Средства борьбы государства с безработицей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы.

Оглавление

1. Занятость и безработица: вопросы теории и практики…………………….2

2. Активная политика занятости на рынке труда ………………………...…...7

3.Основные пути содействия занятости населения……………………….......10

4.Программа социальных реформ о занятости и о безработице………..........12

5.Выводы………………………………………………………………………....15

6.Приложение……………………………………………………………………17

7.Литература……………………………………………………………………..20

Файлы: 1 файл

завтра.doc

— 109.50 Кб (Скачать)

Петербургский Государственный  Университет Путей                                       Сообщения

Кафедра «Экономика» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Доклад

«Средства борьбы государства с безработицей » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Проверил  преподаватель

Глухарев.Л.С.

Выполнила студентка

Группы  ЭУС-802

Бавыкина  Г.А.

Михневич.А.В.

 
 
 
 
 

                                                              Санкт-Петербург

                                                                      2010 

Содержание:

1. Занятость и безработица: вопросы теории и практики…………………….2

2. Активная политика занятости на рынке труда ………………………...…...7

3.Основные  пути содействия занятости населения……………………….......10

4.Программа  социальных реформ о занятости  и о безработице………..........12

5.Выводы………………………………………………………………………....15

6.Приложение……………………………………………………………………17

7.Литература……………………………………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Занятость и безработица:

                         вопросы теории и практики 

       К важнейшим макроэкономических показателям  и условиям, характеризующим уровень и качество жизни, относится занятость. Под занятостью понимается численность взрослого (старше 16 лет) трудоспособного населения, имеющего работу.

       Проблема  занятости населения — это  проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами. Но не все трудоспособное население имеет работу, есть и безработные. Согласно новому российскому законодательству о занятости населения безработными признаются граждане в трудоспособном возрасте, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированные в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, и которым эта служба не сделала предложений подходящей работы. То есть безработными считаются трудоспособные граждане, не достигшие пенсионного возраста, по независящим от них причинам лишившиеся заработка. Причем, лишь те из них, кому служба занятости не предоставила работу.

       Безработица (будь то фрикционная, структурная или циклическая) характеризуется как численность взрослого трудоспособного населения, которое не имеет работы и находится в поисках ее. Общая численность занятых и безработных составляет рабочую силу. В рабочую силу включают всех, кто может трудиться и трудится, кто занимается домашним хозяйством, кто ведет самостоятельное дело, кто ищет работу. 
 

         Сюда не входят, разумеется, те  лица, которые не вошли в производство (или в трудовую деятельность) по возрасту — дети, или уже  вышли из него по возрасту — пенсионеры,  а также обучающаяся молодежь (школьники, студенты), инвалиды и военнослужащие. Одним словом, те, кто не мог и не должен был работать, а также те, кто не искал работу.

       Отсюда  следует вывод: добиться такого положения, чтобы занято было все трудоспособное население невозможно. Ведь одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют или они сами увольняются, четвертые находятся в поисках работы, т.е. происходит нормальное движение рабочей силы, часть которой на какой-то промежуток времени остается без работы. В США например, 1/5 всей рабочей силы меняет работу каждый год. Занятость остается полной при отсутствии циклической безработицы: для достижения полной занятости в расчет не принимается фрикционная и структурная безработица. Итак, полная занятость не означает отсутствия безработицы.

       Не  случайно, как принято в западной литературе, естественный уровень безработицы  при полной занятости равен сумме  фрикционной и структурной безработицы.

       Для исчисления безработицы используются различные показатели, но общепринятым, в том числе и в Международной организации труда, является норма безработицы. Она определяется как отношение общего количества безработных к численности рабочей силы, выраженное в процентах. Экономисты Запада считают вполне нормальным и неизбежным явлением естественный уровень безработицы в пределах до 5—6 %. Если занятость рабочей силы составляет 94—95 %, то это и есть достижение полной занятости трудоспособного населения.

       Что касается проблемы занятости в нашей стране, то государство сняло с себя обязанность каждому гарантировать рабочее место. В порядке компенсации определен статус безработного, открыта регистрация безработных, начата выплата пособий, организуется переобучение.

       Законодательством о занятости в РФ предусмотрено, что каждый гражданин страны обладает правом добровольного избрания любого не противоречащего законодательству вида общественно полезной деятельности, свободного выбора места и вида работы, т.е. провозглашается демократический принцип добровольности труда. Запрещается административное принуждение людей к труду. В настоящее время легализованы  как законные  общественно признанные формы трудовой деятельности: работы на дому, в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за престарелыми людьми и инвалидами и т.д.

       Индивидуальный  труд и предпринимательская деятельность приобретают статус столь же общественно  признанных форм, как и труд в  общественном производстве. Законом  предусмотрена профессиональная деятельность российских граждан за рубежом.

       На  принципах равнодоступности должны иметь место работы по совместительству, временная работа, эпизодические  формы занятости, работа по гибкому, скользящему графику. Принципиальное значение различных форм организации труда состоит в том, что их раскрепощенность, свобода, гибкость соответствуют духу и принципам рыночной экономики.

       Законодательство  о занятости населения предусматривает  целый комплекс гарантий права на труд и мер по предложению (предоставлению) людям подходящей работы с учетом профессии, стажа, возраста, места жительства.

       Остановимся на мировом опыте государственного регулирования занятости. В промышленно  развитых странах широко используются различные виды социальной помощи безработным, а также различного рода субсидии.

       Воздействие государственного регулирования в сфере занятости идет по следующим основным направлениям:

       1) программы по стимулированию  роста занятости и увеличению  числа рабочих мест в госсекторе;

       2) программы по подготовке и  переподготовке рабочей силы;

       3) программы содействия найму рабочей силы.  

       Государственными  субсидиями поощряется частичная занятость  или работа неполную рабочую неделю.

       Для уменьшения безработицы практикуется "досрочный" выход на пенсию. В  США, например, в 80-е гг. период трудовой активности был сокращен для 23 % лиц предпенсионного возраста. В Англии было создано 750 тыс. рабочих мест за счет досрочного ухода на пенсию. Что касается социальной помощи, то она осуществляется несколькими путями: пособие по безработице, денежная поддержка и материальная помощь.

       1. Пособие по безработице. Это  наиболее крупное материальное  вспомоществование. Его получают  лица, зарегистрированные на бирже  труда, имеющие определенный стаж  работы и вносившие взносы  в фонд по безработице. Кстати, фонд страхования по безработице  формируется из трех источников: обязательные взносы предпринимателей; взносы самих работников; дотации бюджета. И тем не менее, пособие по безработице не обеспечивает прожиточного минимума. В силу целого ряда причин пособие получают, как правило, не более половины безработных. К тому же срок получения пособия по безработице ограничен: в ФРГ — 100 недель, Япония — 40, США — 30.

       2. Денежная поддержка. Это второй  этап финансовой помощи не  имеющим работы. В одних странах  она составляет твердую ставку (например, во Франции), в других, как и пособие по безработице, составляет определенную долю заработка (например, в ФРГ — это примерно 60 %). В некоторых странах, в частности, в США и Японии, денежная поддержка не осуществляется. В отличие от пособия по безработице денежная поддержка носит частичный, разовый характер. 

       3. Материальная помощь. Если тот  или иной человек не работает  и не может по какой-либо  причине:

       а) найти работу;

       б) получать пособие и денежную поддержку;

       в) срок получения пособия истек, государство  выделяет безработному и его семье: некоторые денежные средства; оплачивает некоторые коммунальные услуги: частично погашает квартплату; выдаются талоны на питание и т.д. Все это делается, чтобы поддержать безработного хотя бы на уровне прожиточного минимума. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Активная  политика занятости  на рынке труда 

       Регулирование занятости — совокупность мер  государственного прямого и косвенного воздействия на рынок труда с  целью достижения поставленных целей. Цели регулирования занятости отражают нормативное состояние рынка труда, которого необходимо достичь, решая актуальные проблемы.

       Регулирование занятости имеет несколько уровней:

       - общегосударственный уровень, где  решаются кардинальные социально-экономические  задачи общества, причем большинство  принимаемых решений в той или иной степени отражаются на занятости;

       - региональный уровень, находящийся  в пределах компетенции местных  властей и возможностей соответствующих  бюджетов, где принимаются решения  по вопросам регулирования рынка  труда, включая вопросы сдерживания массового высвобождения работников, расширения социальной помощи безработным и другое;

       - локальный уровень, где осуществляются  взаимоотношения субъектов рынка  труда, конкретного человека с  работодателем, Центром занятости,  местными органами исполнительной власти.

       На  всех уровнях регулирование должно осуществляться на основе общеэкономической  концепции социально ориентированной  рыночной экономики. С этой целью  необходимо решить две наиболее важные задачи регулирования занятости.

       Первая  задача заключается в определении долгосрочной перспективы, предусматривающей стабилизацию общего спроса на труд, и уровней скрытой, частичной безработицы с их последующим снижением, при эффективном использовании занятых и более гибком спросе населения на рабочие места. 
 

       Вторая  задача, ориентированная на краткосрочную  и среднесрочную перспективы, предусматривает  воспрепятствование массовому высвобождению  потенциальных безработных и  резкому увеличению реальной (открытой), в том числе застойной (длительной) безработицы. Здесь также предполагается взаимоувязанное высвобождение работников и создание новых рабочих мест с целью ограничения полного заблокирования процессов рационализации занятости.

       Меры  государственного воздействия на рынок  труда должны быть оценены с позиции учета интересов работников и предпринимателей. Государственное регулирование занятости должно осуществляться по следующим основным направлениям:

       1. Поддержка индивидуальных частных  предпринимателей — ремесленничество, надомный труд и т.д., т.е. занятость, не требующая крупных затрат.

       2. Создание в регионах частных  бюро содействия занятости (без  права признания ищущих работу  в качестве безработных) для  оказания содействия в трудоустройстве  и самостоятельной занятости  элитарным клиентам (т.е. той профессионально подготовленной части населения, которая никогда не обратится в бюро по трудоустройству или за пособием). Создание таких бюро должно быть исключительным правом органов государственной власти субъектов Федерации.

       3. Создание специальных предприятий  для организации общественных работ (средства на оплату труда резервируются за счет регионального фонда занятости, средства на материальные затраты — из региональных и местных бюджетов).

       4. Организация переобучения работников, подлежащих сокращению, — без  прекращения с ними трудового договора. 
 

       5. Использование администрациями  регионов права на передачу  части земельного фонда всем  желающих инвесторам (в том числе  иностранным) под обязательство  создать новые предприятия (новые  рабочие места), материальная и  финансовая поддержка их создания.

Информация о работе Средства борьбы государства с безработицей