Структура и инфраструктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, а также его структуру и инфраструктуру.
В соответствии с целью определяются следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения рынка и хозяйственный механизм рыночной системы.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, что такое рыночная экономика, виды рынков.
3. Изучить инфраструктуру рынка, её основные элементы и функции.
4. Определить роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны. Выявить перспективы её развития в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Рыночная экономика
1.1 Понятие рынка и условия его возникновения………………………………….. . 5
1.2 Виды рынков……………………………………………………………………… . 9
1.3 Хозяйственный механизм рыночной системы…………………………………. .17
ГЛАВА 2 Структура и инфраструктура рынка
2.1 Понятие инфраструктуры рынка, её основные элементы и функции…………. .22
2.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка … .30
2.3 Характеристика основных элементов инфраструктуры рынка………………… .32
ГЛАВА 3 Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении
экономического развития Страны. Перспективы её
развития в России.
3.1 Формирование инфраструктуры предпринимательства как основа экономического
роста………………………………………………………………………………... .44
3.2 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры…………………. .57
3.3 Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры…………………………. .61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….. .68

Файлы: 1 файл

содержание, введение.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Вторая волна (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. В этот период основными становятся производство паровых двигателей, в том числе для пароходов и паровозов, развивается первичное станкостроение. Развивается сеть железных дорог и морских путей. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура, однако уже начинают появляться сектора, связанные с производством стали, электроэнергии, газа, синтетических материалов, развивается тяжелое машиностроение. Наряду с мелкими фирмами развиваются крупные предприятия с числом рабочих более тысячи, появляются новые формы предпринимательства, масса акционерных обществ.

Третья волна (1880 - 1940 гг.) базировалась на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности. Это период нефтяного бума в США, создание мощного военно- промышленного комплекса в Европе, широкого внедрения радиосвязи и телеграфа. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, в частности алюминия, пластмасс, товаров длительного пользования, средств радио- и телекоммуникаций. Появляются огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощаются крупными, в которых образуется слой руководителей среднего звена. На рынке господствуют монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляет контроль, либо полностью владеет естественными монополиями и предоставлением общественных благ. Начинается концентрация банковского и финансового капитала.

Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в основном базирующейся на использовании нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений, товаров длительного пользования. В этот период строятся скоростные автомагистрали и аэропорты. Появляются, а затем широко распространяются компьютеры и программные продукты для них, радары, атом сначала используется в военных, а затем и в мирных целях. Символом четвертого технологического уклада стало массовое производство на основе использования фордовской конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция, появляются транснациональные корпорации, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран, основывют там свои производства.

Пятая волна, начавшаяся в середине 80-х годов, опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т.д. Происходит переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу "точно в срок".

Каждый из укладов в своем развитии проходил разные стадии, которые различались мерой его влияния на общий экономический рост в стране. При этом надо понимать, что устаревающие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные ими производственные или инфраструктурные объекты.

 

 

2.3  Характеристика основных элементов инфраструктуры рынка

 

На рынке товаров и услуг инфраструктура представлена товарными биржами, предприятиями  оптовой  и  розничной  торговли,  фирмами,  предоставляющими участникам рыночную информацию, занимающимися маркетингом, рекламой и т. д. Эта часть инфраструктуры  охватывает  огромное  экономическое  пространство между производителями и  потребителями;  ее  функционирование  обеспечивает регулирование  сбыта  и  обслуживание  потребителей.   Эта   инфраструктура реагирует на сигналы,  идущие  от  спроса,  и  обеспечивает  равновесие  на товарном рынке.

На  рынке  труда  инфраструктурой  являются   биржи   труда,   системы, обеспечивающие обучение и переквалификацию работников.

На рынке  ценных  бумаг  это  в  первую  очередь  фондовая  биржа,  где покупаются и продаются акции и облигации. Соединяя инвесторов и  владельцев сбережений, биржа способствует межотраслевому и  межрегиональному  переливу капиталов.

Инфраструктура  кредитного  рынка  —  это   современная   двухуровневая банковская система  (Центральный  банк  и  коммерческие  банки),  страховые компании и  различные  фонды,  способные  мобилизовать  свободные  денежные средства и превратить их в кредиты.

Государственные финансы (центральные и местные бюджеты) также  являются частью инфраструктуры рынка. Бюджеты через налоги, а  также  через  расходы позволяют государству решать те проблемы, перед которыми отступает рынок.

Следующий  элемент  инфраструктуры  —  это  законодательство,  правовая система,  регулирующая  взаимодействие  участников  рынка.  Отсутствие  или слабое развитие правовой системы превращает рынок в  «дикий»,  а  экономику делает криминальной.

Мы рассмотрели основные элементы инфраструктуры рынка. Еще раз отметим, что рынок не может нормально функционировать без  развитой  инфраструктуры. Поэтому перед странами, входящими в рынок, а значит, и перед нашей  страной стоит задача создания рыночной инфраструктуры.

Инфраструктура рынка товаров и услуг.

В настоящее время уровень развития  инфраструктуры  товарных  рынков  в России в целом и в регионах не соответствует условиям  свободного  движения товаров. В ходе экономических реформ нарушились  процесс  товародвижения  и существовавшие между  хозяйствующими  партнерами  взаимосвязи,  увеличилась ценность  в  процессе  реализации  товаров,   возросли   издержки,   цены, количество нерациональных перевозок, бессистемно осуществляется  оптовая  и торгово-посредническая деятельность.

Мировой опыт свидетельствует, что  непременным  условием  эффективности функционирования экономики рыночного типа является развитая  инфраструктура товарного рынка. Ее субъекты выполняют очень важные  функции:  затаривание, расфасовка, хранение товаров на складах, в холодильниках, разукрупнение или наоборот увеличение объемов поставок, транспортировка и доставка продукции; предоставление информации о спросе, предложении, ценах,  условиях  продажи, местонахождении товаров, финансовая помощь  для  поддержки  производства  в некоторых случаях и др. [6, 573-578]

В услугах оптовых баз особенно нуждаются мелкие и средние  потребители, так как из-за не транзитных объемов поставок  им  товаров  только  эти  базы могут предложить широкий ассортимент продукции и гарантировать стабильное и бесперебойное  ее  поступление.  Инфраструктура  товарных   рынков   должна создавать  условия  для  поддержания  необходимого  соотношения  спроса   и предложения,  сокращения  времени  реализации  товаров,  ускорения  оборота капиталов,  снижения   издержек   товарообращения   и   цен,   формирования эффективной конкурентной среды.

В настоящее время в России насчитывается около 20  тыс.  посреднических организаций с численностью более 600 тыс. человек. Доля реализации  товаров организациями оптовой торговли в общем  объеме  отгружаемой  изготовителями продукции составляет около 25%. Два года назад она не превышала 10%,  но  и нынешний уровень еще не соответствует потребностям  рыночной  экономики.  В развитых странах количество объектов инфраструктур и численность занятых  в них в несколько раз больше. Например, в США еще в 1985 г. только в  оптовой торговле работало 4,3 млн. человек,  60%  которых  было  занято  в  обороте товаров производственно-технического назначения. В Германии доля реализации

товаров через оптовых посредников составляет 40%.

Условия  рынка  требуют  увеличения  количества  торгово-посреднических предприятий  и  организаций,  и   прежде   всего   -   реализующих   товары производственного назначения в розницу и мелким оптом, а также  оказывающих чисто посреднические и информационные услуги, а также более равномерного их размещения на  территории  России.  Более  70%  предприятий  и  организаций оптовой торговли сосредоточено в пяти регионах: Центральном - 24.  Западно-Сибирском - около 14, Поволжском и Уральском -более 11. Северо-Кавказском -10%.

Основная часть объектов оптовой торговли (95%) - негосударственные, 90% всех предприятий являются малыми с численностью работников до 25 человек, а на 58% предприятий занято лишь до пяти человек.  Наиболее  активно  объекты оптовой  торговли  образовывались  в  1992-1994  гг.  В  этот  период  было зарегистрировано более 80% таких предприятий, при этом лишь около 10%  были созданы путем приватизации, остальные - вновь образованные.[7, 43]

Наиболее распространенная организационно-правовая форма  хозяйствования указанных предприятий - товарищество с ограниченной  ответственностью  (52% общего их числа), 18% составляют индивидуальные частные предприятия,  13  - акционерные общества закрытого типа, 9 - открытого типа, 10% -  предприятия других форм. [7, 44]

Предприятия оптовой торговли располагают  складами  общей  площадью  63 млн. м2. На одно товарищество с  ограниченной  ответственностью  в  среднем приходится складской площади 244 м2  и  емкость  холодильников  -12  т,  на акционерное общество открытого типа - соответственно  13500  м2  и  513  т, акционерное общество закрытого типа - 847 м2 и 38 т, индивидуальное частное предприятие - 41 м2 и 2,3 т.

Складские площади  загружены  на  40-60%,  остальная  часть  сдается  в аренду, используется на  условиях  кооперации  или  продается  промышленным предприятиям  и  коммерческим  структурам.  Однако,  несмотря  на   наличие значительного     количества     складских     площадей,     не     хватает высокомеханизированных  складов  с  соответствующим  комплексом   сервисных услуг. Поэтому требуются модернизация складских  площадей,  доведение  доли активной части основных фондов торгового назначения до 35-40%.

По мере развития рыночных отношений создаются новые рыночные  структуры и видоизменяется их деятельность. Например, на  протяжении  двух  трех  лет происходил  бурный  рост  бирж,  реализующих   продукцию   производственно- технического назначения и товары народного потребления. В  настоящее  время биржевая активность снижается. Значительно уменьшилось количество  товарных бирж - на начало 1997  г.  их  было  всего  78.  Через  них  на  протяжении последних  двух  лет  реализуется  менее  1%  общего   объема   продаваемой продукции.

Важной проблемой функционирования товарных рынков является формирование системы соответствующего информационного  обеспечения. 

Не отвечает объективным требованиям и  нормативно-правовое  обеспечение торговых отношений,  не  сформирована  его  четкая  система  и  достаточная законодательная основа. Эффективность  правовой  системы  в

целом и отдельных ее составляющих не определяется.

Недостаточно  развито  и  производство  тароупаковочной  продукции.  Ее выпускают около 4000 предприятий самых различных отраслей промышленности, в том числе 78 предприятий (из них 21 специализированное) -картонную тару, 71 (6 специализированных) - полимерную, 38 -  металлическую  и  более  2000  - деревянную тару.

Затраты на упаковку продукции обрабатывающей промышленности  составляют в 12-14  трлн.  руб.  в  год.  Доля  российской  продукции,  продаваемой  в расфасованном и упакованном виде, равняется всего лишь 30%, при  этом  одна треть упаковки - импортная. .[7,46]

Что  касается  системы   транспортно-экспедиционных   услуг,   то   она

формируется стихийно, причем идет интенсивный процесс дезинтеграции,  в  то время как в развитых странах происходит  интеграция  складского  бизнеса  в крупные компании (оказывающие  транспортно-экспедиционные,  консалтинговые, информационные услуги)  и  товарораспределительные  центры.  Это  позволяет рационализировать грузодвижение,  обеспечивать  экономию  на  общесистемных затратах и получать экономический эффект.

Создание   рациональной   инфраструктуры   товарных   рынков    требует координации деятельности  различных  субъектов  экономики  в  региональном, отраслевом  и   институционном   аспектах,   а   в   ряде   случаев   -   и непосредственного участия государства. Поэтому она  должна  развиваться  на основе комплексного системного подхода с использованием программного метода реализации решений.

Для  формирования  и   функционирования   рациональной   инфраструктуры российских товарных рынков Правительство РФ  постановлением  от  3  августа 1996 г. "О комплексной программе развития  инфраструктуры  товарных  рынков Российской  Федерации"  поручило   Минэкономики   России   с   привлечением заинтересованных  федеральных  и  местных  органов  исполнительной   власти разработать указанную комплексную программу на 1998-2005  гг.  В  настоящее время закончена научная проработка и в ближайшее время будет подготовлен ее проект.

В соответствии с прогнозом развития инфраструктуры товарных  рынков  на 1998 г. и ближайшую перспективу доля реализации продукции  производственно- технического назначения через оптовых посредников будет  расти  на  2-3%  в год. По мере развития сети эффективных  посредников  и  увеличения  объемов производства продукции этот показатель будет повышаться.[8, 262-268]

По  мере  развития  логистических  функций   возможны   организационные преобразования в системе коммерческо-посреднических структур, изменения  их специализации.  Ожидается  создание  новых   видов   оптовых   посредников, транспортно-сбытовых  центров  и  др.  Будет   развиваться   взаимодействие складских предприятий оптовых посредников  с  транспортными  терминалами  и складами   обслуживаемых   предприятий   и   интегрированная    организация товародвижения  через  места   складирования.   Предполагается   сокращение складских перевалок и числа стадий складирования продукции.

Влияние биржевых структур на формирование товарного рынка России  будет оставаться  незначительным  из-за  уменьшения  промышленного  производства, низкой  платежеспособности,  преобразования  бирж  в  другие   коммерческие структуры. Предполагается, что  через  биржи  будет  продаваться  менее  1% общего объема реализации продукции.

Информация о работе Структура и инфраструктура рынка