Структура и инфраструктура рынка

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность определила цель исследования – изучить рынок, его сущность, функции и роль в жизни общества, а также его структуру и инфраструктуру.
В соответствии с целью определяются следующие задачи:
1. Изучить историю возникновения рынка и хозяйственный механизм рыночной системы.
2. Определить в чем заключается сущность рынка, его функции, что такое рыночная экономика, виды рынков.
3. Изучить инфраструктуру рынка, её основные элементы и функции.
4. Определить роль рыночной инфраструктуры в обеспечении экономического развития страны. Выявить перспективы её развития в России.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 Рыночная экономика
1.1 Понятие рынка и условия его возникновения………………………………….. . 5
1.2 Виды рынков……………………………………………………………………… . 9
1.3 Хозяйственный механизм рыночной системы…………………………………. .17
ГЛАВА 2 Структура и инфраструктура рынка
2.1 Понятие инфраструктуры рынка, её основные элементы и функции…………. .22
2.2 Факторы, оказывающие влияние на формирование инфраструктуры рынка … .30
2.3 Характеристика основных элементов инфраструктуры рынка………………… .32
ГЛАВА 3 Роль рыночной инфраструктуры в обеспечении
экономического развития Страны. Перспективы её
развития в России.
3.1 Формирование инфраструктуры предпринимательства как основа экономического
роста………………………………………………………………………………... .44
3.2 Задачи поддержки научно-образовательной инфраструктуры…………………. .57
3.3 Задачи развития общехозяйственной инфраструктуры…………………………. .61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….65
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….. .68

Файлы: 1 файл

содержание, введение.doc

— 344.00 Кб (Скачать)

Домашнее хозяйство — это единица, состоящая из одного и более человек, функционирующая в потребительском секторе. Домашние хозяйства продают на рынке свой труд и способны продавать принадлежащие им товары в виде земли, ка­питала, имущества, отдельных видов товаров и услуг потребительского назначения. Предметом покупок выступают потребительские товары и услуги, финансовые акти­вы, недвижимость.

Таким образом, рынок оказывается на скрещивании множества дорог, по кото­рым в одну сторону, от продавца к покупателю, движутся продаваемые одними и по­купаемые другими ресурсы, продукция, товары, услуги, а в другую — направляются денежные потоки от покупателей к продавцам в виде платы за купленные товары. [1,241-243]

 

1.2 Виды рынков

 

Наряду с определением степени монополизации как критерия и признака струк­туризации рынков не менее важным представляется разделение их по виду представ­ленного на рынке товара, по объекту купли-продажи. Охарактеризуем разные виды рынков в зависимости от того, что на них продается и покупается, то есть по типу товара, являющегося объектом торговли. При этом будем иметь в виду, что рынок, рассматриваемый как место купли и продажи товаров, может совмещать в себе раз­ные виды рынков. Так, в современном супермаркете можно купить самые разнооб­разные товары, поэтому его можно считать рынком рынков, состоящим из несколь­ких рынков, обычно выделяемых в виде отдельных секций. Вместе с тем выделение и самостоятельное рассмотрение рынка отдельного продукта или группы близких по роду и назначению товаров вовсе не требует, чтобы этот рынок был выгорожен, отде­лен физическими перегородками от рынка других товаров.

В целом рынки можно классифицировать следующим образом:

               рынки потребительских товаров и услуг:

— рынок продовольственных товаров;

— рынок непродовольственных товаров;

— рынок услуг;

               рынки факторов производства:

— рынок рабочей силы (рынок труда);

— рынок средств производства;

— рынок сырья;

               рынки недвижимости:

— рынок жилья;

— рынок земли;

               финансовый рынок:

— фондовый рынок;

— денежный рынок;

— фьючерсный рынок или рынок срочных контрактов;

               информационный рынок;

— рынок духовно-интелектуального продукта.

 

На рынке потребительских товаров происходит купля-продажа предметов потреб­ления. В качестве продавцов на этом рынке выступает производитель, поставляю­щий на рынок товары, в качестве потребителя — домашние хозяйства. Иногда на та­ком рынке покупателями могут быть предприятия, фирмы, государственные организации, приобретающие, например, машины, бытовую технику, канцелярские товары и т.д. Рынок продовольствен­ных товаров, предназначен для продажи продавцами и приобретения покупателями продуктов питания, продовольствия. На этом рынке торгуют всем, чем питаются люди и животные, а также товарами, из которых приготавливается пища. Рынок промышленных

(непродовольственных) потребительских товаров предназна­чен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одеж­ду, обувь, головные уборы, предметы галантереи и парфюмерии, бытовые товары, предметы хозяйственного обихода, мебель, культтовары, книги и письменные при­надлежности, лекарства, отдельные виды строительных материалов, транспортные средства личного и семейного пользования и другие товары аналогичного назначе­ния. Рынок промышленных товаров, как и потребительский рынок, в целом можно подразделить на огромное количество рынков товаров по отраслевому признаку. Рынок услуг (бытовых, коммунальных, информационных) охватывает платные услуги по бытовому обслуживанию населения (прачечные, химчистки, парикмахер­ские, бани, транспортные услуги, услуги связи, охрана), коммунальные услуги (водо­снабжение, теплоснабжение, энергоснабжение, газоснабжение жилищ, обслужива­ние лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир) и прилегающие к ним услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги (справки, реклама, размножение информации, консульти­рование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). Наряду с перечислен­ными этот рынок включает множество других работ и услуг для населения.

Рынок недвижимости охватывает в качестве объекта продаж недвижимость в виде прежде всего двух основных товаров — жилья и земли. Рынок жилья распространяет свое действие на жилые помещения. Купля-продажа жилья — относительно новое явление в бывшей советской экономике, где жилая площадь находилась в основном в государственной и кооперативной собственности и, следовательно, не могла сво­бодно продаваться и покупаться. Существовали лишь обменный рынок и купля-про­дажа частных домов и квартир. Приватизация и переход к частной собственности значительно расширили возможности купли-продажи жилья, постепенно формиру­ется и рынок жилой площади. Возникли организации, торгующие жильем, квартиры и дома стали объектом продажи на аукционах, биржах.

Рынок непроизводственных зданий и сооружений, имущественных ценностей, используемых в социально-культурной сфере, образует основу рынка недвижимос­ти. Рынок недвижимости частично функционировал в российской экономике совет­ского периода, однако в весьма ограниченных масштабах. Огромный спрос на зда­ния, помещения, имущественные ценности, порождаемый созданием новых организационно-правовых и, в частности, предпринимательских структур наряду с приватизацией объектов государственной собственности, во многом способствовал созданию и расширению зоны действия подобных рынков в России.

Особой категорией рынка недвижимости выступает земля как объект личной соб­ственности, приобретаемой домашними хозяйствами для непроизводственного на­значения.

Рынок факторов производства предполагает куплю-продажу экономических ре­сурсов или факторов производства, которые делятся на первичные производствен­ные факторы, представляемые домашними хозяйствами, такие, как земля (естест­венные ресурсы), капитал (инвестиционные ресурсы), труд, и промежуточные, представляемые предприятиями другим предприятиям (полуфабрикаты). Субъекта­ми рынка факторов производства выступают производители, являющиеся покупате­лями факторов производства, и домохозяйства, выступающие продавцами. Опреде­ленное участие в этом рынке принимает государство. В основе функционирования такого рынка лежат те же принципы, что и в основе функционирования потреби­тельских рынков, но с некоторыми оговорками, вызванными тем, что спрос на ре­сурсы, предъявляемый фирмами, зависит от спроса на конечные товары и услуги и фактически как бы порождается им, поэтому спрос фирм на производственные фак­торы принято называть производным спросом. Рынок средств производства может быть назван рынком физического капитала ,в сферу действия которого попадают все материально-технические объекты, участвующие в про­изводстве прямо или косвенно. Поэтому он состоит из трех рынков. Это, во-первых, рынок купли-продажи производственных зданий и сооружений; во-вторых, рынок машин, технологического оборудования, приборов, аппаратов производственного назначения; в-третьих, рынок сырья, материалов, полуфабрикатов, энергии, из ко­торых и посредством которых изготовляется продукция. Рынок рабочей силы — это свободная продажа каждым трудоспособным человеком своих трудовых возможностей и свободный наем работников. Такой рынок кор­ректнее называть рынком труда и рабочих мест. Обладатель рабочей силы, то есть способности к труду, использует на рынке труда право продажи рабочей силы по ры­ночной цене с закреплением акта купли-продажи в трудовом контракте между нани­мателем и наемным работником. В наиболее явной форме рынок рабочей силы про­является в виде бирж труда. В то же время отдел кадров (служба управления пер­соналом) любого предприятия, принимающий людей на работу, представляет небольшой рынок труда, рабочей силы. Можно считать, что рынок труда есть любое место, не покупается рабочая сила и продаются рабочие места. Важным экономическим ресурсом, от которого зависит конкурентоспособность и эффективность производства, являются инновации. Поэтому с некоторой степе­нью условности отнесем к рынку факторов производства рынок инноваций. Это спе­цифическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются техни­ческие и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. Инновации — особый товар и по содержанию, и по стоимости, и по ха­рактеру собственности, что накладывает отпечаток на зону и способы действия рын­ка инноваций. Формы купли-продажи инновационного продукта во многом нахо­дятся в стадии становления. Частью рынка инноваций является рынок патентов и лицензий.

Финансовый рынок отражает спрос и предложение финансовых средств, то есть денег, валюты, акций, облигаций и других ценных бумаг. На рынках такого типа одни деньги и денежные средства продаются за другие.

Рынок ценных бумаг, иначе говоря, фондовый рынок является основной частью финансового рынка и представляет собой форму купли-продажи ценных бумаг. Он подразделяется на первичный рынок, где происходит размещение новых выпусков ценных бумаг, и вторичный, предполагающий перепродажу ценных бумаг. Субъекта­ми первичного рынка выступают инвесторы, сберегатели в лице государства, фирм, населения и эмитенты (продавцы). На вторичном рынке основным дополнительным субъектом выступает посредник — дилер или брокер фирмы. Организационной струк­турой такого рынка выступает фондовая биржа. Рынок ссудных капиталов представлен в виде продавцов (банков) и покупателей (фирм, населения, государства) кредита. В то же время в качестве продавцов могут выступать население, фирмы, государство, предлагающие свободные денежные сред­ства продавцу в лице банка. Денежный рынок — это рынок купли-продажи краткосрочных взаимных ссуд фи­нансовых учреждений. Основными элементами денежного рынка выступают спрос на деньги и предложение денег. Этими факторами определяется цена ссудного денежного капитала, которым торгуют на денежном рынке. Субъектами этого рынка выступают, с одной стороны, в качестве продавца центральный банк, с другой сторо­ны—предприятия, граждане или государство как покупатели. Особенностью денеж­ного рынка является тот факт, что сделки, происходящие на этом рынке, опосреду­ются коммерческими банками. Именно они выступают в качестве покупателей от лица предприятий, населения, и в качестве продавцов — от лица центрального бан­ка, когда предлагают деньги на рынке непосредственным покупателям. Рынки срочных контрактов, или фьючерсные рынки, представляют собой важней­ший инструмент решения проблемы неопределенности цен и выступают как форма купли-продажи срочных контрактов. Фьючерсные рынки получили развитие в кон­це 70 — начале 80-х годов XIX века. Вначале появились фьючерсные рынки сельско­хозяйственной продукции, когда продавцы заключали сделки на продажу будущих товаров в надежде получить реального клиента и застраховаться от снижения цен, которое неминуемо могло бы произойти в результате увеличения предложения про­дукции осенью. Впоследствии такие сделки начинают производиться и по другим товарам. В результате товарные рынки начинают делиться на рынки срочных кон­трактов и обычные рынки товаров.

Дальнейшее развитие фьючерсных рынков приводит к появлению финансовых фьючерсных рынков, где объектами купли-продажи выступают контракты на покуп­ку-продажу векселей, облигаций, фондовых индексов. Необходимость в таком рынке остро проявилась после 70-х годов XX века, когда курс валюты перестал быть стабильным и изменяется в за­висимости от состояния экономики той или иной страны. Основными субъектами данного рынка выступают хеджеры, покупатели и продавцы того или иного товара, стремящиеся застраховать себя от снижения или повышения цен, и спекулянты, за­нимающиеся «игрой» на повышение и понижение цен, что дает возможность полу­чения прибыли. Рынки фьючерсные или рынки срочных контрактов делятся на биржевой рынок и внебиржевой. Биржевой рынок — это совокупность сделок, совершаемых на фондовых и фьючерсных биржах, а также в фондовых и фьючерс­ных отделах товарных и валютных бирж. Биржа выступает наиболее организован­ным рынком, что проявляется в наличии механизма эффективных гарантий, допуска к торговле контрактами только высоколиквидных контрактов. Внебиржевой рынок -сделки со срочными контрактами на различные активы, проходящие вне биржи. Он менее организован и получил на Западе название «уличного» рынка. Рынки срочных контрактов включают товарный рынок срочных контрактов, ва­лютный рынок срочных контрактов, рынок срочных контрактов на ценные бумаги, рынок срочных контрактов по процентным ставкам, рынок срочных контрактов на фондовый индекс.

Функционирование рынка товарных срочных контрактов проявляется в сведении в одном месте потребителя и производителя с тем, чтобы они договорились о той цене, по которой определенные товары перейдут из рук в руки в определенные сроки в буду­щем. Основным продуктом продажи на выступают фьючерсные и фор­вардные контракты на поставку товаров. Первый в Рос­сии рынок валютных контрактов был создан в 1992 году на Московской товарной бирже (МТБ). В настоящее время торговля валютными контрактами ведется как на крупнейших международных биржах, так и на свободном рынке в банковской систе­ме. Предметом купли-продажи на таких рынках выступают контракты на поставку валюты в будущем по заранее оговоренной цене. Объектом сделок на рынке срочных контрактов на ценные бумаги выступают па­кеты ценных бумаг, которые включены в листинг, то есть отвечают требованиям ми­нистерства финансов. Особенностью продаж является продажа ценных бумаг без по­крытия, что дает широкую сферу для реализации спекулятивных интересов.

Информационный рынок представляется целесообразным выделить особо. Това­ром на подобном рынке выступает специфический продукт — информация, значе­ние которой в производстве и общественной жизни чрезвычайно возросло за послед­ние десятилетия. Информационный продукт, понимаемый в широком смысле слова, включает в себя массивы деловой, коммерческой, научной, культурной и иной ин­формации. Такой рынок динамично развивается во многих странах, в России же он находится в стадии формирования. Началом создания такого рынка можно считать появление компаний, специализирующихся исключительно на информационном об­служивании, в том числе через Интернет.Рынок духовного, интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. По сути рас­смотренный выше рынок инноваций есть часть более обширного рынка интеллекту­ального продукта, творений человеческой мысли. К рынку интеллектуального продукта следует отнести куплю-продажу услуг куль­туры, образования, здравоохранения, а также любого информационного продукта, возникающего в результате духовной деятельности.

Естественно, что все перечисленные типы рынков по функциональному признаку не существуют обособленно, они взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Нару­шение равновесия на одном из них может отразиться на остальных и на экономике страны в целом. [1, 256-264]

 

 

1.3Хозяйственный механизм рыночной системы

 

Сущность рынка наиболее подробно раскрывается в его функци­ях и хозяйственном механизме. Функции тесно переплетаются с ме­ханизмом рыночного хозяйствования, образуя единую функциони­рующую совокупность.

Хозяйственным механизмом называется совокупность организа­ционных структур и конкретных форм хозяйствования, методов уп­равления и правовых норм, с помощью которых общество использует экономические законы с учетом складывающейся исторической спе­цифики.

Информация о работе Структура и инфраструктура рынка