т. д. Тогда экономика дополнительно ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию. Осуществление антиинфляционной денежной стратегии предполагает наличие современной банковской системы, где центральный банк независим от исполнительной власти. Но даже в этих условиях проводить антиинфляционную денежную политику непросто. Так в США, где действует высокоэффективная банковская система, за период с 1965 по 1980 г. были предприняты по крайней мере четыре неудачные попытки это сделать. Объясняется это тем, что государство, отягощенное проблемами бюджетного дефицита, необходимостью поддержания благоприятной хозяйственной конъюнктуры и т. п., отклонялось от намеченного антиинфляционного курса, прибегало к закачиванию в экономику избыточного количества денег. Подобные колебания усилили инфляционные ожидания, усложнили задачу преодоления инфляции. более или менее последовательную денежную стратегию удалось осуществить при президенте Р. Рейгане, что сказалось на замедлении темпов инфляции в американской экономике. 
Заметим, что стоит денежным ограничениям хотя бы немного стабилизировать темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания. При прочих равных условиях, чем слабее ожидания, тем выше склонность с сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет решать бюджетные проблемы, в частности финансировать дефицит, все меньше прибегая к кредитам центрального банка. Последнему становится легче проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, т. е. представляет собой самоусиливающийся процесс. Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам экономики, и пользоваться им надо с предельной осторожностью. Поскольку рыночные механизмы работают не идеально, проведение антиинфляционной денежной политики сначала обязательно оборачивается резким подъемом процентных ставок. Так, в начале 70-х годов подобные действия Федеральной резервной системы США стали одной из причин волны банкротств, а в 1981 – 1982 годах способствовали спаду, охватившему всю американскую экономику.

В высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный  сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы ведет  не только к стабилизации цен, но и  к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением  экономики, ее демонополизацией, развитием  рыночной инфраструктуры. 
Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства. 
Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития. Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т. е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам. Например, в США доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8%. Линия правительства, намеревающегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны. Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей. Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним, что с точки  зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы  в центральном банке или денежная эмиссия. Чтобы такой поворот  стал реальностью, подоходное налогообложение  должно строиться на основе прогрессивной  шкалы, а снижение ставок распространяться прежде всего на лиц с высокими доходами, ибо у них склонность к сбережению выше, чем у малоимущих. Следует признать, что в принципе антиинфляционные резервы налогообложения ограничены и быстрых эффектов не дают. Поэтому основная нагрузка, связанная с сокращением дефицита бюджета, ложиться на уменьшение государственных расходов. Сокращение бюджетных ассигнований, а вместе с ним и дефицита представляет собой сложный процесс, требующий довольно продолжительного времени. Недопустимы резкие сокращения тех или иных статей бюджета. Нужен стратегический план восстановления равновесия государственного бюджета. 
Например, государственные дотации убыточным предприятиям за счет средств бюджета является необоснованными в рыночном хозяйстве. Предположим, что они прекращены. Конечно, дефицит бюджета уменьшится. Одновременно последуют массовые банкротства и увольнения, начнется рост безработицы, что нанесет бюджету двойной удар. С одной стороны, потребуется увеличить государственные расходы, связанные с социальным обеспечением дополнительного количества безработных, их переквалификацией, трудоустройством и т. д. С другой – станет неизбежным сокращение доходов за счет снижения прибыли предприятий и уменьшения суммы подоходного налога. Возможно, что в конечном счете правительство получит противоположный результат – увеличение дефицита, ускорение инфляции. 
Главный принцип сокращения бюджетных расходов состоит в следующем: постепенное уменьшение финансирования тех видов деятельности государства, которые можно передать рынку. Речь идет о прекращении чрезмерного вмешательства государства в инвестиционный процесс и уменьшении объема бюджетных капиталовложений, отмене необоснованных дотаций и субсидий, частичной приватизации здравоохранения и образования и т. д. Разумная осторожность не должна препятствовать бескомпромиссному наступлению на дефицит бюджета, желательно в рамках единой антиинфляционной стратегии, подкрепленной другими мерами – государственным стимулированием научно-технического прогресса, структурной перестройкой экономики, ориентацией инвестиций на производство потребительских товаров, конверсией военной экономики и т. п. Организуя правильную денежную политику и добиваясь сокращения бюджетного дефицита, государство подходит к проблеме инфляции со стороны спроса. Помогая структурным преобразованиям и налаживая конверсию военного производства, оно наступает на инфляцию со стороны товарного предложения. Это особенно важно в отечественной экономике, чувствительной к инфляции предложения. Вводя в действие налоговые и кредитные регуляторы, государство способствует расширению продажи наукоемких товаров и услуг (бытовой электроники, средств связи, информации и т. п. ), формированию новых рынков. Прирост предложения, компенсируя избыточный спрос, понижает цены, тормозит инфляцию. Не случайно, что в странах, успешно осваивающих новейшую технику и технологию, например в Японии, инфляции надежно контролируется и уже не представляет серьезной угрозы для экономики. Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы. 
Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.

 

2.2 Антиинфляционная политика в  России.

           Антиинфляционная  политика в  России проходила в следующих  направлениях:  

1. Сокращение  инфляции спроса:

1. Погашение инфляционных ожиданий  населения, повышение доверия  к рублю.  Эта мера была необходима, так как уже в 1996 г. инфляция  обуславливалась:

  45% - инфляционными ожиданиями     

  25% - повышением цен на топливо;

  20% - увеличением совокупной денежной  массы; 

   7%  - удорожанием с/х продукции;  

    3%  - прочие факторы.

2. Меры  по стабилизации валютного курса  (т.н.«валютный    коридор”). При  этом под “Валютным коридором”  понимается   способ принудительного  ограничения курса доллара с  целью преодоления инфляции.

Однако  заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего  производства и экспорта, появляется высокая потребность в валюте.

Номинальный курс рубля отставал в своем падении  от темпов инфляции. В итоге он упал в десятки раз, тогда как цены выросли в тысячи раз.

  1. Отказ от покрытия дефицита бюджета кредитными ресурсами ЦБ РФ (переход к государственным заимствованиям на рынке ценных бумаг).
  2. Компенсация расширения денежной массы в обращении за счет притока валюты экономических агентов в резервы Банка России.
  3. Введение правительством прямых ограничений на удорожание продукции.
  4. Сдерживание роста зарплаты.

Все эти  меры направлены на сжатие совокупного  спроса.

2. Снижение  инфляции издержек:

  1. Повышение производительности труда.
  2. В первом полугодии 1996 года темпы роста цен на сырье были ниже темпов роста цен на готовую продукцию. Это обусловило снижение темпов роста себестоимости промышленной продукции, а значит инфляции издержек.

Несмотря  на неудачу стабилизационных попыток, общий уровень инфляции существенно  снизился - с январского (1992 г.) пика в 245 % до 8% в мае 1995 г.

В основе этого успеха лежат действия российских реформаторов по последовательному  уменьшению темпов прироста денежной массы, создаваемой кредитной эмиссией ЦБ. Были сокращены кредиты правительству  и коммерческим банкам.

Самым крупным  источником инфляции является дефицит  федерального бюджета.

Информация о работе Сущность инфляции