Становление и развитие экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 09:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы - выяснить предмет экономической теории, определить сущность экономических методов исследования и экономических законов, регулирующих ее генезис.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть предмет экономической теории
2. Изучить основные функции и методы исследования экономической теории.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Этапы становления и развития экономической теории 5
1.1. Возникновение экономических знаний. Исторический процесс развития экономической науки. 5
1.2. Меркантилизм 6
1.3. Классическая политическая экономия 8
1.4. Марксизм, линия экономикс и неоклассическая экономическая теория 9
1.5. Развитие экономической теории в России 11
Глава 2. предмет и методология экономической теории 13
2.1. Предмет и функции экономической теории 13
2.2. Экономические категории 17
2.3. Законы экономики 19
2.4. Методология экономической теории 21
Заключение 29
Библиография

Файлы: 1 файл

Курсовая Мирошниченко Юля 2008.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

В начале 20-х годов в англо-американской литературе на смену термина "политическая экономия" стал применяться термин "экономикс". В 30-е годы профессор Лондонского университета Л. Роббинс, будучи сторонником маржинализма, дал определение предмета экономике. По его мнению, центральной проблемой экономической науки является распределение редко встречающихся ресурсов (которых не хватает для удовлетворения потребностей) между альтернативными целями. Л. Роббинс рассматривал экономикс вне всякого конкретного социального содержания. Эта теория, на его взгляд, является одним из разделов некой всеобщей науки о рациональной деятельности. В 40-50-х годах подобное понимание предмета становится в экономике общепринятым. В итоге во главу угла в экономике поставлены универсальные проблемы экономической организации и технологии, составляющие основу любого общества. Выделяются три ключевые организационные проблемы: 1) что необходимо производить; 2) как будут создаваться продукты (посредством каких ресурсов и с применением какой технологии), 3) для кого предназначаются блага

Неоклассическая экономическая теория также, как и классики исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Современная экономическая теория - это совокупность разных экономических школ и направлений, распространённых в мире на рубеже 20 - 21 столетий. Условно можно выделить три ведущих направления в современной экономической теории: кейнсианство, институционализм , монетаризм. Эти направления производят анализ динамических процессов в экономике (циклов, инфляции, занятости, изменения экономических структур, в де­нежных измерителях и др.).

 

1.5. Развитие экономической теории в России

 

Особо следовало бы подчеркнуть роль и течение экономической мысли России. Развитие ее начинается с образования всероссийского рынка в XVII в. и тракто­вок известного экономиста и государственного деятеля Ордын-Нашокина (1605-1680 гг.) Его взгляды — проявление русского меркантилизма в централизованном государстве. В последующем экономические воззрения представлены такими уче­ными, как И. Т. Посошков (1652-1726 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), М. М. Сперанский (1772-1839 гг.), а также трудами А. Н. Радищева, А. И. Герце­на, С. Ю. Витте, П. А. Столыпина, Г. В. Плеханова и др. Они обосновывали необ­ходимость рыночных связей между сферами и регионами России на основе прове­дения финансовых, аграрных и промышленных реформ.

Особое место в истории российской экономической мысли занимает марксист­ское направление, которое господствовало с 20-х до 90-х годов двадцатого столе­тия. Монопольное господство марксистских воззрений, как сорняк среди ценных растений, душило прогрессивные экономические трактовки, хотя они и развива­лись. Особую ценность представляют идеи Н. Д. Кондратьева (1891-1938 гг.), раз­работавшего теорию экономических циклов («длинных волн»), А. В. Чаянова (1888-1938 гг.), обосновавшего организационно-производственные направления в экономике и семейно-крестьянском хозяйстве. К сожалению, под влиянием диктатора Сталина многие направления экономических трактовок объявлялись «политически вредными для социализма».

В современный период перестройки экономики в России, демократии и гласнос­ти ученые интегрируют взгляды и достижения отдельных экономических школ при­менительно к экономике переходного периода и становления предпринимательства в рамках специфической российской экономики. Некоторые видные представители этой школы — Е. Гайдар, С. Шаталин, Г. Явлинский и др., обосновывают необхо­димость взаимосвязанного развития микро- и макропроцессов в экономике на осно­ве использования монетаризма и разумного государственного регулирования.

 

 

 

             

Глава 2. Предмет и методология экономической теории.

2.1. Предмет и функции экономической теории

Из предыдущей главы мы увидели, насколько сложным и противоречивым оказался путь к познанию предмета экономической теории.  История экономических учений позволяет прийти к важному заключению. Все школы в той или иной мере исследовали по существу   один общий предмет. Им являются экономические отношения, складывающиеся в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг.

Экономические проблемы существуют и решаются людьми в рамках человеческого общества, в рамках существующей там экономической системы. Экономическая система - это только часть общественного устройства. Общество представляет собой сложную структуру, в которой есть семья, нравственность, производство товаров и услуг, политика, идеология, наука, религия, национальные отношения. Важнейшую часть общественного устройства представляет собой экономическая система данного общества.

Экономическая система - это часть общественной системы, сфера человеческой деятельности, в которой осуществляется производство, обмен, распределение и потребление продуктов, услуг и факторов производства.

Экономическая теория изучает ту часть общественного устройства, которая называется экономической системой.

Но это определение предмета экономической теории является слишком общим. Все экономические науки с разных сторон изучают экономическую систему.

Экономическая теория - это общетеоретическая дисциплина, являющаяся теоретической основой для всех других экономических наук.

Экономическая теория - это также общественная наука, она изучает поведение людей и организаций в экономической системе.

А. Маршалл определил предметом экономической теории “Исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию...”.

П. Самуэльсон в своем знаменитом учебнике “Экономика” пишет: “Экономика - наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей”.

В западных учебниках по экономической теории достаточно распространено понимание предмета экономической теории как изучение редкости, ограниченности ресурсов. Действительно, только в условиях редкости и ограниченности ресурсов, на основе которых создаются блага, возникают проблемы экономического характера. Экономические проблемы не возникают, если объемы благ и ресурсов, с помощью которых удовлетворяются человеческие потребности, неограниченны.

Все определения предмета экономической теории раскрывают его с разных сторон, ибо в них за основу берутся многообразные отдельные аспекты экономической и социальной деятельности людей.

Сегодня наиболее полным можно считать следующее определение предмета экономической теории:

Общая экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование.

Практическая значимость экономической теории в том, что знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию. Экономическая теория должна лежать в основе экономической политики, а через нее - пронизывать область хозяйственной практики. Действие (практика) ведет к знанию, знание - к предвидению, предвидение - к правильному действию.

Экономическая теория - это не набор правил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы. Теория - лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этим инструментом, знание основ экономической теории может помочь каждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях.

Экономическая теория структурно включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (поведение или функционирование национальной экономической системы в целом). В ее составе также можно выделить мезоэкономику (поведение определенных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства) и супермакроэкономику (поведение мировой экономики в целом).

При изучении предмета экономической теории с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования - экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования - экономические явления; субъект исследования - человек, группа людей, государство; предмет исследования - жизнедеятельность "экономического человека", группы людей и государства и их поведение в экономической среде. При этом важно подчеркнуть, что основная задача экономической теории - дать не просто описание экономических явлений, а показать их взаимосвязь и взаимообусловленность, т. е. раскрыть систему экономических явлений, процессов и законов. В этом ее отличие от конкретных экономических дисциплин.

Из существа экономической теории вытекают ее функции: познавательная, прогностическая, практическая и образовательная.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить экономические явления и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальное хозяйство. Зная тенденции (направления) и законы экономического развития, можно лучше предвидеть перспективы хозяйственной деятельности.

Такое изучение начинается с рассмотрения фактов, массовых экономических данных, поведения хозяйствующих субъектов. В экономике все это обозначают как "описательная наука", занимающаяся сбором и накоплением соответствующих фактических материалов.

Нельзя переоценить значение фактов для подлинных научных исследований. Экономическая теория сохраняет научный характер при условии, если опирается на факты - достоверные и типичные для изучаемой социально-экономической жизни. В таком случае факты, как говорится, - "упрямая вещь". К добротному научному материалу относится неопровержимая информация о событиях, цифры, статистические материалы, документа, свидетельские показания, ссылки на авторитетные высказывания ученых, практиков и т.п. Только такие источники информации позволяют избежать ошибочных теоретических построений, оторванных от реальности.

Прогностическая (греч. prognosis - предвидение, предсказание) функция теории означает научное предвидение хода научно-технического и социально-экономического развития на обозримое будущее. Эта функция нужна для того, чтобы помочь предприятиям, и государству заблаговременно учесть последствия намечаемых действий и выбрать наиболее эффективные варианты хозяйственных решений. Чем сложнее становится техника и организация производства, тем настоятельнее необходимо прогнозировать и планировать развитие экономики.

Практическая функция экономической теории состоит в том, чтобы научно обосновывать экономическую политику государства, выявлять принципы и способы рационального хозяйствования. Это позволяет определить, какой должна быть нормальная для определенных условий хозяйственная деятельность предприятий и государства.

Благодаря образовательной функции многие люди самых разных профессий могут овладеть экономической культурой. Жизнь современного человека буквально пронизана экономикой, поэтому предусматривается изучение ее законов и принципов. Экономические знания позволяют людям чувствовать себя увереннее и дают возможность самостоятельно принимать оптимальные хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях (например, при покупке товаров или услуг, найме на работу, размещении своих денежных сбережений и так далее).

Данная функция формирует методологическую основу для почти 50 экономических дисциплин. Среди комплекса экономических наук выделяют отраслевые (экономика промышленности, сельского хозяйства и др.), специальные (экономическая география, экономика природопользования и др.), историко-экономические (история народного хозяйства, история экономической мысли и др.), структурно уровневые (интро-, микро-, макро-, мегаэкономика), инструментарно-аналитические (экономико-математические методы, статистика, анализ хозяйственной деятельности и др.).

2.2. Экономические категории

В экономике, как и в других сферах жизни общества, проявляются определенные объективные связи, принципы, зависимости и закономерности, которые выявляет экономическая теория. Любая теория (в том числе экономическая) – есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира.

Экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны (условия) экономической жизни общества. Категории выражают отдельные формы бытия, условия существования, характеризуют отдельные стороны развития системы экономических отношений. Они отражают в экономической теории не только определенную сторону системы производственных отношений, но и ее связь с соответствующей стороной системы производительных сил. Содержанием последних выступает отношение человека к природе, их взаимодействие. Вещественным содержанием каждой экономической категории является отдельная сторона такого отношения к природе. Поэтому в любой экономической категории отражается диалектическое взаимодействие социально-экономических отношений между людьми (отношений собственности, общественной формы труда) с организационно-производственными и технико-трудовыми связями, с вещественной формой процесса труда, с отношением человека и природы. Игнорирование производительных сил, процесса труда как такового означало бы, что вне круга вопросов экономической теории остается рассмотрение категорий «содержание труда», «рабочая сила», «потребительная стоимость», «процесс труда» и т. п.

Информация о работе Становление и развитие экономической теории