Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа
Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, а также его структуру и инфраструктуру.
В соответствии с целью определяются следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения рынка и хозяйственный механизм рыночной системы.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, что такое рыночная экономика, виды рынков.
3. Изучить инфраструктуру рынка, её основные элементы и функции.
4. Определить роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны. Выявить перспективы её развития в России.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Рыночная экономика
1.1 Понятие рынка и условия его возникновения………………………………….. . 5
1.2 Виды рынков……………………………………………………………………… . 9
1.3 Хозяйственный механизм рыночной системы…………………………………. .17
ГЛАВА 2 Структура и инфраструктура рынка
2.1 Понятие инфраструктуры рынка, её основные элементы и функции…………. .22
2.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка … .30
2.3 Характеристика основных элементов инфраструктуры рынка………………… .32
ГЛАВА 3 Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении
экономического развития Страны. Перспективы её
развития в России.
3.1 Формирование инфраструктуры предпринимательства как основа экономического
роста………………………………………………………………………………... .44
3.2 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры…………………. .57
3.3 Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры…………………………. .61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….. .68
Домашнее хозяйство — это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, капитала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги, финансовые активы, недвижимость.
Таким образом, рынок оказывается на скрещивании множества дорог, по которым в одну сторону, от продавца к покупателю, движутся продаваемые одними и покупаемые другими ресурсы, продукция, товары, услуги, а в другую — направляются денежные потоки от покупателей к продавцам в виде платы за купленные товары. [1,241-243]
1.2 Виды рынков
Наряду с определением степени монополизации как критерия и признака структуризации рынков не менее важным представляется разделение их по виду представленного на рынке товара, по объекту купли-продажи. Охарактеризуем разные виды рынков в зависимости от того, что на них продается и покупается, то есть по типу товара, являющегося объектом торговли. При этом будем иметь в виду, что рынок, рассматриваемый как место купли и продажи товаров, может совмещать в себе разные виды рынков. Так, в современном супермаркете можно купить самые разнообразные товары, поэтому его можно считать рынком рынков, состоящим из нескольких рынков, обычно выделяемых в виде отдельных секций. Вместе с тем выделение и самостоятельное рассмотрение рынка отдельного продукта или группы близких по роду и назначению товаров вовсе не требует, чтобы этот рынок был выгорожен, отделен физическими перегородками от рынка других товаров.
В целом рынки можно классифицировать следующим образом:
рынки потребительских товаров и услуг:
— рынок продовольственных товаров;
— рынок непродовольственных товаров;
— рынок услуг;
рынки факторов производства:
— рынок рабочей силы (рынок труда);
— рынок средств производства;
— рынок сырья;
рынки недвижимости:
— рынок жилья;
— рынок земли;
финансовый рынок:
— фондовый рынок;
— денежный рынок;
— фьючерсный рынок или рынок срочных контрактов;
информационный рынок;
— рынок духовно-интелектуального продукта.
На рынке потребительских товаров происходит купля-продажа предметов потребления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляющий на рынок товары, в качестве потребителя — домашние хозяйства. Иногда на таком рынке покупателями могут быть предприятия, фирмы, государственные организации, приобретающие, например, машины, бытовую технику, канцелярские товары и т.д. Рынок продовольственных товаров, предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателями продуктов питания, продовольствия. На этом рынке торгуют всем, чем питаются люди и животные, а также товарами, из которых приготавливается пища. Рынок промышленных
(непродовольственных) потребительских товаров предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, предметы хозяйственного обихода, мебель, культтовары, книги и письменные принадлежности, лекарства, отдельные виды строительных материалов, транспортные средства личного и семейного пользования и другие товары аналогичного назначения. Рынок промышленных товаров, как и потребительский рынок, в целом можно подразделить на огромное количество рынков товаров по отраслевому признаку. Рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных) охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахерские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана), коммунальные услуги (водоснабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир) и прилегающие к ним услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). Наряду с перечисленными этот рынок включает множество других работ и услуг для населения.
Рынок недвижимости охватывает в качестве объекта продаж недвижимость в виде прежде всего двух основных товаров — жилья и земли. Рынок жилья распространяет свое действие на жилые помещения. Купля-продажа жилья — относительно новое явление в бывшей советской экономике, где жилая площадь находилась в основном в государственной и кооперативной собственности и, следовательно, не могла свободно продаваться и покупаться. Существовали лишь обменный рынок и купля-продажа частных домов и квартир. Приватизация и переход к частной собственности значительно расширили возможности купли-продажи жилья, постепенно формируется и рынок жилой площади. Возникли организации, торгующие жильем, квартиры и дома стали объектом продажи на аукционах, биржах.
Рынок непроизводственных зданий и сооружений, имущественных ценностей, используемых в социально-культурной сфере, образует основу рынка недвижимости. Рынок недвижимости частично функционировал в российской экономике советского периода, однако в весьма ограниченных масштабах. Огромный спрос на здания, помещения, имущественные ценности, порождаемый созданием новых организационно-правовых и, в частности, предпринимательских структур наряду с приватизацией объектов государственной собственности, во многом способствовал созданию и расширению зоны действия подобных рынков в России.
Особой категорией рынка недвижимости выступает земля как объект личной собственности, приобретаемой домашними хозяйствами для непроизводственного назначения.
Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ресурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производственные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие, как земля (естественные ресурсы), капитал (инвестиционные ресурсы), труд, и промежуточные, представляемые предприятиями другим предприятиям (полуфабрикаты). Субъектами рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупателями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами. Определенное участие в этом рынке принимает государство. В основе функционирования такого рынка лежат те же принципы, что и в основе функционирования потребительских рынков, но с некоторыми оговорками, вызванными тем, что спрос на ресурсы, предъявляемый фирмами, зависит от спроса на конечные товары и услуги и фактически как бы порождается им, поэтому спрос фирм на производственные факторы принято называть производным спросом. Рынок средств производства может быть назван рынком физического капитала ,в сферу действия которого попадают все материально-технические объекты, участвующие в производстве прямо или косвенно. Поэтому он состоит из трех рынков. Это, во-первых, рынок купли-продажи производственных зданий и сооружений; во-вторых, рынок машин, технологического оборудования, приборов, аппаратов производственного назначения; в-третьих, рынок сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, из которых и посредством которых изготовляется продукция. Рынок рабочей силы — это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Такой рынок корректнее называть рынком труда и рабочих мест. Обладатель рабочей силы, то есть способности к труду, использует на рынке труда право продажи рабочей силы по рыночной цене с закреплением акта купли-продажи в трудовом контракте между нанимателем и наемным работником. В наиболее явной форме рынок рабочей силы проявляется в виде бирж труда. В то же время отдел кадров (служба управления персоналом) любого предприятия, принимающий людей на работу, представляет небольшой рынок труда, рабочей силы. Можно считать, что рынок труда есть любое место, не покупается рабочая сила и продаются рабочие места. Важным экономическим ресурсом, от которого зависит конкурентоспособность и эффективность производства, являются инновации. Поэтому с некоторой степенью условности отнесем к рынку факторов производства рынок инноваций. Это специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. Инновации — особый товар и по содержанию, и по стоимости, и по характеру собственности, что накладывает отпечаток на зону и способы действия рынка инноваций. Формы купли-продажи инновационного продукта во многом находятся в стадии становления. Частью рынка инноваций является рынок патентов и лицензий.
Финансовый рынок отражает спрос и предложение финансовых средств, то есть денег, валюты, акций, облигаций и других ценных бумаг. На рынках такого типа одни деньги и денежные средства продаются за другие.
Рынок ценных бумаг, иначе говоря, фондовый рынок является основной частью финансового рынка и представляет собой форму купли-продажи ценных бумаг. Он подразделяется на первичный рынок, где происходит размещение новых выпусков ценных бумаг, и вторичный, предполагающий перепродажу ценных бумаг. Субъектами первичного рынка выступают инвесторы, сберегатели в лице государства, фирм, населения и эмитенты (продавцы). На вторичном рынке основным дополнительным субъектом выступает посредник — дилер или брокер фирмы. Организационной структурой такого рынка выступает фондовая биржа. Рынок ссудных капиталов представлен в виде продавцов (банков) и покупателей (фирм, населения, государства) кредита. В то же время в качестве продавцов могут выступать население, фирмы, государство, предлагающие свободные денежные средства продавцу в лице банка. Денежный рынок — это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд финансовых учреждений. Основными элементами денежного рынка выступают спрос на деньги и предложение денег. Этими факторами определяется цена ссудного денежного капитала, которым торгуют на денежном рынке. Субъектами этого рынка выступают, с одной стороны, в качестве продавца центральный банк, с другой стороны—предприятия, граждане или государство как покупатели. Особенностью денежного рынка является тот факт, что сделки, происходящие на этом рынке, опосредуются коммерческими банками. Именно они выступают в качестве покупателей от лица предприятий, населения, и в качестве продавцов — от лица центрального банка, когда предлагают деньги на рынке непосредственным покупателям. Рынки срочных контрактов, или фьючерсные рынки, представляют собой важнейший инструмент решения проблемы неопределенности цен и выступают как форма купли-продажи срочных контрактов. Фьючерсные рынки получили развитие в конце 70 — начале 80-х годов XIX века. Вначале появились фьючерсные рынки сельскохозяйственной продукции, когда продавцы заключали сделки на продажу будущих товаров в надежде получить реального клиента и застраховаться от снижения цен, которое неминуемо могло бы произойти в результате увеличения предложения продукции осенью. Впоследствии такие сделки начинают производиться и по другим товарам. В результате товарные рынки начинают делиться на рынки срочных контрактов и обычные рынки товаров.
Дальнейшее развитие фьючерсных рынков приводит к появлению финансовых фьючерсных рынков, где объектами купли-продажи выступают контракты на покупку-продажу векселей, облигаций, фондовых индексов. Необходимость в таком рынке остро проявилась после 70-х годов XX века, когда курс валюты перестал быть стабильным и изменяется в зависимости от состояния экономики той или иной страны. Основными субъектами данного рынка выступают хеджеры, покупатели и продавцы того или иного товара, стремящиеся застраховать себя от снижения или повышения цен, и спекулянты, занимающиеся «игрой» на повышение и понижение цен, что дает возможность получения прибыли. Рынки фьючерсные или рынки срочных контрактов делятся на биржевой рынок и внебиржевой. Биржевой рынок — это совокупность сделок, совершаемых на фондовых и фьючерсных биржах, а также в фондовых и фьючерсных отделах товарных и валютных бирж. Биржа выступает наиболее организованным рынком, что проявляется в наличии механизма эффективных гарантий, допуска к торговле контрактами только высоколиквидных контрактов. Внебиржевой рынок -сделки со срочными контрактами на различные активы, проходящие вне биржи. Он менее организован и получил на Западе название «уличного» рынка. Рынки срочных контрактов включают товарный рынок срочных контрактов, валютный рынок срочных контрактов, рынок срочных контрактов на ценные бумаги, рынок срочных контрактов по процентным ставкам, рынок срочных контрактов на фондовый индекс.
Функционирование рынка товарных срочных контрактов проявляется в сведении в одном месте потребителя и производителя с тем, чтобы они договорились о той цене, по которой определенные товары перейдут из рук в руки в определенные сроки в будущем. Основным продуктом продажи на выступают фьючерсные и форвардные контракты на поставку товаров. Первый в России рынок валютных контрактов был создан в 1992 году на Московской товарной бирже (МТБ). В настоящее время торговля валютными контрактами ведется как на крупнейших международных биржах, так и на свободном рынке в банковской системе. Предметом купли-продажи на таких рынках выступают контракты на поставку валюты в будущем по заранее оговоренной цене. Объектом сделок на рынке срочных контрактов на ценные бумаги выступают пакеты ценных бумаг, которые включены в листинг, то есть отвечают требованиям министерства финансов. Особенностью продаж является продажа ценных бумаг без покрытия, что дает широкую сферу для реализации спекулятивных интересов.
Информационный рынок представляется целесообразным выделить особо. Товаром на подобном рынке выступает специфический продукт — информация, значение которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за последние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной информации. Такой рынок динамично развивается во многих странах, в России же он находится в стадии формирования. Началом создания такого рынка можно считать появление компаний, специализирующихся исключительно на информационном обслуживании, в том числе через Интернет.Рынок духовного, интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. По сути рассмотренный выше рынок инноваций есть часть более обширного рынка интеллектуального продукта, творений человеческой мысли. К рынку интеллектуального продукта следует отнести куплю-продажу услуг культуры, образования, здравоохранения, а также любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности.
Естественно, что все перечисленные типы рынков по функциональному признаку не существуют обособленно, они взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Нарушение равновесия на одном из них может отразиться на остальных и на экономике страны в целом. [1, 256-264]
1.3Хозяйственный механизм рыночной системы
Сущность рынка наиболее подробно раскрывается в его функциях и хозяйственном механизме. Функции тесно переплетаются с механизмом рыночного хозяйствования, образуя единую функционирующую совокупность.
Хозяйственным механизмом называется совокупность организационных структур и конкретных форм хозяйствования, методов управления и правовых норм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся исторической специфики.