Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа
Тема «Спрос и предложение. Механизм установления равновесия» является одной из фундаментальных проблем экономической теории. Необходимо учесть, что экономика есть сложная система отношений экономических агентов. Содержание данных отношений может быть различным в зависимости от целей их взаимодействия. Первоначально спрос и предложение изучается на рынке отдельного товара. В этом случае экономические агенты вступают друг с другом в отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, получения дохода от их реализации. Модель спроса и предложения помогает объяснить сущность товарно-денежных отношений, возникающих между продавцом и покупателем.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.Спрос……………….…………………………………………….........….4
2. Эластичность спроса…………………………………………..…….…..6
3. Предложение……………………………………………………...…..…12
4. Равновесная цена…………………………………………….…..…...…17
5. Механизмы рыночного равновесия………………….…………....…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…......28
При цене, равной Ц0, он предъявил бы спрос на 5 ед. данного блага и при этом получил бы экономию (излишек) своего дохода, которая равна
Ип = (Ц1 – Ц0) + (Ц2 – Ц0) + (Ц3– Ц0) + (Ц4– Ц0).
На графике эта выгода представлена суммой площадей заштрихованных прямоугольников А, Б, В, Г. С пятой единицы продукта потребитель не получает излишка.
Если предположить, что рыночная цена (Ц0) блага равна 800 руб., а каждый последующий уровень цен соответственно повышается, т.е. Ц1 = 4400 руб., Ц2 = 3200 руб., Ц3 = 2100 руб., Ц4 = 1300 руб., то излишек потребителя легко вычислить.
Ип = (4400–800)+(3200–800)+(2100–
Итак, прибыль, или излишек потребителя представляет собой разность между гипотетической суммой цен 4 ед. блага с учетом убывающей его предельной полезности и реальной суммой стоимости 4 ед. этого блага.
3. Предложение
В механизме рыночного равновесия существенную роль играет предложение. Предложение - это не вообще произведенные блага, а только те из них, которые поступают на рынок с целью их продажи по ценам, удовлетворяющим товаропроизводителей. Как и в случае спроса, определяющим стимулом являются цены. Однако если для роста спроса в качестве стимула выступает понижение цен, то для предложения, напротив, сигналом к расширению производства любого товара и, следовательно, его предложения является повышение цен. Чем выше будут цены на определенный товар, тем большую заинтересованность будут проявлять производители в увеличении его выпуска.
Особое место в формировании цены предложения занимают издержки производства. Остановимся на процессе формирования цен предложения и выявлении функциональной зависимости изменения предложения от динамики цен при неизменности прочих условий, а также на обратной зависимости: изменении цен под влиянием сокращения или расширения предложения товаров.
Кривая предложения
Если на оси ординат отложить цены, а на оси абсцисс - количество продукции, предлагаемой товаропроизводителями, то графически можно выразить функциональную зависимость изменения предложения от динамики цен (рис. 5).
Рис. 5. Кривая предложения
Любая точка кривой предложения показывает, какую цену надо заплатить за единицу предлагаемого товара, чтобы данное его количество было предложено рынку.
Восходящий характер кривой предложения отражает действие закона предложения, который заключается в том, что для подавляющей части благ, чем выше будет цена на них, тем большее количество соответствующих благ будет произведено и предложено на рынке. Это обусловлено тем, что выручка, получаемая от реализации товара по более высокой цене, содержит большую долю прибыли, так как издержки производства на его выпуск остались неизменными. Разность между выручкой от реализации товара и его издержками и есть не что иное, как прибыль.
Вогнутый характер кривой
предложения демонстрирует
Обратная функциональная зависимость между предложением и ценой, т.е. когда независимой переменной выступает предложение, а зависимой - цена, выражена на рис. 10.5 посредством смещения кривой предложения в плоскости осей координат (кривые П′ и П″). Смещение кривой предложения вправо означает расширение предложения товара, влево - сокращение его предложения. К тому же это указывает на влияние неценовых факторов на предложение данного товара.
Предложение и величина предложения
В данном случае важно само провоцирование изменения ситуации на рынке со стороны предложения, вне зависимости от факторов, оказавших воздействие на него. При этом также не следует смешивать предложение с величиной предложения. Первое выражает собой направление, положение кривой, тогда как величины предложения представляют собой геометрическое место точек вдоль кривой предложения. Речь идет о том, чтобы отличить скольжение, перемещение по кривой от ее смещения. Если цена изменяется, а другие факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными, то предложение товара не меняется, тогда как происходит изменение количества предлагаемого товара под воздействием ценового фактора (например, движение по кривой предложения П′ от точки А к точке Б ).
Можно сказать, что предложение
выражает функциональную зависимость
между ценой и величиной
Эластичность предложения
Наравне с эластичностью
спроса, которая выражает реакцию
покупателей на изменение цен
на товары и услуги, проявляет себя
и эластичность предложения, которая
характеризует относительные
Эластичность и налоговое время
Эластичность предложения товара зависит от многих факторов: дифференциации индивидуальных затрат на разных предприятиях, степени загрузки производственных мощностей, наличия свободной рабочей силы, быстроты перелива капитала из одной отрасли в другую и т.д.
Предложение, поскольку оно
связано с изменением производственного
процесса, медленнее адаптируется к
изменению цены, чем спрос. Поэтому
при оценке эластичности предложения
необходимо различать три периода:
краткосрочный, среднесрочный и
долгосрочный. В краткосрочном периоде
предприятию не удается добиться
каких-либо изменений в объеме выпускаемой
продукции. В этом случае предложение
является неэластичным. В среднесрочном
периоде предприятие может
Особого внимания заслуживает
налоговая политика государства, и
прежде всего в области косвенных
налогов. Косвенные налоги включаются
в цену товаров и изымаются
в бюджет после реализации последних.
В зависимости от эластичности спроса
и предложения на отдельные виды
товаров и услуг налоговое
бремя будет распределяться по-разному
между производителями и
Рассмотрим случай распределения налогового бремени при эластичном и неэластичном спросе на продукцию. На рис. 6 показано, как изменятся цена и объем продаж после введения налога.
Предложение до введения налога характеризуется линией П, после введения налога - П, т.е. линия предложения сместилась влево вверх на величину налога. Равновесное состояние переместилось из точки К в точку N, что указывает как на повышение цены, так и на сокращение объема продукции. Однако производитель не может установить цену выше равновесной, так как в условиях конкуренции он будет вытеснен с рынка. Единственное, что он может сделать, это поднять цену до равновесного уровня.
Если спрос эластичен, потери производителя будут выше, бремя налога ляжет в основном на него. На рис. 10.6, а выделенный прямоугольник показывает величину налога. Его часть ниже штриховой линии - потери производителя в результате введения налога. Потери покупателя составляют верхнюю часть от штриховой линии этого прямоугольника. Кроме того, производитель будет вынужден сократить производство с Qк до Qn, потеряв часть покупателей своей продукции за счет более высокой цены на нее.
Рис. 6. Распределение налогового бремени между производителями и потребителями в зависимости от эластичности спроса
Если спрос неэластичен (рис. 6, б), налоговое бремя ляжет преимущественно на потребителя. На графике об этом свидетельствует то, что большая часть прямоугольника находится выше штриховой линии. Кроме того, абсолютный размер налога также будет выше при неэластичном спросе. Именно поэтому государство облагает акцизными и другими косвенными налогами товары, спрос на которые неэластичен. На рис. 7 заштрихованные треугольники выделяют стоимость продукции, которая была бы произведена и куплена, если бы государство не ввело налог. Это те потенциальные потребители, которые хотели бы, но не могут купить товар, и те потенциальные производители, которые хотели бы, но не могут произвести его в результате налогового пресса. Это прямое следствие установленного налога и представляет собой потери для общества. Причем эти потери будут тем больше, чем выше эластичность спроса на данный товар.
Рис. 7. Распределение налогового бремени между производителями и потребителями в зависимости от эластичности предложения
Рассмотрим теперь зависимость распределения налогового бремени от эластичности предложения. Эта ситуация отражена на рис. 7 для случаев до и после введения налога. Обратимся опять к выделенным четырехугольникам. При эластичном предложении (рис. 7, а) налоговое бремя ложится в основном на потребителя, рост цены и сокращение объема производства будут значительными, сумма налога будет относительно меньше, чем при неэластичном предложении, потери общества выше. При неэластичном предложении (рис. 7,б) наблюдается обратная картина: основное налоговое бремя несет товаропроизводитель.
4. Равновесная цена
Проведя анализ спроса и
предложения, мы определили понятия
«цена спроса» и «цена
С = П = Цk ∙ Qk,
где С - спрос; П - предложение; Цk - цена товара на данный момент;
Q k - количество реализуемого товара.
Рис. 8. Кривые спроса и предложения. Равновесная цена.
На рисунке 8 точке К соответствует цена равновесия - Цk. Пересечение кривых спроса и предложения свидетельствует о том, что диаметрально противоположные ценовые интересы покупателей и продавцов данного товара совпали. По цене Цk покупатели готовы купить количество товара Qk, а продавцы готовы произвести и продать по этой цене данное количество товара.
Таким образом, цена формируется в результате сбалансированности интересов продавцов и покупателей. Однако совершенно очевидно, что сам уровень цен на соответствующее благо в свою очередь предопределяет масштабы спроса и предложения.
Из сказанного можно сделать вывод о действии такой модели ценообразования, которая устанавливает функциональную зависимость между ценой, с одной стороны, и спросом и предложением - с другой. Эта функциональная зависимость спроса или предложения от изменения цены выражается кривой цен спроса (С) и кривой цен предложения (П). Если на оси ординат откладывать цены, а на оси абсцисс количество спрашиваемого и предлагаемого товара, то кривая С выражает зависимость изменения спроса от динамики цен, а кривая П - зависимость изменения предложения от динамики цен. Спрос находится в обратной, а предложение - в прямой зависимости от изменения цен, о чем свидетельствуют кривые С и П.
Точка равновесия К и равновесная цена (Цk) достигается путем постепенного сближения интересов продавцов и покупателей в результате движения по спирали, изображенной на рис. 9.
Рис. 9. Процесс становления равновесной цены.
В частности, при цене, равной
Ц1,2 покупатели готовы купить данное благо
в количестве Q1, тогда как производители
готовы произвести его в количестве,
равном Q2. При цене Ц3,4 положение
продавцов и покупателей
Равновесная цена указывает на равенство спроса и предложения. Причем в кривых спроса и предложения независимой переменной выступает цена, тогда как зависимыми переменными являются спрос и предложение. Функциональная зависимость цены от спроса и предложения выражается смещением кривых спроса и предложения на плоскости в рамках осей координат.
Если обратиться к уровню цен, выраженному ценой Ц1,2, то разрыв между точками 1 и 2 (на оси абсцисс между Q2,3 и Q1 ) будет означать перепроизводство товаров, равное разности (Q2,3 и Q1). При цене, равной Ц3, напротив, возникает недопроизводство, дефицит товара, выраженный разностью (Q2,3 – Q4,5 ). В первом случае речь идет о перенасыщенном, во втором — о дефицитном товарном рынке.
Равновесная цена и эффективность
Информация о работе Спрос и предложение. Механизм установления равновесных цен