Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:03, курсовая работа
Цель работы - выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических методов исследования и экономических законов, регулирующих ее генезис.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть предмет экономической теории
2. Изучить основные функции и методы исследования экономической теории.
Введение 3
Глава 1. Этапы становления и развития экономической теории 5
1.1. Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки. 5
1.2. Меркантилизм 6
1.3. Классическая политическая экономия 8
1.4. Марксизм, линия экономикс и неоклассическая экономическая теория 9
1.5. Развитие экономической теории в России 11
Глава 2. предмет и методология экономической теории 13
2.1. Предмет и функции экономической теории 13
2.2. Экономические категории 17
2.3. Законы экономики 19
2.4. Методология экономической теории 21
Заключение 29
Библиография
Микроэкономический подход, таким образом, близок к методу анализа.
В отличие от этого макроэкономика исследует хозяйственные системы в целом, или так называемые агрегаты (от латинского aggregatus - присоединенный), то есть совокупности экономических единиц. К таким агрегатам относятся мировая экономика, национальное хозяйство, а также крупные подразделения последнего – государственный сектор, домохозяйства (взятые в совокупности), частный сектор и пр. Макроэкономика, базируясь на методе синтеза, оперирует обобщающими, или агрегатными, показателями типа: валовой объем продукции, национальный доход, суммарные расходы. Кроме того в макроэкономическую сферу входит и рассмотрение общих понятий – стоимость, рынок, бюджет, налоги и т.д.
Деление экономической науки на микро- и макросферы не следует абсолютизировать. Они тесно взаимосвязаны. Многие проблемы вторгаются в обе сферы, хотя и на разных уровнях обобщения. Куда, к примеру, отнести вопросы прибыли? Ведь чтобы сравнить доходы двух конкретных заводов (микроэкономика), надо использовать общее понятие прибыли, а его вырабатывает макроэкономика.
Выяснению сущности явлений служат индукция и дедукция. Индукция – движение от частного к общему (накопление, систематизация и обобщение фактов с целью формулирования теорий, положений, принципов). Дедукция – движение от общего к частному. Хотя индукция и дедукция представляют собой противоположные способы исследования экономических явлений, в процессе познания их трудно разделить.
Полезным методом является единство исторического и логического подходов. Его значение состоит в том, что он позволяет не только выяснить происхождение системы и ее элементов, но также обосновать тенденции развития, его этапы. Экономическая теория должна показать явление в развитии, движении, т.е. исторически. В то же время она рассматривает экономические процессы, свободные от случайностей исторического развития, т.е. логически.
Еще один метод – качественный и количественный анализ. Многие экономические процессы, явления развиваются на основе постепенных количественных изменений. Такие изменения могут осуществляться до определенного уровня, называемого мерой количественных изменений. Когда дальнейшие количественные изменения становятся невозможными в рамках имеющегося качества, то они предполагают изменение качественное.
Экономические явления нередко исследуются в рамках системного подхода. Это предполагает рассмотрение изучаемого объекта как системы, как совокупности элементов, взаимосвязанных между собой. При этом данная система может являться элементом системы более высокого порядка (уровня). Системный подход предполагает, что экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причинно-следственных связей.
В группе частных приемов выделяют графические, статистические (например, корреляционный анализ), математические методы (например, линейное и динамическое программирование), моделирование (в том числе с использованием компьютерной техники), сравнительный анализ, практический эксперимент.
Вся совокупность научных методов позволяет выполнять важную задачу — выявлять общие для всех изучаемых систем элементы и признаки, закономерности развития, а также показывать различия между ними. На этой основе во всех разделах курса экономической теории дается сравнительный анализ основных экономических систем, существующих в современном мире.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всех определениях экономической науки со стороны известных и малоизвестных экономистов красной нитью проходит мысль о экономической жизнедеятельности человека или общества в целом, его организационных и управленческих основах, определяющих эффективность производства как основы предмета этой науки.
Экономическая теория как наука занимается изучением того, как люди существуют, развиваются и о чем они думают в своей повседневной жизни. Но предметом ее исследований являются главным образом те побудительные мотивы, которые наиболее сильно и наиболее устойчиво воздействуют на поведение человека в хозяйственной сфере его жизни. Каждый сколько-нибудь достойный человек отдает хозяйственной деятельности лучшие свои качества, и здесь, как и в других областях, он подвержен влиянию личных привязанностей, представлений о долге и преданности высоким идеалам. Правда, самые способные изобретатели и организаторы усовершенствованных методов производства и машин посвящают этому делу все свои силы, движимые скорее благородным духом соревнования, нежели жаждой богатства как такового. Но при всем этом самым устойчивым стимулом к ведению хозяйственной деятельности служит желание получить за нее плату, которая представляет собой материальное вознаграждение за работу. Она затем может быть израсходована на эгоистичные или альтруистические, благородные или низменные цели, и здесь находит свое проявление многосторонность человеческой натуры.
Однако побудительным мотивом выступает определенное количество денег. Именно это определенное и точное денежное измерение самых устойчивых стимулов в хозяйственной жизни позволило экономической науке далеко опередить все другие науки, исследующие человека. Но экономическую науку нельзя приравнять к точным естественным наукам, ибо она имеет дело с постоянно меняющимися, очень тонкими свойствами человеческой натуры.
В данной работе была исследована история зарождения и развития экономической теории. Изучен предмет экономической теории, рассмотрены ее функции, категории и законы, а также методология исследования экономической теории. Таким образом, были решены все поставленные задачи.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. — Киров: «АСА», 2002.
2. Основы экономической теории. Борисов Е. Ф. – М.: Новая волна, 2004.
3. Основы экономической теории. Микроэкономика. Учебник для вузов. Нуриев Р.М. М. Высшая школа. 1996.
4. Основы экономической теории. Борисов Е.Ф. Волков Ф.М. М. Высшая школа. 1993.
5. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. — М.: Юристъ, 2002
6. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2-х томах Макконнелл К.Р., Брю С.Л. — М.: ИНФРА-М, 2001.
7. Экономическая теория: Учебник / Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой.—М.: «Экзамен», 2003.
8. Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., профессора А. И. Добрынина. - М.: ИНФРА-М, 1998.
9. ЭКОНОМИКА. Бином Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. - М.: Кно-рус, 1999.
10. Экономическая теория: Учеб. пособие Борисов Е.Ф.. - М.: Юрайт, 1999.
12 мая 2008 год
31
Информация о работе Становление и развитие экономической теории