Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа
Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.
1. Занятость и безработица: вопросы теории и практики…………………….2
2. Активная политика занятости на рынке труда ………………………...…...7
3.Основные пути содействия занятости населения……………………….......10
4.Программа социальных реформ о занятости и о безработице………..........12
5.Выводы………………………………………………………………………....15
6.Приложение……………………………………………………………………17
7.Литература……………………………………………………………………..20
Петербургский
Государственный
Университет Путей
Кафедра
«Экономика»
Доклад
«Средства
борьбы государства с безработицей »
Проверил
преподаватель
Глухарев.Л.С. |
Выполнила студентка
Группы ЭУС-802 Бавыкина Г.А. Михневич.А.В. |
Содержание:
1. Занятость и безработица: вопросы теории и практики…………………….2
2. Активная политика занятости на рынке труда ………………………...…...7
3.Основные
пути содействия занятости
4.Программа социальных реформ о занятости и о безработице………..........12
5.Выводы…………………………………………………………
6.Приложение………………………………………………
7.Литература………………………………………………
Занятость и безработица:
вопросы теории и практики
К важнейшим макроэкономических показателям и условиям, характеризующим уровень и качество жизни, относится занятость. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.
Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.
Безработица
(будь то фрикционная, структурная или
циклическая) характеризуется как численность
взрослого трудоспособного населения,
которое не имеет работы и находится в
поисках ее. Общая численность занятых
и безработных составляет рабочую силу.
В рабочую силу включают всех, кто может
трудиться и трудится, кто занимается
домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное
дело, кто ищет работу.
Сюда не входят, разумеется, те
лица, которые не вошли в
Отсюда следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. В США например, 1/5 всей рабочей силы меняет работу каждый год. Занятость остается полной при отсутствии циклической безработицы: для достижения полной занятости в расчет не принимается фрикционная и структурная безработица. Итак, полная занятость не означает отсутствия безработицы.
Не
случайно, как принято в западной
литературе, естественный уровень безработицы
при полной занятости равен сумме
фрикционной и структурной
Для исчисления безработицы используются различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. Экономисты Запада считают вполне нормальным и неизбежным явлением естественный уровень безработицы в пределах до 5—6 %. Если занятость рабочей силы составляет 94—95 %, то это и есть достижение полной занятости трудоспособного населения.
Что касается проблемы занятости в нашей стране, то государство сняло с себя обязанность каждому гарантировать рабочее место. В порядке компенсации определен статус безработного, открыта регистрация безработных, начата выплата пособий, организуется переобучение.
Законодательством о занятости в РФ предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы, т.е. провозглашается демократический принцип добровольности труда. Запрещается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы как законные общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.
Индивидуальный
труд и предпринимательская
На принципах равнодоступности должны иметь место работы по совместительству, временная работа, эпизодические формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Принципиальное значение различных форм организации труда состоит в том, что их раскрепощенность, свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.
Законодательство
о занятости населения
Остановимся на мировом опыте государственного регулирования занятости. В промышленно развитых странах широко используются различные виды социальной помощи безработным, а также различного рода субсидии.
Воздействие государственного регулирования в сфере занятости идет по следующим основным направлениям:
1)
программы по стимулированию
роста занятости и увеличению
числа рабочих мест в
2) программы по подготовке и переподготовке рабочей силы;
3)
программы содействия найму рабочей
силы.
Государственными субсидиями поощряется частичная занятость или работа неполную рабочую неделю.
Для уменьшения безработицы практикуется "досрочный" выход на пенсию. В США, например, в 80-е гг. период трудовой активности был сокращен для 23 % лиц предпенсионного возраста. В Англии было создано 750 тыс. рабочих мест за счет досрочного ухода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она осуществляется несколькими путями: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.
1.
Пособие по безработице. Это
наиболее крупное материальное
вспомоществование. Его
2.
Денежная поддержка. Это
3. Материальная помощь. Если тот или иной человек не работает и не может по какой-либо причине:
а) найти работу;
б) получать пособие и денежную поддержку;
в)
срок получения пособия истек, государство
выделяет безработному и его семье: некоторые
денежные средства; оплачивает некоторые
коммунальные услуги: частично погашает
квартплату; выдаются талоны на питание
и т.д. Все это делается, чтобы поддержать
безработного хотя бы на уровне прожиточного
минимума.
Активная
политика занятости
на рынке труда
Регулирование
занятости — совокупность мер
государственного прямого и косвенного
воздействия на рынок труда с
целью достижения поставленных целей.
Цели регулирования занятости
Регулирование
занятости имеет несколько
-
общегосударственный уровень,
-
региональный уровень,
-
локальный уровень, где
На
всех уровнях регулирование должно
осуществляться на основе общеэкономической
концепции социально
Первая
задача заключается в определении долгосрочной
перспективы, предусматривающей стабилизацию
общего спроса на труд, и уровней скрытой,
частичной безработицы с их последующим
снижением, при эффективном использовании
занятых и более гибком спросе населения
на рабочие места.
Вторая задача, ориентированная на краткосрочную и среднесрочную перспективы, предусматривает воспрепятствование массовому высвобождению потенциальных безработных и резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.
Меры государственного воздействия на рынок труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:
1.
Поддержка индивидуальных
2.
Создание в регионах частных
бюро содействия занятости (
3.
Создание специальных
4.
Организация переобучения
5.
Использование администрациями
регионов права на передачу
части земельного фонда всем
желающих инвесторам (в том числе
иностранным) под
Информация о работе Средства борьбы государства с безработицей