Спрос и предложение. Механизм установления равновесных цен

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 13:13, контрольная работа

Краткое описание

Тема «Спрос и предложение. Механизм установления равновесия» является одной из фундаментальных проблем экономической теории. Необходимо учесть, что экономика есть сложная система отношений экономических агентов. Содержание данных отношений может быть различным в зависимости от целей их взаимодействия. Первоначально спрос и предложение изучается на рынке отдельного товара. В этом случае экономические агенты вступают друг с другом в отношения по поводу производства, распределения, обмена и потребления благ, получения дохода от их реализации. Модель спроса и предложения помогает объяснить сущность товарно-денежных отношений, возникающих между продавцом и покупателем.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1.Спрос……………….…………………………………………….........….4
2. Эластичность спроса…………………………………………..…….…..6
3. Предложение……………………………………………………...…..…12
4. Равновесная цена…………………………………………….…..…...…17
5. Механизмы рыночного равновесия………………….…………....…..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…......28

Файлы: 1 файл

осн часть.docx

— 679.69 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

1.Спрос……………….…………………………………………….........….4

2. Эластичность спроса…………………………………………..…….…..6

3. Предложение……………………………………………………...…..…12

4. Равновесная цена…………………………………………….…..…...…17

5. Механизмы рыночного равновесия………………….…………....…..21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….......….26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..…......28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема «Спрос  и предложение. Механизм  установления равновесия» является одной из фундаментальных проблем экономической теории. Необходимо учесть, что экономика есть сложная система отношений экономических агентов. Содержание данных отношений может быть различным в зависимости от целей их взаимодействия. Первоначально  спрос   и   предложение  изучается на рынке отдельного товара. В этом случае экономические агенты вступают друг с другом в отношения по поводу производства, распределения, обмена  и  потребления благ, получения дохода от их реализации. Модель  спроса   и   предложения  помогает объяснить сущность товарно-денежных отношений, возникающих между продавцом  и  покупателем. Результатом согласованности интересов экономических агентов выступает  цена , которая формируется соотношением  спроса   и   предложения  на рынке по поводу купли- продажи товара. Изучение  механизма  равновесия рынка важно, с точки зрения, возможности достижения  равновесного  положения рынка  и  выявления объективных сил, способных привести к его нарушению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Спрос

 

Теперь, после столь общей  оценки данной теории, перейдем к детальному рассмотрению спроса и предложения. Спрос выражает только потребности, которые подтверждаются платежеспособностью  потребителей. Поэтому в рамках теории спроса потребители — это покупатели, обладающие определенными денежными  средствами. Рынок не признает потребность, не подтвержденную платежеспособностью  покупателя. В связи с этим можно сказать, что потребности - это наши желания и устремления обладать теми или иными благами, тогда как спрос - это наша возможность приобрести эти блага.

Кривая спроса

Рассмотрим взаимосвязь  спроса с ценой, т.е. зависимость  спроса от цены. Отложим на оси абсцисс  объемы продукции Q, на которые предъявляется  спрос, а на оси ординат — цены на данный товар Ц  и проведем линию, выражающую взаимосвязь между  ними (рис.1).

 

Рис. 1. Кривая спроса

Кривая спроса (С) представляет обратную функциональную зависимость  изменения спроса от динамики цены. Поэтому любая кривая спроса сама по себе выражает функциональную зависимость  величины спроса от цены: когда цена движется в одном направлении (в  сторону повышения или понижения), величина спроса изменяется в противоположном  направлении (соответственно в сторону  понижения или повышения). В связи  с этим можно сказать, что величина спроса - это конкретная количественная определенность, диктуемая или навязываемая ценой. Скользя по кривой вверх или вниз и останавливаясь в тех или иных точках, мы можем сказать, что при сложившейся рыночной ситуации данной цене соответствует определенная величина спроса, равная определенному количеству данного блага.

В то же время кривая спроса не выражает обратную функциональную зависимость изменения цены под  воздействием динамики спроса. В противном  случае это означало бы, что с  увеличением спроса цены падают. Это  противоречит закону спроса, который  гласит: понижение цен вызывает рост спроса, а повышение спроса ведет  к росту цен. Поэтому для графического отражения функциональной зависимости  цены от спроса, т.е. когда независимой  переменной выступает спрос, а зависимой  переменной — цена, используют метод  смещения кривой спроса вверх и вправо или вниз и влево. Это обусловлено  тем, что функция спроса меняется тогда, когда изменяются факторы, которые  ранее принимались в качестве постоянных -это изменение величины доходов, вкусов и предпочтений покупателей, качества товара и т.п.

Многие потребители считают, что цена достаточно точно отражает качество товара. На самом деле зависимость «цена - качество» не является столь однозначной. Особое место занимает «эффект Веблена», который означает покупку товаров особого рода по престижным соображениям, что должно свидетельствовать о высоком положении, статусе покупателя. Престижная цена - цена на изделия очень высокого качества, обладающие какими-то особыми, непревзойденными свойствами или признаками. Если потребители перестанут воспринимать товар как уникальный, особенный, то кривая спроса неизменно вернется в исходное положение.

Наконец, на динамику цен, их уровень оказывает воздействие  эффект адаптивных инфляционных ожиданий, который находит свое проявление в нарастающем спросе на продукты в условиях постоянного ожидания роста цен на них.

Спрос и величина спроса

Необходимо различать  спрос и величину спроса. Предположим, что под воздействием тех или  иных факторов (увеличение доходов, ажиотаж, стабилизация или дестабилизация социально-экономической ситуации) происходят изменения в спросе. Допустим, люди стремятся закупить определенный товар впрок. Рынок начнет испытывать давление со стороны покупателей, со стороны спроса. А, как мы уже знаем, кривая спроса должна будет переместиться вверх и вправо, тем самым описывая изменившееся его состояние. В нашем случае изменение спроса вызовет одновременно и повышение цен, и возрастание величины спроса.

В принципе может возникнуть и противоположная ситуация: под  влиянием сокращения спроса произойдет падение и цен, и величины спроса. Обращаясь к графику  (см. рис. 1), можно увидеть два признака, которые указывают, происходит или не происходит изменение спроса. Если кривая спроса остается в своем прежнем состоянии, то любые количественные изменения в приобретении того или иного блага будут свидетельствовать об изменении только величины спроса. Любое смещение кривой спроса свидетельствует об изменении ситуации на рынке со стороны спроса, которое может привести либо к сохранению прежней величины спроса, либо к его увеличению, либо к уменьшению.

 

2. Эластичность спроса

 

Для анализа состояния  рынка того или иного товара немаловажное значение имеет знание реакции спроса на повышение или понижение цены. Причем в данном случае речь идет не просто об общем принципе взаимодействия спроса и цены (это мы уже знаем), а о количественном измерении  чувствительности спроса к изменению  цен. Таким показателем является эластичность спроса по цене, показывающая, на сколько процентов изменится  величина спроса при изменении цены на 1% и при неизменности прочих факторов, влияющих на объем спроса. Данный показатель для краткости довольно часто  называют просто эластичностью спроса. Но при этом все сознают, что имеется  в виду реакция спроса на изменение цен (рис. 2).

Рис. 2. Эластичность спроса

В общем виде данный показатель можно выразить следующей формулой:

где - эластичность спроса по цене; - изменение спроса, %;  - изменение цены, %.

Для определения соответственно числителя и знаменателя вышеуказанной  формулы следует воспользоваться  следующими формулами их вычисления:

где  - первоначальный или базовый объем спроса;  - новый объем спроса; - первоначальная или базовая цена; - новая цена спроса.

Единичная эластичность

В качестве критерия, разграничивающего  блага на обладающие эластичным и  неэластичным спросом, принимается  коэффициент единичной эластичности, когда повышение (понижение) цены на 1% вызовет соответственно сокращение (увеличение) величины спроса на 1%. Блага, имеющие коэффициент эластичности больше единицы, относятся к группе товаров, обладающих высокой эластичностью. Коэффициент эластичности меньше единицы  свидетельствует о недостаточной  или низкой эластичности спроса на эти товары. Целый ряд товаров  обладает чрезвычайно неэластичным спросом.

Дуговая эластичность

 

Во избежание возможных  ошибок при измерении эластичности спроса, сопряженных с неадекватными  показателями эластичности, получаемыми  для одних и тех же точек, в  зависимости от направления изменения  цены, т.е. повышения или понижение  ее, используют расчет дуговой эластичности, которая выражает эластичность спроса между двумя точками как процентное выражение изменения средней  цены и среднего объема спроса.

Исходя из вышеизложенного  можно записать следующую формулу:

где дуговая эластичность; Q – изменение объема спроса; Ц – изменение цены;  - средний объем производства;   - средняя цена.

На эластичность спроса влияет целый ряд факторов. Это прежде всего динамика доходов населения, наличие у данного товара заменителей, удельный вес цены товара в доходе потребителя, срок (отрезок времени), необходимый для принятия решения  о покупке.

Эластичность спроса по доходу

Существует и эластичность спроса по доходу. По мере увеличения доходов  возрастают потребности в услугах  и товарах. Отсюда очевидно, что доход  воздействует на спрос и появляется необходимость в определении  этой зависимости с помощью такого показателя, как эластичность спроса по доходу (Эд). Последняя исчисляется  как отношение процентного изменения  количества продукции, на которую предъявлен спрос, к процентному изменению  дохода:

где и Q – соответственно приращение и средняя величина спроса;   соответственно приращение и средняя величина дохода.

Особенность эластичности спроса по доходу состоит в том, что она  меняет свой знак для некоторых товаров. Для товара, спрос на который с  ростом цен падает, эластичность отрицательная. К таким товарам относят товары низкого качества, недиетические продукты питания, крахмалосодержащие продукты и др. Качественные товары имеют положительную эластичность.

Перекрестная эластичность

Заслуживает внимания и перекрестная (взаимная) эластичность спроса, которая  выражает степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению  цены другого товара. Коэффициент  перекрестной эластичности показывает, на сколько процентов изменится  спрос на данный товар при изменении  цены другого товара на 1%:

где - относительное изменение спроса на товар X; - относительное изменение цены на товар Y.

Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняющими или нейтральными друг к другу. Эти  варианты рассмотрены на рис. 3.

Рис. 3. Зависимость коэффициента перекрестной эластичности от типа товаров

Кривая В (Эxy < 0) характеризует  отрицательную перекрестную эластичность: с ростом цены товара Y объем спроса на товар X сокращается, и наоборот. В этом случае товары являются взаимодополняющими: например, автомобиль и бензин, фотоаппарат  и пленки к нему, магнитофон и  кассеты.

Кривая С (Эxy> 0) отражает положительную перекрестную эластичность: при росте цены товара Y объем  спроса на товар X увеличивается, т.е. происходит как бы переключение спроса с товара Y на товар X.  В таком случае товары являются взаимозаменяемыми (субститутами), например, автобус и метро, конфеты и торты, кофе и чай.

Кривая Д (Э xy = 0) выражает нулевую или близкую к нулевой  перекрестную эластичность: изменение  цены товара Y никак или очень  мало отражается на спросе на товар X. Такие  товары называются независимыми, или  нейтральными, например, рост цен на шляпы вряд ли отразится на спросе на ботинки.

Следовательно, понятие эластичности спроса весьма полезно при изучении реакции потребителей под воздействием тех или иных факторов. В зависимости  от степени эластичности спроса предприниматели  могут прогнозировать и определять поведение своих предприятий.

Проблема изучения спроса - это не только проблема покупателей и продавцов, которые должны владеть достаточной информацией о динамике спроса на производимые товары. Спрос интересует и государственные органы, прежде всего налоговую систему, так как необходимо знать, каким образом может повлиять повышение или понижение налоговых ставок на изменение спроса, что в конечном счете скажется на сокращении или увеличении налоговых поступлений в бюджет. В данном случае речь идет о косвенных налогах, или налогах, которые включаются в цены товаров. Это акцизы на товары малоэластичного спроса (соль, спички), или товары, с точки зрения общества относящиеся к вредным (алкоголь, табак), или налог на добавленную стоимость. Данный аспект эластичности спроса рассматривается ниже во взаимосвязи с эластичностью предложения.

Прибыль потребителя

При изучении цен спроса важное значение имеет выгода потребителя. Прибыль, или излишек, потребителя  представляет собой разность между  максимальной суммой, которую готов  заплатить потребитель за то количество данного блага, на которое он предъявляет  спрос, и фактически заплаченной  суммой. Рассмотрим формирование излишка  потребителя на условном примере (рис. 4).

Рис. 4.Прибыль, или излишек потребителя

Предположим, что на рынке  на какое-то благо установилась определенная цена (Ц0). График кривой спроса мы умышленно  упростили для большей наглядности. Однако если бы цена данного блага  установилась на уровне Ц1, то была бы куплена  всего лишь одна единица блага. Если бы на каждую последующую предельную (дополнительную) единицу блага цены понижались и соответствовали Ц 2, Ц 3, Ц 4, то покупатель насыщал бы свою потребительскую корзину данным благом.

Информация о работе Спрос и предложение. Механизм установления равновесных цен